Рабочая программа по обществознанию для 9 класса (по учебнику Боголюбова Л.Н.)
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена по учебнику Л.Н. Боголюбова "Обществознание. 9 класс". В программу входят пояснительная записка, тематическое и поурочное планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_9_klassa_po_obshchestvoznaniyu.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обществознание входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательный.
Особенности преподавания предмета «Обществознания» рассмотрены в методическом письме Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2005 г.).
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно – политической жизни.
Первый этап обучения обществознанию (6-7 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.
Второй этап (8-9 класс) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей и задач:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на ступени основного общего образования на базовом уровне из расчета 1 учебный час в неделю.
Курс включает изучение двух тем.
Тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов, процессов складывания правового государства и правового общества, формами участия граждан в политической жизни, вводит учащихся в круг политических проблем современного общества.
Тема «Право» вводит школьников в круг проблем, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения к вопросам законности и правомерного поведения.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И Матвеева составлена на основе:
- федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию.
- учебника «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И.
Рабочая программа для 9-ого класса составлена из расчета 34 часов, 2 часа отведены как резервное время с целью повторения пройденного материала и подготовки к экзамену. При подготовке к ГИА по обществознанию:
- особое внимание уделять использованию в образовательном процессе заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических,
публицистических);
- выполнять задания, направленные на анализ информации, представленной в виде диаграммы или таблицы;
- уделить внимание развитию фундаментального умения (компетенции) работать с социальной информацией, представленной в различном виде и в разных знаковых системах;
- использовать задания на сравнение сходных процессов, явлений;
классификацию социальных объектов; установление соответствия двух рядов информации;
- вырабатывать умение составления различных видов плана;
- формировать ведущие понятия курса, при этом необходимо
отрабатывать умение интегрировать обществоведческие знания, опираться на межпредметные и внутрикурсовые связи.
При составлении рабочей программы:
- учитывались возрастные и физиологические особенности учеников (количество видов деятельности на уроках);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
-профилактика оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность учеников;
- разнообразные виды домашнего задания
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
1. социальные свойства человека, виды его взаимодействий с другими людьми;
2. сущность общества как формы совместной деятельности людей.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей для подростка;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
Тематическое планирование учебного материала
№ | Тема раздела | Количество часов | Семинары | Практикум | Контрольные работы |
Политика | 10 | 1 | 1 | 1 | |
Право | 22 | 2 | 1 | ||
Резервное время. Подготовка к ЕГЭ. | 2 | ||||
Итого | 34 | 1 | 3 | 2 |
Поурочное планирование
№ | Тема урока | Вид занятий | Элементы содержания | Домашнее задание | Дата проведения | Приме чание |
| ||||||
1.1 | Политика и власть | Урок - исследование | Понятия: политика, политическая власть | № 1; вопросы к параграфу | ||
1.2 | Государство. Признаки. | Урок- характеристика | Понятия: государство, суверенитет, форма правления | № 2; вопросы к параграфу | ||
1.3 | Государство. Формы государства. | Урок- характеристика | Понятия: монархия, республика, унитарное и федеративное государство, гражданство | №2, учебный проект «Идеальное государство» | ||
1.4 | Политические режимы | Урок лабораторного типа | Понятия: политический режим, виды политических режимов, прямая и представительная демократия | № 3, вопросы к параграфу | ||
1.5 | Правовое государство. Признаки | Урок-исследование | Понятия: правовое государство, разделение властей, | № 4, задание рубрики «В классе и дома» | ||
1.6 | Правовое государство в современной России. | Урок-исследование | Понятия: конституционные и арбитражные суды, суда общей юрисдикции. | № 4, задание рубрики «В классе и дома» | ||
1.7 | Гражданское общество и государство | Урок-практикум | Понятия: гражданское общество, муниципальная собственность, Общественная палата. | № 5, вопросы к параграфу | ||
1.8 | Участие граждан в политической жизни | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия: выборы, избирательное право, референдум, митинг, цензура. | № 6, вопросы к параграфу, учебный мини-проект «Участие молодежи в политической жизни» | ||
1.9 | Политические партии и движения | Семинар | Понятия: общественно-политические движения, политическая партия, оппозиция, многопартийность | № 7, вопросы и задания к параграфу, проект «Молодежная партия» | ||
1.10 | Повторение и обобщение изученного по теме «Политика» | Повторительно-обобщающий урок | Подведение итогов темы, повторение основных понятий темы. | |||
Право (22 часа) | ||||||
2.1 | Право, его роль в жизни общества и государства. | Урок-практикум | Понятия: право, естественное право, правовой акт, закон, подзаконный акт, отрасль права, институты права | № 8, вопросы и задания к параграфу. | ||
2.2 | Правоотношения и субъекты права | Урок-практикум | Понятия: правоотношение субъекты, объекты, правоспособность, дееспособность | № 9, вопросы и задания к параграфу. Эссе: «Когда закон дает право, он дает также и средство его защиты» | ||
2.3 | Правонарушения и юридическая ответственность | Урок - практикум | Понятия: юридическая ответственность, презумпция невиновности | № 10, задания рубрики «В классе и дома» | ||
