Урок истории 7 класс "Предпосылки петровских преобразований"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Королева Альбина Юсуфовна

Разработка урока по истории 7 класс, по теме "Предпосылки петровских преобразований"

Также имеется два приложения к плану урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrovskie_reformy.doc29 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx2.03 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предпосылки петровских преобразований

Цели:

Обучающие:

  • охарактеризовать государственные реформы Петра I,
  • определить цель и итоги реформирования государственного управления.

Развивающие:

  • развивать умение делать выводы,

Воспитательные:

  • развитие чувства патриотизма и толерантности.

Задачи: усвоить понятия: Сенат, коллегии, аристократия, абсолютизм, Синод, табель о рангах.

Оборудование: 

  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России. Конец XVI–XVIII вв.” 7 класс,
  • презентация по теме урока (Приложение 1),
  • тесты (Приложение 2)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Учащимся раздают карточки с заданиями и после их выполнения осуществляется самопроверка (Слайд 1).

II. Вступительное слово учителя

(Слайд 2)

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение Эпохи Петра I и его личности. Мы уже познакомились на прошлом уроке с биографией Петра I и сегодня нам еще расскажут некоторые интересные факты, связанные с его деятельностью.

Доклады учащихся. (Слайд 3, 4)

На предыдущем уроке мы познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр I не прекращал работу по реформированию государства.

Знакомство класса с целями, планом и ходом урока. (Слайд 5, 6, 7) 
Выяснение предпосылок петровских преобразований.
(Слайд 8, 9)

III. Самостоятельная работа по учебнику, заполнение таблицы

(Слайд 10)

IV. Обсуждение материала по итогам самостоятельной работы

(Слайд 11–26)

V. “Дело царевича Алексея”

(Слайд 27)

VI. Заключение

Значение петровских преобразований. (Слайд 28)

VII. Домашнее задание

(Слайд 29)

Список использованной литературы:

  1. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России. Конец XVI–XVIII вв.”. – М.: Просвещение, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

I вариант II вариант Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 в е ж а б г д 1 2 3 4 5 6 7 в д е ж а г б

Слайд 2

Реформы Петра I

Слайд 3

( 1682 - 1725) Петр I

Слайд 4

Портрет Петра I. Поль Деларош (1838) Слепок руки царя Петра (Государственный Исторический Музей) Царь Пётр I за работой

Слайд 5

Охарактеризовать реформы Петра I , определив их предпосылки, содержание и значение. Цель

Слайд 6

Предпосылки петровских преобразований; Реформа центрального управления; Указ о единонаследии. Табель о рангах; Областная реформа; Реформа городского управления; Церковная реформа; Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея»; Значение петровских преобразований. План:

Слайд 7

Работа над новым материалом, работа в группах, заполнение таблицы. Россия, как и другие страны Европы XVII века, встала на путь модернизации.Начало этому процессу положили реформы Петра- I , охватившие многие сферы жизни общества. Ход урока

Слайд 8

Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельность всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течение всего периода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь страны. Однако чем глобальней личность и свершаемые ею деяния, тем больше споров возникает вокруг нее. Оценка деятельности Петра изначально была противоречивой. В современной исторической науке существуют следующие точки зрения на этот счет: У Петра I не было продуманного, специально разработанного плана проведения реформ, а потому указы и предписания часто противоречили, а порой упраздняли друг друга. Реформы Петра есть продолжение изменений в обществе, начавшихся еще в XVII веке, особенно при царе Алексее Михайловиче. Петр силой своего характера лишь) корил процессы преобразований. Петровские реформы возникли под воздействием военных событий в истории из 36 лет царствования Петра 28 лет Россия воевала. И тем не менее все историки сходятся) мнении, что именно с Петра начинается активная последовательная политика вмешательства государства в экономическую, гражданскую, бытовую жизнь народа. Реформы Петра I

Слайд 10

1 группа – стр. 115 – 116 – реформа центрального управления; 2 группа – стр. 116 – 117 – указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа 3 группа – стр.117 – 118 – реформа городского управления, церковная реформа Задание Реформа Содержание Значение

