Методическая разработка по истории Русского государства конца XVI – XVIII вв.(Итоговая работа) 7 класс
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Методическая разработка по истории
Русского государства
конца XVI – XVIII вв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_uroka_igry_7_klass.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия № 6» города Губкина
Методическая разработка по истории
Русского государства
конца XVI – XVIII вв.
(для учащихся 7 классов)
Подготовил:
Учитель истории и
обществознания
Образцов С.Н.
Губкин 2015
Цель мероприятия: привлечение внимания детей к истории России
Задачи:
- Формирование целостного восприятия исторического прошлого истории России, расширение исторического кругозора.
- Формирование умений работать с историческими текстами и картами.
- Развитие умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, делать выводы.
- Формирование чувства патриотизма, воспитание уважительного отношения, интереса к культуре и национальным традициям народов, живших на территории нашей страны.
7 класс .
Время урока: 45 минут.
Оборудование и материалы.
- Оборудование для игры брейн-ринг
- Карточки с заданиями
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Мультимедийная доска;
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Тема: «Россия конца XVI – XVIII вв.».
Ход урока:
- «Историческая разминка»: задание на проверку понятий и терминов.
Суть задания: команды по очереди формулируют исторические понятия.
- Всероссийский рынок – усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территории.
- Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
- Мелкотоварное производство – система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке.
- Наемный труд – труд работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.
- Предприниматель – лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какого-либо вида хозяйственной деятельности.
- Социальная база – категории населения, поддерживающие кого-либо.
- Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.
- Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.
- Регентство – в монархических государствах: временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
- Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
- Меркантилизм – экономическая политика, выражающаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.
- Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.
- Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 в., направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.
- Секуляризация – обращение государством церковной земельной собственности в светскую.
- Самоуправление – самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью.
- Капитал – состояние, совокупность материальных ценностей.
- «Известно ли вам, когда …»: задание на проверку знания событий.
Суть задания: проверка точного знания хронологии, поэтому необходим точный ответ.
- Введено патриаршество в России? (1589 г.)
- Избран на царство первый царь династии Романовых? (1613 г.)
- Принято Соборное уложение, закрепившее крепостное право? (1649 г.)
- Произошло воссоединение Украины с Россией? (1654 г.)
- Случился Медный бунт? (1662 Г.)
- Заключен с Китаем Нерчинский договор? (1689 Г.)
- Основан Санкт-Петербург? (1703 г.)
- Произошла Полтавская битва? (27 июня 1709 г.)
- Заключен Ништадский мир? (1721 г.)
- Принят «Манифест о вольности дворянской»? (1762 г.)
- Принята «Жалованная грамота дворянству»? (1785 г.)
- Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова (1799 г.)
- «Узнай событие»: задание на определение события по фрагменту из источника.
Суть задания: дать полноценное объяснение на определение исторического события, при этом баллы снижаются или повышаются в зависимости от полноты ответа.
- «Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя».
(Ответ: время Бориса Годунова, Смутное время, самозванцы, Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев).
- «Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Романов….
Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское царство царем».
(Ответ: Земский собор 1613 г. об избрании Михаила Романова царем).
- «В то время когда Петр начал водиться с иностранцами, он нашел полусгнившее судно в Измайловском загородном доме, очень недалеко от Москвы. Голландец, с которым Петр иногда разговаривал, поправил этот бот и показал ему на Измайловском пруде, как можно плавать на нем по ветру и против ветра. Петр, имевший природную склонность к механическим искусствам, нашел особенное удовольствие в этом упражнении и велел построить себе несколько судов побольше на Переяславском озере».
(Ответ: Начало строительства русского флота).
- «Что стоял-стоял прусский король на крутой горе,
Что смотрел-то – глядел на Берлин-город!
«Охти! Батюшко укрепушка, Берлин-город!
Ты кому же, моя укрепушка, достанешься?
Доставалась моя укрепушка царю белому,
А еще генералушке Краснощекому!».
(Ответ: Взятие Берлина русскими в ходе Семилетней войны в 1760 г.)
- «Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позорище, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими»
(Ответ: Разгром русскими под командованием Орлова и Спиридова турецкой эскадры в Чесменском сражении 5 июля 1770 г.)
- «Четвертый лишний»: задание на исключение из ряда лишнего понятия.
Суть задания: необходимо правильно назвать лишнее по смыслу слово и за дополнительный балл объяснить причину исключения.
- Дети боярские, дворяне, сословие, верховники
- Авантюрист, самозванец, фаворит, царевич
- Семибоярщина , регентство, двоецарствие, посольство
- Кондиции, ремесло, торговля, ярмарки
- Подворная подать, поземельная подать, подушная подать, перепись
- Владельческие крестьяне, приписные крестьяне, черносошные крестьяне, крепостные крестьяне
- Воевода, волость, брандер, уезд
- Протопоп, старообрядцы, раскол, гетман
- Работные люди, посессионные крестьяне, отходники, реестровые казаки
- “Как долго продолжались …»: задание на знание хронологии событий.
Суть задания: вопросы задаются командам по очереди.
- Царствование Петра Великого (1682-1725 гг. - 43 года)
- Смоленская война (1632-1634 гг. - 2 года)
- Восстание Степана Разина (1670-1671 гг. - 1 год)
- Северная война (1700-1721 гг. - 21 год)
- Царствование Анны Ивановны (1730-1740 гг. - 10 лет)
- Русско-турецкая война (1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.)
- Царствование Екатерины II (1762-1796 гг. - 34 года)
- Восстание Кондратия Булавина (1707-1708 гг. - 1 год)
- Царствование Павла I (1796-1801 гг. - 5 лет)
- “Узнай личность»: задание на определение личности по источнику.
