Методическая разработка урока "Нападение Германии на СССР"
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Ли  Ен-Сун Александрович

Методическая разработка интегрированного  урока "Нападение Германии на СССР" (история и литература).

. Урок охватывает начальный этап Великой Отечественной войны. Разработка включает региональный компонент. Работа рекомендована для преподавателей истории, классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интегрированный урок99.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Нападение Германии. Начало Великой отечественной войны»

ЦЕЛИ УРОКА:

образовательная:

сформировать знания учащихся о начальном периоде Великой               Отечественной войны,  проанализировать причины неудач Красной Армии, дать оценку  историческим событиям и фактам.

развивающая:

продолжить развитие умений и навыков работы с картой, историческими документами, дополнительной и справочной литературой,  развивать аналитическое мышление и творческую поисковую деятельность, выявлять причинно – следственные связи явлений, углублять внутри и межпредметные связи, расширить кругозор учащихся.

воспитательная:

воспитать чувства патриотизма, любви к Родине, ответственности за ее судьбу, благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: объяснительно – иллюстративный, с элементами игры.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: показать интеграцию истории и литературы, активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, показать внедрение новых педагогических технологий.

КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: учебник Артемьев В.А. , ч. 1, «История», карта «Великая Отечественная война», учебник «История российского Приморья», кинофотодокументы, видеофильмы «22 июня 1941 года», «Блокада Ленинграда», «Я – русский солдат!»; мультимедиа – учебник «История России 20 век», «Клио СОФТ», карточки – задания, карточки – информаторы: «Силы СССР и Германии накануне 22 июня 1941 года», «Потери Красной Армии» в оружии и технике в летнее – осенней кампании 1941 года (в %); книжная выставка, компьютер, видеомагнитофон, телевизор, стенды в кабинете истории «Милый сердцу край», альбом – раскладушка «Уссурийцы – герои Советского Союза», музейный уголок в кабинете истории (фронтовые письма уссурийцев, медали Великой Отечественной войны), книжная выставка, даты, терминологический словарь, презентация «Нападение Германии на СССР»

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Отметка обучающихся на уроке.
  2. Актуализация имеющихся знаний учащихся

- работа с карточками – заданиями.

Карточка №1

Какие факты свидетельствуют об обострении международной обстановки в конце 30 гг. 20 века?

Карточка №2 (рекомендуется более подготовленному учащемуся).

Советско – финскую войну называют «забытой войной» из – за долгого замалчивания ее истории. В чем причина этой войны? Кто виноват в ее развязывании? Итоги и значение советско – финской войны.

Карточка №3

Охарактеризуйте дальневосточное направление внешней политики СССР в конце 30 гг. 20 века.

Карточка №4

Оцените значение пакта Риббентропа – Молотова в развязывании 2 мировой войны.

- устный опрос учащихся по предыдущей теме урока «Готовность Германии и СССР к войне»:

- охарактеризуйте меры советского правительства по укреплению обороноспособности СССР;

- какие новые виды вооружения появляются у Германии?

- дайте оценку состоянию вооруженных сил в СССР?

На компьютере из компьютерного учебника демонстрируются новые виды вооружения СССР и Германии. Учащиеся должны их угадать. («Катюша», танк Т – 34, самолет – истребитель Як – 1; танк «Пантера»)

  1. Формирование новых умений и навыков.

План урока:

  1. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года.
  2. «Все для фронта, все для победы!».
  3. Блокада Ленинграда.
  4. Итоги первых месяцев Великой Отечественной войны.

Учитель: 22 июня 2006 года вся страна отметила печальную дату – 65 – летие начала Великой Отечественной войны. Это печальное событие является значительным не только для истории России, но и всего мира.

22 июня 1941 года. Воскресенье. Раннее утро. Огромная страна еще не знает, что на нее обрушилась беда.

(Кадры из видеофильма «22 июня 1941 года», с исполнением песни «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!»)

Против СССР выступила не только Германия, но и ее союзники: Венгрия, Финляндия, Италия и Румыния.

Еще в 18 декабря 1940 года Гитлер подписал план «Барбаросса». По этому плану война против СССР должна была быть «блицкригом» - молниеносной. Войну предполагалось закончить к осени 1941 года.

Задание:

Сравните по таблице «Силы СССР и Германии накануне 22 июня 1941 года» и «Потери Красной Армии в оружии и технике в летнее – осенней кампании 1941 года».

(На компьютере – карта и показываются основные направления по плану «Барбаросса», диктор комментирует, учащиеся записывают в тетрадь).

