Статья "Использование технологии проектирования при изучении родного края"
материал по географии по теме
Сертификат за участие во Всероссийской научно-практической конференции "Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика" по теме "Использование технологии проектирования при изучении родного края".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ispolzovanie_tehnologii_proektirovaniya_pri_izuchenii_rodnogo_kraya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии проектирования при изучении родного края.
Семенченко Марина Владимировна
город Михайловка
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Михайловки»
Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых, более эффективных технологий, призванных развивать способности учащихся, а также формировать навыки саморазвития и самообразования. Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение адаптироваться в постоянно меняющемся мире является основой социальной успешности человека. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к проектному методу обучения.
Один из основоположников метода проектирования назвал его «от души выполняемый замысел». И я совершенно согласна с автором этих слов, ведь этапы выполнения проекта, тип деятельности, вид презентации проекта - учащиеся выбирают сами. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. В основе метода лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Проектирование всегда предполагает решение какой – то проблемы, предусматривающей и использование разнообразных методов и средств обучения, и интегрирование знаний и умений из разных областей науки. Итак, технологию проектирования можно определить как – совокупность методов создания нового на основе творческого преобразования имеющегося.
Метод проектов как нельзя лучше помогает ребенку более полно и глубоко изучать природу родного края, что способствует формированию активной гражданской позиции учащихся, их экологической и патриотической культуры, а также готовности жить и трудиться в своем крае, городе, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Целостное восприятие места, где ты живешь, открывает путь к новому мировоззрению, осознание своей роли и самого себя. Таким образом, технология проектирования позволяет наиболее широко расширить кругозор учащихся, развить познавательные интересы, приобщить их к творческой деятельности, привить умения и навыки природоохранной деятельности и даже, помочь в выборе профессии. Изучение родного края в ходе реализации метода проектов обеспечивает связь глобальных и региональных экологических проблем. Где как не на уроках географии применять технологию проектирования, ведь предмет география в отношении проектной деятельности уникален. Он позволяет привлекать знания из других учебных дисциплин, преодолевает разрыв между школьным образованием и жизнью, является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. Работа по изучению местной флоры и фауны, истории и современности родного города, история возникновения и современные проблемы промышленных предприятий.
Ребята с большим энтузиазмом выполняют исследовательские проекты, при изучении тем «Природа Волгоградской области», «Редкие и охраняемые виды растений и животных», «Природные зоны России», «Хозяйство Волгоградской области». Заинтересовавшись определенной тематикой, дети самостоятельно расширяют, углубляют или наоборот сужают направления исследования. В этом году были созданы такие проектные работы как:
- «Михайловка. История рождения»
- «Наша Михайловка»
- «Родная Медведица»
- «Себряковский цементный завод»
- «ОАО «СКАИ»»
Тематика проектов обговаривается с ребятами заранее. Разрабатывается четкий план действий. В качестве домашнего задания предлагается собрать материал по исследуемой теме. Таким образом, работа из информационной плавно перетекает в исследовательскую. При выполнении ребята привлекают родителей, таким образом, решается и еще одна проблема – гармоничное общение детей и родителей. Родители начинают более полно жить жизнью своих детей. При этом учитель не остается в стороне. Он составляет список необходимой литературы, который учащиеся могут использовать; назначает график индивидуальных и групповых консультаций; заранее обговаривает с учащимися день презентации работы.
В ходе изучения природы родного края ребята выполняют не только исследовательские и информационные проекты. Нашей гордостью является создание фото галереи «Нет краше края родного!». Здесь собраны фотографии и учеников, и родителей, и учителей. Эта работа объединила людей разных поколений влюбленных в свой край, и желающих запечатлеть его для будущих поколений. Фотоработы ребят участвуют в разнообразных конкурсах. В ближайшее время (13 апреля) в городе Серафимович состоится детская конференция «Вестники весны – 2011». На конкурс «Лучшая фотография» заявлено 3 работы. Надеемся на хорошие результаты.
