Возникновение и распад исперии Карла Великого
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок "Возникновение и распад империи Карла Великого" для 6 класса. Цель урока - сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада. Разработака содержит конспект урока, технологическую карту и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozniknovenie_i_raspad_imperii_karla_velikogo.pptx | 501.29 КБ |
konspekt_uroka.docx | 44.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карл Мартелл Пипин Короткий Карл Великий
Задание Прочитайте п. 1 §3, фрагменты из исторических источников. Составьте исторический портрет Карла I .
Карл Великий ( бронзовая статуэтка)
Найдите и покажите область расселения франков к концу V века.
Найдите и покажите границы Франкской империи при Карле I в начале IX века.
Найдите и покажите границы земель зависимых от Франкской империи при Карле I .
Заполните таблицу «Военные походы Карла I и их результат» Направление походов (даты) Основные противники Результаты походов
Территории каких народов попали в зависимость или вошли в состав государства франков?
800 г. – Карл I провозглашен римским императором
Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого?
Заслуженно ли франкский король Карл получил прозвище Великий?
Домашнее задание § 3, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы причины распада империи Карла Великого и начавшейся феодальной раздробленности ». Задание на выбор: Работа в контурной карте. Рабочая тетрадь – задания 1-5. Придумать вопросы викторины по теме «Эпоха Карла Великого»
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ
МАЗУРОВА КСЕНИЯ ГРИГОРЬЕВНА,
МБ НОУ «Гимназия № 62»
Предмет: история
УМК: Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / под ред. А.А. Сванидзе. - М.: «Просвещение», 2014. – 288 с. : ил., карт.
Тема урока: Возникновение и распад империи Карла Великого
Цель учителя:
Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада.
Цель ученика: научиться понимать причины и последствия образования империи Карла Великого, причины и последствия ее распада.
Средства обучения: исторические источники, карты «Франкское государство в V – начале IX вв.» и «Образование империи Карла Великого», учебник «История средних веков», презентация.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Планируемые результаты
А) Личностные: воспитание уважения к культуре народов других стран; умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Б) Метапредметные:
Регулятивные: развитие умения формулировать проблему и цель проекта; работать в группе, презентовать свою работу.
Познавательные: умение анализировать, обобщать, сравнивать факты, формулировать и обосновывать выводы; представлять результаты своей деятельности в виде таблицы; поиск и выделение необходимой информации; формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблем; умение выступать перед аудиторией.
Предметные: Дать характеристику личности Карла Великого; познакомить учащихся с направлениями и итогами военных походов Карла Великого.
Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная работа.
Содержание урока.
- Мотивационно-целевой этап. 2 минуты.
Организация класса. Проверка готовности к уроку
Союз короля с христианской церковью был взаимовыгоден. Однако последователи Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока?
Давайте попробуем составить план урока. Какие основные пункты мы можем выделить? (внутренняя и внешняя политика)
- Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. 2 минуты.
В истории Карл известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, за что он получил такое прозвище. Работая над новой темой, попытайтесь ответить на вопросы: каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?
- Вопросы записаны на доске: Каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?
- Изучение нового материала. 32 минуты.
- Рассказ учителя.
- Пипин Короткий – первый франкский король из династии Каролингов. Новая династия франкских королей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина Короткого Карла Мартелла. Карл I был сыном Пипина Короткого.
- Пипин Корткий в 768 году составляет завещание, согласно которому государство делилось на две части между его сыновьями Карлом I и Карломаном. Но внезапная смерть брата способствовала тому, что Карл I объединил земли франкского государства.
- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, историческим источником..
- Прочитайте п. 1 §3.
- Прочитайте фрагменты из исторических источников.
- Составьте исторический портрет Карла I.
- Беседа по прочитанному и работа по карте.
- Какой исторический портрет Карла I можно составить?
Обратить внимание учащихся на бронзовую статую «Карл Великий на коне»).
- Как изображен Карл Великий?
- Рассказ учителя, работа по карте и беседа.
- Обратитесь к карте. Посмотрите на легенду карты и скажите, как обозначены походы Карла I?
- Карл I ставит цель – создание прочного христианского государства. Завоевание и обращение варваров в христианство становится первоочередной задачей франкского государства. Франкское государство соседствовало с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке (показ по карте), на востоке со славянами, на юге – с арабо-мусульманской Испанией.
- Государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром. Карл I прославился прежде всего завоевательными походами. Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска стоял сам король.
- Ответьте на один из главных вопросов урока: каковы главные направления политики Карла Великого? (стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседних территорий).
- Работа с картой.
- Найдите и покажите область расселения франков к концу V века.
- Найдите и покажите границы Франкской империи при Карле I в начале IX века.
- Найдите и покажите границы земель зависимых от Франкской империи при Карле I.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Заполните таблицу «Военные походы Карла I и их результат», используя опорные слова и карту.
