Разработка урока по истории Казахстана 8 класс тема "Ханство Абылая"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Разработка-конспект урока по истории Казахстана для 8 класса.
Тема "Ханство Абылая".
приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bilyalova_ksp_8_irk_hanstvo_abylaya.docx | 398.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочное планирование ИРК учитель: Билялова А.С.
Класс 8 | № урока | Предмет история Казахстана | Дата | |
Тема занятия | Абылай. Ханство Абылая. | |||
Цель | Познакомятся с жизнью известной исторической личности казахского народа – хана Абылая, узнают о периоде правления и изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления. Развитие функциональной грамотности учащихся (для учителя) | |||
Результаты обучения | Учащиеся продолжат развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, обрабатывать информацию, составлять ОК (опорные конспекты), переносить знания в новую ситуацию. У учащихся формируется целостное представление об истории развития Казахстана в XVIII веке, прослеживают взаимосвязь времени и личности через события. Развивается умение переходить от частностей к общей картине, информационные и коммуникативные навыки учащихся. Проявление патриотизма, толерантности, активной гражданской позиции. | |||
Этапы | Время | Виды заданий и действия участников | Процесс оценивания | Рефлексия этапа |
1.Организационный этап. | 2 минуты | Приветствие учителя.(Здравствуйте ребята. Приятно вас видеть на уроке, как ваше настроение? Отлично, значит начнем нашу работу) На партах вы видите привычный уже вам набор подручного материала. Модераторы группы – (назначаются учителем)(учащиеся группы «А»)- вы знаете свои функции. Ребята! Решите ребус, и вы узнаете, ключевое слово урока. (слайд 2) (слайд 3) Правильно, Абылай. (слайд 4) Тема урока – ханство Абылая – запишите в тетрадях. | - вербальное - формативное | |
2. Кумулятивная беседа(понимание) | 3 минуты | Вы услышали тему урока – кто определит ваши цели и задачи на урок. «Цели и задачи», (ставят учащиеся (кто ставит цель – 1 балл) – учитель - коррекция) (Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа – ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в XVIII веке – Абылаем) – (слайд 5) слово учителя. (Как написал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа. Вот и вы сегодня узнаете о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века после смерти хана Тауке.) | - наблюдение - консультация - формативное | |
3. Опрос прошлой темы (применение) | 3 минуты | (на каждый вопрос – слайд 6, 7,8,9,10) (модераторы групп следят за ответами своих одногруппников – правильный ответ 1 балл в лист взаимооценивания)
5. Назовите дату принятия подданства Росийской империи Младшим жузом (10.10.1731 г.) | - наблюдение - консультация в течение урока - формативное | |
4. работа в группах (анализ) | Абылай хан – это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства. Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перипетиях XVIII века. - Наша работа сегодня будет строиться по плану:
| - формативное (От 1 до 5 баллов по вкладу каждого в работу группы) Взаимооценивание. | ||
5. Защита с аргументами (синтез) | 6 минут | (слайды 12,13,14) Презентация ОК классу. Класс делает заметки в тетради. (тем кто выступает у доски – еще 1 балл) | - формативное | |
6. Творческое задание (оценка) | 5 минут | (слайд 15) Дать характеристику Абылаю – «Синквейн». Желающие могут зачитать. | - вербальное - аплодисменты | |
7. Закрепление (самооценка) | 10 минут | (слайд 16) Учащимся раздаются задания с тремя уровнями сложности. Выполняются по очередности. (слайд 17,18,19) Самопроверка и выставление оценок (ответы на слайдах). | - критериальное | |
8. Оценки 9. Рефлексия | 2 минуты 3 минуты | оценивание – итог модератор группы. учитель может поставить свою оценку – следовательно ученик получит за урок 2 оценки – от группы и учителя. | - Суммативное | |
(слайд 20) На обратной стороне трехуровнего задания написать свои мысли о деятельности на уроке. Что делал, что узнал, чему научился. Самооценка на листах «Олимп успеха» Вывод: Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас. Что вы узнали, чему научились на уроке. Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае – великом хане казахской степи. Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства». Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников. | - самооценка | |||
10. Домашнее задание | 3 минуты | (Слайд 21) Инструктаж по ДЗ. Запись в дневниках – задание на слайде. Параграф 5, документы эпохи - читать, вопросы – устно отвечать, в тетради – «Эссе» - тема: «Роль Абылая в истории Казахстана» (по памятке) | ||
Ресурсы и оснащение | Учебник, тетради, компьютер, интерактивная доска, слайды, листы А3, фломастеры. Листы взаимооценивания (приложение 1), «Олимп успеха» (приложение 2)- по 4 штуки. задание для групп (приложение 3) - для каждой группы. «Трехуровневые задания» (приложение 4), Домашнее задание (приложение 5) – каждому учащемуся. | |||
Анализ дня и прогнозирование изменений к следующим занятиям (саморефлексия учителя по итогам проделанной работы в формате данного урока) |
Приложение1
Лист взаимооценивания
Группа № _____________ Модератор группы___________________________________
№ | Фамилия Имя | Определение группы – 1 балл | Ребус – 1 балл | Цель урока - 1 балл | Опрос ДЗ – 1 балл | Опорный конспект - от 1 до 5 баллов | Защита ОК – выступающий 1 балл | Синквейн – выступающий – 1 балл | Трехуровневое задание от 3 до 5 баллов | Итого баллов | Оценка | Оценка учителя |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 |
Перевод баллов в оценку «5» - от 10 до 16 баллов «4» - от 7 до 9 баллов «3» - от 4 до 6 баллов
Приложение 2
Приложение 3
1 группа Задание: составить опорную схему-конспект
Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар
Сын султана Среднего жуза Уали Абылай (настоящее имя Абилмансур) родился в 1711 г. В 13-летнем возрасте Абылай лишился отца, убитого во время межфеодальных распрей. Он рано поступил на службу к богатому казаху из рода жаксылык. С пятнадцатилетнего возраста Абылай, которого именовали «Сабалак», активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков.
Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абулмамбетом, объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Абылай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет, узнав о благородном происхождении Абылая, делает его своим приближенным и всячески поддерживает его.
При очередном вторжении джунгар 1741 году пытавшийся организовать им сопротивление на реке Ишим Абылай был захвачен в плен. Весной 1743 года его обменяли на другого аманата - «сына хана средней киргиз-кайсацкой орды». Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года.
2 группа Задание: составить хронологическую таблицу
Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае
В конце 1740 г. султан Абылай вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом присягал на верность России в г.Орске.
Весной 1756 года и в июне 1757 года в Семиречье вторглись китайские войска, организатором успешного отпора китайцам стал Абылай, в результате китайцы отступили.
В 1760 г. китайские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, ранее захваченный Джунгарией. Абылай стремился разрешить спорные моменты мирным путем. В 1757-1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая. Абылай хан вступает в подданство Китайской империи, находясь в подданстве России, проводя, таким образом, многовекторную политику, лавируя между двумя крупными государствами.
В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абулмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался.
В 70-х годах XVIII века казахские воины под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям г.Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить налоги. Туркестан, Шымкент, Созак перешли во власть Абылая. В результате международные позиции Казахского ханства значительно укрепились.
3 группа Задание: составить опорную схему-конспект
Казахское ханство в период правления Абылая
После смерти хана Абулмамбета, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмеда Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов.
Хан Абылай (1771 - 1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Успешной была деятельность Абылая внутри государства. Он осуществил ряд нововведений, касающихся усиления ханской власти. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана». Во главе улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов, ограничил власть биев-казы в решении судебных дел. Опираясь на батыров, Абылай создал боеспособную армию, вел борьбу с узбеками, кыргызами, жестоко расправляясь со своими противниками в самом ханстве.
Успешно решал экономические проблемы, поощрял развитие земледелия, содействовал переходу населения на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор к земледелию.
Абылай еще в молодости был прозван мудрым, и получил прозвание «Аруах» (воплотивший дух), ниспосланный Аллахом для свершения великих дел. Абылай при жизни бал причислен к сонму святых и остался в памяти народа олицетворением единства и целостности казахской земли.
Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане.
Приложение 4
Фамилия имя учащегося_________________________________________________
1 уровень ( «3 балла») Задание: Соотнесите правильно:
Правильные ответы | ||||
1 | Начало правления Абылай хана | А | 1757 - 1760 гг. | |
2 | Год рождения Абылая | Б | 1771 г. | |
3 | Абылай попадает в плен к джунгарам | В | 1711 г. | |
4 | Вторжение китайских войск | Г | 1741 г. | |
5 | Принятие подданства России | Д | 1756 г. | |
6 | Принятие подданства Китая | Е | 1740 г. |
2 уровень («4 балла») Задание «Лови ошибку»: Найти в тексте ошибку и исправить ее.
Настоящее имя Абилмансура Абылай. В 17 лет он лишился отца. С 18 лет активно участвует в борьбе казахского народа против монгол. В 1741-1745 годы Абылай находился в плену у китайцев. В 1771 году был провозглашен ханом Среднего жуза. Находился в подданстве Российской империи и Джунгарии, сохраняя независимость Монгольского ханства.
3 уровень («5 баллов») Задание: Выделите новшества, которые ввел Абылай хан в период своего правления - параграф 5, пункт «Казахское ханство в период правления Абылая», стр. 38-39 (работа с учебником)
Нововведения хана Абылая:
1
2
3
4
5
6
Приложение 5
Параграф 5, документы эпохи - читать, вопросы – устно отвечать, в тетради – «Эссе» - тема: «Роль Абылая в истории Казахстана» (по памятке)
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:
1. Когда жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА по истории Казахстана в 10 классе. Тема: Империи в раннем средневековье.
Разработка урока.Тема: Империи в раннем средневековье. цели:1. Выявить признаки и особенности раннесредневековых кочевых империй Тюркского и Западнотюркского каганата.2. Ф...
Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»
Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...
Разработка урока по истории Казахстана по теме:: «Культура саков»
Задачи урока: Образовательная: разобрать тему, выделить основные аспекты развития культуры саковРазвивающая: развитие устной речи, критического и исторического мышления.Воспитательная: воспитыва...
Разработка урока по истории Казахстана в 9 классе по теме: «Голод 1931-1933 годов. Крестьянские восстания».
Тема: Голод 1931-1933 годов. Крестьянские восстания. §20-21. Цель: познакомить учащихся с событиями 1931-1933 годов в Казахстане, которые стали казахстанской трагедией 30-...
Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе. Тема: "Архитектура и искусство IX- XI вв"
Данный урок является первым в разделе "Архитектура и искусство IX- XI в "....