Программа по обществознанию , 5 класс, по учебнику Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Введение
Программа включает шесть разделов:
1) «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
2) результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
3) «Содержание учебного предмета, курса», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
4) «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
5) «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания обществознания в современной школе.
6) Планируемые результаты обучения.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( Приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.);
3. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014-2015 г ( Приказ Минобрнауки РФ № 1067 от 19 декабря 2012 г.);
4. Авторская программа по обществознанию для 5-9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой «Обществознание», допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2012 года издания, Москва, «Просвещение»;ФГОС.
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
6. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
7. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ с. Курумоч ( принята на Управлении Совета протокол № от 2014 г., утверждена Поволжским Управлением Министерства образования самарской области).
Календарно-тематический план ориентирован на использование академического школьного учебника «Обществознание», 5 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, Москва, «Просвещение», 2012 года, рекомендованного МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
Учебники:
«Обществознание. 5 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, Москва, «Просвещение», 2012 год.
Методическая литература: Е.Н.Сорокина «Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс» к УМК Л. Н. Боголюбова,
Общая характеристика учебного предмета.
Данная программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Раскрытие, интерпретация, оценка которых базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук . Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели и задачи изучения предмета «Обществознания» в 5 классе.
Главные цели -1) способствовать развитию духовно- нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, на уважении закона и правопорядка, развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
2) способствовать развитию:
- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников;
- умения анализировать и систематизировать получаемые данные;
- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Задачи курса:
Научить обучающихся:
А) сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
Б) логично выстраивать устные высказывания, монолог, вести дискуссию;
В) выполнять познавательные и практические задания;
Г) выполнять причинно-следственный анализ.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. ее интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.
Существен вклад школьного образования в гражданское становление личности, в развитие ее социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Все это позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. В предмете заложена установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для ее обработки; умения применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
Раздел 2. Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами обучающихся в 5-х классах, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, диалог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
-умении давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
-знание ряда ключевых понятий, отражающих наиболее важные социальные объекты, умение с их позиций оценивать явления социальной действительности;
-умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; -понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
коммуникативной
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.
ИКТ- компетентности обучающихся в 5 классе.
- Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами.
- Создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов.
- Создавать текст на русском языке с использованием десятипальцевого клавиатурного письма.
- Осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора.
- Избирательно относится к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
- Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных.
- Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
- Взаимодействовать в социальных сетях.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект.
Содержание программы 5 класс (34 ч)
Организационный модуль (1 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Тема 1. Человек. (4 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Тема 2. Семья. (7 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа (7 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 4. Труд (6 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина (8 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Россия – многонациональное государство. национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения..
Итоговый урок. (1 ч). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебные материалы
Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Список литературы
1. Нормативные и программные документы.
- Закон «Об образовании РФ».
- проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2011.
3. Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012.
4. Учебно – методическое пособие. Рабочие программы. Обществознание. 5 – 9 классы. Сост. Т.И. Никитина М: Дрофа 2012.
Литература для учителя обществознания (основная школа):
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Раздел 6. Планируемые результаты изучения учебного предмета обществознание в 5 классе.
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Обучающиеся научатся характеризовать общественные процессы и явления, использовать знания об обществе, человеке. | Обучающиеся получат возможность анализировать общественные явления и процессы, давать морально-нравственную оценку общественной жизни. |
По разделу Человек. Называть отличие человека от животных, определять свое место среди сверстников и взрослых. Работать с текстом учебника. | По разделу Человек. Получат возможность научиться: анализировать схемы, таблицы, высказывать собственное мнение. Анализировать свои поступки, чувства, состояния. Работать в группах. |
По разделу Семья. Научатся: изучать историю своей семьи, определять ее функции, характеризовать семейно-правовые отношения, организовывать свое свободное время. | По разделу Семья. Получат возможность научиться: анализировать признаки семьи, высказывать собственное мнение, суждения. |
По разделу Школа. Научатся: определять мотивы обучения в школе, организовывать собственную учебную деятельность, выстраивать отношения с одноклассниками, организовывать свое свободное время. | По разделу Школа. Получат возможность научиться: работать с тестом учебника, сравнивать ступени образования, высказывать свое мнение о значении образования. |
По разделу Труд. Научатся: определять значение труда в жизни человека, характеризовать виды профессий. Работать с текстом учебника. | По разделу Труд. Получат возможность научиться: сравнивать виды трудовой деятельности, выделять существенные признаки трудовой деятельности. Высказывать собственное мнение. |
По разделу Родина. Научатся: определять понятие «федерация», объяснять, что значит быть патриотом, определять права и обязанности гражданина РФ. | По разделу Родина. Получат возможность научиться: анализировать текст учебника, высказывать собственное мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса по учебнику Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса по учебнику Боголюбова...
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса по учебнику Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса по учебнику Боголюбова...
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса по учебнику Боголюбова базовый уровень
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса по учебнику Боголюбова базовый уровень...
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса по учебнику Боголюбова профильный уровень
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса по учебнику Боголюбова профильный уровень...
Рабочая программа обществознание 10 класс к учебнику Боголюбова
Рабочая программа 10 класс обществознание к учебнику Боголюбова.Базовый уровень....
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса (по учебнику Боголюбова Л.Н.)
Рабочая программа составлена по учебнику Л.Н. Боголюбова "Обществознание. 9 класс". В программу входят пояснительная записка, тематическое и поурочное планирования....
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по учебнику Боголюбова Л.Н.
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова "Обществознание"....