Методическая разработка к уроку "Народные движения в России середины XVII века"
методическая разработка по истории (7 класс)
Цель урока: сформировать представление о народных движениях XVII века (называть даты выступлений, причины, участников и итоги народных выступлений XVII века; развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы; развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями (заполнить сравнительную таблицу); развитие навыков работы с современной тестовой формой проверки знаний (КИМы заданий ЕГЭ); способствовать развитию коммуникативных навыков и навыков работы в группе; воспитывать уважение к историческому прошлому России.
Оборудование: Учебник История России ч.2, Н.А. Арсентьев, А.А.Данилов под ред. академика РАН А.В. Торкунова, раздаточный материал (таблица «Народные движения XVII века»), листы самооценки, презентация «Народные движения XVII века», мультимедийный проектор, компьютер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istorii_7k_lass.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 507 Московского района Санкт-Петербурга
Павленко М.Г.
Конспект урока истории (7 класс)
Тема урока: Народные движения в России в середине XVII века.
Цель урока: сформировать представление о народных движениях XVII века (называть даты выступлений, причины, участников и итоги народных выступлений XVII века; развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы; развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями (заполнить сравнительную таблицу); развитие навыков работы с современной тестовой формой проверки знаний (КИМы заданий ЕГЭ); способствовать развитию коммуникативных навыков и навыков работы в группе; воспитывать уважение к историческому прошлому России.
Оборудование: Учебник История России ч.2, Н.А. Арсентьев, А.А.Данилов под ред. академика РАН А.В. Торкунова, раздаточный материал (таблица «Народные движения XVII века»), листы самооценки, презентация «Народные движения XVII века», мультимедийный проектор, компьютер
Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний
Ход урока
I.Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку, создание рабочего настроения.
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальная беседа, проверка знаний опорных понятий, терминов
Выполнение тестовых заданий и взаимопроверка правильности выполнения (10 мин.)
III. Мотивация учебной деятельности
На протяжении нескольких уроков мы изучали XVII век, который богат на разные события. Назовите их (ответы учащихся - Смута, восстание Хлопка, выступления под руководством И.Болотникова, Церковный раскол)
В царствование Алексея Михайловича страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. XVII век многие историки называют «бунташным». И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название, какие бунты происходили в XVII веке, какие причины и последствия они имели. Сформулируйте проблему урока (учащиеся высказывают свое мнение)
Проблема урока «Почему XVII век называют «бунташным»?
IV. Изучение нового материала
Беседа
- Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске).
- Как вы думаете, почему происходили эти волнения? (Из-за разногласий между правительством и народом. Царь не хотел видеть, какие проблемы волнуют простой народ и, чтобы отвлечь народ, царь постоянно вступал в различные войны: русско-шведская война 1656-1661 гг. за выход к Балтийскому морю, Смоленская война 1632-1634гг. за расширение территории на юго-западном направлении и др.).
- Но ведь царю помогала церковь, на нее были возложены большие надежды. (между церковью и правительством произошел разрыв из-за церковной реформы, которую возглавил Никон).
- Но ведь царь сам поручил Никону провести эту реформу. Что же случилось? (Церковная реформа разделила общество на старообрядцев и нововеров, что еще больше внесло неразберихи в умы простого народа).
Работа в группах
Работая с учебником, выяснить причины, ход и итоги выступлений XVII века. Результаты работы занести в таблицу «Народные движения XVII века» (в таблицу вносим только данные по своему народному выступлению). 1 группа изучает события Соляного бунта (стр. 51) 2 группа события Медного бунта (стр. 52)
Задания для работы в группах:
- Форма движения
- Определите причины восстания
- Назовите хронологические рамки восстания
- Перечислите участников восстания
- Назовите район восстания и лидера восстания
- Определите главное событие и итоги восстания
- Значение восстания
Народное движение | Соляной бунт (1648) | Медный бунт (1662) | Восстание Степана Разина (1670-1671) | Движение старообрядцев (с 1653г.) |
Форма движения | Городское восстание | Городское восстание | Крестьянская война | Восстания, самосожжения |
Причины | Повышение цен на соль. Злоупотребления властей | Денежная реформа, рост цен | Закрепощение крестьян. Обнищание казаков | Церковная реформа |
Участники | Посадские люди, стрельцы и холопы | Посадские люди | Крестьяне и казаки, городская беднота | Представители всех сословий |
Район восстания | Москва, Курск, Томск и др. города | Москва | Поволжье и Дон | Соловецкие острова, Москва, Дон, Поволжье |
Лидер | Степан Разин | Аввакум | ||
Главное событие | Подача жалобы царю | Подача жалобы царю | Поход на Москву | Самосожжения. Многолетняя осада Соловецкого монастыря |
Итоги | Снижение цен на соль. Наказание чиновников | Отмена хождения медных денег наравне с серебряными | Разгром восстания. Казнь С.Разина. Гибель 100 тыс. восставших | Гибель 20 тыс. раскольников в самосожжениях. Взятие Соловецкого монастыря |
Значение | Введение крепостного права и укрепление самодержавия | Власть прислушалась к мнению общества | Приведение к присяге на верность царю донских казаков | Старообрядцы продолжают свою веру |
Формулирование выводов
- Каковы были причины восстаний?
