Конспект урока истории "Социально-экономическое развитие России в 17 веке", 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Урок разрботан на основе использования приемов технологии критического мышления, дидактической технологии (опорный конспект) и ИКТ. Результатом данного урока должно стать создание видеофильма по данной теме с использованием программы Windows Movie Maker
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока | 28.36 КБ |
Текст для группы 1 | 12.1 КБ |
Текст для группы 2 | 13.14 КБ |
Текст для группы 3 | 12.1 КБ |
Итоговый контроль в виде теста | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-экономическое развитие России в 17 века.
Необходимое оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, наушники с микрофоном, программное обеспечение Windows Movie Maker, колонки.
Раздаточный материал: бланк опорного конспекта, информационные тексты для работы групп, иллюстрации в электронном виде.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о развитии русского государства в 17 веке. Ведь 17 век вместил в себя громадное количество событий, которые определили дальнейший путь развития нашего государства. На предыдущих уроках мы познакомились с внутренней политикой первых Романовых. Давайте вспомним, какие изменения произошли в этот период, которые в дальнейшем получили развитие.
Ответы учащихся:
- Вместо сословно-представительной монархии начинается движение к абсолютной монархии
- Происходит окончательное закрепощение крестьян
- Начинает правление дом Романовых
- Светская власть становится выше церковной (конфликт Алексея Михайловича с патриархом Никоном)
Изменения произошли значительные. И это еще не все. 17 век стал переломным в социально-экономической сфере. Поэтому сегодня это и будет темой нашего урока.
Именно к этому времени, как отмечают историки 19 века, относится начало «нового времени», а значит и развитие капитализма. Однако, мнения специалистов по этому поводу расходятся:
На Ваш взгляд, какова цель нашего урока?
Цель урока: определить характер социально-экономических отношений в России в 17 веке (зафиксируйте данную цель в своих опорных конспектах).
А теперь давайте выстроим алгоритм достижения цели. Что нам необходимо выяснить первоначально?
Итак, начнем!
С терминами феодализм и капитализм мы с вами знакомились на уроках обществознания и экономики. Вспомните, что обозначают эти термины.
Ответы учащихся:
ФЕОДАЛИ́ЗМ общественно-экономическая формация, характеризующаяся существованием двух основных классов феодалов (владельцев земли) и находящихся в личной от них зависимости крестьян.
Капитализм — экономическая система, в которой средства производства принадлежат частным собственникам. Предприятия производят товары для рынка, управляемого спросом и предложением.
А теперь я предлагаю вам соотнести признаки с соответствующим им термином, поясняя свой выбор.
Задание для интерактивной доски:
| феодализм |
капитализм |
Первым заданием вы справились, признаки перед вами.
Идем дальше!
Нам необходимо проанализировать развитие экономики. Для начала вспомните, с какими экономическими проблемами столкнулось русское государство после смуты.
Ответы учащихся заполняются в таблицу.
Вы учитесь в социально-экономическом классе, одной из первых тем по экономике была «Эффективность экономики», пользуясь полученными знаниями, предложите, как можно ликвидировать данные проблемы.
Ответы учащихся заполняются в таблицу.
Теперь давайте посмотрим как с этими проблемами справились или не справились в 17 веке.
Я предлагаю вам поработать творчески и создать видеофильм «Хозяйство и сословия в 17 веке», который будет состоять из 4-х серий.
1 серия «Сельское хозяйство»
2 серия «Промышленность»
3 серия «Торговля»
4 серия «Социальная структура»
У вас в ноутбуках, в папке содержится необходимый материал как информационный, так и иллюстративный. Ваша задача, используя программу, создать видеофильм, акцентируя внимание на основные процессы, происходящие в экономике, а также на исторические термины. По окончании работы, сохраните фильм, так, чтобы он был доступен учителю. Желаю удачи!
Фильм готов! Давайте посмотрим результат вашей творческой деятельности! По ходу просмотра ваша задача заполнить раздел таблицы, а когда будет демонстрироваться серия «Социальная структура» заполнить схему в опорном конспекте.
ПРОСМОТР ФИЛЬМА
Заполнение таблицы.
Ну а теперь настало время подвести итоги. На ваш взгляд, каков характер социально-экономических отношений.
Какой вывод можно сделать.
Все верно, зафиксируйте в конспекте.
А теперь узнаем, как вы усвоили данный материал. В ваших папках есть тест в формате ексель. Ваша задача выполнить его и сохранить результат.
На этом наш урок подошел к концу, домашнее задание написать эссе на тему, которая зафиксирована в ваших конспектах как эпиграф к уроку.
Предварительный просмотр:
Развитие торговли в 17 веке.
В XVII веке более интенсивно по сравнению с предыдущим временем стала развиваться и торговля. Важную роль в торговле играли ярмарки. Среди них были и всероссийские (Макарьевская около Нижнего Новгорода, Свенская в районе Брянска, Ирбитская в Сибири) и местные. Так, большую известность получили Троицкая и Борисоглебская ярмарки в Шуе, а также ярмарки в селах Дунилово, Введенье, Писцово.
Расширение обмена товарами между отдельными районами страны свидетельствовало о начале складывания всероссийского рынка. Это вело к преодолению экономической раздробленности страны, а, следовательно, к укреплению централизованного государства.
