Владимир Святославич. Принятие христианства
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Историческая проблема: Какой исторический путь выбрать российской цивилизации: западноевропейский или византийский, как проявилось византийское влияние на русскую культуру, искусство, политику, мировосприятие людей? Особенности русского православия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_kreshchenie_rusi.docx | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
История России 6 класс.
Тема урока: «Владимир Святославич. Принятие христианства».
Проблемный урок с элементами ролевой игры
Актуальность:
Ролевая игра призвана помочь учителю истории в реализации задач, поставленных образовательными стандартами второго поколения:
1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
2) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
3) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
4) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
http://минобрнауки.рф/документы/336
Цель игры:
- сформировать представление о периоде крещения Руси князем Владимиром,
- закрепить умение работать с историческими документами,
анализировать текст и отвечать на вопросы к документу;
- развивать умение работать в паре, умение приходить к общему
решению;
- воспитать чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому
нашей Родины;
- формирование навыков творческого, не стандартного решения поставленной задачи;
- формирование активной жизненной позиции.
Историческая проблема: Какой исторический путь выбрать российской цивилизации: западноевропейский или византийский, как проявилось византийское влияние на русскую культуру, искусство, политику, мировосприятие людей? Особенности русского православия.
Задачи урока:
- выявить причины принятия христианства на Руси,
- рассмотреть события, в которых проходило приобщение к новой религии,
- проанализировать значение принятия христианства, как для дальнейшего развития Русского государства, так и для каждого русского человека.
Домашнее задание до начала игры:
Домашнее задание для учеников, взявших на себя роль князя Владимира, летописца и монаха:
(для этой роли пригласить учащихся старших классов – 3 человека)
- ознакомиться с ходом игры,
- подготовить речь по предлагаемым учителем материалам,
- подготовить костюм.
Распределение ролей между участниками игры.
Учитель берёт на себя роль эксперта, для пояснения, уточнения, ответа на вопросы учащихся, возникающие по теме в ходе игры, как технического, так и фактического характера.
Ученики, обладающие хорошо поставленной речью и актёрским мастерством выбирается на роли.
Остальные учащиеся: представители от простого народа, заседающие на вече.
Регламент игры.
Урок (45 мин.)
2 мин. – введение в игру, обозначение проблемы
8 мин. работа по первому пункту плана: «Начало правления князя Владимира».
10 мин. работа по второму пункту плана: «Причины принятия христианства».
15 мин. работа по третьему пункту плана: «Крещение Руси».
5 мин. работа по четвертому пункту плана: «Значение принятия христианства».
5 мин. рефлексия, подведение итогов.
Правила и нормы:
- Внимательно слушать выступающих.
- Работая в паре уважительно относиться к собеседнику.
- Задавать уточняющие вопросы эксперту (учителю).
- Обсуждать только то, что относится к сути вопроса, по теме игры.
Ход игры:
1. Введение в проблему:
Учитель озвучивает роли:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы попробуем представить события давно минувших дней. Окажемся с вами на вече – народном собрании, для решения очень важного исторического вопроса: необходимости принятия Русью христианства. К нам в гости пришли учащиеся старшей школы: они помогут нам в реконструкции и исполнят роли князя, летописца и монаха.
А вы все становитесь жителями древнего Киева.
Слово князю.
2.Работа по первому пункту плана: «Начало правления князя Владимира».
Князь:
- Будучи мальчишкой я «...пробегал многие версты, плавал в утренних холодных протоках, поднимал тяжести, метал дротик и учился лучной стрельбе, а изредка и командовал дружиной, учился не бояться дальних походов – переходов по болотному и лесному бездорожью, ходил «за море» - на побережье Балтики, чтобы познакомиться с родней ильменцев – варягами. А отдыхал...охотясь, рыбача, воспитывая в себе терпение...» « На следующий же год после воцарения /пришлось начать/ бесконечную череду войн, итогом которой стало появление крупнейшего государства Европы»1
Князь задумался, обратив свой взгляд на доску, где расположена карта Древнерусского государства.
Учитель:
Ребята, давайте обратимся с вами к учебнику, параграф №5, 1 пункт и узнаем как много походов пришлось совершить князю, чтобы навести порядок в собственном государстве.
Запишем тему урока: «Владимир Святославич. Принятие христианства».
3.Работа по второму пункту плана: «Причины принятия христианства».
