Методическая разработка урока в 10 классе «СССР и Германия накануне войны»
методическая разработка по истории (10 класс)
Урок-конференция. Класс разбивается на 4 группы: «Советская разведка», «немецкая разведка» и две группы экспертов получает опережающее задание: нужно изучить соответствующий материал документальный материал о деятельности советской и немецкой разведок перед Великой Отечественной войной, подготовить доклады-презентации о состоянии военно-экономический потенциала Германии и СССР, определить наиболее важные просчёты немецкого и советского командования, сделанные на основании данных разведки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_sssr_i_germaniya_nakanune_voyny.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ РОССИИ 11 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА:
«СССР И ГЕРМАНИЯ НАКАНУНЕ ВОЙНЫ»
Бондарев Сергей Михайлович, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ№388
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ТИП УРОКА: | Урок-конференция |
Цели занятия | 1) образовательные – помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу было ли внезапным нападение Германии; 2) развивающие – создать учащимся условия для совершенствования навыков деятельности во взаимодействии с классом и индивидуально; для закрепления умений работать с источниками исторической информации, делать анализ, сравнивать и обобщать, аргументировано высказывать свою точку зрения. 3) воспитательные – способствовать формированию у учащихся чувства сопереживания за судьбу своей страны, патриотических чувств. |
План урока | 1. Вступительное слово учителя. 2. Доклад-презентация немецкой разведки. Военно-экономический потенциал СССР. Оценка доклада экспертами. 3. Доклад-презентация советской разведки. Военно-экономический потенциал Германии. Оценка доклада экспертами. 5. Подведение итогов. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка. Выступление с докладами-презентациями учащихся. |
Развитие умений учащихся | Продолжить формировать умение анализировать исторические документы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умение организовывать свою работу в группе. |
Основные понятия и термины | Военный потенциал, агрессор, план «Барбаросса», блицкриг, превентивная война, сателлиты |
Опережающее задание | Класс разбивается на 4 группы: «Советская разведка», «немецкая разведка» и две группы экспертов. Изучить соответствующий материал документальный материал о деятельности советской и немецкой разведок перед Великой Отечественной войной, подготовить доклады-презентации о состоянии военно-экономический потенциала Германии и СССР, определить наиболее важные просчёты немецкого и советского командования, сделанные на основании данных разведки. |
Источники информации: школьные и внешкольные |
|
Этапы урока и его содержание. Вводная часть. Постановка проблемы
Вводное слово учителя: Сегодня можно найти немало научных и научно-популярных книг о внешней и внутренней политике СССР в 1939-1941 гг. Но в изучении предыстории Великой Отечественной войны все еще остается много нерешенных вопросов. Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Предположения эти значительно расходятся между собой и подчас взаимоисключают друг друга.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выясним, каким образом политика руководства СССР и Германии способствовала развязыванию войны, как Германия и наша страна готовилась к войне.
Проблема 1. Имел ли Гитлер объективные данные о военно-экономическом потенциале СССР? Была ли наша страна готова к войне?
Проблема 2. Было нападение Германии на СССР внезапным? Что знало руководство нашей страны о военно-экономическом потенциале Германии?
Проблема 3. В чём истинные причины неудач Красной армии в начале Великой Отечественной войны? Почему несмотря на тяжёлые поражения первого периода войны ССР одержал победу?
Проблема 1. Имел ли Гитлер объективные данные о военно-экономическом потенциале СССР? Была ли наша страна готова к войне?
НЕМЕЦКАЯ РАЗВЕДКА О ГОТОВНОСТИ СССР К ВОЙНЕ С ГЕРМАНИЕЙ
Доклад-презентация
Слайд 2. Военная подготовка Личный состав РККА
Личный состав РККА насчитывает 6,2 миллиона человек и 11–12 миллионов людского резерва. Ослаблена репрессиями, солдаты плохо подготовлены, базируется на опыте Гражданской войны. «Русский колосс, покоящийся на глиняных ногах» может быть без особого труда опрокинут.
Слайд 3. Военные планы СССР перед нападением Германии.
1. Разгром главных сил немецкой армии, развертываемых южнее линии Брест–Демблин и выход к 30 дню операции на фронт Остроленка, река Нарев, Лович, Лодзь, Крецбург, Оппельн, Оломоуц.