Конечно, нельзя говорить о том, что все школьники сразу заинтересовались проектной деятельностью. Для некоторых она была непонятна и, как следствие, неинтересна. Но активные, инициативные, желающие более интенсивно работать ребята сами предлагали идеи создания проектов. На их основе в конце февраля 2010 года был организован ученический клуб «СОИШ» (Союз исследователей школы). Ребята в клубе были разного возраста, соответственно - разного уровня подготовки. Сначала мне показалось, что будет очень трудно работать, но получилось все наоборот. Старшие стали учить младших, и уже даже у шестиклассников роль учителя сводилась к консультированию. Такая совместная работа детей разного возраста, увлеченных схожими проблемами, создает творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствует благоприятному психологическому климату в школе. В конце года при рассмотрении темы «Красная книга Волгоградской области», учащимся 6 класса предлагается вспомнить: Какие растения, редкие и исчезающие, есть на территории нашего Михайловского района? Ребята, как правило, называют два – три растения. В этот момент я предложила более подробно познакомиться с местными видами охраняемых растений, и заинтересовала ребят вопросом: «А не встречали ли они Красную книгу Михайловского района?». Услышала при этом отрицательный ответ. Предложение об исправлении несправедливости и создание Красной книги Михайловского района, прозвучало как призыв к действию. В начале выполнения работы учащиеся совместно с учителем сформулировали цель проекта. Она звучала как, создание буклета об охраняемых растениях Михайловского района. Буклет «Красная книга Михайловского района. Часть 1. «Растения»» стал продуктом нашего проекта. В итоге ребята проявили инициативу и предложили присоединиться всем членам клуба, развили исходную тему. Самостоятельно разделили обязанности, сформулировали цель, спланировали этапы работы. И, конечно же, результаты не заставили долго ждать. 21 апреля на I Городском фестивале ученических проектов ребята заняли 3 место с проектом «Красная книга Михайловского района». В ходе работы над проектом нами был снят видеофильм, в котором четко отражены все этапы проектной деятельности и продемонстрирован небольшой ролик о красоте и неповторимости нашего края.
Использование метода проектирования на уроках географии положительно сказывается на обучении детей так, как усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике. При этом ребята становятся географически грамотными, самостоятельно мыслящими, сопричастными к проблемам своего города, как части великой страны. Учащиеся могут не только воспринимать красоту родной природы, но и уметь беречь и приумножать ее.
Использованная литература
- Бухвалов В.А. Материалы курса «развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии. С применением элементов теории решения изобретательских задач»: лекции 5 – 8. –М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
- Кузнецов В.С. Исследовательско - проектная деятельность как форма учебного сотрудничества. М., 1996.
- Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 №2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.
- Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004//Школьный психолог.- 2004. - №30
- Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. Завуч №8 с. 3 - 6, 2007.
- Что такое учебный проект?/ М.А.Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Изучение родного края"
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, предпрофильбное обучение....
Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.
В статье приводится опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт применения экологических знаний в конкретных жиз...
Педагогический проект по теме: «Исследовательская работа учащихся по изучению родного края »
Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.Краеведение в школе проводится в следу...
Программа экспериментальной работы "Разработка экологического проекта по изучению родного края"
Данная программа направлена на формирование творческой личности, способной через проектно-исследовательскую деятельность, изучать и познавать природу родного края...
Изучение родного края через исследовательскую деятельность обучающихся.
Основной смысл краеведческой деятельности вижу в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, историю и культуру, развивать способности к исследовательской деятельности. Такая деятельн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Изучение родного края» (авторская разработка)
Авторская разработка элективного курса "Изучение родного края" (идет апробация данного курса)...
Технология организации экспериментально-исследовательской деятельности по изучению родного края.
Методические рекомендации окажут помощь учителю в организации исследовательской деятельности по изучению родного края.Рекомендации пошагово раскрывают организацию работы ....