Рабочая программа обществознание 10 класс к учебнику Боголюбова
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Рабочая программа 10 класс обществознание к учебнику Боголюбова.Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshch_10.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА на заседании МО ___________________ (предмет) « ___» _________ 20 года | СОГЛАСОВАНА зам. директора по УВР _____________________ « ___» _________ 20 года | УТВЕРЖДЕНА директор ГБОУ СОШ _____ ______________________ « ___» _________ 20 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
По обществознанию
класс 10
учитель Лашкина Ольга Владимировна, первая квалификационная категория.
учебный год 2013-2014.
Пояснительная записка .
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Обществознание сост. Э,Д, Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2007год .Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. –М.: Дрофа, 2007.
Авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., -М.: «Просвещение», 2007.
Учебник:. Обществознание (базовый уровень). Под редакцией Боголюбова Л. Н. _М.: «Просвещение», 2008
Цели и задачи курса обществознания в средней школе.
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей
Цели
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Цели курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
- содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
- интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
иально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
УМК
Программа Боголюбова Л.Н., Городецкой Н. И., -М.: «Просвещение», 2007.
Учебник: Учебник:. Обществознание (базовый уровень). Под редакцией Боголюбова Л. Н. _М.: «Просвещение», 2008
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИИЮ 10 класс
№ | Тема | Кол-во уроков | Дата | Наглядные пособия и оборудование | Основное содержание | Тип урока | Дом. задание |
1-2 | Что такое общество | 2 | Иллюстрации | Широкое и узкое значение понятия «общество». Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. | Урок изучения нового материала | §1 | |
3-4 | Общество как сложная динамичная система | 2 | Иллюстрации | Особенности социальной системы. Социальные институты | Комбинированный | §2 | |
5-6 | Природа человека | 2 | Иллюстрации | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. | Комбинированный | §3 | |
7-8 | Человек как духовное существо | 2 | Иллюстрации | Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мировоззрение и его роль в жизни человека. | Комбинированный | §4 | |
9-10 | Деятельность- способ существования людей | 2 | Иллюстрации | Деятельность человека: основные характеристики. Основные потребности. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. | Комбинированный | §5 | |
11-12 | Познание и знание | 2 | Иллюстрации | Подходы к познанию мира. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. | Комбинированный | §6 | |
13-14 | Человек в системе социальных связей | 2 | Иллюстрации | Биологическое и социальное в человеке. Человек. Индивид. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. | Комбинированный | §7 | |
15 | Повторение темы «Человек» | 2 | Закрепление и обобщение изученного материала | П-о урок | |||
16-17 | Культура и духовная жизнь общества | 2 | Иллюстрации | Духовная жизнь и духовная деятельность. Виды духовной деятельности. Культура – как понятие. Функции культуры. Разнообразие культур. Массовая и элитарная культуры. | Комбинированный | §8 | |
18-19 | Наука. Образование. | 2 | Иллюстрации | Роль науки в современном обществе. Этика науки. Образование в современном обществе. | Комбинированный | §9 | |
20-21 | Мораль. Религия. | 2 | Иллюстрации | Мораль. Особенности морали. Принципы и нормы морали. Религия. Религиозное и светское сознание. Роль религии и морали в современном обществе. | Комбинированный | §10 | |
22-23 | Искусство и духовная жизнь. | 2 | Иллюстрации | Что такое искусство. Особенности искусства. Виды искусства. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. | Комбинированный | §11 | |
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура» | 1 | Закрепление и обобщение изученного материала | П-о урок | |||
25-26 | Роль экономики в жизни общества | 2 | Иллюстрации | Экономика – подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. | Комбинированный | §12 | |
27-28 | Экономическая культура | 2 | Иллюстрации | Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. | Комбинированный | §13 | |
29-30 | Социальная структура общества. | 2 | Иллюстрации | Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы. | Комбинированный | §14 | |
31-32 | Социальные взаимодействия | 2 | Иллюстрации | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. | Комбинированный | §15 | |
33-34 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | Иллюстрации | Социальные нормы. Социальный контроль. Девиантное поведение. Преступность. | Комбинированный | §16 | |
35-36 | Нации и межнациональные отношения. | 2 | Иллюстрации | Этнические общности. Национальное самосознание. Межнациональное сотрудничество в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика. | Комбинированный | §17 | |
38-39 | Семья и быт. | 2 | Иллюстрации | Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура места жительства. | Комбинированный | §18 | |
40-41 | Социальное развитие и молодежь. | 2 | Иллюстрации | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Социальные роли в юношеском возрасте. Молодежная субкультура | Комбинированный | §19 | |
42 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера» | 1 | Закрепление и обобщение изученного материала | П-о урок | |||
43-44 | Политика и власть. | 2 | Иллюстрации | Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть. | Комбинированный | §20 | |
45-46 | Политическая система | 2 | Иллюстрации | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России. | Комбинированный | §21 | |
47-48 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | Иллюстрации | Признаки правового государства. Международные документы о правах человека. Гражданское общество. Местное самоуправление. СМИ в политике. | Комбинированный | §22 | |
49-50 | Демократические выборы и политические партии | 2 | Иллюстрации | Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. | Комбинированный | §23 | |
51-52 | Участие гражданина в политической жизни. | 2 | Иллюстрации | Сущность политического процесса. Политическое участие. Политическая культура. | Комбинированный | §24 | |
53 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера» | 1 | Закрепление и обобщение изученного материала | П-о урок | |||
54-55 | Право в системе социальных норм | 2 | Иллюстрации | Определение права. Признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. | Комбинированный | §25 | |
56-57 | Источники права | 2 | Иллюстрации | Определение понятия источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. | Комбинированный | §26 | |
58-59 | Правоотношения и правонарушения | 2 | Иллюстрации | Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Право в современной России. | Комбинированный | §27 | |
60-61 | Современное российское законодательство | 2 | Иллюстрации | Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. | Комбинированный | §28 | |
62-63 | Предпосылки правомерного поведения. | 2 | Иллюстрации | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | Комбинированный | §29 | |
64 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право как особая система норм» | Закрепление и обобщение изученного материала | П-о урок | ||||
65-66 | Общество в развитии | 2 | Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Общественный прогресс. | Комбинированный | §30 | ||
67-68 | Итоговое повторение | 2 | Закрепление и обобщение изученного материала | П-о урок | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс к учебнику В.В. Лунина
Рабочая программа и тематическое планирование...
Рабочая программа 10 класс по учебнику Spotlight
Данная рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание учебного предмета, планируемые результаты учебной деятельности, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа 6 класс по учебнику "Английский в фокусе".
Данная Рабочая программа составлена на 1 учебный год. Записи всех тем совпадают с формулировками тем в классном журнале. Дана подробная расчасовка и используемые на уроках материалы....
Рабочая программа 11 класс (по учебнику Р.З.Хайдарова)
Аңлатма язуы Рус телендә сөйләшүче балаларга татар теле укытуның төп максаты һәм бурычлары:-укучыларның гомуми белем мәктәбендә үзләштергән белемнәрен һәм сөйләм күнекмәләрен камилләштерү һәм тир...
Рабочая программа 8 класс к учебнику А.В. Перышкин
Данная рабочая программа расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа 8 класс к учебнику А.В. Перышкин
Данная рабочая программа расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа 8 класс к учебнику Пинского
Данная рабочая программа расчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю)...