2. Наступление из района Катовице в северном или северо-западном направлении с целью разгромить крупные силы центра и северного крыла германского фронта и овладеть территорией южной Польши и Восточной Пруссии. Ближайшая задача – разгромить германскую армию восточнее р. Висла и на Краковском направлении.
Слайды 4-7. ВВС РККА – 6000. 1500 – новые самолёты
Истребители: бипланы И-15, И-153, моноплан И-16- основной, значительно уступают немецким самолётам.
Бомбардировщики: ТБ-3, СБ, ДБ-3, уступают немецким самолётам.
Слайды 8-18. Танки СССР - 5100 штук.
Основа бронетанковых сил РККА - Лёгкий танк Т-26. Слабое (противопульное) бронирование и низкая подвижность танка. Бронирование большинства немецких танков уязвимо для 37- или 45-мм орудий Т-26.
Быстроходные танки БТ-5 и БТ-7 обладают большой скоростью и слабой бронезащитой. Нет радиостанций.
Средний танк Т-28. Принят на вооружение в 1933 году. С 1938 года начала устанавливаться новая более мощная 76,2-мм пушка Л-10 (до этого 45-мм). Противопульное бронирование.
Тяжелый танк Т-35. Сильная огневая мощь, тонкая броня и низкая скорость передвижения из-за огромной массы.
Слайды 19-23. Артиллерия - 48 тыс. орудий. Основные орудия:
Основная противотанковая: 45-мм противотанковая пушка образца 1937 года. Пушка предназначена для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Бронепробиваемость – 43-мм броню.
Основная полковая: 76-мм полковая пушка образца 1927 года, излишне тяжёлое, обладало недостаточными сектором горизонтальной наводки и бронепробиваемостью.
Основная дивизионная:122-мм гаубица образца 1909/37 годов – К концу 1930-х годов орудие устарело, перестав отвечать возросшим требованиям к углам горизонтальной наводки и максимальной скорости буксировки
Основная зенитная: Автоматическая зенитная пушка 61-К со щитовым прикрытием. Калибр 37 мм, скорострельность 160 выстр./мин., главная задача – борьба с воздушными целями на дальностях до 4 км и на высотах до 3 км.
ГОТОВНОСТЬ СССР К ВОЙНЕ С ГЕРМАНИЕЙ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Слайд 2. В период планирования операции «Барбаросса» немецкая разведка переоценивала численность советских сухопутных войск в приграничных военных округах, но недооценивала активную численность Красной Армии в целом. Вдобавок она не сумела заметить изменение численности и состава новых советских механизированных войск. Личный состав РККА в Западных округах насчитывал 2 901 000, 7,85 миллионов человек в первоначальной мобилизации;
Слайд 3. Военные планы СССР перед нападением Германии. Немцам достаточно хорошо были известны планы советского командования.
Слайд 4-9. ВВС РККА в Западных округах – 9917, 1540 – новые самолёты
Германская разведка ничего не знала о советской авиации. МиГ-3 по мног8им летно-тактических характеристик превосходит «Мессершмитт-109». Германская разведка считала, что новейших самолетов в Красной Армии мало. Однако в одном только Западном особом военном округе одних только МиГ-3 было больше, чем всех «Мессершмитт-109» на всем советско-германском фронте. Германская разведка ничего не знала про Як-1 и ЛаГГ-3.
Появление Ил-2 было для германских разведчиков сюрпризом. И опять же не будем повторять, что их было мало: в Германии ни одного такого самолета не было, и до конца войны германским конструкторам ничего равного создать не удалось.
Бомбардировщик Пе-2 оказался сюрпризом для германской разведки. Он превосходил любой германский бомбардировщик, прежде всего – в скорости. Ничего равного нашим ДБ-ЗФ, Ер-2, ТБ-7 в Германии не было.
Слайды 10–13. Танки СССР - 12150 (1800 –новые)
Германия ничего не знала о танках Т-34, KB-1 и КВ-2. К лету 1941 года этих новейших танков было более полутора тысяч.
