Статья по теме "Метод последовательно-текстуального изучения источников"
статья по истории на тему
Статья незаменима для учителей истории, содержит алгорист действий по работе с письменными историческими источниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод последовательно-текстуального изучения источников.
Данный метод является наиболее распространенным в общеобразовательных учебных заведениях и негуманитарных вузах.
Однако чаще этот метод понимается лишь как «читай и конспектируй» , то есть условно, поскольку при этом выдерживается лишь одно правило — читать и конспектировать, идя последовательно по тексту. Сделанные учащимися записи носят соответственно последовательно-пересказочный характер. Малейшая попытка учителя изменить конспективную структуру ответа учащихся чаще всего завершается неудачей: они, бойко пересказывая законспектированное произведение, не могут выделить его основные идеи и положения, не говоря уже об обобщении материала или формулировании выводов.
Поэтому желательно придерживаться некоторых правил.
Последовательно-текстуальный метод выражен в нескольких основных действиях, следование которым составляет полный алгоритм работы учащихся в усвоении знаний источника.
1.Вычленение и отработка основных идей источника.
Данное действие предполагает:
а)выделение основных идей и положений;
б)формулирование продуктивно-познавательных вопросов для уяснения их сущности;
в)составление и запись ответов.
2.Анализ авторских вопросов.
Данное действие предполагает:
а)работу над вопросами, поставленными авторами в тексте;
б)выработку на них ответов;
в)сверку ответов автора со своими ответами.
Практически нет источников, в которых авторы не ставили бы вопросы, приглашая тем самым читателя следовать вместе с ними к исторической истине. Из характера истории как науки о людях вытекает ее особое отношение к способу выражения. История - наука или искусство?»
При встрече с вопросом учащийся приостанавливает чтение, думает над ним, вырабатывает свой ответ из имеющихся у него и вытекающих из прочитанного знаний и только после этого продолжает чтение текста, но теперь уже сверяя свое понимание вопроса с мыслями автора отрабатываемого источника. Такое чтение незаметно вводит читателя в лабораторию умственного труда автора, что способствует выработке полезных навыков и умений работать с книгой.
3.Соотнесение исторического опыта с действительностью.
Применение теории к практике является конечной целью изучения исторических источников. Без помощи учителя учащимся этой проблемы не решить. Их требуется сориентировать на соотнесение того, что было в истории, с тем, что есть.
Схематично реализация заключительного действия выглядит так:
1. Подбор конкретного примера для анализа из источника
2. Отбор аналогов из отечественной и зарубежной истории
3. Нахождение, в чем и как эти аналоги получили развитие в современных условиях.
- 4. Размышление над возможной реализацией исторического опыта в текущей жизни
Есть другой путь учебного использования исторического опыта: изучение современной истории путем ее соотнесения с опытом прошлого. Данный вид работы становится наиболее эффективным, если учащиеся придерживаются определенного порядка работы (алгоритма):
- 1)Подбор конкретного примера из окружающей действительности
- 2)Отбор аналогов из исторического прошлого России и других стран
- 3)Соотнесение подобранного примера с аналогом из прошлого. В обеих схемах перестановка блоков может дать другие варианты отработки практической направленности идей и положений изучаемого источника.
4)Выделение общего и особенного в анализируемом факте (примере) и аналогах из прошлого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование технологии проектирования при изучении родного края"
Сертификат за участие во Всероссийской научно-практической конференции "Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика" по теме "Использование технологии проектирования при изучении родн...
Научно - практическая конференция по теме "Методы изучения источников пресной воды и пути улучшения их санитарно-экологического состояния"
В методической разработке: научно - практическая конференцияпо теме "Методы изучения источников пресной воды и пути улучшения их санитарно - экологического состояния" представлен материал ...
Статья «Реализация развивающих целей при изучении математики».
В статье говорится, как можно развить личность ребенка средствами математики....
Статья "Электронный словарь – как средство изучения лексики и грамматики для устной и письменной речи."
Статья для учителей иностранных языков....
Статья "Исследовательская деятельность учащихся при изучении биологии"
В статье описан опыт работы автора при организации исследовательской учащихся....
Статья" Русский язык как объект изучения и средство воспитания"
Выступление на Международной научно-практической конференции "Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества"...
Статья о проектной деятельности при изучении английского языка
В данной статье исследуются методы оценки проектной деятельности учащихся на примере внеурочной деятельности по английскому языку. В качестве иллюстрации выбрана постановка «Король Артур» на английско...