Князь:
«И стал .../я.../ княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами.../2 Было это в году 980...
Учитель:
Ребята, как вы думаете, зачем князю отказываться от язычества и принимать единую веру? А что это давало государству Русь? Мы с вами снова обращаемся к параграфу, пункт 2 и записываем в тетради причины принятия Русью христианства:
(в тетрадях:
1. Необходимость объединения племен.
2. Укрепление княжеской власти.
3. Повышение международного авторитета.
4. Приобщение к византийской культуре.)
4.Работа по третьему пункту плана: «Крещение Руси».
Летописец:
Крещению Руси предшествовали следующие события.
(разворачивает свиток и зачитывает)
«...Напала на него /Владимира / слепота, осыпали гнойные язвы, и затужил князь, не зная, что делать. И сказали горожане Анне, что Владимир не видит света; тогда призвала царица имя Господа, так говоря: “Господи, сказавший словами Давида: живущий с помощью Всевышнего в небесных кровах Божиих вселится, а ныне Ты мой заступник, Господи, и защита моя, Бог мой и мой помощник, на Тебя уповаю”. Сказав так, послала она к Владимиру, так говоря:
“Царь Владимир, хочешь избыть болезнь эту — скорее крестись, если не крестишься, то не избавишься от недуга”. Услышав это, ответил Владимир: “Если правда это, то воистину Бог христианский велик”,— и повелел крестить его, утверждая, что к этому призвал его Бог.
Епископ же корсунский и пришедшие с Анной епископы и диаконы, огласив, крестили Владимира в базилике святого Иакова и нарекли ему имя в святом крещении Василий. И свершилось славное чудо: когда наступило время войти в святую купель, он погрузился трижды, и лишь только руку свою возложил на него епископ,— тотчас прозрел, а струпы отпали от тела, как рыбья чешуя, и осветилось лицо его, словно солнце, и осенила его и сила, и Божия благодать, и стал он таким, точно не было у него никогда никакой болезни, и восславил он Бога, сказав: “Познал я теперь Бога истинного”.
Тут увидел он ясно лицо царицы, поцеловал ее, и принял венец, и любил ее выше меры, ибо ее возлюбил и Бог.
Видев же скорое это исцеление, многие вельможи его крестились в церкви Святой Богородицы, а церковь та стояла в Корсуни-граде на месте среди города, где торг был у корсунян; дворец Владимира стоит возле церкви доныне, царицына же палата за алтарем стоит еще и сегодня.
А Владимир, прозрев, возрадовался душою и телом и поставил средь города церковь святого Василия, на горе, называемой Ликофрос, и стоит та церковь доныне.
http://95live.ru/world-history/korsunskaya-legenda.html
По свидетельствам летописей после крещения Владимир сильно изменился, по его приказу бедным людям стали раздавать пищу и одежду бесплатно. Владимир начал строительство на Руси церквей, открыл церковные школы.
Как же проходило крещение на Руси давайте обратимся с вами к тексту документа и сделаем выводы.
(Учащие изучают документ)
Крещение киевлян.
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он
приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу."
Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,
принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.
http://te.zavantag.com/docs/712/index-74601-2.html
Воспоминания неизвестного очевидца крещения Новгорода – может быть, самого епископа Иоакима, или какого-то духовного лица из его свиты.
У большинства новгородцев проповедь новой религии не вызвала сочувствия. Ко времени прибытия в Новгород епископа Иоакима обстановка там была накалена до предела. Противники христианства сумели организоваться и взяли верх в Неревском и Людином концах (в западной части города), захватив в заложники жену и «неких сородников» Добрыни, которые не успели перебраться на другую сторону Волхова... Язычники были настроены весьма решительно – «учиниша вече и закляшася вси не пустити [Добрыню] во град и не дати идолы опровергнути». Напрасно Добрыня увещевал их «лагодными словами» – его не хотели слушать.
Положение княжеской стороны осложнялось тем, что городская знать и жрецы примкнули к народу. В их лице восстание приобрело авторитетных вождей...«ездя всюду, вопил: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Наслушавшись таких речей, рассвирепевшая толпа повалила на Добрынин двор, где содержались под стражей жена и родственники воеводы, и убила всех, кто там находился. После этого все пути к примирению были отрезаны, чего, видимо, и добивались речистые предводители язычников.
Добрыне не оставалось ничего другого, как применить силу. Добрыня с войском на рассвете переплыл Волхов. Оказать непосредственную помощь отряду Путяты было, по-видимому, все-таки непросто, и Добрыня, чтобы отвлечь внимание новгородцев от осады Угоняева двора, приказал зажечь несколько домов на берегу. Для деревянного города пожар был хуже войны. Новгородцы, позабыв обо всем, бросились тушить огонь**. Добрыня без помех вызволил Путяту из осады, а вскоре к воеводе явились новгородские послы с просьбой о мире...
http://sergeytsvetkov.livejournal.com/54288.html
Учащиеся делают вывод: принятие новой религии не везде проходило одинаково где -то мирно, как в Киеве, а где- то «огнем и мечом», как в Новгороде.
5. Работа по четвертому пункту плана: «Значение принятия христианства».
Монах:
Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и
материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал
восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства".
http://sergeytsvetkov.livejournal.com/54288.html
Учитель:
Ребята, мы с вами снова обращаемся к параграфу, пункт 5 и записываем в тетради значение принятия Русью христианства.
(в тетрадях:
- Укрепило государство и власть.
- Сблизило племена.
- Расширило международные связи.
- Привело к развитию письменности, живописи, архитектуры.)
В завершении рассмотрении темы презентация из 5 кадров с хоровым церковным пением «Памятники культуры Киевской Руси»: Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли, фрески и мозаики Софийского собора)
6.Выгружение из игры.
Учитель:
«Ребята, сегодня на уроке истории, мы проиграли с вами очень важные исторические вопросы. Давайте поблагодарим - (Имя), взявшего на себя роль князя Владимира, летописца и монаха. (класс аплодирует). Скажите знания, которые вы получили сегодня, сможете использовать в жизни? Как?».
7.Рефлексия.
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
(Варианты ответов:
научились делать выводы, мне захотелось больше узнать о князе Владимире, я могу самостоятельно выделять главное...)
Домашнее задание:
Учебник А.А.Данилов, Л.Г Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века, §5. Подготовить доклад по теме «Русская православная церковь в Х веке».
Приложения:
1.Организация пространственной среды:
вече
2.Оснащение игры:
На доске записана тема игры: «Владимир Святославич. Принятие христианства», карта: «Древнерусское государство», документ, по каждому на парту, презентация, одежда для исполнителей ролей.
3.Критерии оценки деятельности игроков:
Оценка деятельности игроков делается за качество сделанных выводов на основе учебника и документа, грамотность и лаконичность изложения, соблюдение временных рамок, отведенных на работу.
4.Дидактические материалы для учащихся
1. Слова князя Владимира:
1). Будучи мальчишкой я «...пробегал многие версты, плавал в утренних холодных протоках, поднимал тяжести, метал дротик и учился лучной стрельбе, а изредка и командовал дружиной, учился не бояться дальних походов – переходов по болотному и лесному бездорожью, ходил «за море» - на побережье Балтики, чтобы познакомиться с родней ильменцев – варягами. А отдыхал...охотясь, рыбача, воспитывая в себе терпение...» « На следующий же год после воцарения /пришлось начать/ бесконечную череду войн, итогом которой стало появление крупнейшего государства Европы»1
2). «И стал .../я.../ княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами.../2 Было это в году 980...
2.Слоава летописца:
Крещению Руси предшествовали следующие события.
(разворачивает свиток и зачитывает)
«...Напала на него /Владимира / слепота, осыпали гнойные язвы, и затужил князь, не зная, что делать. И сказали горожане Анне, что Владимир не видит света; тогда призвала царица имя Господа, так говоря: “Господи, сказавший словами Давида: живущий с помощью Всевышнего в небесных кровах Божиих вселится, а ныне Ты мой заступник, Господи, и защита моя, Бог мой и мой помощник, на Тебя уповаю”. Сказав так, послала она к Владимиру, так говоря:
“Царь Владимир, хочешь избыть болезнь эту — скорее крестись, если не крестишься, то не избавишься от недуга”. Услышав это, ответил Владимир: “Если правда это, то воистину Бог христианский велик”,— и повелел крестить его, утверждая, что к этому призвал его Бог.
