Статья" Русский язык как объект изучения и средство воспитания"
статья по русскому языку по теме

Тухфатуллина Гульшат Шарифовна

Выступление на Международной научно-практической конференции "Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Международная научно-практическая конференция

«Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества»

Тема доклада: Русский язык как объект изучения и

                         средство воспитания.

                                                             

                                                           Тухфатуллина Гульшат Шарифовна,

                                                            учитель русского языка и литературы

                                                            высшей категории                                        

                                                        МОУ «Богдановская средняя общеоб-

                                                             разовательная  школа  Тоцкого  рай

                                                             она  Оренбургской области».

                                                           

                                                 461113,  Оренбургская область,

                                                                          Тоцкий район,  с. Богдановка,

                                                        ул. Школьная, 15.                  

                                                                               телефон  8 (35349) 9-61-89

                                                                                                 

Тема: Русский язык как объект изучения и средство воспитания.

В последнее время в рамках приоритетного национального проекта «Образование» образовательное пространство России претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому направлению.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: ни один человек не может обойтись без него, он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Именно поэтому в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Как учитель русского языка и литературы, я очень рада, что 2007 год Указом Президента В.В.Путина объявлен Годом  русского языка. Ведь сегодня вопрос культуры речи - это не частное дело филологов, а проблема общегосударственного масштаба.

Тем более, что русский язык — предмет особый: это некий «надпредметный» предмет. Я уверена, что не может быть успешным школьник в изучении ни биологии, ни истории, ни других предметов, не владеющий русским языком — способом чёткого выражения мыслей.

Действительно, будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В федеральном компоненте государственного образовательного стандарта в разделе «Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку» на первый план выдвинуты цели обучения, имеющие воспитательную направленность, - воспитание гражданственности и патриотнзма, осознанного отношения к русскому языку как духовной ценности, формирования любви и уважения к русскому языку (1, с.5). Выдвижение воспитательной цели как приоритетной определяется потребностью общества изменить сложившееся в социуме отношение к русскому языку как непрестижному, а также требованием общecтвa усилить роль русского языка в становлении духовного мира личности, ее самопознании, самореализации и успешной социализации. (2, с.5)

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Ведь в последнее время многих учителей беспокоит то, что большинство выпускников, 10 лет изучавших в школе русский язык, не в состоянии написать без посторонней помощи грамотное заявление, письмо, обращение в различные инстанции.  А об умении художественно, поэтически выразить свои мысли, чувства, переживания  не приходится и говорить. И получается, что ни деловой, ни научный, ни художественный текст среднестатистический выпускник школы создать не способен, а значит, он не владеет родным языком, является функционально безграмотным. ( 3, с.145  )

На вопрос: почему же дети не владеют своим языком в культурном смысле слова, многие педагоги могут ответить, что программы и учебники раньше были построены таким образом, что изучение русского языка часто сводилось  главным образом к заучиванию правил орфографии. А создание учащимися собственных текстов было всего лишь своеобразным довеском к школьному курсу изучения языка.

   Было понятно, что при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий, трудно своевременно реагировать на запросы общества, которое заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

     На мой взгляд, при решении этих проблем нашим учителям призваны помочь  учебники нового поколения ( под редакцией М.М.Разумовской), которые дают возможность для использования  новых педагогических и информационных технологий.

Начав  работать по учебнику « Русский язык»  под ред. М.М.Разумовской  в 5 классе, я пришла к выводу, что начало  решения данных  проблем лежит в области   использования возможностей, которые предоставляет данный учебник, особенно в разделе « Развитие речи». О чем должны  быть  эти уроки? Прежде всего – о собственной жизни ученика, о его взаимоотношениях с миром, о том, как выражать себя в тексте в зависимости от коммуникативной ситуации.

Думая над проблемой: можно ли обучать русскому  языку в школе так, чтобы школьники действительно им владели, исследуя деятельность педагогов, способствующих развитию творческой языковой личности ( Г.М. Кулаева, А.Д.Дейкина, С.И.Львова, В.Ю.Макарова) и обобщая собственный опыт работы со старшеклассниками, я пришла к использованию нетрадиционной модели обучения русскому языку и литературе.

Главное в этой модели — освоение языка учащимися в процессе создания реального языкового продукта — текста, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности.

    Естественно, мне как учителю необходимо прежде самому разобраться в этих закономерностях, понять, как с помощью текста человек ориентируется в жизненных ситуациях, выражает себя, свое отношение к явлению, к ситуации, свои чувства, переживания, смыслы. «Что такое язык? — писал Jl.Н. Толстой. — Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Словом, важна рефлексия собственного опыта, что возможно лишь с помощью анализа созданного учеником текста.

 При этом своим чередом возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроках материала на ум и душу каждого ученика, или - как обеспечить разностороннее развитие его личности?