Слайд 11

Реформа Содержание Значение Центрального управления 1711 г. – Сенат (высший орган законодательной, судебной и исполнительной власти). Во главе – генерал-прокурор 1718 г. – 11 коллегий

Слайд 12

Реформа Содержание Значение Центрального управления 1711 г. – Сенат (высший орган законодательной, судебной и исполнительной власти). Во главе – генерал-прокурор 1718 г. – 11 коллегий Централизация и упорядочение власти Принцип коллегиальности в управлении

Слайд 14

Петровские коллегии Название Компетенция 1. Военная коллегия Армия 2. Адмиралтейств - коллегия Флот 3. Коллегия чужестранных (иностранных) дел Внешняя политика 4. Берг - коллегия Тяжелая промышленность 5. Мануфактур - коллегия Легкая промышленность 6. Коммерц - коллегия Торговля 7. Камер - коллегия Государственные доходы 8. Штатс – контор - коллегия Государственные расходы 9. Ревизион -коллегия Контроль за финансами 10. Юстиц - коллегия Контроль за судопроизводством 11. Вотчинная коллегия Землевладение 12. Главный магистрат Городское управление

Слайд 15

Реформа Содержание Значение Феодального сословия 1714 г. – указ о единонаследии (поместья = вотчины)

Слайд 16

Реформа Содержание Значение Феодального сословия 1714 г. – указ о единонаследии (поместья = вотчины) Мобилизация дворянства на государственную службу, уравнение в правах дворян и бояр

Слайд 17

ВОТЧИНА = ПОМЕСТЬЕ Аристократия – родовая знать. Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Слайд 18

Реформа Содержание Значение Государственной службы 1722 г. – принятие «Табели о рангах» «Табель о рангах» - государственный закон, определявший порядок прохождения службы по принципу занятия государственных должностей по заслугам и способностям

Слайд 19

Реформа Содержание Значение Государственной службы 1722 г. – принятие «Табели о рангах» Продвижение по службе зависело от выслуги, образования, ума и т.д.Выходцы из низов могли получить дворянство на гражданской или военной службе. Число дворян выросло в 5 раз «Табель о рангах» - государственный закон, определявший порядок прохождения службы по принципу занятия государственных должностей по заслугам и способностям

Слайд 20

« Табель о рангах » гражданскую придворную военную ввела систему иерархии чиновников (14 классов) принцип личной выслуги и заслуг

Слайд 21

Реформа Содержание Значение Местного управления (областная) 1708 – 1710 гг. – страна разделена на губернии, провинции, уезды 8 Губернии (губернатор) 50 провинций (воевода) Уезды (воевода, земский комиссар)

Слайд 22

Реформа Содержание Значение Местного управления (областная) 1708 – 1710 гг. – страна разделена на губернии, провинции, уезды Упорядочение местного управления 8 Губернии (губернатор) 50 провинций (воевода) Уезды (воевода, земский комиссар)

Слайд 23

Реформа Содержание Значение Городского управления 1720 - Создание выборных органов самоуправления в городах (городские магистраты)

Слайд 24

Реформа Содержание Значение Городского управления 1720 - Создание выборных органов самоуправления в городах (городские магистраты) Предоставление посадским большей свободы, активизация их занятий на благо государства

Слайд 25

Реформа Содержание Значение Церковная 1722 г. – уничтожение патриаршества. Создание Синода – органа управления православной церковью во главе с чиновником. Отмена тайны исповеди ПАТРИАРХ Обер-прокурор Синода

Слайд 26

Реформа Содержание Значение Церковная 1722 г. – уничтожение патриаршества. Создание Синода – органа управления православной церковью во главе с чиновником. Отмена тайны исповеди Подчинение церкви государству. ПАТРИАРХ Обер-прокурор Синода

Слайд 27

Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея» Н.Н.Ге «Петр допрашивает царевича Алексея»

Слайд 28

Значение петровских преобразований: Укрепление безопасности страны за счет создания регулярной армии и флота; Реформы изменили пережитки местничества, стерев грани между дворянством и боярством как в экономическом, так и в служебном положении; Усовершенствование системы местного управления; Церковь полностью подчинена государству. Укрепление Российского государства, причисление его в ряд великих европейских держав.

