Научно - практическая конференция по теме "Методы изучения источников пресной воды и пути улучшения их санитарно-экологического состояния"
методическая разработка по теме

Борчанинов Сергей Николаевич

В  методической разработке: научно - практическая конференцияпо теме "Методы изучения источников пресной воды и пути улучшения их санитарно - экологического состояния"  представлен материал по определению основных физико-химических показателей воды с помощью     методик, которые можно использовать для осуществления исследовательской деятельности в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno_-_prakticheskaya_konferenciya.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция:

«Методы изучения источников пресной воды                                     и пути улучшения их

санитарно – экологического состояния»

                                                        … Чистая вода становится критическим

                                                              ресурсом, распространенность и

                                                              наличие, которого вскоре положит

                                     верхний предел экологическому

                                                               развитию всего человечества.

                                                                                                                 А. Пайпер.

         Два основных достижения человеческой природы –

         это ум и рассуждения.
                                                      Плутарх.

Цель: «Рассмотреть виды загрязнения природных вод, определить   загрязняющие  вещества в исследуемой воде, предложить методы очистки воды».

Задачи:    1. Продолжить формирование умения экспериментальной деятельности у   учащихся, логического мышления.

                  2. Продолжить формирование экологической культуры через экспериментальную, практическую деятельность.

                  3. Рассмотреть возможные виды и типы загрязняющих веществ водной   среды.

                  4. Определить виды и типы загрязняющих веществ в исследуемом образце воды, используя известные методы физико – химического анализа.

                  5. Предложить методы очистки воды, проверив их эффективность на

                      практике.
       

                                                                 

                                                          Автор: Борчанинов Сергей Николаевич –        

                                                                        учитель биологии МКОУ «Кислянская

                                                                        средняя общеобразовательная школа»

                                                                        Юргамышского района

                                                                        Курганской области

План:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщения учащихся: А) Общая оценка загрязненности водных объектов.                          Б) Состояние водных ресурсов Курганской области. В) Основные меры по охране водных ресурсов.
  3. Исследовательская деятельность по определению физико – химических характеристик вод, методов очистки воды (исследования проводят учащиеся в группах по 4 – 5 человек: гидрофизический анализ, гидрохимический анализ, методы очистки вод).
  4. Обработка результатов исследования, выводы (результаты исследований заносятся в таблицу).
  5. Вопрос  - ответ (участники исследовательских групп отвечают на вопросы гостей).

2. Сообщения учащихся:

Общая оценка загрязненности водных объектов

   Вода  – самое распространенное на Земле вещество. Водная оболочка, гидросфера, содержит 1,4 млрд км3 воды, из них воды суши составляют только 90 млн км3.

   Моря и океаны занимают 71% поверхности земного шара, поэтому существует представление о неисчерпаемости водных запасов. Однако соленые воды морей и океанов используются людьми очень мало, а получение пресной воды за счет атмосферных осадков и ледников локально и ограничено.

   В последнее время возник острый дефицит пресной воды, хотя общее ее количество огромно. Больше всего пресной воды расходуют на орошение. При этом получают высокие устойчивые урожаи, поэтому расход воды на орошение будет увеличиваться. По прогнозам, использование воды на орошение к 2000 г. достигнет 37% всех ресурсов пресных вод, или около 7000 км3 в год.

   Потребление воды увеличивается с ростом народонаселения и все возрастающей его концентрацией в городах и промышленных центрах. Уже сейчас около трети населения Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Это касается почти всех крупных городов.

   Возросший дефицит пресной воды связан с загрязнением водоемов промышленными и бытовыми стоками. Особенно сильно загрязняют поверхностные воды отходы целлюлозно-бумажных, химических, металлургических, нефтеперерабатывающих предприятий, текстильных фабрик и сельского хозяйства.

   К наиболее распространенным загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Они покрывают поверхность воды тонкой пленкой толщиной 10–4 см2, препятствуют нормальному газо- и влагообмену между водой и воздухом. Это вызывает гибель водных и околоводных организмов. Если пятно небольшое (до десятка квадратных метров), то оно исчезает с поверхности воды в течение 24 часов, образуя эмульсии. Тяжелые фракции нефти оседают на дно.