Епископ же корсунский и пришедшие с Анной епископы и диаконы, огласив, крестили Владимира в базилике святого Иакова и нарекли ему имя в святом крещении Василий. И свершилось славное чудо: когда наступило время войти в святую купель, он погрузился трижды, и лишь только руку свою возложил на него епископ,— тотчас прозрел, а струпы отпали от тела, как рыбья чешуя, и осветилось лицо его, словно солнце, и осенила его и сила, и Божия благодать, и стал он таким, точно не было у него никогда никакой болезни, и восславил он Бога, сказав: “Познал я теперь Бога истинного”.
Тут увидел он ясно лицо царицы, поцеловал ее, и принял венец, и любил ее выше меры, ибо ее возлюбил и Бог.
Видев же скорое это исцеление, многие вельможи его крестились в церкви Святой Богородицы, а церковь та стояла в Корсуни-граде на месте среди города, где торг был у корсунян; дворец Владимира стоит возле церкви доныне, царицына же палата за алтарем стоит еще и сегодня.
А Владимир, прозрев, возрадовался душою и телом и поставил средь города церковь святого Василия, на горе, называемой Ликофрос, и стоит та церковь доныне.
По свидетельствам летописей после крещения Владимир сильно изменился, по его приказу бедным людям стали раздавать пищу и одежду бесплатно. Владимир начал строительство на Руси церквей, открыл церковные школы.
Как же проходило крещение на Руси давайте обратимся с вами к тексту документа и сделаем выводы.
3. Документ для учащихся:
Крещение киевлян.
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он
приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу."
Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,
принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.
http://te.zavantag.com/docs/712/index-74601-2.html
Воспоминания неизвестного очевидца крещения Новгорода – может быть, самого епископа Иоакима, или какого-то духовного лица из его свиты.
У большинства новгородцев проповедь новой религии не вызвала сочувствия. Ко времени прибытия в Новгород епископа Иоакима обстановка там была накалена до предела. Противники христианства сумели организоваться и взяли верх в Неревском и Людином концах (в западной части города), захватив в заложники жену и «неких сородников» Добрыни, которые не успели перебраться на другую сторону Волхова... Язычники были настроены весьма решительно – «учиниша вече и закляшася вси не пустити [Добрыню] во град и не дати идолы опровергнути». Напрасно Добрыня увещевал их «лагодными словами» – его не хотели слушать.
Положение княжеской стороны осложнялось тем, что городская знать и жрецы примкнули к народу. В их лице восстание приобрело авторитетных вождей...«ездя всюду, вопил: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Наслушавшись таких речей, рассвирепевшая толпа повалила на Добрынин двор, где содержались под стражей жена и родственники воеводы, и убила всех, кто там находился. После этого все пути к примирению были отрезаны, чего, видимо, и добивались речистые предводители язычников.
Добрыне не оставалось ничего другого, как применить силу. Добрыня с войском на рассвете переплыл Волхов. Оказать непосредственную помощь отряду Путяты было, по-видимому, все-таки непросто, и Добрыня, чтобы отвлечь внимание новгородцев от осады Угоняева двора, приказал зажечь несколько домов на берегу. Для деревянного города пожар был хуже войны. Новгородцы, позабыв обо всем, бросились тушить огонь**. Добрыня без помех вызволил Путяту из осады, а вскоре к воеводе явились новгородские послы с просьбой о мире...
http://sergeytsvetkov.livejournal.com/54288.html
4. Слова монаха:
Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и
материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал
восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства".
Литература:
- Ю.Н. Лубченков, Г.В. Клокова. Древняя Русь. С древнейших времен до 1462 года. Т.1, М. 1998.
- Повесть временных лет.( электронное приложение к учебнику)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему:"Владимир Святославич. Принятие христианства" (6 класс. История России)
Конспект открытого урока и презентация по итории России, 6 класс....
Урок конспект "Владимир Святославич" Принятие христианства
Принятие христианства...
Владимир Святославич. Принятие христианства.
Владимир Святославич. Принятие христианства....
Конспект урока истории "Владимир Святославич. Принятие христианства"
Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, объяснить, почему на Руси установилось двоеверие, сохранившееся до наших дней.Продолжить формирование умения анализировать истор...
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...
Технологическая карта урока « Владимир Святославич. Принятие христианства». Класс 6 ФГОС ООО
Технологическая карта урока Предмет история Класс 6Базовый учебник:...
Урок. Владимир Святославич. Принятие христианства
Урок построен в соответствии с принципами личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, целям и задачам урока соответствовали следующие способы и формы организации деятельности учащи...