5. Технологические карты:
Технологическая карта № 1 Раздел I. Раннее средневековье 12 часов Введение. 1 час. Тема 1. Западная и Центральная Европа в V- XI вв. 7 часов №, тема урока | Основные знания, идеи, закономерности | Основные персоналии и даты | Требования к подготовке учащихся | Методы и формы обучения | 1. Введение 2. Древние германцы и Римская империя 3. Королевство франков и христианская церковь 4. Империя Карла Великого 5. Западная Европа в IX – XI вв. 6. Образование славянских государств 7. Контрольно-обобщающий урок | Понятие «Средние века». Хронологические и географические рамки Средневековья. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств.Раннефеодальное государство. Династия, Меровинги, Каролинги. Капетинги. Расселение франков, занятия, общественное устройство, организация управления государством, «Салическая Правда». Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Изменения в положении церкви вIV вв. Никейский собор. Ереси. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Монашество. Церковный приход. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Феодальная лестница, сеньоры и вассалы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Прародина и расселение славян. Три ветви славян. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. | Персоналии Аттила; Хлодвиг Меровинг; Карл Мартел; Карл Великий (768-814 гг.), Гуго Капет; Оттон I, Артур; Альфред Великий (871-899 гг.); Симеон (893 -927 гг.); Василий II Болгоробоец; Кирилл и Мефодий; Мешко I (960-992 гг.); Болеслав Храбрый (992-1025) Хронология 500 г. – образование Франкского королевства; 732 г. – битва при Пуатье; 800 г. – провозглашение Карла Великого императором; 843 г. – Верденский раздел, образование Франции, Италии, Германии; начало феодальной раздробленности в Западной Европе; 962 г. – провозглашение ОттонаI императором, образование Священной Римской империи; 863 г.- направление братьев Кирилла и Мефодия в Великоморавскую державу; 906 г. – победа венгров над Германией, распад Великоморавской державы. | Хронологические знания и умения; Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция): - излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты; - описывать историю становления и развития государств, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности - представлять формы политической власти в РФГ Западной и Центральной Европы; -социальную структуру, знать характерные черты различных групп населения, описывать образ их жизни и быт; - характеризовать религиозные верования, место и влияние христианства на жизнь людей; - характеризовать политических и государственных деятелей, Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками; Анализ, сравнение, оценки. | Вводная беседа; работа с «лентой времени»; Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями; Индивидуальная работа по карточкам; Парная и групповая работа. Индивидуальная работа с контрольными тестами | Учебно-методические средства | Литература, источники | Система познавательных заданий | Творческие, опережающие задания | Контроль | Карты, схемы | Иллюстрации | ТСО | 1. Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи; 2. Великое переселение народов; 3. Франкское государство в V – начале IX в. | «Штурм города» | | «Древние германцы» (с.128-129)*; «Правление Хлодвига» (с.9-12); «Генеалогия Хлодвига»*(с. 133 - 134); «Крещение Хлодвига»* (с. 137) «Низложение Меровингов» (17-19); «Бенефициальная реформа Карла Мартела»*(363-365); «Карл Великий»* (с. 142-143, 368-370); «Салическая Правда»; «О церковном землевладении»*(с.341); «Славяне»* (с. 171) | Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь: Задания к параграфам 1-4; 8; Вопросы и задания к параграфам учебника; Раздаточный материал: №№ 1-2; 10-12; | Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья» «Костюмы эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)» | Тесты* № 1-6, Тест** «Западная и Центральная Европа вVI – XI вв.»; Тесты *** №№ 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.10. | | | | | | | | | | |
* тексты по Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г.
