Открытый урок истории 9 класс« Холодная война. Создание военно-политических блоков»
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему
Полный комплекс к проведению урока по "Холодной войне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение к уроку | 1.36 МБ |
Приложение к уроку | 59.94 КБ |
Приложение к уроку | 13.96 КБ |
Опорный конспект | 176.22 КБ |
Приложение к уроку | 27 КБ |
Приложение к уроку | 16.38 КБ |
Приложение к уроку | 46 КБ |
Конспект урока | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока : Понятие «Холодная война» Причины начала «холодной войны» Создание системы блоков. НАТО и Организация Варшавского договора Этапы международной политики периода «холодной войны» 1940-х - 1980-х гг. Итоги и последствия «холодной войны».
«Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила ». Е.Евтушенко : (1990)
Проблемный вопрос: « Холодная война»- случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?
1. Понятие « Холодная война»
Определение 1 Холодная война — глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Определение 2 «Холодная война» — это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений.
Холодная война – это состояние экономической, идеологической и полувоенной конфронтации между двумя системами.
Холодная война
Причины начала «Холодной войны»
Причины «холодной войны » : 1.Столкновение интересов двух великих держав. 2.Стремление США к мировому господству. 3.Распространение коммунизма.
4 марта 1946 года – Фултонская речь У. Черчилля Вопросы к документу : 1. Как У. Черчилль оценивает современное ему положение США 2. В чем У. Черчилль видит свою главную задачу? 3. Как У. Черчилль относится к идее передачи ядерного оружия ООН? 4. Как Черчилль смотрит на перспективы появления ядерного оружия у СССР? 5. Что У. Черчилль называет «железным занавесом»?
14 марта 1946 года – интервью Сталина газете «Правда» Вопросы к документу : 1. Кого имел в виду Сталин, говоря о друзьях Черчилля в Америке? 2. С кем сравнивает Сталин Черчилля и его друзей? 3. Какие обвинения в адрес Черчилля выдвигает И. Сталин? 4. Как Сталин объясняет необходимость существования государств, лояльных к Советскому Союзу?
Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г. («Доктрина Трумэна ») Какова основная идея речи?
4 марта 1946 года – Фултонская речь У. Черчилля Вопросы к документу : 1. Как У. Черчилль оценивает современное ему положение США 2. В чем У. Черчилль видит свою главную задачу? 3. Как У. Черчилль относится к идее передачи ядерного оружия ООН? 4. Как Черчилль смотрит на перспективы появления ядерного оружия у СССР? 5. Что У. Черчилль называет «железным занавесом»?
« Желе́зный за́навес » — политическое клише, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада.
14 марта 1946 года – интервью Сталина газете «Правда» Вопросы к документу : 1. Кого имел в виду Сталин, говоря о друзьях Черчилля в Америке? 2. С кем сравнивает Сталин Черчилля и его друзей? 3. Какие обвинения в адрес Черчилля выдвигает И. Сталин? 4. Как Сталин объясняет необходимость существования государств, лояльных к Советскому Союзу?
Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г. («Доктрина Трумэна ») Какова основная идея речи?
3 вопрос: Создание системы блоков. НАТО и Организация Варшавского договора
Вопросы для сравнения Северо-Атлантический договор Варшавский договор Дата создания Страны-участницы Цели Создание военно-политических блоков
Вопросы для сравнения Северо-Атлантический договор Варшавский договор Дата создания 4 апреля1949 14 мая 1955 Страны-участницы НАТО ОВД Цели - укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе; - создание коллективной обороны и сохранения мира и безопасности - воздержание в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения; - оказание помощи всеми средствами в случае вооруженного нападения на государства, включая применение вооружённых сил. Создание военно-политических блоков
4.Этапы международной политики периода «холодной войны» 1940-х - 1980-х гг.
