Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории
методическая разработка по истории на тему
В статье представлены методические рекомендации к проведению урока по истории в рамках системно-деятельностного подхода, продемонстрированы приемы и приведены примеры организации некоторых этапов урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda.docx | 27.51 КБ |
realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda.ppt | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках истории
Песталоции Иоганн Генрих на рубеже 18-19 вв сформулировал задачу современного педагога того времени : ««Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»». Данное высказывание является актуальным и в настоящее время, т.к. системно-деятельностный подход является основой ФГОС.
В своём выступлении мне хотелось бы представить методические рекомендации к проведению урока в рамках системно-деятельностного подхода, продемонстрировать приемы и привести примеры организации некоторых этапов урока, таких как
1 Этап мотивирования к учебной деятельности
2 Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана
3 Этап Открытие нового знания
4 Этап первичной проверки и закрепления знаний.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории начинается с этапа мотивирования учащихся к учебной деятельности.
Для того чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, на своих уроках применяю технологию проблемного диалога. Данная технология позволяет поддерживать интерес к уроку, дети самостоятельно формулируют проблему, выдвигают гипотезы, строят планы, открывают новое знание, делают выводы. Роль педагога в соответствии с ФГОС заключается в организации, координации и корректировке действий учащихся. Самое главное и одновременно самое трудное это создать проблемную ситуацию на уроке. Для себя я выделяю следующие приемы создания проблемной ситуации:
- При изучении темы в начале урока учащимся предлагаются две противоположные точки зрения об историческом событии или исторической личности. После изучения темы, учащиеся, используя полученные знания должны, выбрать более близкую для них точку зрения и обосновать свое отношение по данному высказыванию.
Например, при изучении темы «Россия при Петре I» учащимся были предложены следующие высказывания
А) В.Татищев "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации".
Б) М.Щербатов"Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой".
- Другим примером мотивации служит следующее задание (оно также дается учащимся в начале изучения новой темы и по окончанию урока/темы учащиеся должны ответить на поставленное перед ними задание):
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Используя исторические знания, учащимся необходимо привести два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Пример: Реформаторская деятельность Петра I осуществлялась бессистемно..
Аргументы в подтверждение:
- ….
- ….
Аргументы в опровержение:
1)……
2) …..
Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана
- Для создания проблемной ситуации на уроке по теме «Мир в начале XX века» учащимся предлагается для анализа данные сравнительной таблицы«Экономическое развития стран во второй половине XIX – н. ХХ вв.», в которой представлены показатели доли ведущих стран в промышленном производстве.
Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве (%)
Государство | 1870 год | 1900 год | 1913 год |
США | 23,3 | 30,1 | 35,8 |
Германия | 13,2 | 16,6 | 5,7 |
Великобритания | 31,8 | 19,9 | 14 |
Франция | 10,3 | 7,1 | 6,4 |
Италия | 2,4 | 2,7 | 3,1 |
Россия | 3,7 | 5 | 5 |
Япония | - | 0,6 | 1 |
Учащиеся, проанализировав данные таблицы, должны сделать вывод о том, какое государство стало занимать лидирующее положение на рубеже XIX–XXвв. в промышленном производстве.В результате анализа данных таблицы становитсяочевидно, что на рубеже XIX-XX веков лидерство в мировой экономике от Великобритании перешло к США, а темпы роста Германии после 1900 года заметно снизились.
Далее учитель ставит вопрос перед учащимися, но который они должны будут ответить по окончанию урока «Почему Великобритания уступила место лидера, а показатели Германии заметно упали?».
- Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты:
При изучении темы «Начало раздробленности на Руси» вниманию учащихся предлагается сравнить 2 карты и ответить на вопрос «В чем разница между этими картами?». Учащиеся отвечают на вопрос. Далее им предлагается сформулировать тему и цель урока «Как вы считаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?».
Этап открытия нового знания чаще всего я организую через работу в группах или парах с текстом учебника или подготовленным учителем документально-методический комплект источников. Одной из первостепенных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с различными видами информации. В связи с этим систематически изучение нового материала проходит через анализ текста, данных сравнительных, хронологических таблиц, диаграмм, видео и аудио-фрагментов, работу с исторической картой и выполнение лабораторных работ в контурной карте.
Например, в 5-6 классах с целью научить детей выделять суть и главную мысль текста, учащиеся получают задание передать содержание пункта параграфа тремя простыми предложениями. Другой прием работы - задать вопросы к тексту, после этого происходить обмен вопросами. Работа может проходить в парах или фронтально.
В 6 классе учащиеся при изучении темы «Восточные славяне в древности» при работе с текстом летописи «Повесть временных лет» узнают о территории расселения восточных славян, о религии, хозяйстве. Учитель выступает в роли помощника, комментируя непонятные отрывки текста, отвечая на вопросы учеников.
Работая с источником, каждый ученик самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания.
В 7 классе при изучении темы «Нидерландская революция» при работе с текстом учебника и исторической картой учащиеся выполняли задания в контурной карте.
Пример заданий: а) Обведите территорию Нидерландов накануне революции (к 1566 г.)
Б) Закрасьте территорию провинций, объединившихся в 1579 г. (Голландской республики) и провинций, оставшихся под властью Испании после 1579 г.
На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Одним из них является ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника.
Этап первичного применения и закрепления знания чаще всего я организую через использование следующих методов обучения, таких как проведение дискуссии, составление синквейна.