Начало войны было катастрофой. Первыми приняли на себя удар 170 - ти гитлеровских дивизий западные пограничные рубежи. На некоторых участках фронта, немцы были не только разбиты, но и отброшены за государственную границу СССР. Несмотря на труднейшие условия, защитники Отечество с первых дней проявили мужество и героизм:

- 22 июня 1941 г. летчик П.Чиркин направил свою горящую машину на немецкие танки.

- 28 июня подвиг повторил Николай Гастелло и его боевые товарищи.

- Владимир Талалихин совершил воздушный таран в небе над Москвой.

- С.Супрун, летчик – истребитель, посмертно получил звание дважды Героя Советского Союза.

- Легендарные защитники Брестской крепости боле6е одного месяца вели ожесточенные бои с превосходящими силами противника. Защищали свою страну безымянные герои во главе с майором П. Гавриловым.

(Учитель показывает портреты героев Великой Отечественной войны)

- Многие герои остались безымянными. Именно им посвятил свое произведение Б.Васильев «В списках не значился», по мотивам создан фильм «Я – русский солдат!».

(Отрывок из кинофильма «Я – русский солдат!»)

Учащийся читает стихотворение К. Симонова.

* * *

По русским обычаям, только пожарища,

На русской земле раскидав позади,

На ваших глазах умирают товарищи,

По – русски рубаху рванув на груди.

* * *

Нас пули с тобою пока еще милуют

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все – таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился.

* * *

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила

Чтоб в бой, провожая нас, русская женщина,

По- русски три раза меня обняла.

Учитель:

В 12 часов дня все радиостанции СССР передали правительственное сообщение с призывом встать на защиту своей Родины. Объявлена мобилизация мужчин 1905 – 1918 года рождения. Кроме районов Дальнего Востока и Средней Азии. Советское правительство боялось, что в войну вступит Япония и Турция.

На компьютере прослушивается фрагмент из выступления Молотова 22 июня 1941 года по радио СССР.

Учитель:

Защищали западные границы нашей страны и наши земляки.

Ученик рассказывает сообщение «Приморцы на фронтах Великой Отечественной войны»:

«За годы Великой Отечественной войны из Приморского края было призвано более 200000 человек.

Тысячи приморцев добровольцами ушли на фронт. Тихоокеанский флот направил для участия в боевых действиях на суше треть своего личного состава. Из сформированных к декабрю 1941 г. 25 морских стрелковых бригад состояли из тихоокеанцев и амурцев.

Приморцы защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге.

Всю страну облетели слова снайпера – приморца Василия Зайцева, защищавшего Сталинград «За Волгой для нас земли нет!». 239 стрелковая дивизия  стрелковая дивизия целиком состояла из уссурийцев. Они прошли с боями от самой Москвы до Берлина. В память о их подвиге на улице Краснознаменной установлен памятник  - монумент. Автор памятника – скульптор Ненаживин. У подножия памятника устроен жертвенник, в котором зажжен Вечный огонь, доставленный в г. Уссурийск Героем Советского Союза, Соболевым Д.Ф. с Марсова поля в Ленинграде.

11 уссурийцев удостоены высочайшей награды – звания Героя Советского Союза:

- Якимович Николай Контратьевич,

- Ивасик Михаил Адамович,

- Соловьев Трофим Ильич,

- Хомрач Владимир Гаврилович,

- Денисенко Сергей Петрович,

- Соболев Дмитрий Филиппович,

- Мороз Даниил Ефимович,

- Рогожников Федосей Васильевич,

- Ветчинкин Григорий Петрович,

- Ефимов Василий Мефодиевич,

- Буштрук Даниил Иванович.

(Показывает фотографии из альбома «Уссурийцы – герои Советского Союза»)

Учитель:

Война изменила всю жизнь страны. Девизом стали слова: «Все для фронта, все для Победы!» Ведь именно от тех, кто в тылу зависел исход войны.:

- рабочий день увеличился до 12 часов,

- отпуска отменялись до Победы,

- в тыл, Сибирь и Урал эвакуировали 1215 заводов и фабрик,

- в тылу остались работать женщины, старики, подростки.

Приморский край также не остался в стороне. Сейчас вы прослушаете сообщение «Приморье в годы Великой Отечественной войны».

Ученик рассказывает сообщение «Приморье в годы Велик5ой Отечественной войны»:

«Экономика Приморья перестраивалась на военный лад. За короткое время было освоено производство продукции из местного сырья для нужд фронта:

Уссурийский масложиркомбинат стал выпускать пищевые концетраты, рыбий жир. Дальзавод стал производить боеприпасы. Уссурийский паровозоремонтный завод изготовлял корпуса снарядов, а лесокомбинат – лыжи, разборные казармы. Тыл собирал средства, деньги, теплые вещи для фронта. На 23 августа 1941 года по Уссурийской области поступило в фонд обороны: облигаций всех займов на 4 млн. 950 тыс. руб., наличных денег – 418 тыс. руб., золота, - 273 гр., серебра – 4835 гр., платины – 2,5 гр., золотых монет – 50 рублей, серебряных – 23.