Слайды 10–13. Артиллерия РККА - 43 872 орудий и миномётов Советском Союзе были созданы лучшие в мире артиллерийские системы, в конце 30-х годов началось массовое их производство и насыщение Красной Армии. Советская полевая артиллерия была лучшей в мире по качеству орудий и снарядов, а по количеству стволов и снарядов превосходила все армии мира того времени, вместе взятые. Кроме того, она превосходила германскую артиллерию по маневренности.
Ничего не было известно немцам и о реактивной артиллерии. БМ-13 была эффективной артсистемой, применение которой позволяло быстро создать в нужном месте высокую плотность артогня. Их применение давало, без сомнения психологический эффект по противнику, но к серьезному ущербу - приводило или при огне на расстоянии до 2 км, или по площадным целям.
Слайды 10–13. Десантные войска
Германская разведка ничего не знала о советских воздушно-десантных войсках. Советский Союз перед Второй мировой войной подготовил парашютистов в 250 раз больше, чем все остальные страны мира, вместе взятые. Советский Союз вступил в войну, имея пять полностью укомплектованных воздушно-десантных корпусов и еще пять в стадии формирования.
Вывод: несмотря на активную работу на территории СССР немецкая разведка не смогла дать точную информацию о вооружении, численности и боеготовности Красной армии к войне.
Проблема 2. Было нападение Германии на СССР внезапным? Что знало руководство нашей страны о военно-экономическом потенциале Германии?
СОВЕТСКАЯ РАЗВЕДКА О ГОТОВНОСТИ ГЕРМАНИИ К ВОЙНЕ С СССР
Слайд 2-3. Военная подготовка. Личный состав Вермахта – 320 дивизий, численность 8000000.
На границе с СССР – 122 дивизии.
Низкая дисциплина личного состава, солдаты не хотят воевать против СССР.
Слайд 4. План «Барбаросса»
Противник развернет главные силы к югу от Полесья с целью нанести удар в направлении Бердичев – Киев и захватить Украину. Несмотря на регулярное с середины 1940 года поступление сведений от советской разведки о подготовке фашистской Германии к нападению на СССР, Сталин не исключал возможности, что в 1941 году войны можно будет избежать и различными политическими маневрами оттянуть ее начало до 1942 года.
Слайды 5-9. Авиация («Люфтваффе») – 13 900
На 1 сентября 1939 г. германский самолетный парк составлял 13 900 самолетов и оставался таковым до лета 1940 г., поскольку ежемесячное производство 600–700 самолетов восполняло потери. Разведуправление в докладе от 11 марта 1941 г. отмечало, что она способна ежегодно производить 25-30 тыс. самолетов и 18—20 тыс. танков.
Слайды 10–18. Танки Германии – 5800 шт. Разведуправление в докладе от 11 марта 1941 г. отмечало, что она способна ежегодно производить 18–20 тыс. танков.
Основа бронетанковых сил – средний танки Pz Kpfw III (Т-III) Pz Kpfw IV (Т-IV)
В марте 1941 года в Германии начали производить несколько новых типов танков, в том числе средние, тяжелые и сверхтяжелые. В их числе были танки Pz.Kpfw.VI (Porsche), «Леопард». масса 30 тонн, 100-мм лобовая броня, 88-мм или 105-мм орудие, VK 65.01(H) масса 65 тонн. Лобовая броня составляла 80 мм, вооружаться он должен был 105-мм орудием длиной в 20 калибров, или 75-мм орудием длиной в 40 калибров.
Слайды 19-22. Артиллерия – 92 тыс. орудий, 43 тыс. на границе с СССР.
Основные орудия: противотанковая пушка – Pak 35/36, 105-мм лёгкая полевая гаубица обр. 18 10,5 cm leFH 18, 20-мм зенитное орудие обр. 30/38 (2.0 cm FlaK 30/38)
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ. О ГОТОВНОСТИ ГЕРМАНИИ К ВОЙНЕ
Слайд 2. Военно-экономический потенциал Германии
Обладает экономическим потенциалом практически всех стран Европы. Промышленность ориентирована на выпуск военной продукции
Слайд 3-4. Военная подготовка Личный состав Вермахта
Солдаты и офицеры прекрасно подготовлены, имеют опыт современной войны
Сопоставление разведданных о численности германских войск, развернутых у советских границ, с действительными данными показывает, что, правильно вскрыв факт переброски германских войск к границе СССР, советская разведка не располагала точными сведениями о количестве сосредоточенных войск и в своих оценках исходила из завышенных сведений об общей численности вермахта
Слайд 5. План «Барбаросса». Советская разведка ошиблась в определении главного удара немцев., что привело к катастрофическим последствиям летом 1941 г.
