Проектирование урока истории в режиме игровой технологии
план-конспект по истории на тему
Приводится тенологическая карта урока истории в режиме игровой технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rab_tehnologich_karta.docx | 383.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование урока истории в режиме игровой технологии»
Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию. Подростковый возраст практические педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Попытаемся представить пути решения выше обозначенной проблемы, исходя из собственного педагогического опыта. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только “от случая к случаю” провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход.[1] Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения. Данный подход широко представлен в журнале «Преподавание истории в школе».[2]
В основе педагогической деятельности лежат рекомендации психолога Зимней И.А.,[3] которая предлагает учитывать следующие факторы повышения познавательного интереса: активные методы обучения (необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении самостоятельность и инициативность) и эмоциональная окраска.
Решению любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа. Проблемами возрастной и педагогической психологии занимался выдающийся ученый I половины XX века Выготский Л.С.[4] Он взял за основу ведущую деятельность. На каждом этапе жизни человека существует некоторая главная деятельность, определяющая возникновение и становление основных психологических новообразований данного этапа.
Согласно данной теории в подростковом возрасте (10/12 – 15 лет) ведущая деятельность – “общественно-полезная”, интимно-личностное общение со сверстниками. Человек начинает ориентироваться в поведении не на взрослых (родителей, учителей), а на таких, как он (друзей, одноклассников). В данный период формируется “личность”. Главным для подростков является самоидентификация, самовыражение, самореализация, успешная социализация. [5]
Как же организовать деятельность подростков так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду? Поиски ответов на поставленные вопросы и легли в основу педагогической деятельности, направленной на повышение познавательного интереса учащихся. В среднем школьном возрасте задачи обучения учащихся помогает успешно решать конкурсная методика, игровая деятельность.
Отличительным признаком игровой технологии можно считать высокую степень коммуникативности. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой:
- гедонистическая - удовольствие от самого процесса игры (в цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость);
- функциональная (связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей);
- творческая - отражает творческие задачи игры (разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.)
Очень важным отличительным признаком являются правила игры:
- обязательные атрибуты игры: наглядное и музыкальное оформление, карты, костюмы соответствующей эпохи, оружие, орудия труда, предметы быта: это позволит детям «погрузиться» в атмосферу изучаемого исторического периода;
- предварительная подготовка (круг вопросов и форма проведения; распределение ролей и заданий: это стимулирует познавательную деятельность);
- компетентное жюри;
- обязательная констатация результата игры;
- игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения
Игровая технология позволяет:
- создать творческую раскованность;
- проявить себя учащимся с различными индивидуальными возможностями;
- формировать познавательные интересы;
- вырабатывать положительные эмоции.
Игровая технология предполагает, что в процессе игры:
- осваиваются правила поведения и роли;
- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся;
- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — реквизитом, костюмами, произведениями искусства предметами быта музыкой и т.д.
- Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более общей технологии;
- в качестве урока или его части (введение, контроль);
- как технология внеклассной работы.
Игра способствует развитию коммуникативных умений:
- способности сопереживать другим людям и проявлять солидарность, понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт;
- терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
- способности работать в команде;
- стремлению к успеху, победе
Преимущества игровой технологии:
- создание равных возможностей и ситуации успешности для всех учащихся (возможность выбора видов и способов деятельности);
- формирование социальной ответственности, навыков коллективной работы, обусловленность принципов и поступков;
- открытость для взаимодействия с другими педагогическими технологиями и подходами, ориентированными на личность ученика;
- предоставление учащимся различных средств для самореализации и самообразования;
- междисциплинарность;
- сочетание в процессе обучения развития интеллектуальных навыков и навыков практической деятельности.
Классификация игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
По характеру методики игры подразделяются на:
- предметные;
- ролевые;
- имитационные.
Принято выделять следующие виды учебных игр:
- игры-упражнения;
- игры-путешествия;
- игры-соревнования.
К недостаткам данной технологии следует отнести трудоемкость и большие временные затраты.
Эффективность использования игры в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности её применения:
- в том или ином классе – успех проведения игры во многом зависит от личностных качеств обучаемых (уровень сплочённости коллектива, наличие лидеров, творческие способности учащихся и учителя);
- учитель должен адекватно оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа игр;
- важно учитывать, с какой целью организована игра, и на каком этапе урока она будет использована; игра может использоваться для актуализации, обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
- успешная реализация поставленных целей зависит от установления доверительных отношений с обучающимися, умения учителя и учащихся организовать деловое общение.
- важно разработать четкое, понятное детям, определение заданий и объема изучаемого материала, информировать об источниках информации, которой они могут воспользоваться при самоподготовке к игре.
В настоящей работе представлена такая форма организации обучения и воспитания как историческая реконструкция.
При подготовке к интеллектуально-познавательной игре учащиеся самостоятельно ищут информацию об особенностях эпохи, костюмах, образе жизни общества. Происходит деление на группы по интересам. Конечно, очень важно, чтобы учитель заинтересовал ребят, провел четкий инструктаж, помог в процессе подготовки. И главный результат такой работы не заставит себя долго ждать – это удовлетворение и радость в глазах детей, а также вопрос: “А когда еще у нас будет такая игра?”