Берлинский кризис Война в Корее Карибский кризис Война во Вьетнаме Война в Афганистане 1950 1964 1962 1979 1948 Визит Хрущева в США (1959) Визит Хрущева в США (1959) Подписание договоров по ограничению вооружений (1972,1979) «Горячие» точки «Холодной войны»
Период Общая характеристика Основные события 1.1946-1953 гг. Обострение противоречий 2.1953 .-1969 гг. эскалация конфликта и риск ядерной войны 3.1970-1977 гг. «Разрядка» 4/5. конец 1970-х - конец 1980-х гг. гонка вооружений и поражение СССР «Основные периоды «холодной войны»
Период Общая характеристика Основные события 1.1946-1953 гг. Обострение противоречий Столкновение противоречий, когда СССР вынудил страны Восточной Европы отказаться от помощи по плану Маршалла, а США разместил свои базы на территории Турции в непосредственной близости от границ СССР Разрыв договорённостей об оккупационных зонах в Германии и Корее, провозглашение КНР, ГДР, ФРГ, КНДР и Республики Корея, Корейская война, создание НАТО, американо-советское противостояние на Ближнем Востоке, ядерные испытания в СССР 2.1953 .-1969 гг. эскалация конфликта и риск ядерной войны Гонка вооружений. Нагнетание обстановки в Берлине. Размещение ракет СССР на Кубе в ответ на размещение американских в Турции. Создание блока ОВД. 1961 строительство Берлинской стены. Разрешение Карибского кризиса в 1962 году. Отвод советских войск с Кубы 3.1970-1977 гг. «Разрядка» Переговоры о сокращении вооружений. Военные конфликты Договоры ОСВ (1972,1979). Ограничение систем ПРО (1972). Войны во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в странах Африки. Введение войск СССР в Афганистан 1979 4/5. конец 1970-х - конец 1980-х гг. гонка вооружений и поражение СССР Санкции против СССР в ответ на ввод войск в Афганистан и нарастание военного присутствия в Европе. Разработка стратегического вооружения. Подписание договора (СНВ-1). Вывод войск из Афганистана, демонтаж Варшавского блока, падение Берлинской стены, проведение свободных выборов в странах Восточной Европы. Распад СССР (1991). Окончание Холодной войны «Основные периоды «холодной войны»
5.Итоги и последствия «холодной войны »
Проблемный вопрос: « Холодная война»- случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?
« Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила » Е.Евтушенко (1990 )
Д/З: Знать §38. Читать §39. Проблемный вопрос «Продолжается ли «холодная война» и сегодня?» Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение. Написать сочинение по одному из высказываний: Дж. Геддис : «Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала «холодной войны» - и США и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща. Поэтому следует закрыть вопрос о происхождении «холодной войны» совместными констанциями , заявив, что все мы просто оказались «без вины виноватыми» Реймон Арон: «Война невероятна, мир невозможен» Найл Фергюсон : «Люди не воевали бы, если бы у них не выработалась привычка воевать и если бы им в какой-то мере не нравилось воевать» Томас Манн: «Война – всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени» Жарко Петан : «Как сохранить мир – это военная тайна» Габриэль Лауб : «Мир – это когда стреляют где-то в другом месте»
Предварительный просмотр:
«Горячие» точки «Холодной войны»
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947г. - "Доктрина Трумэна"
(Извлечения)
Серьезность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. …
Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушении Ялтинского соглашения, в Польше, Румынии, и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события. …
В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбрать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный. Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными демократическими учреждениями, свободными выборами, гарантиями свободы личности, свободы слова и религии и свободы от политического притеснения. Второй образ жизни основан на желании меньшинства, насильственно наложенного на большинство. Он отличается террором и притеснением, управляемой прессой и подавлением личных свобод. …
Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы…
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Холодная война. Создание военно-политических блоков»
План урока:
- Понятие «Холодная война»
- Причины начала «холодной войны»
- Создание системы блоков. НАТО и Организация Варшавского договора
- Этапы международной политики периода «холодной войны» 1940-х - 1980-х гг.
- Итоги и последствия «холодной войны».
«Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился.
Война нас объединила, а победа разъединила».
Е.Евтушенко (1990)
Проблемный вопрос: «Холодная война»- случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?
1.«Холодная война» - ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Холодная война
2.Причины «Холодной войны»:
- ………………………………………………………………………………….
- ………………………………………………………………………………….
- ……………………………………………………………………………….…
- ……………………………………………………………………………….…
- …………………………………………………………………………………
У. Черчилль Г. Трумэн И. Сталин
«Желе́зный за́навес» — политическое клише, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада.
3.Создание военно-политических блоков
Вопросы для сравнения | Северо-Атлантический договор | Варшавский договор |
Дата создания | ||
Страны-участницы | ||
Цели |
|
«Горячие» точки «Холодной войны»
4.«Основные периоды «холодной войны»
Период | Общая характеристика | Основные события |
Обострение противоречий | ||
эскалация конфликта и риск ядерной войны | ||
«Разрядка» | ||
4/5. конец 1970-х - конец 1980-х гг. гонка вооружений и поражение СССР |
Д/З: Знать §38. Читать §39.
