Урок конспект "Владимир Святославич" Принятие христианства
презентация к уроку по истории на тему
Принятие христианства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок конспект | 94.05 КБ |
Стихотворение к уроку | 81.28 КБ |
vdad._svyatosl._prinyatie_hristianstva_2.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-конспект
учителя истории
МБОУ СОШ №5 г. Кашина Тверской области
Александровой Татьяны Евгеньевны
Тема: «Владимир Святославич».
Принятие христианства.
(Базовый уровень). Работа в малых группах.
Цели:
- сформировать знания о деятельности Владимира Святославича;
- тренировать умение работать с текстом, картой, как источником новых знаний;
- тренировать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свою деятельность;
- тренировать коммуникативные умения;
- слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
Основные понятия православие, христианство, митрополит, епископ, духовенство белое и черное.
Важные даты: 988 г., X в., 980-1015 гг.
Оборудование: карта «Образование Древнерусского государства», учебник А.А. Данилова и П.Г. Косулиной, презентация «Владимир Святославич. Принятие христианства». Стихотворение, эвристическая беседа, мультимедийный комплекс.
Ход урока.
I этап. Организационный.
Разминка. (3 мин.)
- Древнерусское государство образовалось во II половине IX века.
- Рюрик - основатель княживший на Руси династии Рюриковичей.
- Игорь объединитель 2-х центров Киева и Новгорода.
- Владимир изгнал Ярополка и стал княжить в Киеве (ответы открыть на доске).
Проверка выполнения заданий (1101).
2. Продолжи ряд.
2.1. Ярополк, Олег… (Владимир) Почему?
2.2. Ислам, буддизм … (христианство) Почему?
3. Кто лишний в этом ряду.
3.1. Аскольд, Дир, Ольга, (Святослав) Почему?
II этап. Погружение в ситуацию и формирование проблемы урока (вызов).
Учитель:
- Прослушайте стихотворение.
- Назовите тему урока (запишите в тетрадь).
- Что вы знаете о христианстве.
- Чтобы вы хотели узнать.
- Какими способами вы будете достигать цель.
Какие средства вы будете использовать для достижения цели.
(4 мин.)
Вступительное слово учителя.
После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в этой борьбе одержал Владимир. Народ высоко оценил деятельность князя Владимира, назвав его Святым, Крестителем, Красное солнышко. Так ли это. Подумайте. (Проблемное задание написать на доске).
III этап. Организация работы над проблемой в группах: формирование версий и их предъявление (осмысление). (30 мин.)
Сообщение учащихся о князе Владимире. На основании рассказа ответьте на вопросы:
- Какие земли вошли в состав русского государства;
- Какие племена подчинил князь Владимир (вятичи, родимичи);
- Какое княжество покорил (Полоцкое);
- В какие земли возглавил поход (Волжская Булгария);
- Какие города отвоевал у Польши (Червень, Перемышль).
Работа с картой, взаимопомощь. Работа с настенной картой.
Назовите основные направления внешней политики князя Владимира? Слайд № 2.
Сравните размеры Древнерусского государства при князьях Святославе и Владимире (беседа с учащимися).
Работа с настенной картой.
Сравните политику князя Владимира и князя Святослава? (беседа с учащимися).
Учитель:
С 980 года Владимир Святославич становится единовластным правителем Руси. Он завершил объединение русских земель, и решает провести языческую реформу, стремясь поднять древние верования до уровня государственной религии. Он приказывает поставить деревянных идолов 6 богов. Назовите этих богов. Проверим. Слайд № 3.
Верховным богом являлся Перун. Давая понять, что Перун является главным среди богов, так же как князь Киевский среди славян. Слайд № 4.
Как вы думаете, все ли племена были довольны этой реформой?
Ответ учащихся.
(Нет! Не довольны приниженным состоянием своих главных божеств и возвышением Перуна, которому поклонялись Киевские дружинники). Слайд № 5.