   Сильно загрязняют водоемы поверхностно-активные вещества (ПАВ), в том числе синтетические моющие средства (СМС), широко применяемые в быту и промышленности. Присутствие СМС в воде придает ей неприятный вкус и запах. В загрязненных реках с быстрым течением образуется пена. Концентрация СМС в воде в 1 мг/л вызывает гибель микроскопических планктонных организмов, 3 мг/л – гибель дафний и циклопов, 5 мг/л – заморы рыбы. СМС замедляют естественное самоочищение водоемов, действуя угнетающе на многие биохимические процессы.

   Опасными загрязнителями водоемов служат соли тяжелых металлов – свинца, железа, меди, ртути. Их поступление связано с промышленными предприятиями, расположенными на берегах водоемов. Иногда концентрация ионов этих металлов в теле рыб в десятки и сотни раз превышает исходную их концентрацию в водоеме.

   Одна из важнейших причин уменьшения запасов пресных вод связана с сокращением водоносности рек. Она вызвана вырубкой лесов, распашкой пойм и осушением болот. За счет этого резко увеличивается поверхностный сток и понижается уровень грунтовых вод. Быстрое таяние снега весной, выпадение обильных дождей в этих условиях вызывает катастрофические половодья, а летом реки мелеют и иногда пересыхают полностью.

Географическое положение и водные ресурсы Курганской области

  Курганская область занимает территорию 71,5 тыс. км2 и располагается на юге Западно-Сибирской равнины, большей частью в зоне лесостепи. Климат резко континентальный. Средние температуры: января - 16 – 19 0С, июля - 17 - 19 0 С. Годовое количество осадков - 300 — 410 мм.

   Рельеф равнинный, в западной и центральной части расчленён долинами больших и малых рек.  Обширные площади междуречий осложнены гривами, ложбинами и западинами. Многие понижения рельефа заполняет вода, образуя озёра, которых насчитывается около 3 тысяч. Много соленых озёр. Иловые отложения некоторых из них имеют ценные лечебные свойства. 

  Через нашу область протекает 6 крупных рек: Тобол, Миасс, Иртыш, Уй, Теча, Ишим, 106 малых рек, более 800 ручьев и речек. Гидрография Курганской области представляет собой две контрастирующих зоны: северо-западные, западные и центральные районы располагаются в бассейнах реки Тобол и двух её крупных притоках – Исети и Миасса. Здесь же расположены основные запасы подземных вод. А южные и юго-восточные районы, примыкающие к Казахстану, очень маловодны. Остро испытывается дефицит воды и в восточной части области, приходящейся на Тоболо-Ишимское междуречье. Стабильных поверхностных водостоков здесь нет, а формирующиеся сезонно стоки аккумулируются в низинных местах и затем испаряются.

  Вся гидросфера области подпитывается в основном за счет поверхностного водосбора (таяние снегов, дожди). Местный сток, собирающийся в реки, и сток, приходящийся по речной системе из смежных областей («чужие воды»), составляет в сумме наши ежегодно возобновляемые водные ресурсы. В сумме, даже в самые маловодные годы мы можем рассчитывать  на 840 млн. м. куб. речной воды.

  Количество подземных вод ограничено, распространение неравномерное. Территориально Курганская область располагается в пределах Тобольского артезианского бассейна. Основные ресурсы сосредоточены в северо-западной части области, в бассейнах рек Исети и Миасса. По мере удаления  с запада на восток водообильность подземных горизонтов уменьшается, а минерализация подземных вод растет.

  Основной проблемой  при эксплуатации многих объектов подземных вод является не соответствие качества подземных вод нормативным требованиям по повышенному содержанию железа, бора, брома, марганца.

  Обзор качества поверхностных вод водных объектов на территории Курганской области показывает, что наиболее распространёнными  загрязняющими веществами поверхностных вод на протяжении многих лет  являются биогенные вещества (аммоний, нитриты, фосфаты), легко окисляемые органические вещества, нефтепродукты, соединения металлов (цинк, медь, марганец, железо).