Проблемный вопрос «Продолжается ли «холодная война» и сегодня?» Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение.
Написать сочинение по одному из высказываний
- Дж. Геддис: «Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала «холодной войны» - и США и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща. Поэтому следует закрыть вопрос о происхождении «холодной войны» совместными констанциями, заявив, что все мы просто оказались «без вины виноватыми»
- Реймон Арон: «Война невероятна, мир невозможен»
- Найл Фергюсон: «Люди не воевали бы, если бы у них не выработалась привычка воевать и если бы им в какой-то мере не нравилось воевать»
- Томас Манн: «Война – всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени»
- Жарко Петан: «Как сохранить мир – это военная тайна»
- Габриэль Лауб: «Мир – это когда стреляют где-то в другом месте»
Предварительный просмотр:
Приложение 2:
Интервью И.В. Сталина
Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?
Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.
Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
Ответ. Безусловно, да. По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.
Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей <…> Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира <…>
По сути дела господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война.
Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей. Вполне вероятно поэтому, что нации, не говорящие на английском языке и составляющие вместе с тем громадное большинство населения мира, не согласятся пойти в новое рабство.
Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР <…>
Советский Союз потерял людьми в несколько раз больше, чем Англия и Соединенные Штаты Америки, вместе взятые. Возможно, что кое-где склонны предать забвению эти колоссальные жертвы советского народа, обеспечившие освобождение Европы от гитлеровского ига. Но Советский Союз не может забыть о них. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? Как можно, не сойдя с ума, квалифицировать эти мирные стремления Советского Союза как экспансионистские тенденции нашего государства?
Интервью И.В. Сталина газете "Правда"
о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 года)
Вопросы к документу:
1. Кого имел в виду Сталин, говоря о друзьях Черчилля в Америке?
2. С кем сравнивает Сталин Черчилля и его друзей?
3. Какие обвинения в адрес Черчилля выдвигает И. Сталин?
4. Как Сталин объясняет необходимость существования государств, лояльных к Советскому Союзу?
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Из северо-Атлантического договора (4 апреля 1949 г.)
Стороны в настоящем договоре подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объеденных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.
Стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение против одной или нескольких сторон в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех их. Как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся таком нападению (…) включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддерживать безопасность района в северной части Атлантического океана (…)
По единодушному согласию стороны могут пригласить любое другое европейское государство, желающее следовать принципам настоящего договора и содействовать безопасности в северной части Атлантического океана , присоединиться к настоящему договору.
Из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (Варшава, 14 мая 1955 г.):
Договаривающиеся стороны:
Вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе;
Учитывая положение, которое создалось в Европе (…) в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела,
решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (…)
в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств – участников договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство – участник договора (…) окажет государству или государством, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь (…) включая применение вооруженной силы
Приложение 4
Из северо-Атлантического договора (4 апреля 1949 г.)
Стороны в настоящем договоре подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объеденных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.
Стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение против одной или нескольких сторон в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех их. Как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся таком нападению (…) включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддерживать безопасность района в северной части Атлантического океана (…)
По единодушному согласию стороны могут пригласить любое другое европейское государство, желающее следовать принципам настоящего договора и содействовать безопасности в северной части Атлантического океана , присоединиться к настоящему договору.
Из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (Варшава, 14 мая 1955 г.):
Договаривающиеся стороны:
Вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе;
Учитывая положение, которое создалось в Европе (…) в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела,
решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (…)
в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств – участников договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство – участник договора (…) окажет государству или государством, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь (…) включая применение вооруженной силы
Предварительный просмотр:
Приложение 1:
Фултонская речь Уинстона Черчилля
Вопросы к документу:
1. Как У. Черчилль оценивает современное ему положение США
2. В чем У. Черчилль видит свою главную задачу?
3. Как У. Черчилль относится к идее передачи ядерного оружия ООН?
4. Как Черчилль смотрит на перспективы появления ядерного оружия у СССР?
5. Что У.Черчилль называет «железным занавесом»?
