ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ КУЛЬТУР.
статья по истории на тему
Практика межкультурного общения является одной из наиболее быстро развивающихся и востребованных отраслей исследования в современном мире. Это обусловлено процессами глобализации, происходящими на международной арене, все более расширяющимися экономическими, политическими и социальными контактами между представителями различных государств и культур, а также бурным развитием современных технологий и средств коммуникации. Межкультурное общение – это процесс информации между отдельными личностями и группами, обладающий выраженными различиями в восприятии и поведении. Эти различия в свою очередь оказывают влияние на характер, форму и результат общения. Участника акта межкультурного общения привносят в него продиктованные своей культурой особенности, которые функционируют в качестве основы передаваемой им получаемой информации. Успех акта межкультурного общения в значимой степени зависит от понимания участниками этих различий и осознание единства и целеустремленности в достижении поставленной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryukova_t.k._etnokulturnaya_konferentsiya_noyabr_2012.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ КУЛЬТУР.
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и географии.
Подготовила
Учитель истории
МОУ «Лямбирская СОШ №1»
Бирюкова Татьяна Карповна
Практика межкультурного общения является одной из наиболее быстро развивающихся и востребованных отраслей исследования в современном мире. Это обусловлено процессами глобализации, происходящими на международной арене, все более расширяющимися экономическими, политическими и социальными контактами между представителями различных государств и культур, а также бурным развитием современных технологий и средств коммуникации. Межкультурное общение – это процесс информации между отдельными личностями и группами, обладающий выраженными различиями в восприятии и поведении. Эти различия в свою очередь оказывают влияние на характер, форму и результат общения. Участника акта межкультурного общения привносят в него продиктованные своей культурой особенности, которые функционируют в качестве основы передаваемой им получаемой информации. Успех акта межкультурного общения в значимой степени зависит от понимания участниками этих различий и осознание единства и целеустремленности в достижении поставленной задачи.
Говорить о значении поликультурного воспитания и образования обучающихся в России - полиэтнической государстве, в котором проживают представители более чем 100 наций и народностей, излишне. Поликультурное образование и воспитание детей ставит главную цель для формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований.
Поставленные задачи и цель в этом направлении воспитания российских школьников решает и достигает, прежде всего, учитель и школа.
Как-то раз во время подготовки общешкольного фольклорного праздника «Знаешь ли ты историю и культур мордовского края?», посвященного 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства ребята заинтересовались: «Вот мы готовим различные конкурсы, игры, национальные блюда. Но наш праздник только о истории и культуре 3-х народов, т.е. мордвы, русских, татар. А вот интересно, насколько многонациональна наша школа, и не включить ли в программу нашего фольклорного праздника сведения о культуре, и истории каждого, представленной в ней национальности».
Думаю, что лет 15 назад такой вопрос и не возник бы вовсе? Но сегодня, когда речь идет о сохранении целостности Российского государства, поиске идеи, объединяющей всех россиян, особый интерес представляют те составляющие межэтнических отношений и тот фактор, влияющий на них, которые позволяют сделать взаимодействие эффективным. Именно эффективное межэтническое взаимодействие способствует успешной этнокультурной адаптации человека, которая предполагает достижение социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной.
В нашей школе учатся дети восьми национальностей и стараемся создать для них поликорректную культурную образовательную среду, способствующую становлению социально-активной творческой личности, опираясь на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся в нашей школе.
Это значит, все лучшее, что имеется в традициях , обычаях каждой национальности мы умножаем на восемь. Жизнь каждого нашего воспитанника становится богаче в культурном, духовном, социальном плане.
И учебный процесс, и воспитательные мероприятия, развлечения в нашей школе мы строим исходя из задач формирования толерантности как условие выполнения культурологической миссии в школе.
Внесены изменения и в содержание некоторых предметов, они дополнены информацией о жизни, культуре, традициях, быте народов мира. Например, на уроках «История и культура мордовского края» изучаются не только культура мордвы, русских и татар, но и азербайджанцев, армян, чувашей и других. Замечательной формой полиэтнического образования стали общешкольные концерты для родителей. Ведь именно школьные мероприятия нередко становятся единственной возможностью для родителей услышать родную речь, насладиться музыкой, танцами своего народа.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определено «Культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообщение всех культурных слоев».
Правительство Российской Федерации еще в первом десятилетии XXI века утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установки толерантного сознания и профилактика экстремизма». Эта проблема актуальна и сегодня для современной России, т.к. участившееся в последние годы акты насилия, терроризма и нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты и возникла насущная потребность научиться взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. В своем образовательном учреждении определили приоритетные задачи:
- сформировать у учащихся представление о толерантности;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог;
- находить компромиссное решение обсуждаемых проблем;
- воспитывать терпимость к чужому мнению;
- создавать условие для возможности живого общения;
- создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций у всех участников образовательного процесса;
- содействовать этнокультурному семейному воспитания, восстановлению этнокультурных традиций семьи.
Решая эти задачи, организовываем дискуссии типа «Толерантность – путь к сотрудничеству». Практикуем уроки-тренинги, цель которых в том, чтобы создавать условия для полноценного общения с различными моделями ситуаций. Занятия строятся в игровой форме - игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас , но и понять позицию, открыть для себя некоторые мотивы их поведения.
В нашей школе не бывает конфликтов на национальной почве, драк, так и ни на какой другой. Наши воспитанники умеют находить компромиссы, уважают мнение друг друга. Им будет легче адаптироваться во взрослой жизни и стать достойными гражданами и счастливыми людьми.
Воспитание в духе терпимости направлено на противодействие чувству страха и отчуждение по отношению к другим людям. У школьников сформируется личностное отношение к ключевым понятиям культуры, навыки межкультурного взаимодействия, что и стало основной целью и ценностью культурологической миссии нашей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры....
Формирование творческой поликультурной личности на уроках иностранного языка.
Развитие поликультурной творческой личности на уроках иностранного языка есть требование современности....
Формирование толерантных качеств личности школьника средствами музыкального искусства
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации прони...
Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"
Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"...
Программа поликультурного образования В НОУ " Школа -интернат №22 ОАО "РЖД" ст. Улан -Удэ , ВСЖД 2012-2017гг. "Поликультурное образование личности как основа воспитания гражданина"
Программа направленна на освоение знаний о мире, культуре , традициях народов малой родины, России, мира, на формирование умения жить во всем многообразии культур....
Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур н...
Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"...