На собранные средства были построены танковая колонна, эскадрилья самолетов «Приморский комсомолец» и другая боевая техника. Десятки бригад соревновались за звание ФРОНТОВЫХ, перевыполняя нормы на 200-500 %.

Многие приморцы не забудут Героя Советского Союза, первую в мире женщину – капитана дальнего плавания Анну Ивановну Щетинину, (показывает портрет А.И. Щетининой). В ноябре 2001 года в память о ней был установлен памятник в г. Владивостоке».

Учитель:

Война продолжается. Несмотря на упорное сопротивление советских войск, немцы продвигаются вперед. Красная армия оставила  Киев, Смоленск. Именно в дни смоленского сражения И.В. Сталин подписывает печально знаменитый приказ № 270.

Работа с раздаточным материалом.

Прочитать и проанализировать, какую роль в дальнейшем ходе войны сыграл Приказ № 270 от 16 августа 1941 года.

Учитель:

Ожесточенные бои продолжаются. На направлении «Север» немцы и их союзники прорывают оборону советских войск и берут в кольцо Ленинград. 8 сентября 1941 года начинается  900 дневная блокада.

Видеоотрывок из документального фильма «Блокада Ленинграда».

Учитель продолжает:

Самое страшное испытание для жителей осажденного города – холод и голод.

Суточная норма хлеба в день в декабре 1941 г.:

- для рабочих – 250 гр.,

- остальных – 125 гр.

До блокады население Ленинграда составляло ок. 3 млн. чел. После – 600 тыс.

От голода и бомбежек погибло более 1.5 млн. чел. Связь с Большой землей поддерживалась через легендарную Дорогу Жизни – Ладожское озеро. В осажденный Ленинград везли продовольствие, а обратно – эвакуировали жителей.  На весь мир известно имя юной блокадницы, ленинградки Тани Савичевой. Странички из ее дневника стали мемориалом на Пискаревском кладбище.

(Учитель показывает странички дневника Тани Савичевой и ее портрет).

Заключительное слово учителя.

Итоги первых месяцев войны.

Благодаря мужеству и героизму простых советских жителей, защищавших свою страну от фашистских захватчиков, немецкие планы «Барбаросса» и «Ост» были сорваны.

Смоленское сражение, блокада Ленинграда выявили высокий моральный дух советского народа, его непреклонную стойкость. Ни на 1 направлении по плану «Барбаросса» немцы не добились целей.

Расчет на быструю и легкую победу Германии над Советским Союзом не оправдался. А впереди были долгие четыре года войны, которая стала называться Великая Отечественная.

Если вас заинтересовала тема «Великая Отечественная война», продолжить изучение данной темы вам позволят следующие книги, представленные на книжной выставке.

(Показывает книжную выставку в кабинете истории)

Учитель читает стихотворение приморского поэта Бориса Лапузина:

Герои бессметны

На поле сраженья,

За родину павшие люди,

Бессмертны в строю средь живых.

Они оправдали судьбу поколенья, их подвиг великий, века пронесут.

Минуту одну преклоняю колени я,

Минуту молчания –

А вечности – суд!

4. Закрепление тест на компьютере. Мультимедиаучебник «История России 20 век».

 

5.  Учитель подводит итоги урока. Объявляет полученные оценки.

6 . Домашнее задание.

Выписать итоги первых месяцев Великой Отечественной войны в тетрадь, стр. 292-293 учебника В. Дмитриенко «История Отечества 20 век».  

1 вариант разыскать ветерана Великой Отечественной войны и записать его рассказ.

2 вариант приготовить сообщение на тему «Неизвестные страницы Великой Отечественной».

Список использованной литературы

  1. Архивный материал, альбом – раскладушка «Уссурийцы – герои Советского союза»
  2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. События. Люди. Решения. Москва, «Политиздат», 1990 г.
  3. «Коммунар», уссурийская газета,  2000-2006 год.
  4. Дмитриенко В. «История Отечества 20 век», И., «Дрофа», 2002 год;
  5. «История российского Приморья», учебник, И., «Владивосток», 1998 год.
  6. «Книга Памяти», Владивосток, «Дальпресс», 1995 год;
  7. Лапузин Б. Сборник стихов, Владивосток, 2001 год
  8. Леонов Н. «Уссурийцы в боях за Родину», Владивосток, 2000 год;
  9. Мультимедиаучебник «История России 20 век», «Клио Софт», 2005 год.
  10. Симонов К., «Стихотворения и поэмы», Москва, 1978 год,
  11. Энциклопедия «История России. 20 век», т. 3, Издательство «Аванта +», 1999 год.