Учитель: Однако эта реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир Святославич.
Учитель: Как вы думаете почему?
Ответ: Удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу он увидел … (продолжите мою мысль). (В новой религии).
Учитель: Но как он пришел к такому решению о выборе веры? (беседа с учащимися).
Учитель: А он обратился к опыту соседних стран.
Слайд № 6.
Учитель: Какую веру выбрал князь Владимир? Почему?
Проговаривают ответы:
- Русь поддерживала тесные связи с Византией;
- это была самая могущественная держава в Европе;
- власть императора в Византии была неограниченной;
- церковь способствовала ее укреплению, к тому же она полностью зависела от императора;
- укрепление международного авторитета Руси.
Учитель:
Давайте проверим, правы ли вы. Слайд № 7-15. Так по легенде совершился выбор веры. Владимир принимает решение крестить Русь. И этому предшествовали следующие события. Какие? Проговаривают ответы, дополняют друг друга.
Учащиеся: Работа с учебником стр. 39. Проговаривают ответы, дополняют друг друга.
Учитель: Владимир сдержал свое слово, однако император не спешил выполнять свои обещания. И что же тогда сделал Владимир?
Учащиеся: работа с учебником стр. 39 (отвечаем на вопрос) слайд № 16, работа с картой в учебнике, работа с настенной картой, взаимопроверка.
Так состоялось крещение Владимира и бракосочетание Анны. Слайд № 19.
Вот как описывает летопись «Повесть временных лет» о крещении Руси. (самостоятельное чтение документа стр. 42). Слайды.
Вопросы к документу.
Учитель: В 988 году Владимир принял крещение, женился на Анне. Слайд № 17.
Учитель: Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. Как же это было? Слайды № 18, 19, 20.
Учащиеся: работа с документом стр. 42 «Летопись нам рассказывает». Слайды № 21, 22, 23, 24, 25.
Слайды № 26, 27. Крещение Новгорода.
Учитель: Сравните, как проходило крещение в Киеве и в Новгороде?
Учащиеся: В Киеве добровольно, а в Новгороде принудительным, насильственным путем.
Учитель: Северо-Восточная Русь приняла христианство только в XI веке, а окончательно христианство на Руси утвердилось в конце XIвека. Чтобы не было социального взрыва, князь Владимир поступил мудро. Он сохранил некоторые праздники языческие:
- проводы русской зимы Масленица;
- праздник Ивана Купалы – приход лета;
- поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка;
- вместо Велеса - святой Власий.
Учитель: По свидетельствам летописей Владимир после крещения очень сильно изменился. Каким он стал? Докажите. Слайд № 29.
Учащиеся: работа с учебником стр. 40-41. Ответ на вопрос проговаривают.
Учитель: Православная церковь. Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.
Учащиеся: самостоятельно прочитать стр. 41, составить в тетради схему «Иерархическая лестница духовенства на Руси». Ученик выполняет это задание на доске.
Проверка выполнения задания. Слайд № 30.
Учитель: Какое значение имело принятие христианства на Руси?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Давайте сравним. Слайд № 31.
Ответ учащихся на проблемный вопрос. (беседа)
Самопроверка:
IV этап. Учебная и личностная рефлексия. (5 мин.) Подведение итогов урока. Самооценка.
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель вы поставили перед собой?
- Вы достигли поставленной цели?
- С какими затруднениями столкнулись?
- Оцените свою работу.
Если вы при выполнении самостоятельной работы не допустили ошибок, то поднимите зеленую карточку; 1-2 ошибки – желтую; более 2 ошибок – красную. Высказываются по заданным направлениям.
V этап. Домашнее задание. § № 5, вопросы к §, обратить внимание на значение принятия христианства.
Творческие задания: подготовить сообщение о Ярославе Мудром.
* Какую роль играет православная религия в наше время? – эссе.
Предварительный просмотр:
Сегодня – день Крещения Руси …
День православия, день божьей благодати.