Решение этой проблемы требует поиска, разработки и применения соответствующей образовательной технологии, которая имела бы психолого- педагогическую направленность на личность школьника и более эффективно обеспечивала бы его воспитание, обучение и развитие.

Каков путь решения такой серьёзной проблемы? Привлечение каждого школьника к самостоятельной целесообразной деятельности в соответствуюших областях знаний - использование проектно-исследовательской технологии в школе.

Если в содержание образования включаются деятельность, чувства и переживания школьников, то должны меняться и критерии успешности образовательного процесса: это значит, что в итоге будут оцениваться не только знания, но и другие показатели: участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материала из различных источников, активность при обсуждении вопросов на учебных занятиях, умение задавать вопросы, умение отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выразить свое отношение к изучаемому материалу.

             От прежнего потребления учеником информации, выдававшейся ему учителем, учебником, пособиями, ТСО, происходит поворот к обучению тому, как самостоятельно добывать нужную информацию и как выражать к ней своё отношение. Именно такая самостоятельность ценится всё больше, ибо она всё нужней в современной жизни.

    Метод учебных проектов можно назвать одним из способов распространения инноваций в сфере образования. Предметом педагогической инновации в данном случае является личность ученика и учителя, характер их взаимоотношений и отношение учащегося к теме, предмету и учебной деятельности в целом. (5, 21)Новизна и перспективность  проектно - исследовательской технологии заключается еще и  в том, что любой проект основан на применении персональных компьютеров, информационных технологий, на самостоятельном поиске информации через возможности школьной медиатеки, Интернет.

    Проектно - исследовательская технология (ПИТ) - система интегрированных процедур в образовательном процессе. Эта технология включает в себя многие известные методы и способы активного обучения, которые использую в своей работе - метод проектов, метод проблемного обучения, исследовательский метод.

Работая по этой технологии, я пришла к выводу, что научить грамотно проводить исследования можно каждого ученика, но необходимо на каждом возрастном этапе ставить достижимые цели – от простого к более сложному: начать с творческих работ в средних классах, потом реферативные работы, а затем уже настоящие исследовательские работы .      

    Для более успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, необходимо  продумать все возможные источники информации (библиотека, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, специальная литература).

    Вместе с учащимися планируем работу, находим выход на определенный продукт (в виде выставки, рукописной книги, стенда, памятки, игры, карты, коллекции, праздника, статьи, сказки, письма, сценария, опорной схемы). На каждый проект   ученики  заводят портфолио для сбора рабочей информации.

      Ещё Ф.И. Буслаев писал: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащегося».

Именно этой цели служит проект «Россия. Богдановка», над которым мы работаем уже второй год. В прошлом учебном году в рамках Всероссийского  конкурса «Лучший урок письма» был проведен открытый урок в 10 классе « Письма пишут разные …» (  с приглашением учащихся 8 класса). Ребята получили домашнее задание - написать письмо по одной из предложенных «Положением о конкурсе писем» тем: « Письмо Президенту», « Письмо моей семье», « Я хочу рассказать о своем родном крае» и др. Написанные письма в основном были о своем родном крае, адресованы вымышленным лицам. Мы обсудили и решили их красочно оформить и сдать в школьный краеведческий музей . Но работая в Интернете, старшеклассники нашли материал, статьи  о селах Богдановка, находящихся на территории России, и предложили начать работу над проектом « Россия. Богдановка».

   По России оказалось  12 сел с таким же названием  - Богдановка. Было решено написать коллективное письмо и отправить во все эти села. Текст письма писали увлеченно, заинтересованно, с огромным желанием. Хотелось все рассказать о своем селе, так много спросить. Ребята с большой любовью относятся к своей малой родине, поэтому хотелось найти где-то далеко от нас родственные души.

   Работа над проектом продолжается. В данный момент мы получаем письма от богдановцев по всей стране, с большим интересом читаем их.

   В этом году мы отметили 70- летний юбилей нашей школы, а ко дню родной школы члены литературно- краеведческого кружка « Былина» выпустили рукописную книгу « По ступенькам мудрости» и провели торжественную презентацию.  По материалам проекта « Россия. Богдановка» мы тоже планируем выпустить рукописную книгу « Здесь родины моей начало…».

         При использовании возможностей проектно-исследовательской технологии одной из самых интересных для ребят форм работы на уроках русского языка стало коллективное создание текстов, где каждый может проявить свою оригинальную авторскую мысль.

          Программа по русскому языку  для 5-9 классов (авторы М.Разумовская  и др.) дает большие возможности для использования принципов личностно-ориентированного обучения, когда ученики могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

«Урок развития речи в 6 классе. Тема урока: Повествование в рассказе. Работа над проектом « С нами не соскучишься» (издание рукописной книги с творческими работами учащихся 6 класса).