Технологическая карта № 2 Раздел I. Раннее средневековье 12 часов Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв. 2 часа №, тема урока | Основные знания, идеи, закономерности | Основные персоналии и даты | Требования к подготовке учащихся | Методы и формы обучения | 8.Византия при Юстиниане. 9. Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат | Особенности развития Восточной римской империи по сравнению с Западной. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство.Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия.Племенное устройство и верования. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Обязанности мусульман. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Возникновение Халифата. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. | Персоналии Юстиниан (527-565 гг.); Василий IIБолгаробоец; Мухаммед; Харун ар(аль) -Рашид (768-809 гг.); Хронология 395 г. – отделение Восточной Римской империи от Западной; 630 г. – соглашение арабской знати с Мухаммедом, принятие ислама, образование арабского государства; 750 г. – переход власти от Омейядов к династии Аббасидов; 1055 г. – распад Халифата; возникновение турецкого сулатаната. | Хронологические знания и умения: Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция): - излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты; - описывать историю становления и развития государств, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности - представлять формы политической власти в Византии и Арабском халифате; -социальную структуру, знать характерные черты различных групп населения, описывать образ их жизни и быт; - характеризовать религиозные верования, место и влияние христианства и ислама на жизнь людей; - характеризовать политических и государственных деятелей, Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками; Анализ, сравнение, оценки. | Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями; Индивидуальная работа по карточкам; Парная и групповая работа. Индивидуальная работа с контрольными тестами | Учебно-методические средства | Литература, источники | Система познавательных заданий | Творческие, опережающие задания | Контроль | Карты, схемы | Иллюстрации | ТСО | 1. Византийская империя и славяне в VI –XI вв. 2. Арабы в VII –XI вв. | «Прием иностранных послов императором Византии» | | «Правление Юстиниана»* (с. 27-29); «Прокопий Кесарийский «Война с готами»* (с.168-189); «Псевдо-Маврикий «Стратегикон»* (с. 169); «Мухаммед»* (с. 37-39); (с. 190); «из Корана»*(с.358); «династия Омейядов»* (с. 42-43); «Мекка»* (с. 187); «Налоги и войско в Арабском государстве»* (с. 192-194) | Е.А. Крючкова, Рабочая тетрадь: Задания к параграфам 6,9; Вопросы и задания к параграфам учебника; Раздаточный материал: №№ 13-15, 17; | Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья» «Костюмы эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)» | Тесты* № 10,12. Тесты **«Византийская империя в VI – XI вв.», «Арабы в VI – XI вв.» Тесты** № 1.11, 1.13. | | | | | | | | | |
Технологическая карта № 3 Раздел I. Раннее средневековье 12 часов Тема 3. Культура Раннего Средневековья 2 часа. Обобщающий урок по разделу I « Раннее Средневековье» 1 час. №, тема урока | Основные знания, идеи, закономерности | Основные персоналии и даты | Требования к подготовке учащихся | Методы и формы обучения | 10. Европейская культура раннего Средневековья. 11. Культура Византии и стран Арабского халифата. 12. Обобщающий урок по разделу I«Раннее Средневековье» | Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Античное наследие. Рукописная книга. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Жития святых, хроники, эпические поэмы. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Система образования. «Каролингское Возрождение». Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Античное наследие Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Притвор, неф, алтарь, апсиды. Крестово-купольная постройка. Собор Св. Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Канон. Паруса. Византийская иконопись, мозаика. Особенности средневековой культуры народов Востока. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, архитектуры, литературы и искусства. Мечеть. Альгамбра. Историческая роль раннесредневековой культуры. | Персоналии Карл Великий, Юстиниан, Лев Математик (IX в.); Аль-Бируни (973 – 1048 гг.); Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037 гг.); Фирдоуси; Хронология VIII – IX вв. – Каролингское Возрождение; VI в. – строительство храма св. Софии в Константинополе; | Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция): - излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты; - характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние религии на жизнь людей; - характеризовать основные достижения культуры народов эпохи Раннего Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов; Работа с учебником, иллюстрациями и другими источниками; Анализ, сравнение, оценки. | Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями; Индивидуальная работа по карточкам; Парная и групповая работа. Индивидуальная работа с контрольными тестами | Учебно-методические средства | Литература, источники | Система познавательных заданий | Творческие, опережающие задания | Контроль | Карты, схемы | Иллюстрации | ТСО | Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.); | «В средневековом университете»; «В Альгамбре» | | «О восстановлении храмов Карлом Великим»* (с.23-24); «Храм Св. Софии»* (с. 31-32); (с. 180-181); «Ремесла и искусства в Византии»* (с. 182-184); «Памятники городов»* (с. 201-202) | Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь: Задания к параграфам 5,7,10; Вопросы и задания к параграфам учебника; Раздаточный материал: №№ 16, 18, 19, 39-42; | Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья» «Костюмы эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)» | Тест* № 9. 11, 13. Тесты** «Культура раннего средневековья»; «Повторение разделы I». Тесты** № 1.9, 1.12, 1.14. | | | | | | | | | | |
Технологическая карта № 4 Раздел II. Расцвет Средневековья 16 часов Тема 4. Средневековое европейское общество. 3 часа №, тема урока | Основные знания, идеи, закономерности | Основные персоналии и даты | Требования к подготовке учащихся | Методы и формы обучения | 13. Крестьяне и феодалы 14-15. Средневековый город в Западной и Централь ной Европе | Складывание нового устройства общества. Сословия. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Феодальное землевладение. Майорат, бенефиций и феод. Установление феодальных отношений. Феодализм. Феодальная иерархия. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Война и «божий мир», рыцарская культура и кодекс рыцарской чести. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Крестьянская община, ее функции и значение. Средневековый город. Упадок городской жизни в раннее средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли, гильдии. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. | Хронология Конец IX – XI вв.- возрождение городов в Европе; XII – XIII вв. – борьба городов с сеньорами; XIV в. – создание Ганзейского союза. | Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция): - проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества; -представлять формы политической власти в средневековых государствах; -социальную структуру, характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; - характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия на жизнь людей; Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками; Анализ, сравнение, оценки. | Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями; Индивидуальная работа по карточкам; Парная и групповая работа. Индивидуальная работа с контрольными тестами | Учебно-методические средства | Литература, источники | Система познавательных заданий | Творческие, опережающие задания | Контроль | Карты, схемы | Иллюстрации | ТСО | Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.); | «В хижине средневекового крестьянина»; «В мастерской средневекового оружейника»; «Сдача оброка феодалу»; «Право охоты феодала»; «Средневековая ярмарка»; «Средневековый город» | Феодальное поместье в IX - Xвв. Жизнь и быт крестьян; В средневековом городе; | «О свободных и несвободных»* (с. 46-48); «Истоки средневекового рыцарства* (с. 51-54); «Закон об Ордалии»* (с. 151); «Саксонское зерцало»* (с. 152); «Сирвенты Б.де Борна»* (с. 152-153); «Рыцарский турнир. Замок рыцаря. Внутри замка»* (с. 154 - 157); «Э. ле Гоз «Поэма о версонских вилланах »* (с.159-160); «Жизнь в средневековой деревне»* (с. 161); «Одежда»* (с.166); «Средневековый город»* (с. 205206); «Призыв к забастовке подмастерьев Страсбурга»* (с. 209-210); «О ремесленниках, купцах и др. горожанах»*(с. 337-339). | Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь: Задания к параграфам 11 – 14; Вопросы и задания к параграфам учебника; Раздаточный материал: №№ 3 -9; 20 – 24; | Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья» «Костюмы эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)» | Тесты* № 7, 8, 14-16. Тесты** «Миропорядок средневекового общества Западной Европы»; «Средневековый город и его обитатели в Западной и Центральной Европе» Тесты** № 1.7, 1.8, 2.1. | | | | | | | | | |
Технологическая карта № 5 Раздел II. Расцвет Средневековья 16 часов Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв. 10 часа №, тема урока | Основные знания, идеи, закономерности | Основные персоналии и даты | Требования к подготовке учащихся | Методы и формы обучения | 16. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы. | Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви и их источники. Причины и начало крестовых походов, их участники. Первый Крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец Крестовых походов, их последствия и значение. Папство в зените могущества. Ереси, причины их широкого распространения. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении церкви. Фома Аквинский. | Персоналии Григорий VII (1073-1085 гг.); Иннокентий III (1198-1216 гг.); Франциск Ассизский; Доменик Гусман; Урбан II; Салах-ад-Дин; Фридрих I Барбаросса; Филипп II Август; Ричард I Львиное сердце; Хронология 1054 г. – раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную, ортодоксальную); 1077 г. Поход Генриха IV в Каноссу; 1096 – 1099 гг. – первый Крестовый поход; 1187 г. – падение Иерусалима; 1202-1204 гг. – 4-й Крестовый поход; 1204 г. – штурм Константинополя; 1212 г. – детский Крестовый поход; 1291 г. – падение Акры, конец 8-го Крестового похода. | Хронологические знания и умения: Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция): - излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты крестовых походов; - описывать историю становления и развития католицизма в Европе, возникновения ересей; - характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей; - характеризовать политических и государственных деятелей, Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками; Анализ, сравнение, оценки. | Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями; Индивидуальная работа по карточкам; Парная и групповая работа/ Индивидуальная работа с контрольными тестами | Учебно-методические средства | Литература, источники | Система познавательных заданий | Творческие, опережающие задания | Контроль | Карты, схемы | Иллюстрации | ТСО | Западная Европа вXI – начале XIII в. Крестовые походы. | | | «Григорий VII и Германия»* (с. 62-64); «Альбигойские войны»*(с. 71-73); «Постановление Лондонского церковного собора от 1175 г.; Индульгенция; П. Абеляр об индульгенциях; Постановление Латеранского церковного собора от 1215 г.; Диктат папы»* (с. 218-219, 340); «О еретиках»* (с. 223-224); «Инквизиция и ереси»* (с. 225-226); «О сочувствующих еретикам»* (с. 227-228); «О крестовых походах»* (с. 229231); «Взятие Константинополя»* (с. 234); «Причины упадка и последствия крестоносного движения»* (с. 235-236) | Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь: Задания к параграфам 15 – 16; Вопросы и задания к параграфам учебника; Раздаточный материал:№ 25; | Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья» «Костюмы эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)» | Тест* № 3, 17-20. Тесты**«Католическая церковь. Крестовые походы» Тест** № 2.2 | | | | | | | | | |
Технологическая карта № 6 Раздел II. Расцвет Средневековья 16 часов №, тема урока | Основные знания, идеи, закономерности | Основные персоналии и даты | Требования к уровню подготовки учащихся | Методы и формы обучения | 17. Объединение Франции и Англии 18. Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания 19. Усиление королевской власти во Франции и Англии. | Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Начало объединения Франции. Генеральные штаты во Франции. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение». Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Судебная и военная реформы ГенрихаII. Великая хартия вольностей. Парламент. Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги.Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Война Алой и Белой розы. Реконкиста. Образование королевств на Пиренейском полуострове. | Персоналии Филипп II Август (1180-1223 гг.), Людовик XI, Филипп IV Красивый (1285-1314 гг.); Бонифаций VIII; Вильгельм Завоеватель; Генрих IIПлантагенет (1154-1189 гг.), Робин Гуд; Ричард Львиное сердце, Иоанн Безземельный (1199-1216 гг.), Генрих III, Симон де Монфор; Эдуард Черный принц, Жанна д’Арк , Бертран Дюгеклен; Ричард II; Карл VII(1422-1461 гг.); Ги льом Каль; Джон Болл; Уот Тайлер; Людовик XI(1461-1483 гг.); Карл Смелый, герцог Бургундский; Граф Уорвик «делатель королей», Эдуард IV, Ричард III; Генрих VIIТюдор (1485-1509гг.); Хронология 1302 г. - битва при Куртре;-создание Генеральных штатов во Форанции; 1309-1378 гг. – «авиньонское пленение» пап; 1066 г. – норманнское завоевание Англии, битва при Гастингсе; 1215 г. – Великая хартия вольностей; 1265 г. – созыв Парламента в Англии; 1337-1453 гг.- Столетняя война ; 13346 г. – битва при Креси; 1356 г. – битва при Пуатье; 1358 г. – Жакерия; 1381 г. – восстание Уота Тайлера; 1453 г. – падение г. Бордо, конец Столетней войны. | Хронологические знания и умения: Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция): - излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты; - описывать историю становления и развития централизованных государств в Европе; - представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма; -социальную структуру, знать характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; - характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей; - характеризовать политических и государственных деятелей. Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками; Анализ, сравнение, оценки. | Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями; Индивидуальная работа по карточкам; Парная и групповая работа. Индивидуальная работа с контрольными тестами | Учебно-методические средства | Литература, источники | Система познавательных заданий | Творческие, опережающие задания | Контроль | Карты, схемы | Иллюстрации | ТСО | Европа в XIV – XV вв.; Англия и Франция в XI– начале XIV в.; Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.; Англия и Франция во второй половине XV в.; | «Штурм города» «Втупление Жанны д”Арк в Орлеан »; «Сожжение Жанны д”Арк на костре»; «Восстание Уота Тайлера (1381 г.)»; «Жакерия». | | «О жизни короля Людовика Толстого»* (с. 238-239); «Филипп IV крас ивый»* (с. 240-241); «Книга Страшного суда»* (с. 245); «Великая хартия вольностей»* (с. 247-248); «О 100-летней войне»* (с. 251-253, 254); «О Ж. д’Арк»* (с. 261-264); «Жакерия»* (с.88-91; 253); «Об У. Тайлере»* (с. 258-259); «Людовик XI»* (с. 96-98, 268-269). | Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь: Задания к параграфам 17 – 20; Вопросы и задания к параграфам учебника; Раздаточный материал: №№ 26-36; | Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья» «Костюмы эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)» | Тесты* № 21-29. Тесты** «Образование централизованных государств в Западной Европе», «Феодальная раздробленность в Центральной Европе», «Гуситское движение в Чехии». Тесты** № 2.3, 2.4, 2.5 | | | | | | | | | | |
Технологическая карта № 7 Раздел II. Расцвет Средневековья 16 часов №, тема урока | Основные знания, идеи, закономерности | Основные персоналии и даты | Требования к уровню подготовки учащихся | Методы и формы обучения | 20-21. Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста Гуситское движение в Чехии | Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Кризис католической церкви.Папы и императоры. Политика Фридриха I и Фридриха II в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Ослабление императорской власти во второй половине XIII – XIV вв. Гвельфы и гибеллины; чомпи;тирания Медичи; Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических, религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситское движение в Чехии. Табориты и умеренные. | Персоналии Изабелла Кастильская и Ферднанд Арагонский; Томас Торквемада; Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен, Генрих Лев из рода Вельфов; Альбрехт Медведь; Карл I Люксембург –Карл V, император Св. Римской империи (1346-1378 гг.); Лоренцо Великолепный (1468-1492 гг.); семейство Борджиа; Ян Гус (1371-1415 гг.);. Ян Жижка; Хронология 1455-1485 гг. – война Алой и Белой розы в Англии; 1212 г. – победа христиан у Лас Навас де Толоса; 1479 - объединение Кастилии и Арагона в Испанию; 1493 г. – взятие Гранады; 1356 г. – «Золотая булла»; 1291 – 1315 гг. – создание Швейцарского союза; 1378 г. Восстание чомпи во Флоренции; 1419 г. – восстание в Праге; 1434 г. – поражение таборитов у г. Липаны; 1419-1434 гг. – гуситские войны; 1410 г. – Грюнвальдская битва. | Хронологические знания и умения: Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция): - излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты; - описывать историю становления и развития централизованных государств в Европе; - представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма; -социальную структуру, знать характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; - характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей; - характеризовать политических и государственных деятелей. Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками; Анализ, сравнение, оценки. | Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями; Индивидуальная работа по карточкам; Парная и групповая работа. Индивидуальная работа с контрольными тестами | Учебно-методические средства | Литература, источники | Система познавательных заданий | Творческие, опережающие задания | Контроль | Карты, схемы | Иллюстрации | ТСО | Европа в XIV – XV вв.; Чехия в XIII – XV вв.; | «Ян Гус на Констанцском соборе»; «Штурм города» | | «Итальянские города-государства»* (с. 277-278); «О Яне Гусе»* (с. 282-283); «О Яне Жижке»* (с. 287); | Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь: Задания к параграфам 22 – 26; Вопросы и задания к параграфам учебника; Раздаточный материал:№№ 35-38 | Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья»; «Костюмы эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения«Средневековье в лицах (полководцы, правители, мыслители, герои, деятели культуры)» | Тесты* № 21-29. Тесты** «Образование централизованных государств в Зап. Европе», «Феодальная раздроблен ность в Центр.Европе», «Гус.движение в Чехии». Тесты** № 2.3, 2.4, 2.5 | | | | | | | | | | | |
Технологическая карта № 7 Раздел II. Расцвет Средневековья 16 часов №, тема урока | Основные знания, идеи, закономерности | Основные персоналии и даты | Требования к уровню подготовки учащихся | Методы и формы обучения | 22-23. Культура Западной Европы в XI – XV вв. 24. Обобщающий урок по разделу II «Расцвет Средневековья» | Изменения в культуре Западной Европы вXIV – XV вв. Развитие личностного начала. Технические изобретения. Изобретениекнигопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения (Ренессанса) в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения Италии. Влияние поздневизантийской культуры. Архитектура: готика, «пылающая (пламенеющая) готика». | Персоналии Иоганн Гуттенберг; Марко Поло; Петр Абеляр; Фома Аквинский; Роджер Бэкон; Бертран де Борн; Вернер Садовник; Уильям Ленгленд; Данте Алигьере; Франческо Петрарка; Джованни Боккаччо; Сандро Ботичелли Хронология 1450 г. – первая печатная книга. | Хронологические знания и умения; Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция): - излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты; - описывать историю становления и развития культуры эпохи Возрождения в Европе; - характеризовать основные достижения культуры народов эпохи Раннего Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов; - характеризовать религиозные верования, место католической церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей; Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками; Анализ, сравнение, оценки. | Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями; Индивидуальная работа по карточкам; Парная и групповая работа. Индивидуальная работа с контрольными тестами | Учебно-методические средства | Литература, источники | Система познавательных заданий | Творческие, опережающие задания | Контроль | Карты, схемы | Иллюстрации | ТСО | | «Сожжение Джордано Бруно» | 1. Имперская арх-тура: Альгамбра, Испания; Нойшвангитайн, Германия. 2. Чудеса света: Собор св. Петра, Ватикан; 3.Государственный Эрмитаж:; Рембрандт; искусство Ит. Возрож-дения; искусство Нидерландов, Фландрии, Голландии. | «Компас, порох, огнестрельное оружие»*(с.297-298); «М.Поло о России»*(с. 300); «Астрология»*(с.301-302); «Средневековые школы»*(с. 303); «жанр Альба»*(с.306); «Ф. Петрарка»*(с. 307); | Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь: Задания к параграфам 27 – 30; Вопросы и задания к параграфам учебника; Раздаточный материал: №№ 39-42; 45-50; | Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья» «Костюмы эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения «Средневековье в лицах (полководцы, правители, вожди мыслители, герои, деятели культуры)» | Тесты* № 30-34. Тест** «Культура средневековой Европы в XI – XV вв.» Тест** № 2.7 | | | | | | | | | |
Технологическая карта № 8 Раздел II. Расцвет Средневековья 16 часов Тема 8. Восток, Африка и Америка в средние века. 2 часа №, тема урока | Основные знания, идеи, закономерности | Основные персоналии и даты | Требования к уровню подготовки учащихся | Методы и формы обучения | 25. Османская империя.. Китай в средние века.. Индия в средние века 26. Народы Америки и Африки в средние века | Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.Китай: распад и восстановление единой державы. Великий шелковый путь. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Культура: фарфор; книгопечатание, бумага, компас, порох и др. Индийские княжества. Индийская община. Варны и касты. Религии Индии. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Цифры; архитектура, философия. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Народы Африки в средние века. | Персоналии Осман; Милош Обилич; Баязид I Молния (1389-1402 гг.); Мехмед II Фатих (1451-1481 гг.)- завоеватель; Сулейман IЗаконодатель/Великолепный (1520-1566 гг.). Хуан Чао; Чингисхан (Тэмуджин); Ли Бо; Ду Фу; Тимур Тамерлан; Бабур; Арьябхат; Али Бер (Великий, 1464-1492 гг.). Хронология 1389 г. – битва на Косовом поле; 1453 г. – падение Византии; переименование Константинополя в Стамбул; 1526 г.- битва под Мохачем, захват Венгрии; Австрии, образование Османской империи; 1571 г.- поражение турецкого флота при Лепанто, освобождение Кипра.874 – 884 гг. – крестьянская война в Китае; 960 г.- начало правления династии Сун; 1206 г. – избрание Чингисхана на хурале монгольских князей; 1211 г.- поход монголов на Северный Китай; 1279 г. – падение династии Сунн; начало правления Чингисидов; 1368 г. – независимость Китая от монголов; 1398 г. – вторжение в Индию Тимура; 1526 г. – вторжение Бабура; создание империи Великих Моголов. | Хронологические знания и умения; Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция): - излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты; - описывать историю становления и развития государств Азии; жизнь и быт народов Африки и Америки; - представлять формы политической власти в средневековых государствах неевропейского мира; -социальную структуру, характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; - характеризовать религиозные верования, место религии в средневековом обществе; ее влияние на жизнь людей; - характеризовать политических и государственных деятелей, Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками; Анализ, сравнение, оценки. | Работа с историческим текстом, исторической картой, учебником, наглядными пособиями; Индивидуальная работа по карточкам; Парная и групповая работа. Индивидуальная работа с контрольными тестами | Учебно-методические средства | Литература, источники | Система познавательных заданий | Творческие, опережающие задания | Контроль | Карты, схемы | ТСО | 1. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей; 2.Индия и Китай в средние века. 3. Великие географические открытия и колониальные захваты в XV – начале XVII в. | Имперская архитектура: Занаду, Пекин.; Чудеса света: Храм св. Софии, Стамбул, Турция; Боробудур, о-в Ява, Индонезия; Тадж-Махал, Агра, Индия. Великие творения людей: Мачу-Пикчу, Перу, Южная Америка. Гос. Эрмитаж: Дар Надира; Цветы Мейхуа. | «Падение Сербии»*(с. 290); «О янычарах»*(с. 291) «О Китае»*(с. 317-320, 445-446); «О культуре Китая»* (с. 108-111, 322-324); «Описание обычаев, одежды и городов Индии»*(с. 326-327); «2-е послание Э. Кортеса императору Карлу V»*(с. 458-461); «О Мали»* (с. 115-117). | Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь: Задания к параграфам 31 -34; Вопросы и задания к параграфам учебника; Раздаточный материал: №43,44 | Мини-сочинения «Путешествия в прошлое»; «Один день из жизни»; Творческие мини-проекты «Макеты архитектурных памятников Средневековья»; «Макеты орудий труда и оружия Средневековья» «Костюмы эпохи Средневековья» и пр.; Сообщения «Средневековье в лицах | Тесты* № 29,35-37. Тесты ** «Османская империя в XI – XV вв.», «Народы Азии, Америки и Африки в средние века» Тесты** № 2.6, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12. | | | | | | | | | |
Технологическая карта № 9 Раздел II. Расцвет Средневековья 16 часов Повторительно-обобщающие уроки. Итоговое повторение. 2 часа. №, тема урока | Основные знания, идеи, закономерности | Термины, понятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Методы, средства и формы обучения | 27. Обобщающий урок по разделу II «Расцвет средневековья» 28. Итоговый урок по истории средних веков.Обобщающее повторение. | Хронологические рамки и этапы Средневековья; Религии Средневековья; Цивилизации Средневековья; Античное наследие и вклад различных народов в развитие Средневековой Европы; Государство, власть и народ Средневековья; Неевропейское Средневековье; Достижения культуры. | Мировые религии; цивилизации; эволюция феодального государства; натуральное хозяйство; товарное хозяйство; европоцентристский взгляд на историю | Хронологические знания и умения; Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция); Работа с исторической картой , учебником, иллюстрациями и другими источниками; Анализ, сравнение, оценки. | Фронтальная беседа; Работа в прарах; Индивидуальная работа с контрольными тестами | Учебно-методические средства | Литература, источники | Система познавательных Заданий | Контроль | Карты, схемы | Иллюстрации | ТСО | Европа в начале нового времени. | | | | Е.А. Крючкова Рабочая тетрадь: Задания на стр. 106 – 112; Раздаточный материал: №№ 6-9; 34-35; 53;56;60; | Тесты* № 38-40, Тестовые задания ко всему курсу (5 вар.). Тесты** «Повторение раздела II», «Итоговое повторение» Итоговые вопросы и задания** | | | | | | | | | | |