  Качество воды остается крайне низким, например, речной сток Исети и  Миасса в пределах нашей области не пригоден для хозяйственно-питьевого использования. Угнетающий прессинг и на другие источники пресной воды продолжает расти. Меры же, предпринимаемые для снижения загрязнения водоемов, явно недостаточны.

  Масса сброса загрязняющих веществ в  водоемы достигла 176230 т.  А ведь известно, что всего лишь 5 граммов нефтепродуктов, попав в водоем, затягивают пленкой 50 м. кв. водной поверхности, вызывая кислородное голодание и отравление водных организмов  и рыб. Один кубометр неочищенных сточных вод делает непригодным к употреблению 60 кубометров чистой воды. В области же за год сливается в водоёмы и на рельеф местности более 30 млн. м. куб. стоков.

  Большое влияние на загрязнение воды оказывают сбросы промышленных предприятий, жилищно-коммунального хозяйства, стоки животноводческих ферм, АЗС и т. д.  Кроме того, источником загрязнения является и атмосферный воздух. Осадки переносят большое количество загрязняющих веществ из Челябинской области.

  Санитарное состояние водоемов первой категории водопользования (используемых для питьевого водоснабжения) продолжает оставаться неудовлетворительным. В водоемах второй категории (используемых для рекреации) качество воды по санитарно-химическим показателям стабильно.

  Превышение нормативных показателей качества питьевой воды по содержанию общей жёсткости, сухого остатка и хлоридов в отдельных районах области отражается на заболеваемости населения мочекаменной  болезнью и болезней желчного пузыря и желчевыводящих путей. В Далматовском, Макушинском, Притобольном, Шадринском, Шатровском районах показатели болезней  желчного пузыря и желчевыводящих путей в несколько раз превышают среднеобластные. По этой же причине наблюдается рост заболеваемости в Звериноголовском, Катайском, Куртамышском, Лебяжьевском, Половинском, Кетовском, Петуховском, Целинном районах. Кроме того в этих районах содержание фтора  в воде недостаточное – от 0,2 до 0,7 мг./л. при норме 1,5 мг./л.

  Без хорошо отлаженного очистного хозяйства, использования других инженерных методов борьбы с отрицательными последствиями производственно-хозяйственного влияния на качество и количество природных вод, нам не остановить разрушительного прессинга на водные источники. Многие из них уже потеряли способность к естественному самоочищению и восстановлению воды, так как разрушены природные очистительные механизмы. И этот губительный процесс нарастает. Поэтому так важно сегодня максимально оградить естественные водные ресурсы от загрязнения и оздоровить природные источники.

   

Очистка сточных вод

   Наибольшее распространение получила очистка сточных вод. Современные методы очистки позволяют удалить различные примеси из сточных вод на 95–96%. Часто этого бывает недостаточно, но для дальнейшей очистки воды необходимо строить более дорогие очистные сооружения, что экономически невыгодно. Так как сточные воды многих предприятий сложно, дорого, а иногда невозможно очистить до такой степени, чтобы они стали безвредными для растений, животных и человека, их очищают частично и используют в замкнутых оборотных системах. За последние годы такие системы внедрены на нескольких нефтехимических, металлургических, целлюлозно-бумажных предприятиях.

   В зависимости от степени и характера загрязнения применяют механические, химические и биологические методы очистки сточных вод. Механическими методами удаляют грубые дисперсные примеси с помощью решеток, сит, фильтров, отстойников, нефтеловушек. Этими методами удаляют нерастворимые примеси из бытовых стоков – до 60%,  из промышленных – до 95%.

   Химическая очистка – это добавление в сточные воды реагентов, способствующих образованию осадков из коллоидных и некоторых истинных растворов.

   Биологическая очистка в естественных условиях происходит на специальных полях орошения или полях фильтрации.