Вздымая руки к небу: - Господи, спаси!
Через сомнения в душе … мы стелем гати…
Когда-то … князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесённой с Византии …
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России.
Во время смуты или тягостных годин
Колоколов церковных всем милее звуки …
Простолюдин по крови ты, иль – дворянин,
Нательный крестик помогал ослабить муки.
Руси защитникам: солдату, офицеру,
Лишь звуки музыки послышатся едва …
Текст – «… за Царя, за Родину, за Веру …»
Не просто громкие, - священные слова.
Храня историю, той … Киевской Руси,
Мы собираем веры истинной … обломки …
Уже одиннадцатый век … нам крест нести
Дай, Бог, помогут … православные потомки …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внешняя политика князя Владимира Западное направление Восточное направление
Русь языческая. Язычество – многобожие. Основные божества: Сварог-бог вселенной, бог огня. Дажьбог – бог огня. Стрибог – бог ветра. Перун –бог грома, молнии. Ярило – бог плодородия, бог солнца. Купала – бог лета. Мокошь ( Макошь )- богиня плодородия .
Религиозная реформа 980 г. И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога , Стрибога , Симаргла и Мокошь .
Причины неудачи религиозной реформы. 1)Новые представления о старых богах не усваивались населением. 2)Для создания единого пантеона славянских божеств требовалось длительно время. 3)Язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия).
Русь поддерживала тесные связи с Византией; Это была самая могущественная держава в Европе; Власть императора в Византии была не ограниченной; Церковь способствовала ее укреплению, она полностью зависела от императора; Укрепление международного авторитета Руси. Почему выбрал князь Владимир ХРИСТИАНСТВО?
Владимир посылает послов
Незабываемая красота Карпущенко В.Н. Византийский прием.
Причины крещения Руси. Необходимость объединения славянских племён. Удерживать под властью князя все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Оправдание социального неравенства. Повышение международного авторитета. Приобщение к византийской культуре.
Утро крещения Руси
События перед крещением
Крещение Новгорода.
Духовенство: Церковный устав (принят при Владимире) Церковь получила широкие права. Десятая часть отдавалась всех доходов отдавалась церкви. Церковь имела свой суд. Церковные суды судили за преступления против веры - ереси, языческие моления, а так же все проступки нравственного характера.
Значение принятия христианства. Изменило быт наших далеких предков и их нравы. Сохранило некоторые языческие праздники, что бы применить славян с новой религией. Сближение славянских и финских племён и приобщение к ценностям христианства. Расширение международных связей и сотрудничество с христианскими государствами Европы. Развитие письменности, фресковой живописи, каменной архитектуры, иконопись,. Удар по родовым обычаям (кровная месть, жертвоприношения, многоженство и другие языческие традиции). Духовенство призывало оказывать помощь убогим и нищим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе на тему: «Князь Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение»
Крещение Руси - это одно из важнейших событий в истории нашей страны. Данный урок в 6 классе позволяет раскрыть основные этапы принятия христианства на Руси....
урок истории в 6 классе по теме: "Принятие христианства на Руси"
Целью данного урока было: 1. Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославовича. Объяснить причины и значение принятия христианства на Руси. 2. Воспитывать уважение к истории и прош...
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...
Презентация и конспект урока на тему:"Владимир Святославич. Принятие христианства" (6 класс. История России)
Конспект открытого урока и презентация по итории России, 6 класс....
Разработка урока "Князь Владимир и принятие христианства"
Методическая разработка урока включает в себя конспект урока, презентацию и приложения для распечатки...
Презентация к уроку "Рапостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"
Мультимедийная презентация к уроку кубановедения в 6 классе "Распостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"...
План урока по теме "Христианство в Великобритании"
Данный урок английского языка содержит аутентичный материал по истории появления христианства в Великобритании, полученный в ходе образовательной поездки молодых учителей английского языка Краснодарск...