Цель представляемой технологии:
активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории; «погрузиться» в эпоху изучаемого общества; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов и др.).
Задачи:
добиваться следующих личностных результатов:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации,
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах ;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты включают:
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны овладеть основными знаниями понятий изучаемой темы. Приобрести умения: изготовление костюмов, реквизита, оружия, предметов быта, кулинарных изделий и т.п.
Историческая реконструкция - довольно молодой вид творческой деятельности.
Разделяют два вида исторической реконструкции:
- Историческая реконструкция как воссоздание культуры и духовной жизни наших предков, их быта и обычаев.
- Историческая реконструкция как движение, с помощью которого воссоздаются те или иные исторические события для более глубокого изучения исследуемого вопроса, использующее элементы ролевой игры.
Также историческую реконструкцию делят на живую историю и турниры (бугурты).
Живая история — это точное воссоздание повседневного быта людей определенной эпохи и конкретного региона какой-либо страны. В такой игре важно абсолютно все, начиная от покроя, материалов и внешнего вида одежды, заканчивая аутентичными рецептами народной кухни восстанавливаемых времен.
Участвуя в реконструкции, реконы изучают историю, учатся полезным жизненным навыкам, воспитывают в себе способы коммуникации, приобретают навыки шитья, приготовления пищи. Но прежде всего - это команда, что весьма актуально для подростков. Каждый участник игры находит себе дело, опираясь на свои таланты и увлечения. Всё зависит от того, какого рода персонаж выбран для обыгрывания: занимаются воссозданием предметов разнообразной утвари, изготовлением костюмов, оружия, реквизита.
Приступая к подготовке исторической реконструкции, необходимо, прежде всего, придумать легенду всей игры и легенду для каждого персонажа. Легенда должна содержать полную информацию о персонаже: времени и месте рождения, условиях жизни, о социальном статусе его самого и семьи, о принадлежности к какой-либо этнической группе, роде деятельности. От всего этого зависит покрой костюма, его состав и украшения. Участникам игры необходимо собрать всю доступную информацию по костюмам, их покрою, отделке и фурнитуре эпохи. Отдельные детали и элементы одежды должны соответствовать общей стилистике костюма. Важен даже выбор ткани. Например, простолюдин не может носить одежду из шелка.
На этом этапе необходима активная помощь родителей, что также актуально в плане семейного воспитания учащихся, поэтому подготовительный период начинается с родительского собрания, на котором родители знакомятся с содержанием, целями и задачами мероприятия. Создаётся инициативная группа родителей, которые занимаются организационными вопросами, остальные родители помогают детям в изготовлении костюмов и реквизита.
«Погружение» в эпоху средневековья учащимися 6-го класса предусматривает цикл внеклассных мероприятий и уроков: в начале учебного года – это внеклассное мероприятие «Средневековое общество», которое проводится вне школы - в детском лагере. Учащиеся разбиваются на группы по желанию. Каждый подбирает себе средневековое европейское имя. Участники игры распределяют роли, изготавливают поделки для продажи на ярмарке (луки, стрелы, мечи, украшения), шьют костюмы, мастерят поясные кошельки, и.т. (Приложение 1). По результатам подготовительного этапа участники получают, в зависимости от степени участия, деньги, которые становятся их первоначальным капиталом.
Игра проводится в форме телевизионной игры «Фактор страха». Легенда игры: узники бегут из тюрьмы и преодолевают препятствия на разных этапах:
1.побег (собрать ключи и проползти по подземному ходу);
2. поляна бродяг (дегустация каши);
3. «вольные стрелки» (соревнование в стрельбе из лука и арбалета);
4. «средневековое многоборье» (найти клад, прочитать зашифрованный текст и выполнить сформулированное в нём задание)
5. ярмарка (продажа и покупка поделок)
6. подвижные средневековые игры.
В игровой форме учащиеся получают представление о различных слоях средневекового общества, их особенностях и образе жизни. Учащиеся принимают участие в конкурсе костюмов, продают свои поделки на ярмарке, соревнуются в стрельбе из лука и арбалета, дегустируют средневековые блюда, выступают в качестве уличных музыкантов и танцоров. В ходе игры отрабатываются и понятия товарно-денежных отношений, зарождающихся в средневековой Европе. На заработанные деньги (стилизованные деньги дети зарабатывали в ходе подготовки к игре, продавая свои поделки на ярмарке и выигрывая отдельные этапы соревнования) учащиеся покупают шуточные индульгенции. Победителями в игре стали учащиеся, заработавшие наибольшее количество денег.
С целью более глубокого изучения особенностей положения наиболее влиятельных социальных групп средневекового общества проводятся внеурочное мероприятие «Рыцарский турнир» и урок – игра «Город мастеров»
Рассмотрим применение игровой технологии
на примере урока – игры «Город мастеров»
Педагогические условия формирования социально-личностных компетенций школьников посредством игровой технологии
Технологическая карта урока
Учебный предмет: история
Класс: 6
Автор УМК: Е. В. Агибалова, Г.М.Донской история средних веков 6 класс. Москва «Просвещение» 2013 г.
Тема урока: «Город мастеров» Ремесло в средневековом городе.