Направление походов (даты) | Основные противники | Результаты походов |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. |
- Проверка самостоятельной работы
- Рассказ учителя с элементами беседы.
- Посмотрите на карту и скажите, территории каких народов попали в зависимость или вошли в состав государства франков?
- Территория государства увеличилась во много раз, под власть Карла I попали многие племена и народы. Государство франков стало называться империей. Вспомните определение понятия «империя». (Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра).
Откройте учебник на стр. 29. Найдите в тексте пункта3 какой титул получил Карл Великий и в каком годы. (запись в тетрадь 800 г. – Карл I провозглашен римским императором)
- В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен римским императором.
Обратить внимание учащихся на средневековое изображение «Коронация императора».
- Папа Римский возложил на голову Карла I золотую императорскую корону. Титул Римского императора поднимал престиж франкского короля, так как приравнивал его к самому могущественному правителю раннего средневековья – византийскому императору. Войны с арабами, саксами, славянами, аварами велись с завоевательной целью и с целью распространения христианства.
- Карл I, став императором, взял на себя функции защитника христианской веры. Наметились тесные контакты между императором и папой Римским. Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это было выражено в его законодательстве. Карл I ожидал от своих поданных подчинения и преданности.
- За годы правления КарлуI удалось создать мощную империю.
- Карл I Великий умер от лихорадки 28 января 814 года. После его смерти империя просуществовала недолго и распалась на три государства: Западно-Франкское государство (Франция), Восточно-Франкское государство (Германия), Королевство Лотарингия (Италия).
- Самостоятельная работа учащихся
- Прочитайте п.4 и выпишите в тетрадь причины распада империи Карла Великого.
- Проверка выполнения самостоятельной работы
- Почему распалась империя Карла Великого? (Народы, которые силой подчинил Карл Великий, не хотели ему подчиняться. Отсутствие экономических связей между графствами империи. Наследники постоянно воевали между собой. Знать перестала подчиняться власти императора, т.к. хотела править самостоятельно).
- Беседа по вопросам и работа по карте.
- Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого? Назовите и покажите на карте.
- Почему наступил такой период, когда франкская знать перестала поддерживать власть короля? (Знать добилась своего: она получила земли, зависимых крестьян, которые работали на этих землях, да и еще хотела сама распоряжаться на своих землях).
- Как называется такой период истории государства, когда происходит распад его территорий на отдельные, более мелкие самостоятельные владения? (Феодальная раздробленность).
- Первичное осмысление и закрепление знаний. 3 минуты.
- Выскажите мнение: заслуженно ли франкский король Карл получил прозвище Великий?
Синквейн о Карле Великом
- Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма необязательна): (два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа), (три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему), (ключевая фраза, раскрывающая сущность Карла Великого), (существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения)
- Итоги урока. Рефлексия. 3 минуты.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Что в новом материале вас заинтересовало?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Домашнее задание. 3 минуты.
§ 3, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы причины распада империи Карла Великого и начавшейся феодальной раздробленности».
Работа в контурной карте. Рабочая тетрадь – задания 1-5.
Придумать вопросы викторины по теме «Эпоха Карла Великого»
Используемая литература:
- Арасланова О.В., Соловьева К.А. История Средних веков. 6 класс: Поурочные к учебникам Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского (М.: Просвещение), В.А. Ведюшкина (М.: Просвещение) и М.А. Шукурова (М.: Русское слово). – М.: ВАКО, 2004.
- История средних веков: поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс / авт.-сост. Н.Ю. Колисниченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
- История. 5 – 11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- История. 5 – 11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера / Е.В. Тайкова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
Технологическая карта.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия | Результаты | ||
Личностные | Метапредмет-ные | Предметные | ||||
I. Мотивационно-целевой этап 2 минуты | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Союз короля с христианской церковью был взаимовыгоден. Однако последователи Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока? Давайте попробуем составить план урока. Какие основные пункты мы можем выделить? (внутренняя и внешняя политика) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Определяют тему урока. Записывают тему в тетрадь. Составляют план урока. | Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. Целеполагание. | Организация учебной деятельности | ||
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы 2 минуты | В истории Карл известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, за что он получил такое прозвище. Работая над новой темой попытайтесь ответить на вопросы: каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности? | Отвечают на вопросы | Регулятивные умения: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии. Коммуникативные: Планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой. Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. | Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. | Анализ информации |
32 минуты | 1. Рассказ учителя о личности Пипина Короткого и приходе к власти Карла Великого
Составьте исторический портрет Карла I. 2. Работа с картой. Военные походы Карла Великого. Показывает по карте направления походов. 3. Пользуясь текстом учебника и картой «Франкское королевство в V — начале IX в.», определите направления походов Карла Великого. Территории каких народов попали в зависимость или вошли в состав государства франков?