В торговле хлебом в роли важных центров выступали Вологда, Вятка, Великий Устюг, Орёл, Воронеж, Нижний Новгород и др. Главными рынками соли были Вологда и Соль Камская. Отборная пушнина продавалась Соли Вычегодской.
Для русских купцов правительство провело реформу таможенного обложения – упразднение множества мелких пошлин, объединение их в одну. Реформа носила протекционистский характер (покровительственный, защитительный); для иностранных купцов устанавливалась повышенная торговая пошлина, им запрещалась розничная торговля внутри страны. Эти меры были закреплены в Торговом (1653г.) и Новоторговом (1667г.) Уставах. Такая политика способствовала развитию собственной экономики.
Внешнеторговые операции с западными странами велись через Архангельск, – единственный и не слишком удобный торговый путь для России с Западной Европой. В восточной торговле первенствующую роль играла Астрахань.
Однако, несмотря на успехи в развитии торговли, Россия отставал от стран Западной Европы. Из-за отсутствия входа к незамерзающим морям затруднялось расширение связей с этими странами.
Предварительный просмотр:
Развитие сельского хозяйства в 17 веке.
Основной отраслью экономики России по-прежнему было сельское хозяйство. Методы обработки земли оставались традиционными, орудия труда совершенствовались крайне медленно. Хозяйство по-прежнему носило натуральный характер.
В этих условиях рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель (Среднего Поволжья, Сибири, южных районов России), а так же за счет более интенсивной эксплуатации крестьян.
Сельское хозяйство восстанавливалось и развивалось медленно. Главный путь развития сельского хозяйства того времени – экстенсивный. В хозяйственный оборот земледельцы включали всё большее количество новых территорий.
Медленно совершенствуется конструкция сох, увеличивается число их разновидностей, отвечающее местным условиям. В центральных районах господствует трёхполье, на окраинах, при наличии свободных земель, встречается перелог – оставление на длительный срок выпаханных участков. На севере сохранялось и подсечное земледелие.
Новым в развитии сельского хозяйства стала специализация отдельных районов России на выпуске той или иной продукции. Новгородско-Псковская и Смоленская земли специализируются на возделывании технических культур – льна, конопли. В районах Холмогор, Вологды, Ярославля зарождается племенное продуктивное мясо – молочное животноводство. Овощи, выращенные в районах Ростова и Белоозера, продаются по всей стране. Муром стал славиться рассадой, которую везли даже в Москву. Избыток хлеба, поступавшего на рынок, давали южные и поволжские уезды.
Среди крестьян начинается расслоение: с одной стороны выделяются многолошадные и многокоровные, с другой – потерявшие свой двор, но остающиеся в личной зависимости, их называли бобылями.
По- прежнему крестьяне кормятся за счёт дополнительных занятий: рыболовством занимаются везде, но особенно в Поморье. Охота, сбор ягод, грибов дополняют скудное питание крестьян, но с развитием крепостничества они имеют всё меньше времени для подобных занятий, а зачастую для этого требуется разрешение феодала. Наиболее выгодные места рыбной ловли на крупных реках в конце века феодалы закрепляли в свою собственность, также как и леса на территории своих поместий.
Предварительный просмотр:
Развитие торговли в 17 веке.
В XVII веке более интенсивно по сравнению с предыдущим временем стала развиваться и торговля. Важную роль в торговле играли ярмарки. Среди них были и всероссийские (Макарьевская около Нижнего Новгорода, Свенская в районе Брянска, Ирбитская в Сибири) и местные. Так, большую известность получили Троицкая и Борисоглебская ярмарки в Шуе, а также ярмарки в селах Дунилово, Введенье, Писцово.
Расширение обмена товарами между отдельными районами страны свидетельствовало о начале складывания всероссийского рынка. Это вело к преодолению экономической раздробленности страны, а, следовательно, к укреплению централизованного государства.
В торговле хлебом в роли важных центров выступали Вологда, Вятка, Великий Устюг, Орёл, Воронеж, Нижний Новгород и др. Главными рынками соли были Вологда и Соль Камская. Отборная пушнина продавалась Соли Вычегодской.
Для русских купцов правительство провело реформу таможенного обложения – упразднение множества мелких пошлин, объединение их в одну. Реформа носила протекционистский характер (покровительственный, защитительный); для иностранных купцов устанавливалась повышенная торговая пошлина, им запрещалась розничная торговля внутри страны. Эти меры были закреплены в Торговом (1653г.) и Новоторговом (1667г.) Уставах. Такая политика способствовала развитию собственной экономики.
Внешнеторговые операции с западными странами велись через Архангельск, – единственный и не слишком удобный торговый путь для России с Западной Европой. В восточной торговле первенствующую роль играла Астрахань.
Однако, несмотря на успехи в развитии торговли, Россия отставал от стран Западной Европы. Из-за отсутствия входа к незамерзающим морям затруднялось расширение связей с этими странами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)
Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....
План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).
Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...
конспекты уроков по истории России в 6 классе по УМК Превезенцева, Перевезенцевой
Планы-конспекты по истории России в 6 классе по УМК Перевезенцева, Перевезенцевой к параграфам 2-8. В данных методических разработках учтен принцип интеграции истории и обществознания....
Конспекты уроков по истории России 19 века
Данный материал представляет собой цикл уроков по истории России 19 века...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....