   Природные водоемы не являются естественной средой обита ния болезнетворных микроорганизмов. В отличие от них быто вые сточные воды всегда содержат различные микроорганизмы, часть которых может быть болезнетворными. О потенциальной опасности распространения с водой кишечных инфекций судят по присутствию в ней так называемых индикаторных микроорга низмов, прежде всего кишечной палочки. По гигиеничес ким нормативам в питьевой воде допускается присутствие в 1 л  не более 3 кишечных палочек. Доказано, что после обеззараживания воды хлором, ультрафиолетовыми луча ми, озоном или гамма-излучением, при содержании в ней ки шечной палочки порядка 3-х в литре, вода уже не содержит жиз неспособных микробных возбудителей брюшного тифа, дизенте рии и других.

Полную уверенность в обеззараживании питьевой воды в на стоящее время может дать только ее кипячение.

3. Исследовательская деятельность по определению физико – химических характеристик вод, методов очистки воды

Гидрохимический анализ

2-

2-

  2-

Определение гидрокарбонат ионов в  воде (количественный анализ).

   Вместе с карбонатными ионами они являются важнейшей составной частью химического состава природных вод. Оба этих иона находятся в равновесии между собой и угольной кислотой: H2CO3 = H+ + HCO3-  = 2H+ + CO32- . Изменение содержания одного из членов этого равновесия влечет за собой изменение другого. Эти ионы образуют карбонатную систему, имеющую большое значение в природных водах. Распределение СО2, НСО3-, СО32-  в растворе зависит от его рН. При нормальных условиях рН природных систем составляет 7,0 – 8,5. Для этой области рН основным в растворе является бикарбонат – ион: НСО3- .  Принцип метода определения гидрокарбонатов (или бикарбонатов) заключается в том, что под действием HCl происходит полное разложение гидрокарбонатов  по схеме: Ca(HCO3)2 + HCl = CaCl2 + 2H2CO3

           

                                                            2H2O + 2CO2

  Конец реакции определяется по изменению цвета индикатора метилоранжа из желтого в розоватый (рН около 4,5). В случае большого количества гидрокарбонатов в воде выделяющийся СО2, удаляют из сферы реакции путем продувания воздуха из груши через пробу. Как видно из уравнения, каждая молекула  HCl вытесняет 1 молекулу CO2, то есть 1 моль/л HCl соответствует 44 г. CO2.

Оборудование:

  Мерный цилиндр вместимостью 100 мл, бюретка вместимостью 50 мл, колба коническая вместимостью 200 мл.Реактивы:

Соляная кислота (0,1 моль/л), индикатор метилоранж (0,1%)Ход работы:

  В колбу на 200 мл наливают 100 мл исследуемой воды, прибавляют 3 капли метилоранжа и титруют кислотой (допустим 0,1 моль/л) до розового цвета.

Расчет:

   Расчет НСО3-  (Х) по формуле: Х = (ас611000)/V, где а – объем HCl, пошедший на титрование, мл; с – концентрация раствора HCl; V – объем пробы; 61 – количество НСО3- ,эквивалентное 1 мл HCl; 1000 – перевод в литры.

Определение сульфат ионов в воде (количественный анализ).

  Соли серной кислоты в природной воде встречаются в небольших количествах (до 20 – 30 мл/л). Значительное увеличение их зависит то попадания в водоём сточных вод. Сульфаты не оказывают вредного влияния на водных животных и растения даже в концентрации 1 г/л, а для карасей 10 г/л. Малые концентрации сульфатов влияют стимулирующие на жизненные процессы гидробионтов. Сульфаты играют немалую роль в возникновении сероводорода. Соли в воде много органического вещества и сульфатов, то это может привести к стойкому заражению водоёма сероводородом, что и происходит в Чёрном море.

Оборудование:

Пробирки, пипетка вместимостью 5 мл, пипетка вместимостью 1 мл.

Реактивы:

Хлорид бария (10%)

Ход работы:

  В пробирки с помощью пипетки набирают по 5 мл исследуемой воды. В каждую пробирку добавляют 3 капли хлорида бария.

  О приблизительном содержании сульфатов судят по количеству выпавшего осадка ВaSO4. Отсутствие мути говорит о содержании сульфатов менее 5 мг/л; слабая муть, появляющаяся через несколько минут – 5-10 мг/л; слабая муть, образующаяся сразу же по прибавлении BaCI2 – 10–100 мл/л; сильная муть, сразу же оседающая, - 100 мл/л.