- Можно ли их объединить? (дети отвечают «да» или «нет» и доказывают свое мнение)
Давайте попробуем объединить причины движений (ответы обобщаются)
- Закрепощение крестьян и рост их повинностей.
- Усиление крепостного гнета.
- Попытка ограничения казачьей вольности.
- Церковный раскол и преследование старообрядцев.
- Повышение цен на хлеб и соль.
- Нежелание царя быть ближе к народу.
Каковы же были цели у восставших? (ответы обобщаются)
- Захват Москвы.
- Уничтожение бояр и дворян.
- Ликвидация крепостного права.
- Облегчение жизни крестьян и ремесленников.
Назовите главные причины поражения этих выступлений (ответы обобщаются)
- Восставшие не имели ясных целей.
- Верили в «добрых» царей, которые вели их за собой.
- Имели плохое вооружение.
- Разнородный состав восставших (каждый шел за своей правдой).
V. Закрепление изученного материала
Выполнение тестовых заданий
- Что было причиной народных выступлений XVII века? 1) рост феодальных повинностей; 2) увеличение числа приказов; 3) снижение роли Боярской думы; 4) требование монголо-татарских ханов увеличить дань.
- Какое соответствие верно? 1) Медный бунт – 1662 г.; 2) Соляной бунт – 1667 г.; 3) принятие Соборного уложения – 1670 г.; 4) восстание Степана Разина – 1848 г.
- Несмотря на подавление Медного бунта, правительство было вынуждено: 1) разработать новый свод законов; 2) пойти на отмену медных денег; 3) отменить крепостное право; 4) освободить податное население от уплаты налогов.
- Что стало одним из результатов Соляного бунта? 1) разработка нового свода законов; 2) бесплатная раздача соли; 3) ликвидация крепостного права; 4) смена правящей династии.
- Расположите в хронологическом порядке исторические события восстания под предводительством Степана Разина. Запишите цифры, которыми они обозначены, в правильной последовательности в таблицу. 1) осада восставшими Симбирска; 2) захват восставшими Царицына; 3) «поход за зипунами»; 4) восстание во главе с Василием Усом.
Подведение итогов урока
Сможем ли мы теперь ответить на основной вопрос урока «Почему XVII век называют «бунташным»?
Предполагаемый вывод по проблеме: XVII век вошел в историю, как «бунташный» потому, что было много восстаний, народных волнений. Меньше, чем за полвека кроме мелких восстаний прошло 3 мощных восстания. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета.
VI. Рефлексия учебной деятельности
- Заполните листы самооценки
- Как вы оцениваете свою работу ? Поставьте на листе самооценки рядом с отметкой смайлик – удовлетворены ли вы своим результатом сегодня?
VII. Домашнее задание
Базовый уровень: Прочитать параграф 20. Ответить на вопросы стр.54 № 3,4
Повышенный: дополнительно выполнить работу в контурной карте: нанести районы народных движений и направления походов Степана Разина.
Выставление отметок.
Таблица «Народные движения XVII века»
Народное движение | Соляной бунт (1648) | Медный бунт (1662) | Восстание Степана Разина (1670-1671) | Движение старообрядцев (с 1653г.) |
Дата, сроки | ||||
Цели, требования | ||||
Участники | ||||
Характер борьбы | ||||
Результат |
Выполнение тестовых заданий
- Что было причиной церковной реформы XVII века?
1) смерть патриарха Филарета;
2) включение в состав России мусульманских народов;
3) разночтения в священных книгах и различия в обрядах подрывали авторитет церкви.
- Кто был сторонником исправления церковных книг в соответствии с греческими источниками?
