Урок истории:"Политический строй России в XVII веке".
методическая разработка по истории на тему
Становление самодержавия в истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Политический строй России в XVII веке. | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обощающий урок-исследование по теме:
«Политическое развитие России в XVII веке».
Основные понятия: Сословно-представительная монархия, самодержавие, абсолютная монархия, органы управления, боярская бюрократия, думные дьяки, подьячие, челобитная, система приказов, воеводство, солдатские полки, даточные люди.
Личности в истории: Иван III,Иван IV,Михаил Романов, Алексей Михайлович.
Цель и задачи урока:
Образовательные: исследовать установление самодержавия и абсолютной монархии в России во второй половине XVII века. Дать представление о системе политической власти, сложившейся со времен Великих князей до второй половины XVII века.
Развивающиеся: развивать творческие способности учащихся; научиться самостоятельно и в группе добывать знания; развивать логическое мышление; вовлечь учащихся в поисковую познавательную деятельность. Анализировать материалы с помощью исторической литературы, иллюстративных документов и репродукций картин известных художников.
Воспитательные: воспитывать у учащихся осознанное отношение к историческим документам; научить отстаивать и защищать свою точку зрения; способствовать формированию патриотических чувств и положительной мотивационной деятельности на уроке путем создания атмосферы заинтересованности каждого ученика;
Планируемые результаты:
Личностные: получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу; развивать способность к самооценке; формулировать собственную точку зрения;
Метапредметные: вырабатывается умение учиться, самостоятельно усваивать новые знания; как результат – осознанное речевое высказывание в устной форме; возможность структурировать знания; вырабатывать диалог учащихся в группах; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; самостоятельно выделять и формулировать цели; осуществлять поиск информационно-правовых источников; умение выбрать главное и правильно формулировать выводы; умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях, используя практические навыки занятий;
Предметные: сформируется учебно-познавательная компетенция; умение обосновывать суждения, приводить доказательства; научатся: определять достоверность изучаемых документов, сопоставляя высказывания русских и западных историков; Ответят на главный вопрос: «Как происходит становление самодержавия и абсолютной монархии со времен Великих князей до второй половины XVII века;
- Тип урока – Повторительно-обобщающий урок – исследование.
- Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
- Необходимое техническое оборудование: Компьютер, интернет, проектор, ЭОР – file://D:\unit_support\teacher_support\teacher_web_site\vlast.htm
- file://D:\unit_support\teacher_support\teacher_web_site\prikaz.htm
- file://localhost/E:/sobor.htm
- file://localhost/F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/zad.htm
- file://localhost/F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/vlast.htm
- file://localhost/F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/prikaz.htm
- file://localhost/F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/sobor.htm
- file://localhost/F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/index.htm
- file:///F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/index.htm
- file:///F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/sobor.htm
- file:///F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/prikaz.htm
- file:///F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/vlast.htm
- file:///F:/с%20флешки/Полная%20версия%2017в/teacher_support/teacher_web_site/zad.htm
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых Документов И ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организаци-онный момент. Определе-ние целей и задач. | 1). «Схемы по истории России»,М,2010г. 2).Степанов В.А. «Политическая история России XVII в.» МГУ,2003г. 3)Орлов А.С. «Основы курса истории России» М,2010г. 4).Л.Э.Шишко «Рассказы из русской истории» М; «Фирма АРТ», 1991г. 5). «Очерки по истории России»,М;2009г. 6).Преображен-ский А.А. «История Отечества»,М.Просвещение,2012г. 7)Презентация «Русское государство в XVII веке. Политичес-кое развитие». 8)Дидактический материал и документы с заданиями для каждого ученика. 9).Таблица Дат и понятий.
| 1.Сообщение темы и определение задачи урока 2)Показ Схем: 1).Схемы: «Основные формы политического устройства удельной Руси и Золотой орды IX-XIIв.» 2)Схема государственного устройства России XV-XVIIвв. | Записывают в тетрадь план урока: 1). Проследить изменения политической власти: а). от Великих князей и влияния «Золотой орды»; б). до становления и усиления самодержавной власти царя; 2).Органы управления в Российском государстве в XVII веке: а) центральные; б) местные; 3).Соборное уложение 1649 года; 4). Вооруженные силы. | 3 |
2. | Актуализа-ция знаний | Организует диалог с учащимися по первому вопросу: 1.)На кого опирался Великий князь в своем правлении; 2).Политическое устройство Золотой орды. | 1.Отвечают на вопросы: 1)На дружину, светлых князей(местные дружины); на ополчение: пехота, конница; на наемников. Вывод:1).раздел территории, княжеские усобицы, рост крупного землевладения, развитие ремесел, рост и усиление городов, усиление местного аппарата управления. 2).В Золотой орде – укрепляется власть одного правителя – становление Абсолютной монархии. Образование и укрепление экономической и военной мощи государства. | 5 | |
3 | Актуализа-ция знаний | 3.Показ сайта:«Политичес- кое развитие в России XVIIв Основное содержание: Характеристика политической власти с XII по XVII вв. Деятельность Боярской думы, Земского собора, состав участников; укрепление административного аппарата самодержавия; уяснение причин принятия Соборного уложения 1649г., его основные положения. Центральные и местные учреждения. Суд и наказания. Важнейшее политическое господство бояр и дворян – самодержавная власть царя, государственное управление в центре и на местах, вооруженные силы, церковь. Вопрос IIIгруппе:1) Как, на ваш взгляд, работал приказ?2) Почему царь Петр I отказался от приказной системы?3)Какой приказ и почему в описании Котошихина занимает особое положение в приказной системе?Чем отличаются его функции от функций других приказов?
