Итоговый урок в 7 классе. Россия в XVII веке.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Шульц Галина Николаевна

Повторение и закрепление  знаний учащихся по теме «Россия в начале 17 века» в игровой форме.УЧАСТНИКИ ИГРЫ:  две команды учащихся 7 класса -  «Бояре» и  «Дворяне».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: команды рассаживаются по рядам, один ученик помогает учителю, он либо записывает, кто дал правильный ответ, либо каждому даёт жетон. Игру ведёт учитель. Правила игры: участникам предстоит по очереди выбирать вопросы и отвечать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_urok_rossiya_v_17_veke.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

(Шульц  Галина Николаевна,  учитель  истории и обществознания

МБОУ «Новониколаевская  основная  общеобразовательная школа»

Яйского  района,  Кемеровской области).

7 класс. История России.

Урок обобщения по теме «РОССИЯ В НАЧАЛЕ 17 ВЕКА».

ЦЕЛЬ: повторить знания учащихся по теме «Россия в начале 17 века» в игровой форме; развивать активность и быстроту мышления; способствовать формированию навыков сотрудничества.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Табло с вопросами (презентация)

                           2. Таблица учёта очков.

                           3. Карта «Россия в 17 веке»

                           4. «Чёрный ящик» с предметами.

                           5. Анкета для рефлексии.

                           6. Жетоны из цветной бумаги.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ:  две команды учащихся 7 класса -  «Бояре» и  «Дворяне».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: команды рассаживаются по рядам, один ученик помогает учителю, он либо записывает, кто дал правильный ответ, либо каждому даёт жетон. Игру ведёт учитель. Правила игры: участникам предстоит по очереди выбирать вопросы и отвечать. Если ученик затрудняется дать правильный ответ, он имеет право передать право ответа любому из команды. В случае неверного ответа или отсутствия его, право ответа переходит к команде соперников. Каждый вопрос имеет цену, команды должны набрать как можно больше очков. По итогам урока определяется не только команда-победитель, но оценки получают все ученики, получившие наибольшее количество жетонов за правильные ответы. Номинации игры на доске или в презентации.

НОМИНАЦИИ

I. ДАТЫ

1. 10 б. – Окончательное закрепощение крестьян связано с… Продолжите предложение.

(Соборным уложением 1649 г.)

2. 10 б. – Когда началось правление династии Романовых? (1613 г.)

3. 20 б. – Назовите дату события, в честь которого мы через несколько дней будем отмечать новый государственный праздник – День народного единства. (1612 г., освобождение Москвы)

4. 30 б. – «К сим словам весь наш народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику христову поганину достати. Потом поковник.. ходячи в кругу, на все стороны спрашивал: все ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно…» Когда и где произошло это событие? (1654 г., Переяславская рада)

5. 10 б. – Неоднократно Россия в 17 веке пыталась вернуть Смоленские земли. Назовите даты войны, по окончании которой это удалось. (1654-1667гг, война с Польшей)

6. 10 б. – Когда в России появилось первое высшее учебное заведение? Как оно называлось? (1687 г., Славяно-греко-латинская академия)

II. ЭКОНОМИКА

1. 5 б. – Что такое товарное производство? ( Производство на продажу)

2. 10 б. -  Всего за 17 век было создано около 60 этих предприятий, однако, к концу века их осталось не более 30. Их существованию мешало отсутствие большого количества свободной рабочей силы. Что это за предприятия? (Мануфактуры)

3. 30 б. – В нашем городе, как и в любом другом, есть рынок. А что такое «всероссийский рынок»? (Общие хозяйственные связи и обмен товарами между различными частями страны)

4. 20 б. – В 17 веке появились крупные всероссийские ярмарки. Что это такое? Назовите и покажите на карте самые знаменитые. (Ежегодный торг. Архангельская, Ирбитская, Макарьевская, Свенская)

5. 20 б. – Назовите и покажите на карте два главных центра внешней торговли России в 17 веке. (Архангельск и Астрахань)

6. 10 б. – Вологодские мастера славились знаменитыми кружевами, ростовские – финифтью, белозерские – ложками, вяземские – санями, нижегородские – замками и т.д. Как называется это явление в ремесле? (Специализация)

III. «БУНТАШНЫЙ ВЕК»

1. 30 б. – Перечислите основные причины народных выступлений в 17 веке. (Закрепощение крестьян, усиление налогов из-за непрерывных войн, усиление приказной волокиты, попытки ограничения казачьей вольности, церковный раскол)

2. 10 б. – О каком событии идёт речь в сочинении Г.К.Котошихина: «Да в то же время делали деньги полтинники медные с ефимок, и крестьяне, увидев такие в одну пору худые деланные деньги, неровные и смешанные, не почали в городы возить сена и дров и съестных запасов, и почала быть от тех денег на всякие товары дороговь великая…» (1662 г., Медный бунт)

3. 10 б. – Дворец без казны оставаться не мог,

                Тогда-то на соль наложили налог:

                По двадцать копеек с пуда.

                И тут прокатилась зловещей волной

                Народная ненависть грозно.

О каком событии рассказывается в этом стихотворении Н, Кончаловской? (1648 г. , Соляной бунт)

4. 20 б. – Кто возглавлял поход голытьбы в Персию, так называемый «поход за зипунами»? (Степан Разин)

5. 10 б. – Когда было восстание Степана Разина? Покажите на карте территорию. (1670-1671гг.)

6. 20 б. – Они прибегали к самым разнообразным формам протеста: от самосожжения до голодной смерти, от уклонения от повинностей до вооружённого сопротивления царским воеводам. Как называли в 17 веке этих людей? (старообрядцы)

IV. КТО ЕСТЬ КТО

1. 10 б. – Кому «благодарная Россия» поставила памятник на Красной площади в Москве?

 (К. Минину и Д. Пожарскому)

2. 30 б. – «В прошлом… Божиею волею и твоим, великого государя, изволением… был я… поставлен на патриаршество… И начал тебе, великому государю, досаждать и раздражать и с патриаршества сошёл без твоего, великаго государя, указу в Воскресенский монастырь… » Кто автор этого письма? (Патриарх Никон после заточения)

3. 5 б. – Какой русский царь был прозван народом «Тишайший»? (Алексей Михайлович)

4. 10 б. – Пролив между Азией и Америкой официально был открыт в 18 веке и получил название Берингов пролив. Кто в 17 веке фактически открыл его? (Семён Дежнёв)

5. 10 б. – Кому царь Алексей Михайлович поручил воспитание и образование своих детей? (Симеону Полоцкому)

6. 20 б. – Кто уже в конце 17 века предлагал освободить крестьян от власти помещиков? (Князь Василий Голицын)

V. НАШ КРАЙ

1. 10 б. – Летопись Томска начинается с имени татарского князька . Как его звали? (Тоян).

2. 10 б. – С какой просьбой обратился князь Тоян к великому русскому государю?  (Защитить его мирный народ – охотников и рыбаков – от кочевников).

 3. 10 б. – Кто руководил строительством Томского острога четыре века назад? (Гаврила Писемский и Василий Тырков).

 4. 10 б. – Укажите место, откуда начинал строиться город? (Воскресенская гора).

 5. 10 б. – Назвать фамилию русского царя, велевшего  «поставити» Томский город-острог? (Годунов)

6. 10 б. –  Сколько лет исполнилось Томску в 2017 году?  (четыреста тринадцать )

 VI. «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

1. 20 б. – Лимон и огурец. Приведите пословицу, в которой упоминаются эти дары природы.              ( «Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, едим огурцы»)

2. 20 б. – Так как ЭТО было важнейшим продуктом потребления, то увеличение налога на ЭТО, ударило по населению, и народ взбунтовался. Что ЭТО? (Соль)

3. 20 б. – В ящике находится то, что стало поводом для одного из самых известных народных движений 17 века. (Медная монета)

4. 20 б. – Мода на эту вещь появилась именно в 17 веке. В царском дворце, в домах бояр и дворян можно было увидеть великолепные образцы этого изделия, привезённые из Европы. Сегодня мы пользуемся этой вещью ежедневно, особенно, наши очаровательные дамы. Что ЭТО? (Зеркало)

5. 20 б. – Одной из любимых новинок в пище феодалов в 17 веке стала именно она. Сегодня мы едим это практически ежедневно. Что ЭТО? (Колбаса)

6. 20 б. – Этот предмет напоминает нам об одном из главных украшений царского дворца – печи. Каждый такой предмет в 17 веке напоминал маленький шедевр. Назовите его. (Изразец)

VII. ВОПРОСЫ

1. 5 б. – Когда правил Михаил Романов? (1613 – 1645 гг.)

2. 5 б. – Как назывался совещательный орган при царе? (Боярская дума)

3. 5 б. – Что такое сословия? (Группы людей с одинаковыми правами и обязанностями)

4. 5 б. – Что такое парсуна? (Портрет)

5. 5 б. – Что такое самодержавная монархия? (Абсолютная монархия)

6. 5 б. – Что такое казачество? (Военное сословие)

ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ: подсчёт очков, выявление победителя, выставление оценок лучшим игрокам.

РЕФЛЕКСИЯ: анкетирование (вопросы написаны на доске под картой, листочки розданы в начале урока).

ВОПРОСЫ: 1. Самый лёгкий вопрос игры –

                      2. Самый трудный –

                      3. Самый интересный –

                      4. Моё мнение об уроке (пожелания), что понравилось -

                          что не понравилось –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Экономическое развитие России в XVII веке"

Урок разработан по технологии деятельностного метода....

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке»

Урок с использованием компьютерных технологий. Проводится в форме игры по основным разделам темы....

Проверочная работа 10 класс. Россия в XVII веке.

Проверочная работа подходит для постепенной подготовки учащихся к ЕГЭ, позволит оценить уровень подготовленности учащихся...

Итоговая проверочная работа по теме «Россия в XVII веке»

Проверочная работа предназначена для контроля знаний и умений учащихся 8 класса по теме «Россия в XVII – первой четверти XVIII века». Проверочная работа состоит из двух частей и расс...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...

Игра на уроке повторения темы \'Россия в XVII веке\'

Игра предназначена для повторения материала для 7-11 классов. ...

КИМ по истории России. 7 класс. "Россия в XVII веке"

КИМ по разделу "Россия в 17 веке" включает задания по датам, событиям, историческим личностям, чертам экономического и политического развития, культуры России в 17 веке....