Определение нитрат ионов в воде.

  Одной из самых распространенных форм азота в природных водах является азот нитратов NO-3.

Оборудование:

Пробирки, пипетка вместимостью 5 мл, пипетка вместимостью 1 мл.

Реактивы:

1 – процентный раствор дифениламина.

Ход работы:

  В пробирки наливаем 2-3 мл исследуемой воды, после чего добавляем 3-5 капель дифениламина. По появлению окрашивания определяют концентрацию. Если окраска не появляется в течение 5 минут, то содержание нитратов <0,5 мг/л. Если в течение 5 мин появляется слабо голубое окрашивание – концентрация = 1 мг/л; окраска появляется в течение 1 мин в виде слабо-голубого кольца – 2,0-3,0 мг/л; окраска кольца через 5 минут переходит в ярко- синюю шириной 2,5-3 мм. Через 10 минут сверху кольца появляется слабый зеленоватый оттенок – 5,0 мг/л; снизу появляется голубое кольцо, переходящее в ярко-синее. Расслаивается  сразу. Сверху – грязно-зеленое окрашивание с верхним буроватым слоем – 10,0 мг/л.

Определение суммарного железа (Fe2+, Fe3+) в воде.

  Формы железа в природных водах неустойчивы. Постоянно происходит окисление Fe2+ до Fe3+ , соединения, которого выпадают в виде бурого творожистого осадка при увеличении рН среды.

Оборудование:

Пробирки, колбы.

Реактивы:

Концентрированная соляная кислота, персульфат аммония, 50 – процентный раствор роданида калия KNCS.

Ход работы:

Для анализа готовится раствор, содержащий 10 мл исследуемой воды, 3 капли соляной кислоты. После тщательного перемешивания в пробирку добавляют несколько кристаллов персульфата аммония. Цвет и интенсивность окрашивания сравнивают с данными в таблице 1.

Таблица 1.

Определение суммарного железа (Fe2+, Fe3+)

Окрашивание раствора при рассматривании сверху

Содержание общего железа

Fe2+   Fe3+, мг/л

Нет окрашивания

< 0.05

Едва заметное желтовато – розовое

0.05-0.10

Слабо желтовато – розовое

0.10-0.50

Желтовато – розовое

0.50-100

Желтовато – красное

1.00-2.00

Красное

>2.00

 

Определение хлорид ионов в воде (качественный анализ).

Оборудование:

Пробирки, пипетка вместимостью 5 мл – 3 шт., держатель, спиртовка.

Реактивы:

10 – процентный раствор азотной кислоты, 1 – процентный раствор перманганата калия, индикатор: йодкрахмальная бумага.

Ход работы:

  К 1 мл анализируемого раствора прибавляют 1 мл НNO3 и 1мл KMnO4. Содержимое пробирки нагревают, а в отверстие помещают смоченную дистиллированной водой йодкрахмальную бумажку. Посинение йодкрахмальной бумаги свидетельствует о наличии в анализируемой воде хлора.

Определение уровня рН воды.

Уровень рН определяется при помощи прибора Н.И. Алямовского.

Ход работы:

  1. Пипетку на 5 мл и одну из пробирок ополаскивают небольшим объемом исследуемой воды. С помощью пипетки берут 5 мл пробы и выливают в пробирку.
  2. В эту же пробирку при помощи второй пипетки прибавляют 0,3 мл комбинированного индикатора.
  3. Затем содержимое пробирки аккуратно перемешивают, до равномерного смешивания индикатора с водой.
  4. После этого определяют рН испытуемой жидкости путем сопоставления ее окраски с окраской эталонов стандартной шкалы.

Определение жёсткости воды.

Ход работы:

  В стакан наливают анализируемую воду. Сюда же приливают раствор мыла, встряхивают. Если отсутствует осадок и появляется пена – вода мягкая. Если образуется большое количество осадка, то вода жёсткая, причем о степени ее жесткости можно судить по количеству мыла израсходованного на образование осадка.

