Методическая разработка урока истории "Образование СССР"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технологии, используемые при проведении урока:
1. Игровые технологии
2. Информационно-коммуникативные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_sssr2.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока истории
на тему «Образование СССР»
Класс: 9
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – экспедиция.
Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технологии, используемые при проведении урока:
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникативные
Ярославцева Анастасия Владимировна,
учитель истории и обществознания МОБУ СОШ № 92 г. Сочи
Конспект открытого урока истории в 9 классе на тему: «Образование СССР»
(Линия УМК по истории9 класса под редакцией Н.В. Загладина )
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – обсуждение.
Цели урока:
1. Активизировать знания, полученные школьниками на других уроках; установить межпредметные связи: обществознание– история- ИКТ.
2. Продолжить формирование навыков обработки исторической информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов; отработать практические навыки и умения при решении исторических задач
3. Продолжить формирование культуры личности, вызывать чувство сопричастности в решении исторических проблем своей страны; воспитывать чувство любви к природе своей Родины
-сформировать у учащихся представления об основных особенностях процесса образования СССР
-рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;
-изучить события, которые привели к образованию СССР
Образовательные
-повторить и обобщить полученные знания по данной теме, выявить уровень знаний
-продолжить формирование умений работы с историческими источниками, анализа документов, обобщения, сопоставлять различные точки зрения, различать факт, мнение, оценку, интерпретацию.
Воспитательные:
-воспитание чувства дружбы, ответственности, любви к предмету;
-формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности;
-способствовать становлению гражданского самосознания;
-через осмысление прошлого воспитывать позитивное отношение к нашей истории, формирование толерантности.
Развивающие:
-развитие навыков самостоятельной работы, познавательного интереса у учащихся.
-продолжить обучение работе с документами разного характера.
Оборудование: Учебник истории Н.В. Загладин «История Отечества, 20 век», проектор, рабочая тетрадь, мультимедиа, карта « Образование СССР», изображения государственных символов СССР, карточки с вопросами для групповой работы.
Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технологии, используемые при проведении урока:
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникативные
Новые понятия:
- федеративное устройство, унитарное государство, автономия, субъект, СССР, РСФСР, ЗСФСР.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Этап проверки домашнего задания. (5 мин)
- Этап изучения нового материала (18 мин)
- Этап закрепления материала. (8 мин)
- Рефлексия урока. (5 мин)
- Домашнее задание. (2 мин)
Ход урока.
1. Организационный момент. (2 мин)
2. Проверка домашнего задания.
А) Письменный опрос учащихся (Тест по теме НЭП)
Тест по теме «Нэп»
1. Одна из причин перехода к нэпу -
а) социально-политический кризис власти большевиков
б) стремление большевиков обобществить средства производства
в) поиск средств на индустриализацию
г) стремление повысить эффективность труда
2. Переход к нэпу был осуществлен в:
а) 1917г.
б) 1918г.
в) 1921г.
г) 1922г.
3. Социальная группа людей, появившаяся в годы нэпа:
а) люмпены
б) пролетариат
в) нэпманы
г) кулаки
4. Появление вместо обесцененных денег твердой конвертируемой
валюты – золотого червонца относится к:
а) 1921г.
б) 1922г.
в) 1923г.
г) 1924г.
5. Концессии – это:
А) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности
Б) пользование имуществом другого собственника на определённый срок и на определённых условиях
В) метод хозяйствования, основанный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности
Г) установленный государством обязательный платёж, взимаемый с крестьянских хозяйств
6. К итогам НЭПа можно отнести:
А) ослабление контроля над экономической жизни страны
Б) усиление военного контроля над частной жизнью
В) жёсткое нормирование трудовых ресурсов
Г) карточная система
Б) Письменный опрос учащихся (Задание на выявление соответствий)
1. Установите соответствие между термином и его определением
Термин | Определение |
А) денационализация Б) продналог В) аренда Г) концессия Д) хозрасчёт | 1) пользование имуществом другого собственника на определённый срок и на определённых условиях 2) метод хозяйствования, основанный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности 3) договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности 4) установленный государством обязательный платёж, взимаемый с крестьянских хозяйств 5) передача в частную собственность государственной собственности |
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
2. Установите соответствие между политикой советской власти и ее особенностями
Политика советской власти | Особенности политики |
А) политика «военного коммунизма» Б) нэп | 1) денационализация части промышленности 2) концессии 3) введение продналога 4) жёсткое нормирование трудовых ресурсов 5) запрещение свободной торговли 6) национализация банков и всей промышленности 7) хозрасчёт 8) натурализация хозяйственных отношений |
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3. Расположите в хронологической последовательности события
А) утверждение плана электрификации
Б) восстание в Кронштадте
В) организация Госплана
Г) провозглашение на X съезде РКП (б) новой экономической политики (нэп)
Д) создание Главлита
Е) голод в Поволжье
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Назовите положения, являющиеся целями нэпа
1) преодоление экономических проблем
2) решение социальных обострений в обществе
3) обобществление средств производства
4) преодоление политического кризиса большевиков
5) получение средств на индустриализацию
6) централизованное управление хозяйством
Ответ: _________________
5. Назовите черты, характеризующие основные направления нэпа
1) централизация управления хозяйством
2) допущение вкладывания в экономику иностранного капитала
3) национализация мелкой и части средней промышленности
4) запрет на использование наемной рабочей силы
5) замена продразверстки продналогом
6) отмена всеобщей трудовой повинности
Ответ: _________________
6.Выберите положения, относящиеся к нэпу
1) применение наемного труда
2) всеобщая трудовая повинность
3) продразверстка
4) аренда земли
5) продналог
6) использование иностранного капитала
7) национализация банков
Ответ: _________________
В) Устный ответ учащихся
1) Каким было экономическое положение страны после окончания гражданской войны (После окончания войны страна находилась в экономическом кризисе).