Суть задания: зачитывается отрывок из документа до тех пор, пока команда не назовет правильное имя.
- «На престоле московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания».
(Ответ: Лжедмитрий I).
- «Современники отмечали, что (он) обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом».
(Ответ: Степан Разин)
- «Царь держал во дворце стариков, имеющих по сто лет от роду. Они повествовали о событиях, проходивших на их памяти. В числе их были и юродивые. Богомольцы певали государю духовные стихи, сказки и былины. В числе любимых развлечений государя была игра в шахматы». (Ответ: Царь Алексей Михайлович).
- «Он убеждал дворян отдавать детей своих учиться… разрешил им посылать детей в латинские училища в Польшу, другим же советовал нанимать для детей польских гувернеров; иностранцам он разрешил свободный въезд и выезд из Московии, что до него не было в обычае».
(Ответ: Князь В.В.Голицын).
- «Его стремительная карьера была бы невозможна в другое время. Выходец из крестьянской семьи, торговавший пирожками на московских улицах и площадях, он стал вначале царским денщиком, а вскоре – одним из его ближайших соратников.
(Ответ: Александр Данилович Меншиков).
- «Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные – голову рубить, имение взять».
(Ответ: Емельян Пугачев, Манифест).
- “Квартет»: задание для команды на соотнесение даты, имени и события.
Суть задания: раздаются по четыре одинаковые карточки для трех команд, которые необходимо собрать быстрее, чем все остальные и прокомментировать.
- Екатерина II, Уложенная комиссия, 1767 г., разработка проекта нового свода законов.
- Петр I, реформы, 1722 г., система служебного роста вне зависимости от происхождения
- Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, ополчение, 1612 г., освобождение Москвы от интервентов
- Степан Разин, народное движение, 1670 г., захват восставшими Царицына и Астрахани
- Историческая викторина.
Суть задания: вопросы задаются каждой команде по одному в быстром режиме
- Город, в котором был убит царевич Дмитрий (Углич).
- Настоящее имя Лжедмитрия I (Григорий).
- Сколько было ополчений в истории Смуты (два).
- Прозвище Лжедмитрия II («тушинский вор»).
- Имя полячки, жены Лжедмитрия (Марина Мнишек).
- Судьба Василия Шуйского после свержения с престола (пострижен в монахи).
- Прозвище царя Алексея Михайловича (Тишайший).
- Дата созыва последнего Земского собора (1653 г.).
- Максимальное количество приказов в России (100).
- Кем был Никон (патриархом).
- Какой продукт стал виновником восстания (соль).
- Кого Разин выбросил за борт корабля (княжну).
- Имя предводителя освободительного движения украинского народа (Богдан Хмельницкий).
- Живописец, автор «Троицы» (Симон Ушаков).
- Название главной площади столицы (Красная, Красивая)
- Брачный возраст крестьян 17 в. (12 – девушки, 15 – юноши)
- Имя короля-соперника Петра I (Карл XII)
- Фамилия Петра I (Романов)
- Фаворит Анны Иоанновны (Бирон)
- Прозвище помещицы Салтыковой («Салтычиха»)
- Книга Суворова («Наука побеждать»)
- Подведение итогов, выставление баллов, награждение.
Приложение к заданию VII. Карточки с информацией для раздачи командам.
ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ |
УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ |
1767 год |
РАЗРАБОТКА |
ПЕТР ВЕЛИКИЙ |
РЕФОРМЫ |
1722 год |
СИСТЕМА СЛУЖЕБНОГО РОСТА ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ |
КУЗЬМА МИНИН, ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ |
ОПОЛЧЕНИЕ |
1612 год |
ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ ОТ ИНТЕРВЕНОВ |
СТЕПАН РАЗИН |
НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ |
1670 год |
ЗАХВАТ ВОССТАВШИМИ ЦАРИЦЫНА И АСТРАХАНИ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка контрольно-измерительного материала для проведения государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования по предмету: "Физическая культура"
Методическая разработка направлена на определение сформированности у учащихся предметных знаний и умений, а также диагностику уровня предметной успешности учащихся 9-х классов....
Методическая разработка группового-коррекционного занятия с использованием ЭОР для работы с педагогами по улучшению взаимодействия внутри класса. Классный час: «Какая погода в нашем классе?»
Данную методическую разработку можно использовать для работы с детьми и взрослыми на разных возрастных группах для решения конфликтных ситуаций и проведения совместного классного часа с участием психо...
Методическая разработка урока алгебры (с презентацией) по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по теме "Арифметическая прогрессия".
Методическая разработка урока алгебры (с презентацией) по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по теме "Арифметическая прогрессия". К данному уроку предлагается презе...
Методическая разработка урока "Job interview" (Собеседование при приеме на работу), 10-11 класс
Данный урок был проведен в 10 классе по учебнику "Opportunities Intermediate", как часть в системе уроков по теме "Занятость". План разработка может быть использована как для проведения урока, так для...
Методическая разработка. План-конспект урока по технологии для учащихся 5 класса. Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок.
1.Обобщение и закрепление знаний по теме «Рабочая одежда», ознакомление учащихся с правилами построения чертежей и с правилами снятия мерок.2.Научить правильному измерению фигуру человека....
Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов-психологов для работы со слабослышащими подростками 9 класса «Тренинг: «Профессия на букву…»».
Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса по программе «Психология и выбор профессии»....
Методическая разработка урока по МДК.01.03 «Технология малярных работ» по Кейс - методу на тему: «Обойные работы»
Урок по Кейс - методу, построенному на принципе саморазвития, активности личности, который ставит цель: освоение технологий проектирования и подбора оклеечных материалов при внутренней отд...