Гидрофизический анализ

Определение прозрачности воды.

Оборудование: 

  Высокий мерный цилиндр с плоским прозрачным дном, лист с печатным текстом.

Ход работы:

  Под дно цилиндра помещают лист. В цилиндр постепенно наливают исследуемую воду. При этом следят, чтобы текст на листе читался сквозь воду. Как только текст перестает быть различимым, воду больше не приливают. Далее замеряют уровень столба жидкости – это и будет прозрачность воды в сантиметрах.

Определение цвета воды.

Оборудование:

  2 стакана из бесцветного стекла, дистиллированная вода, чистый белый лист.

Ход работы:

  Цвет воды определяется при сравнении дистиллированной и исследуемой воды в двух стаканах. Их нужно рассматривать при дневном освещении на фоне белого листа сначала сбоку потом сверху.

     Определение запаха воды.

      Оборудование:

   Плоскодонная колба объемом 150 – 250 мл., стеклянная пластинка.

      Ход работы:

  Определение проводят в широкогорлой колбе, которую заполняют исследуемой водой примерно на 2/3 объема. Колбу накрывают стеклом, интенсивно встряхивают вращательными движениями и после этого определяют свойства запаха с помощью следующей шкалы (в баллах). Смотри в таблице 2.

                                                                                                 Таблица: 2.

                    Определение характера и интенсивности запаха воды

Характер запаха

Вид запаха

Инд.

Интенсивность

(в баллах)

Ароматный

Огуречный, цветочный

А

0   1   2   3   4   5

Болотный

Илистый, тинистый

Б

Гнилостный

Фекальный, сточный

Г

Древесный

Мокрая древесина

Д

Землистый

Прелый

З

Плесневелый

Затхлый, застойный

П

Рыбный

Рыбный жир, рыбный

Р

Сероводородный

Тухлые яйца

С

Травянистый

Скошенная трава, сено

Т

Неопределённый

Не похож на остальные

Н

   Бальная оценка интенсивности запаха производится по следующим признакам: 0 баллов – отсутствие ощутимого запаха; 1 балл – неощущаемый, определяемый только в лаборатории; 2 балла – обнаруживаемый с трудом; 3 балла – легко обнаруживаемый; 4 балла – обращающий на себя внимание; 5 баллов – сильный, высокой интенсивности.

  Определение запаховых характеристик воды водоема достаточно субъективно и связано с пороговой чувствительностью органов чувств самого исследователя, однако при экспресс-анализе данные показатели являются достаточно информативными.

Определение массы сухого остатка в воде.

Оборудование:

  Чашка фарфоровая, мерный цилиндр на 50 мл, весы лабораторные, водяная баня.

Ход работы:

  На весах взвешивают чистую фарфоровую чашку, записывают результат. Мерным цилиндром отмеряют 50 мл исследуемой воды и выливают ее в чашку. Чашку ставят на водяную баню, выпаривают из нее воду. После этого взвешивают чашку вместе с сухим остатком.

Расчет:

M = (m2 – m1) * 20 (г./л.), где

m1 – масса чистой фарфоровой чашки

m2 – масса чашки с образовавшимся сухим остатком после выпаривания воды на «водяной бане».

Определение температуры воды.

  Температура воды измеряется непосредственно у исследуемого объекта в заборном ведерке с помощью спиртового термометра.

Методы очистки воды

     Кипячение

   Оборудование:

 Фарфоровый стакан на 250 мл., химическая плитка.

    Ход работы:

 В фарфоровый стакан наливаем 100 – 150 мл. исследуемой воды и кипятим в течении 10 – 15 минут.

   Фильтрование

   Оборудование:

  Химический стакан на 200 мл.,  плоскодонная колба на 250 мл., воронка, фильтровальная бумага.

    Ход работы:

  Фильтрование проводим через фильтровальную бумагу, поместив ее в воронку.

   Отстаивание

   Оборудование:

   Плоскодонная колба на 250 мл.

    Ход работы:

  Исследуемую воду наливаем в плоскодонную колбу, проводя отстаивание в течении 45 – 60 минут.