| Самостоятельное Составление таблицы: «Центральные государственные учреждения России XVII в.» работа с понятиями; Деление на группы: Iгруппа: Работа с иллюстрациями картин С.В.Иванова «Боярская дума»и «Земский собор» (Показ слайда (ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНОВ, ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ Вывод: Значение их резко снижается к исходу XVII в., особенно Боярской думы; .IIгруппа: Изучает основные положения Соборного уложения 1649г.(Показ слайда в древнерусском тексте и переводе;Вывод:1)Усиление власти царя;2)Окончательное закрепощение крестьян; 3)Создание Приказов-органов центрального управления до начала XVIIIв. IIIгруппа: Работа по картине С.В.Иванова « В приказе московских времен Классификации приказов по Г. Котошихину: IVгруппа: Показ слайда«Царь» по картине С.В.Иванова. Ученики воспроизводят рассказ В.О.Ключевского «Сказания иностранцев о Московском государстве»; Вывод: Иностранцы дивятся покорности … «яко Богу»;народ твердит: «Это знает Бог и Великий государь» | 20 | |
4. | Актуализа-ция знаний | Показ презентации: « Русское государство в XVII веке. Политической развитие». Проверка работы групп. Учитель обращает внимание на результат выполненного задания и просит каждую группу в течение урока комментировать свои действия и выводы. Вопрос Vгруппе: При каком правители происходит утверждение самодержавия в России? Вопрос VIгруппе: В какой период русской истории происходит укрепление самодержавной власти царя? Показ презентации: « Русское государство в XVII веке Политическое развитие». | Vгруппа: Путешествие в прошлое: Работают с понятием «Самодержавная власть»(слайд --- регалии царской власти): Вывод1).Иван III правит по формуле«Великий князь указал, а бояре приговорили»; 2)Он уже Государь всея Руси; 3)Принятие византийского герба-двуглавого орла;4)Появляется система кормлений, местничество, наместники (работа с понятиями) ; Ответ: При Иване IV-Венчание на царство-Приказ поручение при ИванеIII------------------ приказ учреждение при Иване IV. VIгруппа: Показ слайда: Портреты Царей –Михаила Федоровича и Алексея Ми-хайловича. Ответ:1) После Смутного времени (Объяснение понятия)2)Земский собор всенародно выбрал Михаила Романова своим царем. Вывод: Происходит становление сословно-представительной монархии.(записывают определение) Слайды презентации «Приезд воеводы»; «Смотр служилых людей» (иллюстрации картин С.В.Иванова.3).Алексей Михайлович правит по формуле:Царь приказал – бояреприговорили. Вывод: Власть опирается на вооруженные Силы. А на местах управляют воеводы от имени царя.Установлена Абсолютная монархия. | 10 | |
5. | Итоги урока.Рефлексия. | Таблица: I-Плюс II-Минус III-Интересно I-Все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть полезны . II-все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, оказалось не нужным, бесполезным . III-все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю | Учащиеся состаяляют таблицу. Предлагаются учителем: Слова-подсказки: сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что… | 5 | |
6. | Домашнее задание | Домашнее задание (инструктаж). Информирует учащихся о домашнем задании. Комментирует и проводит инструктаж по его выполнению. 2. Прочитайте отрывок из сочинения Григория Котошихина о приказах.( в файле каждого ученика распечатаны приказы) Г. Котошихин — подъячий, бежавший в Швецию и написавший там свое известное сочинение о Московском государстве « О России в царствование царя Алексея Михайловича.» | 1).Составить таблицу: Классификации приказов по Г. Котошихину: Используя сообщение Г. Котошихина, выпишите приказы территориальные и приказы отраслевые… 2).Заполнить схему «Генеалогическое древо первых Романовых» ( у каждого ученика схема в файле документов) 3)Составьте с помощью картин схему устройства Русского государства. ( схема у каждого в папке заданий) | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Политический строй России в 19 веке
Презентация поможет на уроке с помощью схем закрепить знания о политичеком строе и административном устройстве России в конце 19 века....
Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».
Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...
Урок по теме "Политическое развитие в России в XVII веке"
Урок построен по технологии интерактивного обучения....
Наглядное пособие (презентация) к уроку истории по теме "Научная революция XVII века" в 7 классе
Данная презентация будет полезна учителям истории как наглядное пособие для подготовки к уроку, а также ученикам 7 класса как наглядный конспект урока для подготовки домашнего задания по теме...
Итоговый урок в 7 классе. Россия в XVII веке.
Повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Россия в начале 17 века» в игровой форме.УЧАСТНИКИ ИГРЫ: две команды учащихся 7 класса - «Бояре» и &la...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...
Методическая разработка к уроку "Народные движения в России середины XVII века"
Цель урока: сформировать представление о народных движениях XVII века (называть даты выступлений, причины, участников и итоги народных выступлений XVII века; развивать познавательные умения – ум...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Урок истории
Елена Владимировна, Ваш урок соответствует всем требованиям ФГОС, просто отличный, но проект "Вахта памяти" посвящен 70-летию Победы! Может, Вы случайно не туда отправили урок, скорее всего так. Проверьте, пожалуйста!