«Соединенные Штаты находятся в настоящее время на вершине всемирной мощи. Сегодня торжественный момент для американской демократии, ибо вместе со своим превосходством в силе она приняла на себя и неимоверную ответственность перед будущим <…>
Наша главная задача и обязанность — оградить семьи простых людей от ужасов и несчастий еще одной войны <…>
Было бы неправильным и неосмотрительным доверять секретные сведения и опыт создания атомной бомбы, которыми в настоящее время располагают Соединенные Штаты, Великобритания и Канада, Всемирной Организации, еще пребывающей в состоянии младенчества <…> Ни один человек, ни в одной стране не стал спать хуже от того, что сведения, средства и сырье для создания этой бомбы сейчас сосредоточены в основном в американских руках. Не думаю, что мы спали бы сейчас столь спокойно, если бы ситуация была обратной, и какое-нибудь коммунистическое или неофашистское государство монополизировало на некоторое время это ужасное средство. Одного страха перед ним уже было бы достаточно тоталитарным системам для того, чтобы навязать себя свободному демократическому миру. Ужасающие последствия этого не поддавались бы человеческому воображению <…>
Тень упала на сцену, ещё недавно освещенную победой Альянса. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем и есть ли какие-то границы их экспансии <…>
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы — Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы».
Приложение 2:
Интервью И.В. Сталина
Вопросы к документу:
1. Кого имел в виду Сталин, говоря о друзьях Черчилля в Америке?
2. С кем сравнивает Сталин Черчилля и его друзей?
3. Какие обвинения в адрес Черчилля выдвигает И. Сталин?
4. Как Сталин объясняет необходимость существования государств, лояльных к Советскому Союзу?
Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?
Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.
Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
Ответ. Безусловно, да. По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.
Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей <…> Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира <…>
По сути дела господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война.
Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей. Вполне вероятно поэтому, что нации, не говорящие на английском языке и составляющие вместе с тем громадное большинство населения мира, не согласятся пойти в новое рабство.
Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР <…>
Советский Союз потерял людьми в несколько раз больше, чем Англия и Соединенные Штаты Америки, вместе взятые. Возможно, что кое-где склонны предать забвению эти колоссальные жертвы советского народа, обеспечившие освобождение Европы от гитлеровского ига. Но Советский Союз не может забыть о них. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? Как можно, не сойдя с ума, квалифицировать эти мирные стремления Советского Союза как экспансионистские тенденции нашего государства?
Приложении 4
Первый этап: обострение противоречий (1947–1953)
Хотя противоречия между интересами СССР и США наметились ещё в 1943 году в Тегеране, их прямое столкновение произошло только в 1947 году, когда СССР вынудил страны Восточной Европы отказаться от помощи по плану Маршалла, а США разместили свои базы на территории Турции в непосредственной близости от границ СССР.
На первом этапе холодной войны также произошли такие события: разрыв договорённостей об оккупационных зонах в Германии и Корее, провозглашение КНР, ГДР, ФРГ, КНДР и Республики Корея, Корейская война, создание НАТО, американо-советское противостояние на Ближнем Востоке, ядерные испытания в СССР и начало вещания западных «голосов» на СССР и другие социалистические страны. Считается, что первый этап холодной войны завершился со смертью Иосифа Сталина.
Второй этап: эскалация конфликта и риск ядерной войны
Противостояние внутри Кремля после смерти Сталина содействовало недолгому ослаблению международной напряжённости. Но укрепление позиций Хрущёва в 1955 году привело к новому витку американо-советского противостояния. Его ознаменовало создание блока ОВД как противовеса НАТО. В ответ США начали работать над созданием союзов, аналогичных НАТО, в Азии. Таким блоками стали СЕНТО и СЕАТО.
Эскалации холодной войны способствовала гонка вооружений: обе державы обзавелись стратегической авиацией, баллистическими ракетами и ядерными бомбардировщиками. Одновременно нагнеталась обстановка в Берлине: просоветское правительство ГДР устроило блокаду Западного Берлина, а в 1961 году советская армия начала строительство Берлинской стены.
В 1959 году дружественный Советскому Союзу режим был установлен на Кубе и вскоре СССР решил разместить там свои ракеты как симметричный ответ на размещение американских ракет в Турции и Греции. Размещение советских стратегических вооружений на Кубе в 1962 году стало причиной паники в США. Противостояние двух держав рисковало превратиться в открытую американо-советскую ядерную войну. Разрешение Карибского кризиса в октябре 1962 года стало возможным благодаря прямым телефонным переговорам Кеннеди и Хрущёва. Отвод советских войск с Кубы завершил второй этап холодной войны.
Третий этап: «Разрядка» (1962–1979)
Угроза ядерной войны отрезвила советских и американских лидеров. Две сверхдержавы начали переговоры о сокращении вооружений. Теперь они избегали прямой конфронтации. Признаками разрядки стали договоры ОСВ (1972, 1979), и об ограничениях систем ПРО (1972). В то же время США и СССР поддерживали кровопролитные конфликты во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в странах Африки. Разрядка завершилась в 1979 году, когда СССР ввёл войска в Афганистан.