При разработке плана «Барбаросса», рассчитанного только на «молниеносную войну», изначально была допущена недооценка противника и не учтена возможность перерастания быстротечной войны в затяжную. В целом провал операции «Барбаросса» явился ключевым поворотным моментом Второй мировой войны.
Слайд 6. Авиация («Люфтваффе») – 4980. Численность ВВС значительно завышена.
Основные типы самолётов, их характеристики известны советскому командованию.
Слайд 7-8. Танки Германии – 4300 шт. Основной танк PzKpfw III -1811 штук. Тяжёлых танков с мощной бронёй и вооружением у немцев до 1942 года на вооружение Вермахта не поступало.
Таким образом, советской разведке не удалось достоверно установить состав вооруженных сил Германии и их группировку на Востоке, что затрудняло оценку угрозы Советскому Союзу.
Проблема 3. В чём истинные причины неудач Красной армии в начале Великой Отечественной войны? Почему несмотря на тяжёлые поражения первого периода войны СССР одержал победу?
Причины неудач обсуждаются всеми группами. Подводим итоги.
Причины неудач Красной армии
1. Советские войска не были приведены в боевую готовность и не заняли определенных им оборонительных рубежей. Развертывание частей Красной Армии в приграничных районах всячески сдерживалось, войска не были приведены в боевую готовность.
2. Допущены просчеты в определении сроков нападения врага.
3. Массовое истребление кадровых военных Красной Армии. В 1937–1938 гг. репрессировано около 40 тыс. офицеров, в т. ч. 3 из 5 маршалов Советского Союза, около 600 генералов (почти в 4 раза больше, чем погибло в годы войны). Потери лучших кадров подорвали мощь Красной Армии, и это использовал германский вермахт.
4. Новая техника – авиация (штурмовик ИЛ-2), танки (Т-34), артиллерия, не уступавшая немецкой, начала поступать в войска лишь в 1940–1941 гг., а чтобы научить солдат и офицеров обращаться с нею, требовалось время.
5. Обострению ситуации в начальном периоде войны способствовали и серьезные ошибки в размещении, принципах строительства, вооружения укрепленных районов (УР), недостатки в подготовке железнодорожных и шоссейных дорог, просчеты в размещении складов и баз материального снабжения, госпиталей.
7. Стратегические просчеты руководства страны и высшего военного командования, которые считали, что гитлеровцы в войне с СССР, в первую очередь, попытаются овладеть Украиной, Донбассом, Кавказом. Поэтому наиболее опасным советскому руководству виделся юго-западный регион – Украина, а не западный – Беларусь. Зная об этом, гитлеровцы сконцентрировали здесь самые мощные сухопутные и воздушные силы.
Немецкое командование и разведка в начале Великой Отечественной войны совершила ряд серьёзных просчётов. Это:
- Недооценка советской военной мощи нацистами.
- Ошибки немецкой разведки в оценке военно-промышленного потенциала СССР
- Ошибка расчетов немцев на подрыв Советского Союза.
Итоги урока: учитель суммирует выступления учащихся, выставляет оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Россия в Первой мировой войне"
презентация к уроку...
Методическая разработка урока по теме: Реформация в Германии.
Методическая разработка урока посвященного эпохи Реформации позволяет в краткой форме дать учащимся комплексное представление о социальных и исторических особенностях Германии XV века. Рассказать о би...
Методическая разработка урока Памяти, посвящённого 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией
Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны.Цель: создание педагогических у...
Методическая разработка урока по истории по теме "Великая Отечественная война"
Методическая разработка контрольного урока по истории по теме "Великая Отечественная войа"....
Методическая разработка урока на тему: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»
Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг...
Методическая разработка «Урок Победы», посвященная 75-летию Великой Отечественной войны, для учащихся 9 класса
Бывают события, которые по прошествии времени стираются из памяти людей, но есть те, значение которых с каждым десятилетием приобретает особую значимость. К таким событиям относится Победа Великой Оте...
Методическая разработка урока «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»
Методическая разработка урока «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»...