Еще одним методом закрепления знания служит выполнение тестовых заданий. Например, при закреплении материала по теме «Татаро-монгольское нашествие на Русь», я использовала следующее задание.
А) Рассмотрите схему и напишите имя военноначальника, осуществившего походы, обозначенными на карте черными стрелками.
Б) Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Укажите обозначенное на схеме название города, который за упорное сопротивление был прозван «злым городом».
- Приём графического оформления текста. В конце урока учащимся предлагается заполнить сводную таблицу: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ)
Например, разбирая тему «Россия в XVII веке. Правление Алексея Михайловича» в конце урока у учащихся получилась такая таблица
«+» (факты носят положительный характер) | «-» (отрицательное значение) | «?» (мне это интересно) |
1.Появление мануфактур 2.Складывание всероссийского рынка | 1.Юридическое оформление крепостного права 2.Церковный раскол | 1.Конфликт царя и патриарха |
Вывод :
Анализируя опыт работы использования системно-деятельностного подхода на уроках, можно с уверенностью сказать, что его применение позволяет:
- активизировать мотивацию и познавательную деятельность учащихся;
- повысить объём выполняемой работы на уроке;
- повысить эффективность урока;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- повысить качество обученности учащихся. (Анализ проверочных и контрольных работ показывает повышение качества их выполнения с 46% до 61 %)
Учащиеся спокойнее, увереннее отвечают у доски, умеют отстаивать свою точку зрения, лучше владеют навыками самоконтроля и самооценки.
Таким образом, применение системно-деятельностного подхода помогает добиваться стабильных результатов в учебном процессе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци
Этапы уроков: 1. Этап мотивирования к учебной деятельности 2. Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана 3. Этап открытия нового знания 4. Этап первичной проверки и закрепления знаний
1. Этап мотивирования учащихся к учебной деятельности Тема урока «Россия при Петре I ». А) В.Татищев "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации". Б) М.Щербатов "Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой". Различные точки зрения при оценки исторической личности :
1. Этап мотивирования учащихся к учебной деятельности Тема урока «Россия при Петре I ». Реформаторская деятельность Петра I осуществлялась бессистемно. Аргументы в подтверждение: 1) …. 2) …. Аргументы в опровержение: 1)…… 2) ….. Дискуссионные проблемы в исторической науке.
Создание проблемной ситуации с помощью данных сравнительных таблиц Государство 1870 год 1900 год 1913 год США 23,3 30,1 35,8 Германия 13,2 16,6 5,7 Великобритания 31,8 19,9 14 Франция 10,3 7,1 6,4 Италия 2,4 2,7 3,1 Россия 3,7 5 5 Япония - 0,6 1 Почему Великобритания уступила место лидера, а показатели Германии заметно упали? Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве (%) 2. Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана
Использование исторической карты Тема урока «Раздробленность на Руси» 2. Этап постановки проблемы, цели урока и составления плана
3. Этап открытия нового знания Задача –сформировать у учащихся навык работы с различными видами информации. В связи с этим систематически изучение нового материала проходит через анализ текста анализ данных сравнительных, хронологических таблиц анализ диаграмм, видео и аудио-фрагментов заполнение контурной карты в ходе лабораторной работы
3. Этап открытия нового знания Работа с историческими источниками Учащиеся узнают о территории расселения восточных славян, о религии, хозяйстве. Учитель выступает в роли помощника, комментируя непонятные отрывки текста, отвечая на вопросы учеников. Тема урока «Восточные славяне в древности»
3. Этап открытия нового знания Работа с контурными картами Задание: 1) Обведите территорию Нидерландов накануне революции (к 1566 г.) 2) Закрасьте территорию провинций, объединившихся в 1579 г. (Голландской республики) и провинций, оставшихся под властью Испании после 1579 г. Тема урока «Нидерландская революция»
3. Этап открытия нового знания ИНСЕРТ – маркировка текста по мере его чтения « V » - уже знал «+» - узнал новое «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы
4. Этап первичной проверки и закрепления знаний. Выполнение тестовых заданий 1 А) Рассмотрите схему и напишите имя военноначальника, осуществившего походы, обозначенными на карте черными стрелками. Б) Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». В) Укажите обозначенное на схеме название города, который за упорное сопротивление был прозван «злым городом».
«+» (факты носят положительный характер) « - » (отрицательное значение) «?» (мне это интересно) 1.Появление мануфактур 2.Складывание всероссийского рынка 1.Юридическое оформление крепостного права 2.Церковный раскол 1.Конфликт царя и патриарха Таблица: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ) Тема «Россия в XVII веке. Правление Алексея Михайловича» 4. Этап первичной проверки и закрепления знаний. Приём графического оформления текста.
Системно-деятельностный подход позволяет: активизировать мотивацию и познавательную деятельность учащихся; формировать навыки исследовательской деятельности; повысить объём выполняемой работы на уроке; повысить эффективность урока; помогает добиваться стабильных результатов. Вывод
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории"
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории"...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории как основа требований к результатам образования в рамках ФГОС.
Опыт работы по использованию проблемно-диалогической технологии открытия нового знания....
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...
Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания "
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Проблема: Основное содержание курсов истории и обществознания — описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого, изучение развития современного общества — не включает...
Формы и методы работы на уроках истории и обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Формы и методы работы на уроках истории иобществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода...