Итоговый урок в 7 классе. Россия в XVII веке.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Россия в начале 17 века» в игровой форме.УЧАСТНИКИ ИГРЫ: две команды учащихся 7 класса - «Бояре» и «Дворяне».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: команды рассаживаются по рядам, один ученик помогает учителю, он либо записывает, кто дал правильный ответ, либо каждому даёт жетон. Игру ведёт учитель. Правила игры: участникам предстоит по очереди выбирать вопросы и отвечать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_urok_rossiya_v_17_veke.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
(Шульц Галина Николаевна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
Яйского района, Кемеровской области).
7 класс. История России.
Урок обобщения по теме «РОССИЯ В НАЧАЛЕ 17 ВЕКА».
ЦЕЛЬ: повторить знания учащихся по теме «Россия в начале 17 века» в игровой форме; развивать активность и быстроту мышления; способствовать формированию навыков сотрудничества.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Табло с вопросами (презентация)
2. Таблица учёта очков.
3. Карта «Россия в 17 веке»
4. «Чёрный ящик» с предметами.
5. Анкета для рефлексии.
6. Жетоны из цветной бумаги.
УЧАСТНИКИ ИГРЫ: две команды учащихся 7 класса - «Бояре» и «Дворяне».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: команды рассаживаются по рядам, один ученик помогает учителю, он либо записывает, кто дал правильный ответ, либо каждому даёт жетон. Игру ведёт учитель. Правила игры: участникам предстоит по очереди выбирать вопросы и отвечать. Если ученик затрудняется дать правильный ответ, он имеет право передать право ответа любому из команды. В случае неверного ответа или отсутствия его, право ответа переходит к команде соперников. Каждый вопрос имеет цену, команды должны набрать как можно больше очков. По итогам урока определяется не только команда-победитель, но оценки получают все ученики, получившие наибольшее количество жетонов за правильные ответы. Номинации игры на доске или в презентации.
НОМИНАЦИИ
I. ДАТЫ
1. 10 б. – Окончательное закрепощение крестьян связано с… Продолжите предложение.
(Соборным уложением 1649 г.)
2. 10 б. – Когда началось правление династии Романовых? (1613 г.)
3. 20 б. – Назовите дату события, в честь которого мы через несколько дней будем отмечать новый государственный праздник – День народного единства. (1612 г., освобождение Москвы)
4. 30 б. – «К сим словам весь наш народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику христову поганину достати. Потом поковник.. ходячи в кругу, на все стороны спрашивал: все ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно…» Когда и где произошло это событие? (1654 г., Переяславская рада)
5. 10 б. – Неоднократно Россия в 17 веке пыталась вернуть Смоленские земли. Назовите даты войны, по окончании которой это удалось. (1654-1667гг, война с Польшей)
6. 10 б. – Когда в России появилось первое высшее учебное заведение? Как оно называлось? (1687 г., Славяно-греко-латинская академия)
II. ЭКОНОМИКА
1. 5 б. – Что такое товарное производство? ( Производство на продажу)
2. 10 б. - Всего за 17 век было создано около 60 этих предприятий, однако, к концу века их осталось не более 30. Их существованию мешало отсутствие большого количества свободной рабочей силы. Что это за предприятия? (Мануфактуры)
3. 30 б. – В нашем городе, как и в любом другом, есть рынок. А что такое «всероссийский рынок»? (Общие хозяйственные связи и обмен товарами между различными частями страны)
4. 20 б. – В 17 веке появились крупные всероссийские ярмарки. Что это такое? Назовите и покажите на карте самые знаменитые. (Ежегодный торг. Архангельская, Ирбитская, Макарьевская, Свенская)
5. 20 б. – Назовите и покажите на карте два главных центра внешней торговли России в 17 веке. (Архангельск и Астрахань)
6. 10 б. – Вологодские мастера славились знаменитыми кружевами, ростовские – финифтью, белозерские – ложками, вяземские – санями, нижегородские – замками и т.д. Как называется это явление в ремесле? (Специализация)
III. «БУНТАШНЫЙ ВЕК»
1. 30 б. – Перечислите основные причины народных выступлений в 17 веке. (Закрепощение крестьян, усиление налогов из-за непрерывных войн, усиление приказной волокиты, попытки ограничения казачьей вольности, церковный раскол)
2. 10 б. – О каком событии идёт речь в сочинении Г.К.Котошихина: «Да в то же время делали деньги полтинники медные с ефимок, и крестьяне, увидев такие в одну пору худые деланные деньги, неровные и смешанные, не почали в городы возить сена и дров и съестных запасов, и почала быть от тех денег на всякие товары дороговь великая…» (1662 г., Медный бунт)
3. 10 б. – Дворец без казны оставаться не мог,
Тогда-то на соль наложили налог:
По двадцать копеек с пуда.
И тут прокатилась зловещей волной
Народная ненависть грозно.
О каком событии рассказывается в этом стихотворении Н, Кончаловской? (1648 г. , Соляной бунт)
4. 20 б. – Кто возглавлял поход голытьбы в Персию, так называемый «поход за зипунами»? (Степан Разин)
5. 10 б. – Когда было восстание Степана Разина? Покажите на карте территорию. (1670-1671гг.)