1) патриарх Никон;
2) протопоп Аввакум;
3) монах Нестор;
4) патриарх Филарет.
- Что было причиной конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем?
1) отказ Никона поддержать церковную реформу;
2) выступление Никона в поддержку старообрядцев;
3) попытка Никона объединить католическую и православную церковь; 4) стремление Никона поставить церковную власть выше светской.
- Кого называли старообрядцами?
1) язычников;
2) сторонников объединения с римско-католической церковью; 3) сторонников патриарха Никона;
4) верующих, отказавшихся признать церковные реформы XVII века.
- Церковная реформа была проведена в:
1) 1632-1634 гг.;
2) 1645-1676 гг.;
3) 1653-1655 гг.;
4) 1666-1667 гг.
- О ком царь Алексей Михайлович сказал следующее: «Самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся?» Ответ: _________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3 | 1 | 4 | 4 | 3 | Никон |
Выполнение тестовых заданий
- Что было причиной народных выступлений XVII века?
1) рост феодальных повинностей;
2) увеличение числа приказов;
3) снижение роли Боярской думы;
4) требование монголо-татарских ханов увеличить дань.
- Какое соответствие верно?
1) Медный бунт – 1662 г.;
2) Соляной бунт – 1667 г.;
3) принятие Соборного уложения – 1670 г.;
4) восстание Степана Разина – 1848 г.
- Несмотря на подавление Медного бунта, правительство было вынуждено:
1) разработать новый свод законов;
2) пойти на отмену медных денег;
3) отменить крепостное право;
4) освободить податное население от уплаты налогов.
- Что стало одним из результатов Соляного бунта?
1) разработка нового свода законов;
2) бесплатная раздача соли;
3) ликвидация крепостного права;
4) смена правящей династии.
- Расположите в хронологическом порядке исторические события восстания под предводительством Степана Разина. Запишите цифры, которыми они обозначены, в правильной последовательности в таблицу.
1) осада восставшими Симбирска;
2) захват восставшими Царицына;
3) «поход за зипунами»;
4) восстание во главе с Василием Усом.
4 | 3 | 2 | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 1 | 2 | 1 | 4321 |
Оценочный лист для ученика
№ 1 Тест . (мах. – 6 баллов). Время выполнения 10 минут.
За каждый правильный ответ – 1 балл
№ 2. Заполни таблицу в парах (мах. – 6 баллов). Время выполнения 10 минут
За каждый правильный ответ – 1 балл
№ 3. Заполни таблицу самостоятельно (мах – 6 баллов). Время выполнения 7 минут.
За каждый правильный ответ (строчка в таблице) – 1 балл
№ 4. Тест на закрепление нового материала (мах.5 баллов). Время выполнения 5 минут.
№ 5. Работа на уроке –за каждый самостоятельно сформулированный вывод, положение, определение, правильный ответ – 1 балл. Выставляет учитель.
№ п\п | Баллы | Фамилия,имя | № п\п | Баллы | Фамилия,имя |
1 | _____________ | 1 | _____________ | ||
2 | 2 | ||||
3 | 3 | ||||
4 | 4 | ||||
5 | 5 | ||||
Итого | Отметка: | Итого | Отметка: | ||
Смайлик | Смайлик |
Шкала перевода баллов в отметку: 20 баллов и выше «5»
От 16 до 19 баллов «4»
От 11 до 15 баллов «3»
10 баллов и ниже «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народные движения в России в середине XVII века»
Конспект открытого урока с презентацией к уроку...
Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")
Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной. На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...
Тестовые задания по теме "История России с древнейших времён до середины XVII века".
Тестовые задания предназначены для проведения тематического контроля по данной теме. С помощью данных тестов проверяются знания студентми фактического, хронологического материала, умение устанавливать...
Народные движения в середине XVII века.
Цели урока: Сформировать представления о народных движениях 17 века, о «бунташном» веке.Задачи урока:Образовательные:· Выявить причины, рассмотреть ход и итог...
Проверочная работа по истории России первой половины и середины XVII века для 7 класса
Проверочная работа по истории России первой половины и середины XVII века для 7 класса...
Урок истории России в 7 классе . Тема: "Народные движения в середине XVII века".
XVII век неспокойно прошел,Народ на борьбу за волю пошел.Восстания, бунты длились 100 лет,За это «бунташным» прозвали тот век! ...
Рабочий лист по истории 7 класс «Народные движения в России в XVII веке»
Рабочий лист по истории 7 класс «Народные движения в России в XVII веке»...