Цель урока: активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории; «погрузиться» в эпоху средневековья; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов и др.).
Деятельностная цель: формирование у обучающихся знаний и новых способов действий по теме «Средневековый город»
Образовательная цель: закрепление и расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: средневековое ремесло, ремесленный цех, мастер, подмастерье, ученик, устав цеха, шедевр, городской совет.
Воспитательная цель: воспитание культуры общения обучающихся через сотрудничество в команде, формирование познавательного интереса и самостоятельности, формирование потребности к труду и творчеству.
Познавательные результаты:
личностные результаты:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах ;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Тип урока: ролевая игра.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Дидактическое обеспечение: компьютер, слайд - презентация, оценочные листы, бланки ответов для каждой группы, стилизованные деньги как оценка участия.
Этапы | Педагоги-ческие задачи | Средства обучения | Организаци-онные формы и методы | Деятель-ность учителя | Деятель-ность учащихся | Результаты, оформле-ние результа-тов |
Подготовитель-ный | Сформи-ровать учебные группы. Организовать подготовительную работу к уроку по группам. | Учебник, Хрестоматия с текстом «Статута парижских ткачей», интернет. | Групповая работа. | Дать задание группам: изготовить: герб ремеслен-ного цеха; устав цеха; «шедевр»; Заполнить оценочный лист участия в подготовке урока.
| Делятся на группы – ремеслен-ные цехи. Выбирают старшину цеха. Ищут и собирают информа-цию о геральдике ремеслен-ных цехов, работают над текстом устава цеха иизгото-влением «шедевра» Составляют оценочный лист для каждой группы | Гербы ремеслен-ных цехов; оформлен-ные Уставы цехов; шедевр: цех переплётчи-ков – книга, цех булочников – выпечка, цех портных – платье, цех резчиков по дереву – шкатулка, цех шляпников – шляпа. Оценочный лист участия членов группы с итогами подготовительного периода. |
Инструмен-ты и материалы для костюмов, реквизита и поделок. | Индивиду-альная работа. | Консультировать учащихся; заполнять оценочный лист. | Мастерят костюмы, поделки. реквизит (ходули, фонарь, восковая дощечка и писало); | Костюмы, поделки, реквизит. Оценка участия в оценочном листе. | ||
Создать слайд - презентацию; - составить сценарий творческой части урока; - провести репетиции сценок; - подобрать фонограммы средневеко-вой музыки; | Участникам тетрализо-ванной части выучить текст роли, участвовать в репетициях. | Сценарий творческой части урока. | ||||
Фотообои с видами средневеко-вого города | Оформление кабинета для проведения игры. | Сформиро-вать и проконсуль-тировать жюри – Городской совет во главе с бургомист-ром | Каждая группа оформляет своё «место» (стол, стулья, герб цеха, выставка изделий). | Оформлен-ный кабинет, подготовленное для игры рабочее место каждой группы. | ||
Организацион-ный | Создать атмосфе-ру, соответствующую эпохе. | Фонограм-мы средневеко-вой музыки. | Проверить готовность к уроку. | Надевают костюмы. | ||
Ввод в игру | Активизация деятельности. | Костюмы, картина с изображе-нием средневеко-вого города, музыка. | Театрализо-ванный элемент 1. Сценка (ведущие и девочка у картины) | Трое участников играют сценку. Остальные учащиеся- невербаль-но участвуют. | ||
Ход игры. 1 этап. | Создать условия для самореа-лизации учащихся в процессе игры. | Ходули, фонарь, Восковая дощечка для письма, костюмы, сценарий сценки. Бланки для работы с текстом. | Активизация по ключевым словам. Театрализованный элемент 2. Сценка – путешествие героини по средневековому городу. Стихотвор-ный рассказ о городе двух горожан. Восприятие текста на слух
| Объясняет задание: внимательно выслушать текст и выписать понятия, имеющие отношение к теме. | Каждая группа выписывает слова, связанные с изучаемой темой. | Список понятий по теме «средневековый город». |
Оценить степень выполнения задания активиза-ции по ключе-вым словам. | Список понятий из стихотворного текста. | Задание 1. Конкурс «У кого больше слов?» | Проводит конкурс «У кого больше слов», читает правильный ответ. | Вычёркивают повто-ряющиеся слова. | Победитель – группа, написавшая больше слов (за каждое слово – 1 монета) | |
Бланки для задания 2. | Задание 2. Приведение в соответствие понятия и определения. Подведение итогов выполнения задания 1по ключу Городским советом. | Объясняет способ выполнения задания и критерии оценки. | Приводят в соответст-вие понятия и их определе-ния. | Таблицы с приведёнными в соот-ветствие понятиями и их опреде-лениями. Количество монет за каждый правильный ответ1. Максималь-ное количество монет – 8. | ||
Закрепить знание основных понятий темы. | Задание 3. блиц-викторина «Зачем горожанам ходули, фонарь, восковая дощечка?» | Проводит блиц-викторину | Устно отвечают на вопросы викторины и показы-вают, как испоьзова-лись вещи. | 1 монета за каждый правильный ответ. | ||
Ход игры. 2 этап. | Закрепить тему «В мастер-ской ремеслен-ника» | Реквизит, костюмы, сценарий сценки. | Театрализо-ванный элемент 3. Сценка «В мастерской пекаря» | Участвуют невербаль-но | ||
Прове-рить уровень усвоения раздела темы «в мастер-ской ремеслен-ника» | Бланки для сочинения синквейна | Задание 4. Синквейн | Распределяет группам бланки с темами для сочинения «Синквейна» | Сочиняют синквейн. Городской совет подводит итоги. | За каждый правильный элемент ответа – 1 монета. Максималь-ное количес-тво – 10 монет. | |
Ход игры. 3 этап | Отрабо-тать ключевые понятия подтемы «Ремесленный цех средневекового города» | Сценарий сценки. Реквизит, костюмы. Проекты гербов, уставов и шедевров, представленные группами. | Театрализо-ванный элемент 4. Сценка «Заседание Городского совета» Защита мини-проектов. Представле-ние гербов, уставов цехов, «шедевров» | Задаёт вопросы, комменти-рует ошибки. | Задание 5. Каждый цех защищает свой Герб. Городской совет подводит итоги. Задание 6. Каждый цех защищает проект устава цеха. Задание 7. Каждый цех представля-ет«шедевр» | Лучший герб – 7 монет. Лучший устав – 7 баллов. Лучший шедевр – 7 баллов. |
Вывод из игры | ???? | Оценочные листы. Слайд- презента-ция | Викторина «Угадай объект по картинке» трубочист, позорный столб, Ратуша, флюгер, городские часы, городские ворота, крепостная стена, городская стража. Театрализо-ванный элемент 5. Стихотворе-ние о сред-невековом городе в исполнении главной героини – девочки, путешествующей по средневековому городу. Песня «Средневеко-вый город спит» (Группы «Зимовье зверей) | Проводит викторину | Жюри подводит итоги и заполняет оценочные листы. Индивиду-альное участие в викторине. Участвуют в музы-кальных и танцеваль-ных номерах. Исполняют песню «Средневе-ковый город спит» | Оценочный лист с общими итогами участия команд в конкурсах. 1 монета за правильный ответ. |
Итоги урока | Подвести итоги урока. Оценить учебную деятельность учащихся. | Монеты. Оценочные листы. | Объясняет правила подведения итогов личного участия в игре. | Считают количество заработан-ных монет. | Победители – учащиеся, набравшие наибольшее количество монет. 10 монет – оценка «5» 8-9 монет –«4; 7 -6 –«3» | |
Рефлек-сия | Прове-рить результа-тивность урока. | Анкета для каждого участника игры. | Анкетиро-вание. | Проводит анкетирова-ние | Отвечают на вопросы анкеты. | Результаты анкеты. |
Домаш-нее задание | ??? | План сочинения на доске. | Сочинение «Один день из жизни горожанина в средние века» | Знакомит с планом сочинения. | Оценка по пятибальной системе согласно плану. |
Система заданий:
Задания для подготовительного этапа
Характеристика задания: оценить правильность выбора информации и средств выполнения заданий.
Мотивационная часть: от активного участия каждого члена группы будет зависеть успешность всей команды и её оценки.
Содержание:
Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.
Индивидуальные задания.
- Определи свою роль в игре.
- Придумай средневековое европейское имя.
- найди информацию по выбранной роли с использованием различных источников: костюм, головной убор, аксессуары.
- Смастери себе костюм в соответствии со своей ролью в игре;
- смастери поделку, стилизованную под изделие средневекового ремесленника;
Групповые задания:
- выберите ремесленную специальность, которую будете представлять в ходе игры;
- распределите роли и виды деятельности в группе;
- найдите и систематизируйте информацию о средневековой геральдике;
- придумайте проект вашего цехового герба, объясните смысл его элементов и подготовьте устную защиту вашего проекта;
- изучите в Хрестоматии по истории средних веков исторический источник «Статут парижских ткачей»;
- на его основе составьте проект устава вашего цеха, оформите его в средневековой стилистике и подготовьтесь к устной защите проекта;
- подумайте, какое изделие ремесла вы можете представить в качестве шедевра для перехода подмастерья в статус мастера;
- сделайте его своими руками;
- составьте оценочный лист свой группы для результатов личного участия в игре каждого члена команды.
Формирование общих и специальных умений и навыков:
- подберите фактический материал, на который можно опереться во время защиты своего проекта;
- сформулируйте примерные вопросы по теме с учетом прогнозирования вопросов других групп;
Критерии оценки:
Таблица участия шестиклассников в подготовке к игре:
№ | Фамилия и имя учащихся | Условное средневековое имя | Цех | Роль | Изделия | Оплата (с учётом качества) |
По окончании подготовительного периода каждый участник игры должен иметь начальный каптал за: поделку на выставку, изготовление костюма, герба, устав, подготовку музыкальных и танцевальных номеров, участие в в подготовке театрализованной части урока.
Задание 1.Конкурс «У кого больше слов?»
Характеристика задания: оценить уровень вербального восприятия устной речи и правильность выбора ключевых понятий темы.
Мотивационная часть: групп, записавшая наибольшее количество слов, получает наибольшее количество монет.
Содержание задания: в ходе сценки горожане рассказывают девочке о своём городе: Объяснение учителя правил выполнения задания – записать как можно больше понятий, относящихся к изучаемой теме.
Критерии: количество слов соответствует количеству монет.
Текст для устного восприятия:
Ворота града заперты,
Их отпереть не сможешь ты -
Там крепкие запоры.
Ну а почет особый там
Менялам и ростовщикам.
У них свои секреты,
И их друзья – монеты.
Ведь, чтобы в городе побыть,
Придется вам не раз платить.
Монет ты лучше много
возьми с собой в дорогу.
Приходят люди на базар,
Товар меняют на товар.
И вам продать товары
возможность есть недаром.
Пусть горожане нас простят,
Они там улиц не мостят.
Все наши улочки узки,
к тому же все они грязны;
Должны признаться честно:
Темно у нас и тесно.
Когда в наш город попадешь,
Тебе, мой друг, придется
Работу для себя найти,
Иль в подмастерье ты пойдешь,
А может и в ученье,
А может в цех тебе вступить
Сегодня доведется.
От мала до велика весь
Народ, что жительствует здесь,
Смышлен и трудолюбья полон:
Зато в достатке, а не гол он.
Здесь трудятся под каждой кровлей;
Иные заняты торговлей,
И бойко их идут дела!
А большинство от ремесла
Приобретают свой доход,
И припеваючи живет.
А сколько в городе ремесел –
Я было стал считать, да бросил,
Затем, что их никак не счесть,
Тут все, какие в мире есть…
Образец: должно быть выписано 8 слов:1.Товар 2.Горожане 3.Подмастерье 4.Цех 5.Ремесло 6.Доход 7.Меняла 8. Ростовщик.
Результат: игра «вычеркни совпадающие слова». Учитель читает образец, учащиеся вычёркивают совпадающие слова. Группа, у которой останутся «лишние слова» получает дополнительные монеты.
Задание 2. Приведение в соответствие понятий и определений.
Характеристика задания: оценить правильность выполнения задания приведения в соответствие понятий и их определений.
Содержание задания: каждой группе даётся бланк для выполнения задания.
Учитель объясняет алгоритм его выполнения, определяет время выполнения задания – 3 минуты и напоминает. Что каждый ответ участника фиксируется в оценочном листе.
Образец бланка задания. Приведите в соответствие понятия и их определения. Цех ________________________________
Понятия | Определения | |
| А. Подручный мастера, выполняющий работу, которая требует достаточной квалификации. | |
| Б. Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-нибудь рода деятельности | |
| В.Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-нибудь изделий ручным, кустарным способом. | |
| Г.Жители города | |
| Д.Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи, всё, что является предметом торговли. | |
| Е. Объединение мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку. | |
| Ж. Человек, который даёт деньги в рост, в долг под большие проценты. | |
| З.Тот, кто занимается разменом или обменом денег, получая за это определённый процент. |
При выполнении задания старшина фиксирует в оценочном листе, сколько ответов дал персонально каждый участник.
По окончании выполнения бланки сдаются Городскому совету (жюри) для проверки правильности выполнения
Ключ для проверки задания 2.
Понятия | Определения | |
| Д | А. Подручный мастера, выполняющий работу, которая требует достаточной квалификации. |
| Г | Б. Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-нибудь рода деятельности |
| А | В.Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-нибудь изделий ручным, кустарным способом. |
4.Цех | Е | Г.Жители города |
5.Ремесло | В | Д.Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи, всё, что является предметом торговли. |
6.Доход | Б | Е. Объединение мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку. |
7.Меняла | З. | Ж. Человек, который даёт деньги в рост, в долг под большие проценты. |
8.Ростовщик | Ж. | З.Тот, кто занимается разменом или обменом денег, получая за это определённый процент. |
Максимальное количество монет – 8.
Задание 3.Блиц-викторина «Зачем горожанам ходули, фонарь,
восковая дощечка?»
Характеристика задания: оценить правильность определения функциональной роли предмета и практического его применения.
Мотивационная часть: в ходе сценки прогулки девочки в сопровождении двух горожан по средневековому городу горожане обыгрывали несколько предметов быта: ходули, фонарь, восковую табличку с костяной палочкой.
Содержание: учитель задаёт вопросы викторины (поочерёдно показывая предметы):
1. Как называется это предмет?
2. Какое отношение они имеют к средневековому быту?
3. Кому и как они служили?
4. Сможете ли вы показать, как ими пользоваться?
Критерии. Викторина проводится в режиме «блиц», поэтому отвечают желающие. Ответы комментируются и оцениваются сразу. Каждый правильный ответ – 1 монета. За демонстрацию применения предмета – 1 дополнительная монета.
Личные результаты участников – заносятся в групповой оценочный лист.
Задание 4. Синквейн.
Каждой группе выдаётся бланк с алгоритмом составления синквейна и задаётся тема. Слова: мастер, подмастерье, ученик, цех, шедевр
2 прилагательных – описание признаков и свойств объекта | |
3 глагола или деепричастия – характерные действия объекта | |
Фраза из четырёх слов выражающая личное отношение автора к описываемому предмету или объекту | |
1 слово – суть предмета |
Максимальное количество монет – 10.
Задание 5.Оценочный лист конкурса гербов. За каждый критерий – 1 монета
Критерии | Цех портных | Цех шляпников | Цех резчиков по дереву | Цех переплётчиков | Цех булочников |
1. Соответствие профилю цеха. | |||||
2.Объяснение смысла элементов | |||||
3.Правильно подобранные цвета в соответствии с геральдическими правилами | |||||
4. Эстетическое оформление | |||||
5.Ораторское искусство выступающих. | |||||
6. Ответы на вопросы. | |||||
7. Общее количество монет. |
Задание 6. Оценочный лист конкурса цеховых уставов.
Критерии | Цех портных | Цех шляпников | Цех резчиков по дереву | Цех переплётчиков | Цех булочников |
1. Соответствие содержания профилю цеха. | |||||
2.Правильное понимание правил средневекового цеха. | |||||
3.Использование средневековой лексики и понятий- ного аппарата по теме | |||||
4. Эстетическое оформление | |||||
5.Ораторское искусство выступающих. | |||||
6. Ответы на вопросы. | |||||
7. Общее количество монет. |
Анкета.
Фамилия | Узнал(а), что… | Узнал(а), как… | Научился(ась) | Понял(а), что… | Сделал(а) сам(а)… |
Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, развивая интерес не только к игре, но и к самому учебному предмету. Игра стимулирует самые разнообразные способности учащихся: умение общаться, высказывать свое мнение, размышлять и анализировать. Коллективные игры объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам. Успешность проведения игры целиком зависит от преподавателя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в неё, заинтересовать ею школьников.
Литература
http://www.ritsu.ru/sn23-istoricheskaya-rekonstruktsiya.html)
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1. Изд. Казанского Ун-та, 1996. С.152–197.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-П., 1997.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. С. 217–233.
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8–11 классы). Волгоград, 2002. С.3–6.
Молдован Е.В. Интеллектуально-познавательная игра “Час средневековья” // Преподавание истории в школе. 2004. №5. С. 50–51
Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 10. С.17–27.10
Приложение.
Сценарий урока - игры по истории в 6-б классе на тему «Город мастеров» (Путешествие в средневековый город).
Действующие лица:
1.Девочка.
2.Ведущий 1.
3. Ведущий 2.
4. Горожанин 1.
5.Горожанин 2.
6. Подмастерье 1.
7. Подмастерье 2.
8.Ученик.
9. Бургомистр.
10. Заседатель 1.
11. Заседатель 2.
12. Исполнители песни.
Музыка.1.
1 сценка
Ведущий 1: на картине изображён причудливый силуэт средневекового города. Опоясанный кольцом стен, над которыми возвышались островерхие башни и шпили готических соборов, он царит над окружающей местностью. Его стены и здания как бы тянутся к серебряным звёздам.
Девочка часто всматривалась в неведомую, далёкую жизнь этого безымянного города. Ведь картин всегда висела в их доме.
Девочка: неужели люди жили так тесно и настороженно?
Ведущий 2: башни, подъемные мосты на цепях, глубокий ров с водой, мощные неприступные стены как будто бы замерли перед вражеским нашествием. Какая противоположность безбрежному, раскинувшемуся широко и свободно, современному городу!
Ведущий1: Сегодня девочка разглядывала привычный рисунок особенно пристально. Ей показалось, что она, наконец, заглянула за высокие стены, увидела кусочек давно отшумевшей жизни.
Ведущий 2: воображение легко перенесло Олю через столетия и страны. И вот она уже направляется к массивным воротам.
У ворот стоят 2 горожанина:
Горожанин1: добрый вечер. Что ты делаешь здесь одна, маленькая лесная фея?
Девочка: я любовалась городом.
Горожанин2: Должен сказать, что я видел города и покрасивее. Да не в красоте дело. Вот если бы внутри этих стен жилось не так скверно!
Девочка: расскажите о своём городе
Горожанин1:Ворота града заперты,
Их отпереть не сможешь ты
Там крепкие запоры..
Ну а почет особый там
Менялам и ростовщикам.
У них свои секреты
И их друзья – монеты.
Ведь, чтобы в городе побыть,
Придется вам не раз платить.
Монет ты лучше много
возьми с собой в дорогу.
Горожанин2:Приходят люди на базар,
Товар меняют на товар.
И вам продать товары возможность есть не даром.
Горожанин1: Пусть горожане нас простят,
Они там улиц не мостят.
Все наши улочки узки, к тому же все они грязны;
Должны признаться честно:
Темно у нас и тесно
Горожанин2: Когда в наш город попадешь
Тебе, мой друг, придется
Работу для себя найти,
Иль в подмастерье ты пойдешь,
А может и в ученье,
А может в цех тебе вступить сегодня доведется.
Горожанин 1: От мала до велика весь
Народ, что жительствует здесь,
Смышлен и трудолюбья полон:
Зато в достатке, а не гол он.
Здесь трудятся под каждой кровлей;
Иные заняты торговлей,
И бойко их идут дела!
Горожанин2: А большинство от ремесла
Приобретают свой доход
И припеваючи живет.
А сколько в городе ремесел –
Я было стал считать, да бросил,
Затем, что их никак не счесть,
Тут все, какие в мире есть…
Девочка: а почему улицы такие тёмные и мрачные?
Горожанин2: крепостные стены не дают расти городу вширь. Поэтому мы строим дома в 2-3 этажа, а улицы такие узкие, что всадник проезжая с копьем наперевес, может задеть стены домов. Осторожно.. Не попадите в лужу.., а то и на поросеночка наступите, который нежится в грязной лужице прямо на улице. Темно, потому что узкие улицы и высокие стены не пропускают солнечные лучи. Ой-ой.. .осторожно.. Из окна хозяйки выливают нечистоты прямо на улицу.
Девочка: Как же называется улица? Висит над дверью знак крендель.
Горожанин1: Это улица , где живут.. правильно пекари. Вот дверь открыта .. подойдем и подслушаем , о чем разговаривают эти молодые люди..
2 сценка " мастерская пекаря"
Действующие лица: 1 подмастерье, 2 подмастерье, ученик
1 подмастерье: Эй, ученик, почему все разбросанно? Бездельник! Тебе же вчера велено было все убрать. Почему не сделал? Появляется ученик. Быстро наводит порядок.
1 подмастерье:- Оболтус!
И что из тебя получится? Четыре года уже здесь живешь, а толку никакого. Да из тебя даже подмастерья не выйдет.
(Подмастерья начинают работать).
2 подмастерье:А что мастер еще не вернулся?
1 подмастерье:Нет, он поехал на мельницу за мукой.
2 подмастерье:- А без него ой как тяжело! Вон и ученик совсем от рук отбился.Да и булки покупают плохо, говорят, что вкус не тот. А я секретов мастера не знаю, Он меня в них не посвящает. Мастер ведь у нас главный работник.
1 подмастерье: Да …(Пауза).
2 подмастерье:Знаешь, была у меня идея придумать свой рецепт хлеба, который в городе никто не производил. Буду продавать его дороже, чем другие булочники и сразу разбогатею!
1 подмастерье: да кто же тебе разрешит? Ты устав не знаешь? Да ты сначала мастером стань!А что? Сколько себя помню, еще в учениках здесь ходил, до подмастерья дорос, хотел мастером стать, да, наверное, так и останусь вечным подмастерьем.
2 подмастерье:- Знаешь, никому не хотел говорить, но я думаю, что накопил уже достаточно денег, чтобы открыть свою мастерскую. Вот приедет мастер, так я сразу к нему пойду просить, чтобы он с другими самыми опытными мастерами принял у меня экзамен.
1 подмастерье:- Но ведь для этого нужно на собственные средства изготовить лучший образец изделия - шедевр?
(Ученик стоит рядом и слушает)
2 подмастерье:- А ты что, что рот открыл, бездельник. Иди лучше двор подмети, а то хозяин вернется, тебе не поздоровится.
Музыка .
Девочка: что-то я ничего не поняла. Говорят о цехе. А я не вижу никакого завода. Я услышала о шедевре, а не вижу здесь никакого музея?
Горожанин1: понимаешь, городские мастера стремились привлечь в город больше покупателей и оградить себя от соперничества сельских ремесленников. В то же время только вместе они могли защитить себя от притеснений и грабежей феодалов. Поэтому мастера - ремесленники одной специальности объединялись в союзы - цехи.
Горожанин 2: пойдём с нами! Увидишь всё своими глазами.
Музыка.
Девочка: А куда мы идём?
Горожанин1:Имеет каждый из цехов
Своих умелых мастеров;
И общим распорядком тут
Чиновный управляет люд.
У нас есть городской совет,
Который правит много лет.
И бдит без отдыха и срока
Его недремлющее око.
Он надо всем без исключенья
Осуществляет попеченье.
Сценка 3. Заседание городского совета.
Члены городского совета выходят и садятся за большой стол (бургомистр и 2 заседателя)
Бургомистр:- Угодно ли и удобно ли вашей милости заседать и охранять собрание?
Заседатель1:- Да.
Бургомистр:- Я запрещаю ссоры и брань, а также выступления от чужого имени без согласия наших заседателей и старшин. На сегодняшнем заседании мы, должны утвердить уставы - т.е. правила, которые обязаны будут выполнять все члены цехов нашего города. Какие будут у вашей милости предложения?
1 заседатель: - Мы должны установить и единые правила для работы.
2 заседатель:- Я предлагаю начинать заседание с представления новых цехов.
Бургомистр: разрешаю!
1 заседатель: цех булочников!
(цех булочников представляет свой герб)
1 заседатель: цех шляпников!
(цех шляпников представляет свой герб)
1 заседатель: цех переплётчиков!
(цех переплётчиков представляет свой герб)
1 заседатель: цех портных!
(цех портных представляет свой герб)
1 заседатель: цех резчиков по дереву!
(цех резчиков по дереву представляет свой герб)
Бургомистр: какие будут предложения?
1 заседатель: предлагаю утвердить гербы вновь образованных цехов!
Бургомистр: утверждаем! Уважаемые заседатели, мы с вами должны утвердить уставы вновь образованных цехов.
Старшины цехов зачитывают свои уставы
Бургомистр: - Есть ли у вас, милостивые заседатели, вопросы, возражения?
(все обсуждают и задают вопросы после каждого устава)
Бургомистр: Тогда устав булочников принимается в этом виде. Если кто - ни будь из мастеров вашего цеха нарушит данный устав, то его ждет строгое наказание. Виновный будет платить штраф, а его изделия будут выставлены у позорного столба на рыночной площади.
Бургомистр: Все вопросы решены?
2 заседатель: нет, Ваша милость. Старшины цехов просят Вашу милость посмотреть шедевры, сделанные лучшими подмастерьями, которые желают стать мастерами.
Бургомистр: дозволяю!
(демонстрация шедевров)
Заседатель1. Предлагаю признать работы подмастерьев шедеврами и принять их полноправными мастерами ремесленные цехи.
Заседатель 2: им ещё предстоит устроить пир для всех мастеров своего цеха.
Горожанин2: Есть в граде сем законов свод:
Он толкованье нам дает,
Что можно и чего нельзя,
Всем нарушителям грозя
Суровой карой или пеней.
Для каждого из преступлений
Своя есть мера наказанья.
Все тяжбы и все злодеянья
Разбору подлежат суда.
Который справедлив всегда
И к пострадавшим,
И к виновным –
Горожанин1:Уставы, стражи и законы
В сем граде создают препоны
Для всяких злостных покусительств;
И лучшее из всех правительств –
Наш магистрат – ценим вельми
Любого звания людьми
Девочка: так было интересно, что я и не заметила, как стемнело…
Песня:
Средневековый город спит.
Дрожит натруженный гранит.
И ночь молчание хранит
Под страхом смерти.
Средневековый город спит.
Унылый тусклый колорит
Вам что-то эхом повторит, -
Ему не верьте.
В библиотеках спят тома,
От бочек пухнут закрома
И сходят гении с ума
В ночном дозоре.
И, усреднив, равняет тьма
Мосты, канавы и дома,
И Капитолий, и тюрьма -
В одном узоре.
Спит средневековый город Краков.
Тихо. Тихо. Тихо. Тишь и тишина!
В лужах - отраженье звёздных знаков.
Полная Луна...
Ах, эти средние века,
Где одинаково горька
Судьба партера и райка,
Вора и принца,
Где весь расчёт - на дурака,
Где звёзды смотрят свысока,
И ни о чём наверняка
Не сговориться.
Мощеных улиц мишура,
Крученых лестниц баккара,
И небо в сером, и сыра
Его закваска.
Средневековое вчера -
Невыносимая пора!
Здесь всё как будто бы игра -
Не жизнь, не сказка.
Спит средневековый город Вена.
Тихо. Тихо. Тихо. Тише, тишина.
Улицы его чисты, как пена.
Полная Луна...
А завтра будет новый день,
Тяжелый день, ужасный день, -
И самый мудрый из людей
Узнать не в праве,
Кому какой предъявит фант
Страстей и судеб фолиант -
Упавший с неба бриллиант
В земной оправе?
И вечность дальше потечёт,
А многоточие - не в счёт,
На что ей сдался пустячок
В конце абзаца!
Не дай вам бог, не дай вам черт,
Не дай вам кто-нибудь еще
На этом месте в это время
Оказаться...
Спит средневековый город Бремен.
Тихо. Тихо. Тихо. Тише, тишина!
Тенью на камнях застыло время.
Полная Луна...
Музыка.
Ведущий1. Вечером девочка увидела свою картину совсем в ином свете, чем прежде. По-новому представлялся ей далёкий мир средневекового города. Окончательно исчезло ощущение безоблачной сказки. Девочка знала теперь, что и там люди работали, страдали, боролись.
Девочка: В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым.
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубили на века.
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывает мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья».
Музыка.
Литература
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1. Изд. Казанского Ун-та, 1996. С.152–197.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-П., 1997.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. С. 217–233.
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8–11 классы). Волгоград, 2002. С.3–6.
Молдован Е.В. Интеллектуально-познавательная игра “Час средневековья” // Преподавание истории в школе. 2004. №5. С. 50–51
Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 10. С.17–27.10
Приложение 1.
Таблица распределения заданий и ролей.
Приложение 2.
Изделия юных ремесленников
Приложение 3.
Раздача родителями
первоначального капитала
Приложение 4
1 этап побега.
Приложение 5
На поляне бродяг и нищих
Приложение 6.
Вольные стрелки.
Приложение 7.
Ярмарка
Приложение 8.
Индульгенция
[1] Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории// Преподавание истории в школе. 2001,
№ 10. С. 17.
[2] Молдован Е.В. Интеллектуально-познавательная игра «Час средневековья»// Преподавание истории в школе. 2004, № 5. С 50.
[3] Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. С.217.
[4] Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-П., 1997. С. 23.
[5] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1. Изд. Казанского Ун-та, 1996. С.152.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"
В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения....
Этапы проектирования урока
Данный материал предназначен для организации второго занятия Школы молодого специалиста и раскрывает последовательной действий учителя в ходе проектирования урока....
Этапы проектирования урока. Презентация
Презентация сопровождает текстовый материал "Этапы проектирования урока". Разработана для очередного занятия Школы молодого специалиста....
Проектирование урока с использованием ИКТ
Новое входит в нашу жизнь, не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нам нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных ...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
Технологическая карта урокакак основа проектирования урока
Если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием,то должны прежде всего сознать эту цель.К.Д.Ушинский...