6. 20 б. – Они прибегали к самым разнообразным формам протеста: от самосожжения до голодной смерти, от уклонения от повинностей до вооружённого сопротивления царским воеводам. Как называли в 17 веке этих людей? (старообрядцы)
IV. КТО ЕСТЬ КТО
1. 10 б. – Кому «благодарная Россия» поставила памятник на Красной площади в Москве?
(К. Минину и Д. Пожарскому)
2. 30 б. – «В прошлом… Божиею волею и твоим, великого государя, изволением… был я… поставлен на патриаршество… И начал тебе, великому государю, досаждать и раздражать и с патриаршества сошёл без твоего, великаго государя, указу в Воскресенский монастырь… » Кто автор этого письма? (Патриарх Никон после заточения)
3. 5 б. – Какой русский царь был прозван народом «Тишайший»? (Алексей Михайлович)
4. 10 б. – Пролив между Азией и Америкой официально был открыт в 18 веке и получил название Берингов пролив. Кто в 17 веке фактически открыл его? (Семён Дежнёв)
5. 10 б. – Кому царь Алексей Михайлович поручил воспитание и образование своих детей? (Симеону Полоцкому)
6. 20 б. – Кто уже в конце 17 века предлагал освободить крестьян от власти помещиков? (Князь Василий Голицын)
V. НАШ КРАЙ
1. 10 б. – Летопись Томска начинается с имени татарского князька . Как его звали? (Тоян).
2. 10 б. – С какой просьбой обратился князь Тоян к великому русскому государю? (Защитить его мирный народ – охотников и рыбаков – от кочевников).
3. 10 б. – Кто руководил строительством Томского острога четыре века назад? (Гаврила Писемский и Василий Тырков).
4. 10 б. – Укажите место, откуда начинал строиться город? (Воскресенская гора).
5. 10 б. – Назвать фамилию русского царя, велевшего «поставити» Томский город-острог? (Годунов)
6. 10 б. – Сколько лет исполнилось Томску в 2017 году? (четыреста тринадцать )
VI. «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
1. 20 б. – Лимон и огурец. Приведите пословицу, в которой упоминаются эти дары природы. ( «Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, едим огурцы»)
2. 20 б. – Так как ЭТО было важнейшим продуктом потребления, то увеличение налога на ЭТО, ударило по населению, и народ взбунтовался. Что ЭТО? (Соль)
3. 20 б. – В ящике находится то, что стало поводом для одного из самых известных народных движений 17 века. (Медная монета)
4. 20 б. – Мода на эту вещь появилась именно в 17 веке. В царском дворце, в домах бояр и дворян можно было увидеть великолепные образцы этого изделия, привезённые из Европы. Сегодня мы пользуемся этой вещью ежедневно, особенно, наши очаровательные дамы. Что ЭТО? (Зеркало)
5. 20 б. – Одной из любимых новинок в пище феодалов в 17 веке стала именно она. Сегодня мы едим это практически ежедневно. Что ЭТО? (Колбаса)
6. 20 б. – Этот предмет напоминает нам об одном из главных украшений царского дворца – печи. Каждый такой предмет в 17 веке напоминал маленький шедевр. Назовите его. (Изразец)
VII. ВОПРОСЫ
1. 5 б. – Когда правил Михаил Романов? (1613 – 1645 гг.)
2. 5 б. – Как назывался совещательный орган при царе? (Боярская дума)
3. 5 б. – Что такое сословия? (Группы людей с одинаковыми правами и обязанностями)
4. 5 б. – Что такое парсуна? (Портрет)
5. 5 б. – Что такое самодержавная монархия? (Абсолютная монархия)
6. 5 б. – Что такое казачество? (Военное сословие)
ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ: подсчёт очков, выявление победителя, выставление оценок лучшим игрокам.
РЕФЛЕКСИЯ: анкетирование (вопросы написаны на доске под картой, листочки розданы в начале урока).
ВОПРОСЫ: 1. Самый лёгкий вопрос игры –
2. Самый трудный –
3. Самый интересный –
4. Моё мнение об уроке (пожелания), что понравилось -
что не понравилось –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Экономическое развитие России в XVII веке"
Урок разработан по технологии деятельностного метода....
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке»
Урок с использованием компьютерных технологий. Проводится в форме игры по основным разделам темы....
Проверочная работа 10 класс. Россия в XVII веке.
Проверочная работа подходит для постепенной подготовки учащихся к ЕГЭ, позволит оценить уровень подготовленности учащихся...
Итоговая проверочная работа по теме «Россия в XVII веке»
Проверочная работа предназначена для контроля знаний и умений учащихся 8 класса по теме «Россия в XVII – первой четверти XVIII века». Проверочная работа состоит из двух частей и расс...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...
Игра на уроке повторения темы \'Россия в XVII веке\'
Игра предназначена для повторения материала для 7-11 классов. ...
КИМ по истории России. 7 класс. "Россия в XVII веке"
КИМ по разделу "Россия в 17 веке" включает задания по датам, событиям, историческим личностям, чертам экономического и политического развития, культуры России в 17 веке....