     Действие соды

   Оборудование:

  Плоскодонная колба на 250 мл.,  кристаллическая сода – карбонат натрия.

     Ход работы:

  В плоскодонную колбу на 250 мл. наливаем 100 – 150 мл. исследуемой воды и добавляем 1- 2 г. карбоната натрия, перемешав раствор.

   Адсорбция

  Оборудование:

 Адсорбционная колонка, заполненная адсорбентом – активированный уголь, плоскодонная колба на 250 мл., воронка, химический стакан на 200 м л.

   Ход работы:

 Через воронку постепенно заполняем адсорбционную колонку исследуемой водой, регулируя при помощи крана адсорбционной колонки скорость ее прохождения через колонку и слив в химический стакан. Вода должна медленно тонкой струйкой вытекать из адсорбционной колонки в химический стакан.

   Дистилляция

 Оборудование: 

  Спиртовка, штатив, плоскодонная колба на 250 мл., пробка с газоотводной трубкой, холодильник, химический стакан на 200 мл.

      Ход работы:

  Собираем прибор для дистилляции, заполнив плоскодонную колбу исследуемой водой на 1/3 часть, проводим перегонку, собирая дистиллят в химический стакан на 200 мл.

   Эффективность результатов очистки определяется по повторному анализу.

4. Обработка результатов исследования, выводы

  Результаты исследования заносятся в таблицу на доске, участники круглого стола обсуждают полученные результаты, делают выводы.

5. Вопрос  - ответ

Участники исследовательских групп отвечают на вопросы гостей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова Т.А. Кузьмин А.П. Хаскин В.В. Экология. Природа Человек Техника: учебник для вузов – М.: Юнити – Дана, 2001.
  2. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988.
  3. Бухтояров А. П., Васильченко Н. К., Городянская Г. С. и др. Что имеем как храним. - Курган, 1993.
  4. География Курганской области. Курган, «Парус – М», 1993.
  5. Гуреева Э. П.  Гидрохимия природных вод: Методическое пособие для учителей. – Тюмень, 1992.
  6. Журнал «Практика административной работы в  школе», № 7, 2003
  7. Завьялова О. Г., Иванов А. Ф., Несговорова Н. П. Полевой практикум по естествознанию. - Курган: ИПКРО, 1993.
  8. Козлов О. В. Экология и здоровье человека. – Курган: Парус-М, 1994.
  9. Козлов О. В. Козлова С. В. Методы исследования экосистем водоемов: учебное пособие по экологическому практикуму. – Курган: ИПКРО, 2000.
  10. Коробейникова Л.С. Школьный экологический мониторинг //Химия в школе. 1999.- №7.- С.41-43.
  11. Природные ресурсы и охрана окружающей среды Курганской области в 2003 году. Доклад/ Под ред. В. П. Шевелева – Курган, ГУПР по Курганской области, 2004.
  12. Проблемы охраны окружающей среды и региональная практика экологического образования: материалы научно-практической конференции. – Курган: «Зауралье», 1999.
  13. Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. – Л.: Гидрометиздат, 1978.
  14. Степановских А.С. Общая экология. М.-Курган, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...

научно-практическая конференция по физике по теме: "Вода, вода..."

Данный материал служит для проведения научно- практической конференции по теме: "Вода, вода.."...

Выступление на районной научно-практической конференции "Семья и образовательные учреждения. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка".

Педагог представил опыт работы по теме: "Духовно-нравственное воспитание музыкой в современной школе".В данной работе освящаются новые проблеммы перед музыкальным образованием в современной школ...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

Доклад на научно-практической конференции "Образование без границ" на тему: "Проблемы и пути решения социализации обучающихся в рамках внеклассной воспитательной работы".

В докладе раскрываются проблемы, пути решения социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих) во внеклассной воспитательной работе....

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...

Презентация выступления на межрегиональной научно-практической конференции "Сельская школа: состояние, проблемы, пути решения"

В данном выступлении отражены пути поиска педагогических технологий, наиболее адаптированных для работы в малочисленных классах сельской школы....