2.4 | Правоохраните льные органы | Урок - практикум | Понятия: правоохранительные органы, судьи, суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат | № 11, вопросы и задания к параграфу. Эссе: «Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице» (Менандр) | ||
2.5 | Конституция РФ. | Урок - практикум | Понятия: конституция, ценности, плюрализм, многопартийность | №12, вопросы и задания к параграфу | ||
2.6 | Основы конституцион ного строя РФ. | Урок - практикум | Понятия: статус человека и гражданина | №13, вопросы и задания к параграфу | ||
2.7 | Права и свободы человека и гражданина | Урок лабораторного типа | Понятия: достойное существование, естественные и неотчуждаемые прав | №14, вопросы и задания к параграфу | ||
2.8 | Права и свободы человека и гражданина | Урок лабораторного типа | Понятия: юридические гарантии, судебная система | №15, вопросы и задания к параграфу | ||
2.9 | Юридические гарантии и система защиты прав человека | Урок – практикум Тест | Тест по понятиям о правах и свободах человека и гражданина | |||
2.10 | Особенности гражданских правоотношений | Урок - практикум | Понятия: гражданское право, имущественные права собственность, неимущественные отношения | № 16, вопросы и задания к параграфу | ||
2.11 | Гражданская дееспособность несовершеннолетних. | Урок – практикум | Понятия: договоры, сделки, гражданская дееспособность | № 16, Эссе: «Договор дороже денег» | ||
2.12 | Право на труд | Комбинированный урок | Понятия: труд, трудовые правоотношения | № 17, вопросы и задания к параграфу | ||
2.13 | Трудовые правоотношения | Комбинированный урок с элементами деловой игры | Понятия: трудовой договор, трудовая книжка, профсоюз, дисциплина труда | № 17, задания рубрики «В классе и дома» | ||
2.14 | Семейные правоотношения | Комбиниро ванный урок с элементами деловой игры | Понятия: семья, брак, гражданский, фиктивный, церковный брак | № 18, вопросы и задания к параграфу. Гражданский брак: за и против | ||
2.15 | Правоотношения супругов | Урок практического занятия. Тест | Понятия: семейные правоотношения, брачный договор | № 18, Эссе: «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе» | ||
2.16 | Администра тивные правоотношения | Урок - практикум | Понятия: административное право, административные правоотношения, административные наказания | № 19, вопросы и задания к параграфу. | ||
2.17 | Уголовно-правовые отношения | Урок-исследование | Понятия: уголовное право, преступление | № 20, вопросы и задания к параграфу. | ||
2.18 | Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. | Урок-исследование | Понятия: признаки правонарушений | № 20, задания рубрики «В классе и дома» | ||
2.19 | Социальные права | Урок- деловая игра | Понятия: социальное государство, социальная политика | № 21, вопросы и задания к параграфу. | ||
2.20 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Урок лабораторно го типа | Понятия: вооруженный конфликт, международное гуманитарное право, военные преступления | № 22, вопросы и задания к параграфу. | ||
2.21 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Урок-исследование | Понятия: основное общее образование, полное среднее образование, ЕГЭ | № 23, вопросы и задания к параграфу. Эссе: «Потреб ность в образовании лежит в каждом человеке» (Л.Н. Толстой) | ||
2.22 | Повторение и обобщение изученного по теме: «Право» | Повторительно-обобщающий урок | Повторение основных понятий темы. | Повторить выводы к главе 2 | ||
Подготовка к ЕГЭ. | Семинар | |||||
Подготовка к ЕГЭ. |
Дополнительная литература:
- Баранов П.А. Подготовка к ГИА. Двадцать вариантов тестов. М. 2010 г.
- Бахмутова Л.С. «Методика преподавания обществознания». М.2009 г
- Безбородов А.Б. Учебник обществознания. М. 2009 г.
- Белокрылова О.С. Обществознание. Тесты. Ростов –на- Дону. Феникс. 2004 г.
- Захарова Е.Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». М. 1998 Г.
- Махоткин А.В. Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. М. 22012 г.
- Румынина В.В. Основы права. М. 2010 Г.
- Задания и тесты по обществознанию. М.2010 г.
Литература, используемая при составлении рабочей программы
- для учителя:
- «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И. (М.: Просвещение, 2011 г);
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011
- Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2000г;
- Боголюбов Л.Н. Обществознание в тестах и заданиях. 9 класс. М.: Просвещение, 1998
- Мушинский В.О. Азбука гражданина. (М.: Просвещение, 1998 г.);
- Никитин А.Ф. Право и политика. (М.: Просвещение, 1998 г.);
для учащихся:
1. «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И. (М.: Просвещение, 2009 г);
2. Рабочая тетрадь. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.
(М.: Просвещение, 2009 г);
3. Справочник школьника. Под ред./ Барабанова В.В. (М.: Астрель, 2003 г.)
Материально – техническое обеспечение
Таблицы
№ | Название |
1 | Человек познает мир |
2 | Развитие общества |
3 | Рыночная экономика |
4 | Политическая система общества |
5 | Политическая жизнь общества |
6 | Право |
7 | Социальная система общества |
8 | Взаимодействие людей в обществе |
9 | Культура и духовная жизнь |
10 | Внутренний мир и социализация человека |
11 | Человек, природа, общество |
ТСО
1 | Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс) |
2 | Компьютер |
3 | Телевизор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Кравченко
Рабочая программа по обществознанию 6 класс Кравченко...
рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Кравченко
Рабочая программа по обществознанию 9 класс...
Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова...
Рабочая программа по обществознанию 8 класс к учебнику под редакцией Боголюбова
Данная программа разработана с учетом требований ФГОС...
Программа по обществознанию , 5 класс, по учебнику Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
Программа составлена с учетом ФГОС....
Рабочая программа по обществознанию 7 класс по учебнику Боголюбова Л.Н.
Рабочая программа разработана с учетом ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Боголюбова , 2020
Рабочая программа к предмету обществознание 6 класс по учебнику Автор:Боголюбов Л.Н., Городецкая Л.И., Иванова Л.Ф.Издательство: Просвещение, М. 2020 г. Рабочая программа содержит разделы: Нормативно-...