Слайд 29

Домашнее задание § 15, записи в тетради.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

I вариант

  1. 1703г.                               А) Полтавская битва  
  2. 1654г.                               Б) Великое посольство
  3. 1714г.                               В) Основание г. Санкт – Петербурга
  4. 1709г.                               Г) Начало Северной войны
  5. 1697 – 1698гг.                 Д) Бахчисарайский мирный договор
  6. 1700г.                               Е) Начало русско-польской войны
  7. 1686г.                               Ж) Разгром шведской эскадры у мыса Гангут

   

1

2

3

4

5

6

7

II вариант

  1. 1711г.                                 А) Азовские походы
  2. 1676г.                                 Б) Начало Смоленской войны
  3. 1720г.                                 В) Прутский поход
  4. 1667г.                                 Г) Окончание северной войны
  5. 1695, 1696гг.                     Д) Начало русско-турецкой войны
  6. 1721г.                                 Е) Победа русского флота у о. Гренгам
  7. 1632г.                                 Ж) Подписание Андрусовского перемирия

        

1

2

3

4

5

6

7

I вариант

  1. 1703г.                               А) Полтавская битва  
  2. 1654г.                               Б) Великое посольство
  3. 1714г.                               В) Основание г. Санкт – Петербурга
  4. 1709г.                               Г) Начало Северной войны
  5. 1697 – 1698гг.                 Д) Бахчисарайский мирный договор
  6. 1700г.                               Е) Начало русско-польской войны
  7. 1686г.                               Ж) Разгром шведской эскадры у мыса Гангут

  1

2

3

4

5

6

7

II вариант

  1. 1711г.                                 А) Азовские походы
  2. 1676г.                                 Б) Начало Смоленской войны
  3. 1720г.                                 В) Прутский поход
  4. 1667г.                                 Г) Окончание северной войны
  5. 1695, 1696гг.                     Д) Начало русско-турецкой войны
  6. 1721г.                                 Е) Победа русского флота у о. Гренгам
  7. 1632г.                                 Ж) Подписание Андрусовского перемирия

        1

2

3

4

5

6

7

I вариант

  1. 1703г.                               А) Полтавская битва  
  2. 1654г.                               Б) Великое посольство
  3. 1714г.                               В) Основание г. Санкт – Петербурга
  4. 1709г.                               Г) Начало Северной войны
  5. 1697 – 1698гг.                 Д) Бахчисарайский мирный договор
  6. 1700г.                               Е) Начало русско-польской войны
  7. 1686г.                               Ж) Разгром шведской эскадры у мыса Гангут

  1

2

3

4

5

6

7

II вариант

  1. 1711г.                                 А) Азовские походы
  2. 1676г.                                 Б) Начало Смоленской войны
  3. 1720г.                                 В) Прутский поход
  4. 1667г.                                 Г) Окончание северной войны
  5. 1695, 1696гг.                     Д) Начало русско-турецкой войны
  6. 1721г.                                 Е) Победа русского флота у о. Гренгам
  7. 1632г.                                 Ж) Подписание Андрусовского перемирия

        1

2

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории для 7 класса "предпосылки Петровских преобразований"

этот урок проведен в 7 классе. здесь применяется активная работа с текстом учебника и историческими документами...

презентация к уроку истории Предпосылки петровских преобразований

В данном материале показаны пробразования, которые проходили накануне реформ Петра I....

Технологическая карта урока истории в 7 классе "Предпосылки петровских преобразований"

Методическая разработка по истории в 7 классе на тему "Предпосылки петровских преобразований"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «История» Тема: « Россия в эпоху петровских преобразований»

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока с применением игровых форм изучения нового материала, интерактивной доски и элементов мультимедийных техн...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Технологическая карта урока истории "Значение Петровских преобразований"

Данная разработка урока предназначена для учителей истории преподающих в 8 классах. Она поможет рассмотреть преобразования Петра Великого с разных сторон, выделяя положительные и отрицательные влияния...

Тест по истории России Значение Петровских преобразований в истории страны 8 класс

Тест на закрепление знаний по истории России на тему: " Значение Петровских преобразований в истории страны"_ 8 класс к учебнику Арсентьева...