6.Учебно-методические материалы по курсу. I.Учебники, учебные пособия для учащихся: 1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»; 2. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение». II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.: 1. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г. 2. Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г. 3. Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г. 4. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г. 5. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г. III. Учебно-методическая литература: 1. Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г. 2. Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г. (в технологических картах проверочные тесты из данного пособия помечены *) 3. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **); 4. Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.; 5. Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.; 6. Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.; 7. Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.; 8. Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.; 9. Никифоров Д.Н.«Альбом по истории культуры Средних веков», М.,1959 г.; 10. Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2002 г.; 11. Смирнов С.Г. «Задачник по истории Средних веков», М., 1995 г.; 12. «Тематический контроль по истории. Средние века», М, «Интеллект-центр» (в технологических картах данные тесты помечены ***); 13. Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г. IV. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников. 1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.; 2.Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.; 3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.; 4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.; 5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.; 6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.; 7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.; 8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.; 9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2000 г.; 10. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.; 11. «Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.; 12. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.; 13. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.; 14. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г. V. Средства обучения. 1. Настенные исторические карты: 1. Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи; 2. Великое переселение народов; 3. Франкское государство в V – начале IX в.; 4. Византийская империя и славяне в VI – XI вв.; 5. Арабы в VII – XI вв.; 6. Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.); 7. Западная Европа в XI – начале XIII в. Крестовые походы; 8. Англия и Франция в XI – начале XIV в.; 9. Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.; 10. Европа в XIV – XV вв.; 11. Англия и Франция во второй половине XV в.; 12. Чехия в XIII – XV вв.; 13. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей; 14. Индия и Китай в средние века; 15. Географические открытия и колониальные захваты в XV- середине XVII в. 2. Картины, аппликации, альбомы: 1. Аппарович Н.И., Запорожец Н.И. Раздаточный материал по истории средних веков (64 карточки), М., «Просвещение», 1977 г.; 2. Альбом учебных картин "История средних веков"; 3. Аппликации по истории средних веков; 4.История средних веков (картины, картосхемы, опорные схемы) 3. Статичные экранные пособия: № | Название диафильмов или диапозитивов | 1. | Феодальное поместье в IX - X вв. Жизнь и быт крестьян. | 2. | В средневековом городе. | 3. | В средневековой школе. | 4. | В средневековом университете. | 5. | Арабский халифат и его культура. | 6. | Франция в XI - XV вв. | 7. | Англия в XI - XV вв. | 8. | Военная техника в средние века. | 9. | Борьба народов Средней Азии и Закавказья с монгольскими завоевателями. | 10. | Турецкие завоевания XIII - XVI вв. и образование Османской империи. | И. | Чехия в XIV - XV вв. | 12. | Гуситские войны. | 13. | Под предводительством Яна Жижки. | 14. | Англия XIV - XV вв. | 15. | Джек - Соломинка (положение крепостных крестьян в Англии). | 16. | Борьба католической церкви против Реформации. | 17. | Под знаменем Башмака. | 18. | Неограниченная монархия во Франции. | 19. | Культура Западной Европы в XII - XV вв. | 20. | Повторительно-обобщающий материал по истории средних веков XI - XV вв. |
4. Видеофильмы (DVD:) 1. Имперская архитектура: Занаду, Пекин; Альгамбра, Испания; Нойшвангитайн, Германия. 2. Чудеса света: Храм св. Софии, Стамбул, Турция; Боробудур, о-в Ява, Индонезия; Собор св. Петра, Ватикан; Тадж-Махал, Агра, Индия. 3. Великие творения людей: Мачу-Пикчу, Перу, Южная Америка 4. Государственный Эрмитаж: Дар Надира; Цветы Мейхуа; Рембрандт; искусство Итальянского Возрождения; искусство Нидерландов, Фландрии, Голландии. 5. Чингисхан (х/ф). |