2) Охарактеризуйте цели и методы проведения новой экономической политики (Цели НЭПа - это преодоление экономических и социальных потрясений, политика военного коммунизма вызвала волну протеста у населения, ослабив тем самым авторитет большевиков, чтобы справится с народными волнениями, правительство вынуждено было провести реформы К ним относится замена продразвёрстки продналогом, который был вдвое ниже, чем во время продразвёрстки и не мог изменяться в течении года, появление мелкой частной торговли, установление, разрешение крестьянам распоряжаться излишками продукции)
3) Что можно отнести к итогам НЭПа? (Улучшение экономической жизни страны, появление частной собственности, появление иностранного капитала, прекращение социальных волнений)
4) Как складывались отношения между партией большевиков и Русской православной церкви? (После окончание гражданской войны партия большевиков объявила гонения на церковнослужителей, их арестовывали, конфисковывали имущество, расстреливали.)
3. Изучение нового материала.
План:
1.Причины образования СССР
2.Советские республики
3.Образование СССР
4.Кризис руководства партии большевиков
Рассказ учителя: После распада Российской империи многие народы приобрели право на самоопределение. Принимаются: 31 декабря 1917 декрет о независимости Финляндии, в августе 1917 отделяется Польша и образовываются суверенные Советские республики: в декабре 1917- Украина, в 1918-Эстония, Латвия, Литва, в 1919- Белоруссия и т.д.
В начале 1922 года на территории бывшей Российской империи существовало девять советских республик: Украинская ССР, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская. Три последние в марте 1922 объединились в ЗСФСР, Бухарская и Хорезмская народные республики. В РСФСР имелось девять автономных республик.
Как вы думаете, какие причины могли побудить Россию для привлечения других государств в союз?
Ответ учащихся: Для сближения государств могли возникнуть несколько причин. Это и развитие товарно-денежных отношений и общие интересы во внешней политике.
Учитель: Совершенно верно, для усиления влияния советской власти на мировой арене необходимо было продемонстрировать единство советских государств. Но объединение стран вызывало массу споров внутри партии большевиков. Ребята, пользуясь текстом учебника, расскажите о позиции членов партии по поводу государственно-территориального объединения Российской Федерации.
Учащиеся: Народный комиссар по делам национальностей И.В. Сталин настаивал на жёсткой централизации власти и вхождение республик в состав Российской Федерации на правах автономии, Ленин же убеждал остальных членов, что новое государство должно основываться на правах равноправия и свободного выхода республик из состава Союза.
Рассказ учителя: 27 декабря 1922 был заключён договор об образовании Союза Советских Социалистических республик. Договор предусматривал, что союзные республики передают в ведение центра вопросы обороны, охраны границ, международных отношений, транспорт, финансы и связь. Слайд 3
На карте вы можете видеть карту образования СССР, в 1922 году в составе СССР находились РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, чуть позже в состав СССР вошли такие республики, как Узбекская и Туркменская, появившиеся в место Туркестанской, а затем Таджикская, ранее входившая в состав Узбекской ССР. Слайд4
Согласно Конституции создавались новые органы власти – Всесоюзный съезд советов – высший законодательный орган, Совет народных комиссаров – высший исполнительный орган. В соответствии с принятой в 1924 Конституцией высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, а между съездами - ЦИК, состоящий из двух палат: Совет Союза и Совет Национальностей. В перерывах между сессиями ЦИКа высший орган Президиум ЦИК СССР. Исполнительный орган ЦИК – СНК СССР. Слайд 5
Учитель: 31 января 1924 года- II съезд Советов принял первую Конституции СССР.