(800 год)
|
Рассказывают о личности Карла Великого. 2. Работают с картой. Стр. 18 3. Читают текст параграфа и заполняют таблицу «Военные походы Карла Великого и их результат» Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Объясняют смысл новых слов. Записывают даты в тетрадь. Работа по карте стр. 32 Читают текст учебника и выписывают в тетрадь причины распада империи Карла Великого. | Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией Регулятивные: умение систематизировать материал, заполняя таблицу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Культурное многообразие мира, уважение к культуре других народов, толерантность | Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. | Анализ информации Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; |
IV Первичное осмысление и закрепление знаний. 3 минуты. | - Выскажите мнение: заслуженно ли франкский король Карл получил прозвище Великий? | Высказывают свое мнение | Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли. | |||
3 минуты | Задаёт вопросы о цели занятия.
| Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения | Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;. | ||
VI Домашнее задание 3 минуты | Учитель даёт на выбор учащихся: 1. Придумать вопросы викторины по теме «Эпоха Карла Великого» 2. Работа в контурной карте. 3. Рабочая тетрадь – задания 1-5 | Личностные: личностное самоопределение |
Дополнительный материал
Внешность Карла.
По свидетельству биографа Карла Эйнхарда, Карл «обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, однако не превосходил положенного, ибо известно, что был он семи его собственных ступеней в высоту». Его лицо отличал длинный нос и большие, живые глаза. У него были светлые волосы. Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниатюрах IX в., а также бронзовой статуэтке из собора в Меце, он по тогдашней франкской моде носил короткую причёску, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король начал страдать от хромоты. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация могилы Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.
О личности Карла Великого
«Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах, и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божием». После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, раздевшись донага, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».
Коронация Карла.
Осенью 800 г. Карл отправился в Рим, где знатные римляне устроили заговор против папыЛьва III, арестовав его во время торжественной процессии. Угрожая ослеплением, они требовали от Льва отречься от сана, однако папе удалось сбежать из города и добраться доПадерборна, где в это время находился Карл. По совету Алкуина, Карл обещал папе поддержку. Карл провёл в Риме почти полгода, разбирая распри между папой и местной знатью. 25 декабря он слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Хотя всё это не стало для Карла неожиданностью, он, по свидетельству Эйнгарда, первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы. Карл утверждал даже, что, знай он заранее о намерениях Льва III, он бы в тот день не пошёл в церковь, невзирая на Рождество. Делал он это, как видно, для того, чтобы успокоить Константинопольский двор. Ненависть ромейских императоров, тотчас возникшую, Карл, впрочем, перенёс с великим терпением. В конце концов, византийским императорам пришлось признать новый титул владыки франков. В сложившейся обстановке наметился брачный союз между византийской царицей Ириной и Карлом, с целью соединить, таким образом, Восток и Запад. Западные послы должны были прибыть в Константинополь осенью 802 г. для обсуждения этого вопроса, но в ту же осень 21 октября в византийской столице произошёл дворцовый переворот, лишивший Ирину власти. Престол занял Никифор I, который отказался признать Карла в качестве императора. В ответ Карл после довольно продолжительной войны (806—810) овладел Венецией и Далмацией, которые номинально числились за Византией, но были ослаблены из-за внутренних распрей и, благодаря союзу с Багдадским халифом аль-Амином, заставил Никифора, который вёл войну в Болгарии, пойти в 810 г. на мирные переговоры. Через 12 лет после начала конфликта византийский император Михаил Iпреемник погибшего в Болгарии Никифора, формально признал новый титул императора, в расчёте на поддержку Запада в борьбе с Болгарией, разгромившей византийское войско в 811 году. За признание своего императорского титула Карл уступил Михаилу I Венецию и Далмацию. Однако законность признания этого титула оспаривалась византийцами в XII и XIII вв.
Однако сам Карл придавал немалое значение своему новому титулу, потребовал после коронования новой присяги (802 г.) и подчеркивал свое положение Богом поставленного попечителя о благе народа и церкви. Полный титул Карла был: Karolusserenissimusaugustus a DeocoronatusmagnuspacificusimperatorRomanumimperiumgubernansquietpermisericordiamdeirexFrancorumatqueLangobardorum (примерно:«Карл милостивейший возвышенный, коронованный Богом, великий властитель-миротворец, правитель Римской империи, милостью божьей король франков и лангобардов»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Возникновение и распад империи Карла Великого", 6 класс. (на основе модульно-редуктивной технологии)
Технологическая карта урока по истории Средних веков, УМК Е.В.Агибалова, Г.М.Донской....
Конспект урока "Возникновение и распад империи Карла Великого"
Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Задача: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.Цели:1....
Урок истории средних веков в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого
Урок- игра с элементами соревнования между командами.в качестве оборудования использована интерактивная доска, презентация-сопровождение.отрывки видеофильма "Карл Великий" проект "Энциклопедия" на кан...
Тема урока: Возникновение и распад империи Карла Великого
Тема урока: Возникновение и распад империи Карла Великого...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"
Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...
Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"
Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...