урок истории в 8 классе открытый
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Тема урока: накануне отмены крепостного права в России. Урок выстроен по ФГОС ООО. Много заданий для самостоятельного изучения материала через работу с источниками, текстом учебника, решение исторических задач. Задания подобраны таким образом, что обучающиеся изучая материал смогут выстроить причинно - следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse.rar | 290.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории в 8 классе
Тема урока: Накануне отмены крепостного права
ЦЕЛИ УРОКА
- Охарактеризовать внутреннюю обстановку в стране накануне отмены крепостного права, а также
причины неизбежного решения крестьянского вопроса;
- Дать характеристику личности императора Александра II.
ЗАДАЧИ:
- Образовательная: развитие творческих способностей учащихся, их умений анализировать
исторические факты, связывать их с современностью;
Развивающая: развитие навыков учебно-исследовательской деятельности: поиск и сбор
информации: в учебнике, текстах, документах;
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, умения представлять
полученные знания на публике.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами подвели итог первой половины XIX века. Сегодня мы начнём говорить о второй половине XIX века, которая включает в себя очень много событий, повлиявших на дальнейшее развитие России.
Объявления о продаже крестьян (слайд № 1)
- В 15 части 2 кварт, под №183, в приходе Адриана и Натальи, во второй Мещанской, близ церкви, продается дворовый человек 25 лет, женский башмачник, знающий совершенно свое мастерство; при том исправляет все домашние Господские надобности, лакейскую и кучерскую должности и к столу приготовляет; у него жена 22 лет, знает шить, гладить, крахмалить, за Госпожою ходить и к столу кушанье готовить; у них дочь по 3 году.
- Продаются дворовые мастеровые Люди поведения хорошего: 2 портных, сапожник, часовщик, повар, каретник, колесник, резчик, золотарь и 2 кучера, коих видеть и узнать о цене можно в 3 части 4 кварт , под №51 у самого помещика. Тут же продаются 3 беговые молодые лошади, один жеребец и 2 мерена, и стая гончих собак, числом 50.
Учитель: 18 февраля 1855 г. при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, скончался Николай I. Существует версия, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Миф это или реальность, но во всяком случае хорошо известно, что, умирая, Николай I сказал наследнику престола Александру II: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот». (слайд № 2)
- О каких трудах и заботах говорит Николай 1?
Действительно, более важной проблемы, чем крепостное право, в России середины XIX века не существовало. В Восьмую ревизию населения (1833г.) было зафиксировано 11,5 млн. душ мужского пола крепостных крестьян. Это составляло 44,9% ко всему населению страны и 53% ко всем крестьянам. Практически половина населения принадлежала к числу рабов! И это в XIX веке!
Существовало ли крепостное право в это время в других европейских странах? (нет)
В то время, как по всей Европе распространялись идеи либерализма, идеи свободы и равенства личности, в России человек считался вещью, товаром, его могли продать, обменять на борзую
III. Новая материал
(слайд № 3,4) Сформулируйте тему сегодняшнего урока
Вспомним, когда и кто из предшественников пытался решить этот вопрос?
1) начало положил Павел своим указом в 1797 году о трёхдневной барщине
2) в 1803 году указ Александра I « о вольных хлебопашцах»
3) в 1842 г. – указ Николая I об « обязанных крестьянах»
Какие существовали проекты отмены крепостного права в России?
Россия имела опыт отмены крепостного права в Прибалтике .Эти законы, хотя и не имели практических последствий для всей страны, все же оказывали значительное воздействие на общество.
- Проект Аракчеева
- Северное и Южное общество
- Реформа Киселева
- Либеральное и революционное движение в России
Почему попытки решения крестьянского вопроса при Александре I и Николае I не принесли никаких результатов?
Подавляющая часть дворянства не мыслила своего существования без владения крепостными крестьянами. Пойти на решительные меры власть не рискнула. Правительство в случае освобождения крестьян, опасалась как массовых волнений, так и недовольства помещиков.
