Игра - путешествие "Преданья старины глубокой..."
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
В игре участвует две команды: «Славянки» девочки и «Славяне» (мальчики). На столе разложены карточки с названием конкурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В игре участвуют 2 команды | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра - путешествие»
6-7 класс
В игре участвует две команды: «Славянки» девочки и «Славяне» (мальчики). На столе разложены карточки с названием конкурсов.
1-й конкурс «По страницам школьного учебника»
Ведущий зачитывает определения, данные в школьном учебнике, по которым команды должны быстро назвать нужное слово.
- Язычество – религиозные верования, отличающие тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов.
- Вече – народное собрание на Руси.
- Дань – натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.
- Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
- Митрополит – титул главы Русской православной церкви.
- Боярин – старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.
- Вотчина – наследственное земельное держание.
- Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.
- Политика – искусство управлять государством.
- Посадник – назначаемый или выбранный глава местной власти.
- Усобицы – княжеские разводы на Руси.
- Холопы – зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.
- Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.
- Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых.
- Слобода – район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специализации.
- Хоромы – жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединённых сенями и переходами, жилище князей и бояр.
- Рать – войско.
- Уделы – владения младших членов княжеского рода.
- Мужи – знатные люди.
- Стан – лагерь.
- Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.
- Баскак – представитель ордынского хана на Руси.
- Владычество – господство.
- Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.
- Резиденция – местопребывания высокопоставленного лица.
- Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах.
2-й конкурс «Знакомые все лица!»
Командам предлагаются диалоги известных людей Древней Руси, по разговору которых требуется отгадать участников диалога.
- – Челом бьем тебе, князь.
– Что привело вас ко мне, люди единоверные?
– Ты первый князь Древнерусского государства, просим твоей помощи и поддержки. Совсем одолели нас греки с юга, требуют дани все больше и больше.
– Собирайся, дружина моя хоробрая, не бывать такому на земле русской, чтобы кто-то посмел вершить суд над людьми мирными! Отправимся в поход на Царьград.
(Разговор князя Олега с русичами.)
- – Ну что, князь, много ли дани удалось собрать с древлян?
– Да, удача, дружина моя храбрая, сопутствовала нам на сей раз.
– А не повернуть ли нам назад, князь, да собрать с древлян дополнительную дань?
– Согласен. Поеду с малым количеством воинов. А вы отправляйтесь по домам, без вас справимся.
(Разговор князя Игоря с дружиной.)
- – Оставайся, княгиня, у меня во дворце навсегда. Будешь жить, ни в чем не зная нужды.
– Не могу, Ваше императорское высочество. Дома дел много. По сыну душа болит. Оставила его с няньками, укрыла от врагов Руси далеко на Севере.
– Тогда выходи за меня замуж.
– Как же я выйду за тебя замуж, если веры я языческой, а ты христианин.
– Это дело поправимое. Окрещу тебя сам и стану тебе крёстным отцом.
– Не гоже крестному отцу жениться на крестнице – вера христианская не позволит.
– Да. Княгиня, обманула ты самого императора, но не накажу я тебя, а награжу: увезешь дамой товары невиданные, камни самоцветные, злата и серебра, сколько захочешь.
(Разговор императора Византии Константина Багрянородного с княгиней Ольгой.)
- – Чего ты хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха.
– Нет у вас теперь не меду, ни мехов, поэтому прошу у вас не много: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…»
(Разговор княгини Ольги с древлянами.)
3-й конкурс «История в камне»
Команды получают задание назвать шедевры русского каменного зодчества, представленные на иллюстрациях и фотографиях на стендах.
(Золотые ворота Киева.
Собор святой Софии и Киеве
Софийский собор в Новгороде Великом
Софийский собор в Константинополе.)
4-й конкурс «Преданья старины глубокой…»
Команды называют, кто упомянут в литературных отрывках или изображен на предложенных иллюстрациях, связанных с историей Древней Руси.
- «Победой прославлено имя твое, Твой щит на вратах Цареграда». О ком речь?
(О князе Олеге.)
- «Покорный Перуну старик одному, заветов грядущего вестник». Кто такой Перун?
(Бог грома и молнии в языческой вере.)
- «Тяжела ты, шапка Мономаха». Объясните смысл этого выражения и скажите, что означает в переводе с греческого языка слово «мономах»? (Единоборец.)
- «Иду на Вы». Кому из известных русских князей принадлежат эти слова и что они означают?
(Святославу, который не нападал на врагов, не готовых к бою, а посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на Вы»)
- «Бог знает Троицу». Объясните, как икона Андрея Рублева связана с событиями в истории древней Руси и с каким известным князем?
(Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву иконой «Троица».)
- Кто из русских князей построил храм Покрова на Нерли?
(Андрей Боголюбский.)
5-й конкурс «Из варяг в греки»
Команды получают карточки с названиями пунктов, через которые шли торговые пути «из варяг в греки»: Днепр, Ловать, Ильмень, Волох, Нева, море Варяжское, Царьград, Понт-море. Надо расположить эти карточки соответственно путь «из варяг в греки».
6-й конкурс «Что в имени тебе моем?»
Ведущий зачитывает тексты-подсказки, в которых речь идет о том или ином правителе. Можно использовать только три подсказки. Очки начисляются соответственно: 3 – ответ дан с первой подсказки, 2 – со второй подсказки, 1 – с третьей подсказки, 0 – имя не названо.
Чингисхан
До этого человека в его стране правителя не было. Он начал править в 1206 году.
Войска этого правителя покорили Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье и другие территории.
По тому времени его войско было блестяще организовано. Оно делилось на десятки, сотни, тысячи и туманы.
Святослав
Этот киевский князь правил с 945 по 979 год.
До его возмужания, после гибели отца, в Киеве правила его мать, княгиня Ольга.
Был очень воинственным, смелым, но никогда не нападал на не подготовленного врага.
Князь Олег
- Этот правитель в IX веке впервые объединил Новгород и Киев в одно государство, захватив власть в Киеве.
- Он не был представителем рода Рюриковичей.
- Ему посвящены строки А.С. Пушкина: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда».
Иван Калита
- Этот московский князь правил с 1325 по 1340 годы. Московское княжество при нем начинает собирать вокруг себя русские земли.
- Он добился разрешения хана Золотой Орды собирать дань с русских земель.
- Его прозвище, добавляемое к имени, означает «денежный мешок».
7-й конкурс «Вопросы на засыпку»
Командам предлагается ответить на занимательные вопросы, связанные с историей Древней Руси.
- Кого считают основателем первой правящей династии на Руси? (Князя Рюрика.)
- Назовите имена первого книгопечатника на Руси. (Иван Федоров.)
- Назовите имена первых русских святых. (Борис и Глеб.)
- Кого считают автором «Повести временных лет»? (Летописца Нестора.)
- Как назвали создателей первой русской азбуки? (Кирилл и Мефодий.)
- Название какого города Золотой Орды сохранились в каждой русской деревне? (Сарай.)
- Сыновья князя Владимира – Ярослав Мудрый и Мстислав Храбрый – после междоусобной войны разделили Русь. Какая река стала границей? (Днепр.)
- В Древней Руси вместо денег использовали серебряные бруски – гривны. Если вещь стоила меньше гривны, то от бруска отрубали половину. Как называлась отрубленная часть серебренного бруска? (Рубль.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....
Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"
Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока: Былины. Б...
Преданья старины глубокой
Внеклассное мероприятие по истории древних славян...
Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"
Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций....
Предания старины глубокой
Данное внеклассное мероприятие охватывает большой материал при изучении темы "Финно-угорские народы". Обучающиеся в ходе изучения курса "История и культура народов Марий Эл" воспринимают народный фоль...
Открытый урок по технологии "Преданья старины глубокой"
Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи. Сегодня на уроке мы поговорим о них. Может быть, вам кое-что запомнится, а потом вы расскажите своим детям, споете колыбельную, загадаете з...
Презентация к уроку музыки в 3 классе "Напевы старины глубокой"
Работа посвящена изучению жанра былины, презентация составлена с применением технологии проблемного обучения....