Конституция СССР установила Государственный герб, флаг, столицу СССР. Оставаясь федеративным государством, по сути СССР, таким никогда не был. Право на выход республик из состава существовал на бумаге, а в действительности же СССР это практически унитарное государство, с достаточно жесткой централизацией, в основу административно-территориального деления страны был положен национально-этнический принцип. Этот принцип ущемлял права отдельных наций и права русских в национальных образованиях. В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство.
Выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов). Некоторые категории населения, так же как и в конституции РСФСР 1918 г., были лишены избирательных прав: лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы.
На начальном этапе существования СССР партия пыталась определенным образом учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены принадлежавшие ему ранее земли, восстановлены шариатские суды. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов.
Работа с учебником
Учитель:
Как мы видим, Несмотря на принятие конституции СССР не все члены партии большевиков были согласны с такой структурой управления обществом. Ребята, с помощью учебника рассмотрите позицию каждого из них.
Ответ учащихся:
Ленин был не согласен с тем, что огромная власть заключена в руках одного человека – Генерального секретаря партии Сталина, Ленин настаивал на введении в руководящий состав партии обычных её членов, усиление Рабоче-крестьянской инспекции, препятствующей злоупотребление властью.
Позиция Троцкого была схожа, он предлагал введение партийной демократии, свободных дискуссий и образование фракций. Но для партийной верхушки расширение внутрипартийной демократии означало потерю власти. Началась борьба за власть.
4.Закрепления изученного материала.
Учитель: Ребята, сегодня мы рассмотрели как происходило государственно-территориальное образование СССР. Давайте ответим на вопросы и закрепим изученный материал.
- Расскажите о предпосылках объединения советских республик? Как они были связаны с переходом к НЭПу?
Ответ учащихся:
Развитие товарно-денежных отношений и общие интересы во внешней политике, усиления влияния советской власти на мировой арене необходимо было продемонстрировать единство советских государств.
- Какие принципы взаимоотношений были заложены при создании Советского Союза?
Ответ учащихся:
Договор предусматривал, что союзные республики передают в ведение центра вопросы обороны, охраны границ, международных отношений, транспорт, финансы и связь. Право на выход республик из состава существовал на бумаге, а в действительности же СССР это практически унитарное государство, с достаточно жесткой централизацией, в основу административно-территориального деления страны был положен национально-этнический принцип. Этот принцип ущемлял права отдельных наций и права русских в национальных образованиях. В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство.
- Какие проблемы и противоречия создавала сложившаяся система?
Ответ учащихся:
При сложившийся системе интересы населения союзных республик, специфика их социально-экономического развития зависела от политики партии, которое чаще всего игнорировало местные условия, что со временем привело к накоплению противоречий между центром и партии, также при определении границ союзных государств нередко не учитывались их национальные и религиозные отношения.
Работа с документами.
Учитель: Ребята, прочитайте документ и ответьте на вопросы. О каких опасностях и проблемах писали Ленин и Троцкий?
Ответ учащихся:
В документах Ленин и Троцкий высказывали мнение о том, что концентрация власти в руках одного человека может привести к её полному захвату.
4.Подведение итогов.
Сегодня, ребята, мы рассмотрели как происходило становление новой, могучей империи – Советского Союза. К чему же это привело? Образование СССР способствовало усилению военной мощи страны, давало возможность для плодотворного экономического развития и укрепления коммунистического режима. В рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру. Советских людей сплачивала идея интернационализма и дружбы народов. Однако, наряду с позитивными факторами, было положено начало многим национальным противоречиям и внутренней партийной борьбе.
Рефлексия:
Я узнал…
Я запомнил…
Я понял…
Мне было трудно…
Домашнее задание:
1.Разобрать параграф 15
2. Выучить новые термины
3.Используя дополнительную литературу подготовить сообщение об одном из советских партийных лидеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».
Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....
методическая разработка урока" СССР в 1953-1964 годах"
методическая разработка итогового урока по истории России в 11 классе...
Методическая разработка урока истории по теме "СССР в 1945 - 1953 гг. Идеология и культура".
Использование на уроках истории документов является на сегодня одной из актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация ...
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе "Внешняя политика СССР в 1945 - 1953 гг"
Конспект урока на основе конструктора урока....
Методическая разработка урока. Индустриализация в СССР. 9 класс
Тема: Индустриализация в СССР.Форма урока: лабораторное занятиеТип урока: Изучение нового материала.Цель: Познакомить учащихся с целями социалистической индустриализации в СССР на основе анализа истор...
Методическая разработка урока "Нападение Германии на СССР"
Методическая разработка интегрированного урока "Нападение Германии на СССР" (история и литература).. Урок охватывает начальный этап Великой Отечественной войны. Разработка включает региональный ...
Методическая разработка урока по теме "Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом". 9 класс.
Материал будет полезен для учителей при подготовке занятий по истории Великой Отечественной войны....