Как отнесся император Александр к тревогам и заботам русского общества?
Но был ли способен Александр II провести в стране назревшие реформы?
Почему стал сторонником реформ в российском обществе?
Страница учебника 133-134
Следует отдать должное новому императору - он воспринял эти тревоги, осознал нависшую над страной опасность.
Первый период правления Александра II истории называют «Оттепель». Прочитав материал учебника на странице 136-137, докажите что это так. ( слайд № 5,6)
Как относился император к высказываниям в прессе об отмене крепостного права?
- Что такое крепостное право? ( форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повинности: барщину, оброк и подчиняются судебной и административной власти помещика. (слайд № 7)
(слайд № 8)
Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.
- Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?
- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?
- Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?
Работа с историческими документами, прочитать и сформулировать причину отмены крепостного права.
1. Федоров В.А.: Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью.... Произвол помещиков не знал границ. В изобретении пыток и истязаний бесправных крестьян некоторые из них доходили до виртуозности…
(Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма, безнравственность крепостного права, крепостной – это раб)
2. Кошелев А.И.: Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить.
(Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства).
3. Отчет III отделения: Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же.
(угроза общественного спокойствия)
4. Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития.
Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не подается. Колотили, как в кузнице. Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались пополам. Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой.
(экономическая и военно- техническая отсталость России)
5. Ружья, Пушки, сукно для казенных надобностей производились на фабриках, основанных на подневольном труде. Правительство всячески взращивало, лелеяло промышленность, но, тем не менее, она плохо развивалась, и это в самой значительной степени (зависело от невыгодности подневольного труда). Развитие же частных фабрик и заводов, возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих,
(препятствовало развитию промышленности)
Вывод: Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав.
Известный писатель и драматург Э. Радзинский сказал:
“Надо помнить: когда реформы назрели, общество…. для них не созрело. Беда России в том, что реформы в ней всегда опаздывали. Мы прославляем Александра II за отмену крепостного права в 1861 году, но на самом деле это должно было произойти даже не при Николае I, а при
Александре I. Чтобы идти в ногу с прогрессом, надо быть по меньшей мере на полшага впереди него….”
Выскажете свою точку зрения на эту проблему.
IV. Закрепление
1. Заполни логическую цепочку.
1. Поражение России в Крымской войне
2. Технико – экономическая отсталость России
3. Угроза потерять статус великой державы
4. Крепостное право
5. Отмена крепостного права.
«Он был сыном своего отца Николая I
Ему нравились порядки, установленные отцом,
Но как государственный деятель, военный человек,
Патриот своей Родины, он пошел на реформы»
Прошло много лет, прошло много событий, но когда русских крестьян спрашивали, кого из исторических деятелей они знают, мужики отмечали наряду с другими именами Александра – царя освободителя.
Таким образом, мы подошли с вами к главному - реформе отмены крепостного права. Какой она будет? Ответим на следующем уроке.
V. Рефлексия
- Что нового узнали?
- Что было самым трудным?
- Что было интересным?
VI. Оценки. Домашнее задание
Параграф 19, записи в тетради, вопрос № 3 после параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок истории 9 класс. Тема "Начало Великой Отечественной войны".
Открытый урок истории 9 класс, проведённый в рамках районного семинара. Тема урока "Начало Великой Отечественной войны", учитель-Боярская Г.Н....
Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....
Открытый урок истории 9 класс« Холодная война. Создание военно-политических блоков»
Полный комплекс к проведению урока по "Холодной войне"...
Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года
Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...
Открытый урок истории. 5 класс. Тема урока: «Ассирийская держава»
Задачи:Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе м...
Открытый урок. История, 5 класс. Что изучает история?
В пятом классе дети начинают изучать новый предмет - историю. На первом уроке важно показать им, что история - это не скучный урок, где нужно заучивать скучные даты, непонятные имена и события, а урок...
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...