На предыдущем уроке ребята получили задание ( упр. 670) :  вспомнить о каких-то своих детских проделках. Выбрать один из эпизодов и написать рассказ о нем, так чтобы из сочинений учеников вашего класса можно было создать сборник воспоминаний « Наши шалости» или « С нами не соскучишься». При проверке домашнего задания  выяснили уровень усвоения учащимися сведений о композиции рассказа и языковых особенностях художественного произведения, сформированности умения создавать свой текст. Ребята очень серьезно относятся к этому этапу работы, потому что понимают, что надо уважительно относиться  к труду любого человека – одноклассника, писателя.

На следующем уроке  каждый  ученик набрал на компьютере отредактированный текст своего рассказа, подобрали подходящие детские фотографии, сделали иллюстрации по содержанию своего рассказа.

     Презентация изданной рукописной книги была общешкольным мероприятием проектной группы 6 класса: были приглашены ученики других классов, работники школы и, конечно, родители. Распространение - продажа сборника завершили работу над данным проектом.

Ребята до сих пор вспоминают, как работали над книгой « С нами не соскучишься»: каждому хотелось написать свое « произведение» лучше, работали над каждым словом, радовались удачно подобранному эпитету, метафоре, которые оживляли эти рассказы. На практике повторили и закрепили все правила орфографии и пунктуации. А как ребята переживали во время презентации, когда со своими работами выступали перед родителями  и педагогами во время педагогического всеобуча. Но мы все остались довольны, так как поняли - « Все у нас получилось».

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Коллективно рождаются у нас на уроках и научные тексты, в которых учащиеся представляют результаты своих исследований в области теории русского языка. В результате постоянной совместной работы ребята начинают очень бережно относиться к своим вариантам текстов, которые мы также коллективно обсуждаем.

      Что касается уроков русского языка, то здесь принципиально важно развивать не запоминание правила, а культуру владения родным языком, языковое чутьё, способность наслаждаться словом, уметь искать и использовать выразительные богатства языка. А вместе с этим открывать какую-то закономерность в нём, какое-то правило. Раскрывая с ребятами тайны истории языка и языковых норм, причины их изменений, мы постигаем и то, как человек становится участником этого культурного нормотворчества. Норма, закономерность, правило, рождённые самим учеником, ставшие результатом его исследовательской работы, легко закрепляются в памяти.

    В этом — одна из актуальных проблем образования. Ученик не может глубоко освоить то, что им не пережито, что не входит в сферу его жизненных интересов. Как же прорваться в пространство его контекста? Это возможно лишь, если построить обучение на чувстве, переживании. Важно, чтобы в поисках ответа на вопрос, для чего нужен русский язык, ребята с учителем открыли: чем более искусно, мастерски мы владеем языком, тем легче нам строить отношения с людьми, создавать свой мир.

    Большую помощь при решения этой проблемы оказывает « Языковой портфель», который мы заводим с учащимися в 5 классе и дополняем до окончания школы.В содержание « Языкового портфолио» входит материал, накопленный учащимися о том, что такое лингвистика (языкознание),  какие разделы составляют русистику. Ребята могут  назвать известных ученых- русистов и рассказать, что изучали эти ученые; на отдельных листочках выписываются высказывания ученых, писателей о русском языке.

        К старшим классам ученики могут объяснить, что такое государственный, национальный, мировой язык и язык межнационального общения и чем они отличаются.

        В «Языковом портфолио» хранятся все творческие работы учащихся с 5 класса, видна динамика роста их умений составлять лингвистические тексты, результаты традиционного  интеллектуального марафона по русскому языку « Умники и умницы» (проходит в 3 тура), результаты конкурса « Русский медвежонок».

В результате работы над личными портфолио по русскому языку мы с ребятами пришли к выводу, что  в кабинете русского языка обязательно должен быть красиво оформленный информационный стенд о русском языке. В результате коллективного обсуждения пришли к выводу, что проект будет называться « Откуда есть пошел русский язык». В качестве эпиграфа к стенду взяли слова Н.М.Карамзина: «История ума представляет собой две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир». Поэтому на этом стенде находится материал о кириллице, о деятельности великих славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия ( ребята теперь знают, почему самая популярная компьютерная энциклопедия, которой мы пользуемся почти на каждом уроке, называется «БЭКМ» - « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»). На этом стенде также находится красочный материал о первом русском первопечатнике Иване Федорове.

Наличие в кабинете справочников, энциклопедий, словарей (в том числе и компьютерных) позволяет найти дополнительный материал о языке, его истории, интересных фактах для сообщения, доклада, реферата.

Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая и речевая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, и особенно это заметно в СМИ. Именно поэтому роль русского языка в системе российского образования повышается, и перед всеми учителями стоит главная задача – формирование у школьников убежденности, что русский язык – это не только средство для каждодневного общения, но и самобытное национально-культурное наследие («бессмертный дар», «клад», «достояние»), переданное нам нашими предками.

Культуроведческая компетенция осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Роль русского языка в школе становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков русский язык может и должен восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой и национальной культуры.

        Культуроведческий подход в обучении русскому языку, о котором пишут такие ученые, как А.Д. Дейкина и Л.А. Ходякова, востребован на современном этапе развития образования. Под данным подходом понимается «усвоение в процессе изучения языка  жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-эстетических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых»  (6, 8).  Данный подход позволяет совмещать изучение языка с постижением культуры родного народа и учитывать региональный компонент, который призван обеспечить осмысление учащимися фактов, специфичных для конкретного региона.  

Основной единицей изучения на уроках с использованием данного подхода я считаю текст. Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты: разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают сделать уроки русского языка интегрированными по содержанию. Развивая идею приобщения школьников к культурному наследию нации, на практике я реализую ее путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры, чаще всего – факты культуры родного края.

        По традиции мы ежегодно проводим научно-практическую конференцию, где ребята выступают с исследовательскими работами, над которыми работают в течение всего года. В этом году все темы будут связаны с Годом русского языка. В нашем селе живут и русские, и украинцы, поэтому готовятся сообщения о взаимосвязи двух языков, о диалектах нашей местности. В Богдановском центре досуга работает единственный в районе народный театр (с 1957 года), многие наши старшеклассники являются участниками этого коллектива, поэтому готовится исследовательская работа «Театр в Богдановке» с фотографиями 50-летней давности. Ребята записывают частушки, песни наших старожилов, свадебный и погребальный обряды.

Поэтому идея работы над проектом « Все, что родиной зовут» была    понятна каждому ребенку и каждого  заинтересовала. Ребятам очень нравятся уроки развития речи, они любят писать творческие работы, поэтому они с большим воодушевлением приняли это предложение.  

Всем было понятно, что предстоит выполнить очень интересную работу- работу творческую, в результате которой мы получим определенный продукт - красивый, эстетически оформленный фотостенд « Все, что родиной зовут». К концу урока  договорились, что каждый ученик к следующему уроку должен принести нужные , на его взгляд, материалы из «Языкового портфеля»- сочинения « Любимый уголок природы», эссе « Здесь родины моей начало…», фотографии, рисунки.

Каждому хотелось, чтоб на общешкольном стенде именно его фотография, стихотворение, сочинение заняли достойное место. Но в общей работе не бывает конкурентов, так как ребята понимают, что важен результат. Разработали общий план, сценарий своей части проекта, договорились о дальнейшей работе: фотографии необходимо поместить почти все, а сочинения объединить и написать один коллективный текст для фотостенда.      

   Было также решено поместить на стенде стихи известных наших местных поэтов – Говорова Н.И. ,Нихаева А.В. Презентация проходила в форме заседания « Литературного салона» с приглашением гостей, дети рассказывали о том, как они работали над  проектом, в торжественной обстановке прошло открытие стенда.

        После разговоров с родителями, учителями, учениками прихожу к мысли о том, что метод проектов дает возможность учащимся свободно владеть словом, уметь использовать его в разных ситуациях. И я думаю, что это поможет им до конца понять слова Н.В.Гоголя: «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его»

Список использованной литературы:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку //Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября».2001. № 40.

2. Г.М.Кулаева. Языковой эстетический идеал в контексте формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку. Оренбург.2007.

3. В.Анисимова. Изучение русского языка: путь к компетентности. // Народное образование. 2004. № 1.с.145-150.

4. Г.М.Кулаева. Воспитание языкового эстетического идеала при обучении русскому языку.РЯШ.2004. №6.с.3

 5. Н.В.Горбунова, Л.В.Кочкина. Методика организации работы над проектом.// Образование в современной школе.2000.№4.с.21-26.

6. Л.А.Ходякова. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства.// РЯШ.2004.№ 6- с.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....

«Я пришел, как суровый мастер…» (Изучение творчества Сергея Есенина как средство воспитания патриотизма)

В статье рассказывается о роли школьного музея С. А. Есенина в образовательном процессе, о формах работы с учащимися....

Статья по английскому языку на тему "Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка у детей с ОВЗ."

Статья о том, как повысить мотивацию обучающихся с ОВЗ к изучению английского языка с помощью игровых технологий....

Изучение Казанской химической школы как средство воспитания патриотизма

Формирование социально активной личности, ее гражданских качеств, предусматривает знание и уважение исторического прошлого, современной действительности своего и других народов. Отказавшись от старых ...