Четвёртый и пятый этапы:
гонка вооружений (1979–1987) и поражение СССР
В ответ на события в Афганистане США ввели санкции против СССР и нарастили военное присутствие в Европе. Обе страны снова занялись разработкой стратегических вооружений. Гонка вооружений продолжалась до 1987 года, когда две сверхдержавы подписали договор (СНВ-1). Начался последний этап холодной войны.
За договором СНВ последовали вывод войск из Афганистана, демонтаж Варшавского блока, падение Берлинской стены и проведение свободных выборов в странах Восточной Европы. В 1991 году СССР перестал существовать. Вместе с ним ушла в историю холодная война.
Приложении 4
Первый этап: обострение противоречий (1947–1953)
Хотя противоречия между интересами СССР и США наметились ещё в 1943 году в Тегеране, их прямое столкновение произошло только в 1947 году, когда СССР вынудил страны Восточной Европы отказаться от помощи по плану Маршалла, а США разместили свои базы на территории Турции в непосредственной близости от границ СССР.
На первом этапе холодной войны также произошли такие события: разрыв договорённостей об оккупационных зонах в Германии и Корее, провозглашение КНР, ГДР, ФРГ, КНДР и Республики Корея, Корейская война, создание НАТО, американо-советское противостояние на Ближнем Востоке, ядерные испытания в СССР и начало вещания западных «голосов» на СССР и другие социалистические страны. Считается, что первый этап холодной войны завершился со смертью Иосифа Сталина.
Второй этап: эскалация конфликта и риск ядерной войны
Противостояние внутри Кремля после смерти Сталина содействовало недолгому ослаблению международной напряжённости. Но укрепление позиций Хрущёва в 1955 году привело к новому витку американо-советского противостояния. Его ознаменовало создание блока ОВД как противовеса НАТО. В ответ США начали работать над созданием союзов, аналогичных НАТО, в Азии. Таким блоками стали СЕНТО и СЕАТО.
Эскалации холодной войны способствовала гонка вооружений: обе державы обзавелись стратегической авиацией, баллистическими ракетами и ядерными бомбардировщиками. Одновременно нагнеталась обстановка в Берлине: просоветское правительство ГДР устроило блокаду Западного Берлина, а в 1961 году советская армия начала строительство Берлинской стены.
В 1959 году дружественный Советскому Союзу режим был установлен на Кубе и вскоре СССР решил разместить там свои ракеты как симметричный ответ на размещение американских ракет в Турции и Греции. Размещение советских стратегических вооружений на Кубе в 1962 году стало причиной паники в США. Противостояние двух держав рисковало превратиться в открытую американо-советскую ядерную войну. Разрешение Карибского кризиса в октябре 1962 года стало возможным благодаря прямым телефонным переговорам Кеннеди и Хрущёва. Отвод советских войск с Кубы завершил второй этап холодной войны.
Третий этап: «Разрядка» (1962–1979)
Угроза ядерной войны отрезвила советских и американских лидеров. Две сверхдержавы начали переговоры о сокращении вооружений. Теперь они избегали прямой конфронтации. Признаками разрядки стали договоры ОСВ (1972, 1979), и об ограничениях систем ПРО (1972). В то же время США и СССР поддерживали кровопролитные конфликты во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в странах Африки. Разрядка завершилась в 1979 году, когда СССР ввёл войска в Афганистан.
Четвёртый и пятый этапы:
гонка вооружений (1979–1987) и поражение СССР
В ответ на события в Афганистане США ввели санкции против СССР и нарастили военное присутствие в Европе. Обе страны снова занялись разработкой стратегических вооружений. Гонка вооружений продолжалась до 1987 года, когда две сверхдержавы подписали договор (СНВ-1). Начался последний этап холодной войны.
За договором СНВ последовали вывод войск из Афганистана, демонтаж Варшавского блока, падение Берлинской стены и проведение свободных выборов в странах Восточной Европы. В 1991 году СССР перестал существовать. Вместе с ним ушла в историю холодная война.
Предварительный просмотр:
Урок по истории « Холодная война. Создание военно-политических блоков»
Тип урока: получение новых знаний
Цели урока:
- Образовательные:
- дать понятие «холодная война», уяснить причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;
- охарактеризовать положение и внешнюю политику СССР в мире после Второй Мировой войны; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства.
- выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений. (слайд 2)
- Развивающие:
- работать над развитием устной речи;
- развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор;
- развивать умение работать в коллективе, излагать свою точку зрения.
- работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания. ( слайд 3)
- Воспитательные:
- продолжить формирование интереса к истории;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся;
- способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы. ( слайд 4)
Основные понятия: «холодная война»; социалистический лагерь; план Маршалла; доктрина Трумэна; сдерживание коммунизма (слайд 5 )
Оборудование: карта, приложения на каждой парте
Приложении 5
Первый этап: обострение противоречий (1947–1953)
Хотя противоречия между интересами СССР и США наметились ещё в 1943 году в Тегеране, их прямое столкновение произошло только в 1947 году, когда СССР вынудил страны Восточной Европы отказаться от помощи по плану Маршалла, а США разместили свои базы на территории Турции в непосредственной близости от границ СССР.
На первом этапе холодной войны также произошли такие события: разрыв договорённостей об оккупационных зонах в Германии и Корее, провозглашение КНР, ГДР, ФРГ, КНДР и Республики Корея, Корейская война, создание НАТО, американо-советское противостояние на Ближнем Востоке, ядерные испытания в СССР и начало вещания западных «голосов» на СССР и другие социалистические страны. Считается, что первый этап холодной войны завершился со смертью Иосифа Сталина.
Второй этап: эскалация конфликта и риск ядерной войны
Противостояние внутри Кремля после смерти Сталина содействовало недолгому ослаблению международной напряжённости. Но укрепление позиций Хрущёва в 1955 году привело к новому витку американо-советского противостояния. Его ознаменовало создание блока ОВД как противовеса НАТО. В ответ США начали работать над созданием союзов, аналогичных НАТО, в Азии. Таким блоками стали СЕНТО и СЕАТО.
Эскалации холодной войны способствовала гонка вооружений: обе державы обзавелись стратегической авиацией, баллистическими ракетами и ядерными бомбардировщиками. Одновременно нагнеталась обстановка в Берлине: просоветское правительство ГДР устроило блокаду Западного Берлина, а в 1961 году советская армия начала строительство Берлинской стены.
В 1959 году дружественный Советскому Союзу режим был установлен на Кубе и вскоре СССР решил разместить там свои ракеты как симметричный ответ на размещение американских ракет в Турции и Греции. Размещение советских стратегических вооружений на Кубе в 1962 году стало причиной паники в США. Противостояние двух держав рисковало превратиться в открытую американо-советскую ядерную войну. Разрешение Карибского кризиса в октябре 1962 года стало возможным благодаря прямым телефонным переговорам Кеннеди и Хрущёва. Отвод советских войск с Кубы завершил второй этап холодной войны.
Третий этап: «Разрядка» (1962–1979)
Угроза ядерной войны отрезвила советских и американских лидеров. Две сверхдержавы начали переговоры о сокращении вооружений. Теперь они избегали прямой конфронтации. Признаками разрядки стали договоры ОСВ (1972, 1979), и об ограничениях систем ПРО (1972). В то же время США и СССР поддерживали кровопролитные конфликты во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в странах Африки. Разрядка завершилась в 1979 году, когда СССР ввёл войска в Афганистан.
Четвёртый и пятый этапы:
гонка вооружений (1979–1987) и поражение СССР
В ответ на события в Афганистане США ввели санкции против СССР и нарастили военное присутствие в Европе. Обе страны снова занялись разработкой стратегических вооружений. Гонка вооружений продолжалась до 1987 года, когда две сверхдержавы подписали договор (СНВ-1). Начался последний этап холодной войны.
За договором СНВ последовали вывод войск из Афганистана, демонтаж Варшавского блока, падение Берлинской стены и проведение свободных выборов в странах Восточной Европы. В 1991 году СССР перестал существовать. Вместе с ним ушла в историю холодная война.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории " Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков"
Урок "Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков".В прикрепленном файле конспект урока, раздаточный материал и презентация....
Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"
1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...
Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"
Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»
Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...
Презентация к уроку истории в 9 классе "Холодная война".
Презентация к уроку истории в 9 классе "Холодная война"....
план-конспект урока истории в 9 классе "Холодная война"
План-конспект урока истории в 9 классе "Холодная война".Урок изучения нового материала....
Подготовка к олимпиаде по истории. Начало Холодной войны
Презентация по теме Начало Холодной войны для подготвки к олимпиаде по истории...