 Приложение №1

СИЛЫ СССР И ГЕРМАНИИ накануне 22 июня 1941 года

СССР

Германия

АРМИЯ

 2900 ( В ЗАПАДНЫХ ПРИГРАНИЧНЫХ ВОЕННЫХ ОКРУГАХ)

5,5 МЛН. ЧЕЛ.

ТАНКИ

12 728 (ОКОЛО 2/3 СТАРОГО ОБРАЗЦА)

4000

САМОЛЕТЫ

1334

5000

ОРУДИЯ И МИНОМЕТЫ

28000

47000

ПОТЕРИ КРАСНОЙ АРМИИ В ОРУЖИИ И ТЕХНИКЕ В ЛЕТНЕ – ОСЕННЕЙ КАМПАНИИ 1941 ГОДА В %

ТАНКИ

91

САМОЛЕТЫ

90

ОРУДИЯ И МИНОМЕТЫ

90

СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ

67

Приложение № 2            Дифференцированные тестовые задания

 по теме «Начало Великой Отечественной войны».

п/п

1 вариант

2 вариант

1

Дата начала Великой Отечественной войны……….

Дата начала 2 мировой войны………………………

2

На каком направлении силы немцев превосходили силы СССР …………………………

К какому сроку фашисты планировали захватить СССР по плану «Барбаросса»…………..

3

1 воздушный таран совершил летчик……………………..

Знаменитый снайпер, приморец, защитник Сталинграда……………….

4

Сколько немецких групп армий наступало на СССР в начале ВОВ…………………………..

Союзники Германии в войне с СССР………………………..

5

Дата начала блокады Ленинграда…………………….

Сколько дней длилась блокада Ленинграда……………….

6

Соотнесите имена и события:

1. Таня Савичева

А) Оборона Москвы

2. П. Гаврилов

Б) Блокада Ленинграда

3. В. Талалихин

 В) Оборона Бреста

Соотнесите даты и события:

1. 23 июня 1941 г.

А) подписание плана «Барбаросса»

2. 10 июля 1941 г.

Б) Создание Ставки Главного Командования

3. дек. 1940 г.

В) Образование Ставки Верховного Командования

7

Сколько героев Советского Союза проживало в Уссурийске………….

Сколько приморцев было призвано на фронты ВОВ………………………..

8

Эвакуация – это………………

Мобилизация – это……………

9

Председатель Ставки Верховного Командования - ………………

Немцы в первые недели ВОВ проходили в сутки до ……….км.

10

Характер войны со стороны Германии …………………..

Характер войны со стороны СССР………………

11* (на оценку «5»

Самые маленькие нормы хлеба в блокадном Ленинграде в декабре 1941 – январе 1942 гг. …………………………………

Где в СССР не проходила мобилизация в начале войны…………………………

Эталоны ответов

              на тестовое задание по теме «Начало Великой Отечественной войны»

п/п

1 вариант

2 вариант

1

 22 июня 1941 г.

1 сентября 1939 г.

2

«Центр»

К осени 1941 года

3

П. Чиркин

В. Зайцев

4

3

Румыния, Венгрия, Финляндия, Италия

5

8 сентября 1941 г.

900 дней и ночей

6

1- Б

2- В

3 - А

1 – Б

2 - В

3 - А

7

11

Более 200 тыс. чел.

8

Вывоз людей и имущества из опасных местностей.

Перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность

9

Сталин

30 км

10

захватнический

освободительный

11*

Рабочие – 250 гр., остальные – 125 гр.

Средняя Азия и Дальний Восток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. Индустриализация в СССР. 9 класс

Тема: Индустриализация в СССР.Форма урока: лабораторное занятиеТип урока: Изучение нового материала.Цель: Познакомить учащихся с целями социалистической индустриализации в СССР на основе анализа истор...

Методическая разработка урока истории "Образование СССР"

Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, используемые при проведении урока:1.  Иг...

Методическая разработка урока на тему: "СССР во времена правления Н.С.Хрущева"

Методическая разработка урока на тему: "СССР во времена правления Н.С. Хрущева" составлена по дисциплине ОУДБ.03 История. Это занятие проводится для студентов первого курса СПО (техникума) в...

Методическая разработка урока "Германия:федеральные земли"

Методическая разработка может бвть использована для изучения системы административного устройства Германии. разработаны задания для индивидуальной и групповой работы студентов с использованием карты с...

Методическая разработка урока в 10 классе «СССР и Германия накануне войны»

Урок-конференция. Класс разбивается на 4 группы: «Советская разведка», «немецкая разведка» и две группы экспертов получает опережающее задание: нужно изучить соответствующий ма...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Здравствуй, СССР"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Здравствуй, СССР". Квест...