Методическая разработка урока алгебры (с презентацией) по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по теме "Арифметическая прогрессия".
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) на тему

Козина Наталья Александровна

Методическая разработка урока алгебры (с презентацией) по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по теме "Арифметическая прогрессия". К данному уроку предлагается презентация и карточки с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

Методическая разработка урока алгебры (с презентацией) по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по теме "Арифметическая прогрессия".

Автор: Козина Наталья Александровна,

Должность: учитель математики.

Место работы: МБУОШИ «Новопортовская школа – интернат среднего (полного) общего образования».

с. Новый Порт, 2014


Тема урока: Арифметическая прогрессия.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

Форма проведения:  урок-практикум.

Класс: 9

Цели урока:  

I. Обучающие:

  1. Систематизировать теоретические сведения по теме «Арифметическая прогрессия»; повторить изученные формулы; совершенствовать навыки применения формул при решении задач для подготовки учащихся к государственной аттестации.
  2. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению учебного материала «Арифметическая прогрессия».

Знания, умения, навыки:

- Отрабатывать навыки учащихся рациональному решению задач.

      - Знание понятийного аппарата учащихся по теме «Арифметическая последовательность»

- Уметь применять полученные знания в процессе решения задач.

II. Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в выполнении работ.
  2. Воспитывать личностные качества: взаимопомощи, целеустремленности, находчивости.
  3. Продолжать формировать навыки работы у доски, в тетради.
  4. Преодоление неуверенности в своих силах.
  5. Продолжить воспитание потребности в знаниях, самостоятельности.

III. Развивающие:

  1. Развивать у учащихся интерес к предмету с помощью разнообразных видов деятельности на уроке.
  2.  Формирование наблюдательности, внимания.
  3. Развивать устную и письменную речь.
  4. Помочь развить познавательный интерес к математике.
  5. Продолжить развитие логического мышления учащихсяв ходе применения формул в нестандартных ситуациях.

Задачи:

1. Организация деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при закреплении умения решать задачи;

2. Развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.

3. Показать учащимся связь математики с жизнью и бытом человека.

Оборудование урока: Карточки – задания (папка Приложения), презентация, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, обычная доска, цветные карандаши.

Структура урока:

1.

Организационный момент.

5 мин.

2.

Сообщение темы и целей урока.

2 мин.

3.

Повторение. Систематизация знаний.

10 мин.

1) Работа в парах.

4 мин.

2) Выполнение устных упражнений.

5 мин.

3) Это интересно.

1 мин.

4.

Психологическая разгрузка.

4 мин.

5.

Закрепление.

16 мин.

1) Работа в парах.

6 мин.

2)Индивидуальная работа более подготовленных учащихся с проверкой на доске.

10 мин

3)Самостоятельная работа для слабоуспевающих учащихся с проверкой по презентации.

6.

Итог урока

2 мин.

7.

Постановка домашнего задания

1 мин.

Ход урока.

Этапы

урока

I. Орг. момент

Слайды

Действия учителя

Действия учащихся

В начале урока приветствие ребят и учителя.

«Тему сегодняшнего урока мы узнаем, разгадав кроссворд»

Вопросы к кроссворду:

1. Как называется график квадратичной функции?

2. Математическое предложение, справедливость которого доказывается.

3. Упорядоченная пара чисел, задающая положение точки на плоскости.

4. Наука, возникшая в глубокой древности в Вавилоне и Египте, а учащиеся  начинают её изучать с 7 класса.

5. Линия на плоскости, задаваемая уравнением у=кх+b.

6. Числовой промежуток.

7. Предложение, принимаемое без доказательства.

8. Результат сложения

9. Название второй координаты на плоскости.

10. Французский математик 19 века, «отец» алгебры, юрист, разгадал шифр, применяемый испанцами в войне с французами, а нам помог в быстром решении квадратных уравнений.  

- Попробуйте сами сформулировать тему урока.

- Отгадывают кроссворд,

- формулируют тему урока.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Итак, тема урока «Арифметическая прогрессия».

Мы завершаем изучение темы «Арифметическая прогрессия». Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по этой теме. Его цель: обобщить и систематизировать знания, повторить формулы, развивать навыки применения формул для выполнения заданий на экзамене в форме ГИА, а также учиться применять знания в нестандартных ситуациях.

-Открывают тетради и записывают тему урока.

III. Повторение. Систематизация знаний.

1. Работа в парах. (3-4 мин)

На столах карточка К-1 с формулами и их названиями. Нужно соотнести названия формул и сами формулы, соединив их стрелочками. Задания такого типа есть в КИМах ГИА. Кто закончит раньше, повторите правила, определения.

Проверка.

Учащиеся работают по карточкам в парах, проверяют правильность выполненного задания по слайду

А сейчас ответим на вопросы:

Вопросы: Сформулировать:

  • определение арифметической прогрессии;
  • характеристическое свойство арифметической прогрессии;
  • чему равна разность арифметической прогрессии.

После проверки – АНИМАЦИЯ:Запомните, друзья, соль истины такой: Теория мертва без практики живой. Поэтому переходим к выполнению практических заданий. Сначала устно.

Отвечают на вопросы устно

2. Выполнение устных упражнений.(5-6 мин)

На столе у каждого лежат карточки с заданием. По необходимости краткое решение можно записать в тетрадь.

Задачу про брёвна решает ученик на интерактивной доске.

Устные задания (карточка К-2)

1. Является ли следующие последовательности арифметической прогрессией?

а) 1; 3; 5; 7; 9;…..

б) 1; 4; 9; 16; 25; …..

в) 1; 3; 5; 7; 11; 13; 17; …..

2. Найти разность арифметической прогрессии:

1; 5; 9………

105; 100….

-13; -15; -17……

11;  а2; 19,….

3. Из арифметических прогрессий выберите ту, среди членов которой есть число  – 10.

а) an = 2n +10;

б) an=  – 3n ;

в) an=  – 3n +2;

г) an =  – 4n– 8;

4. Какое число не является членом арифметической прогрессии 4; 8; 12; 16?

а) 60; б) 64; в) 66; г) 68

5. При хранении брёвен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в её основанииположено 12 брёвен?

Решение.

Кладку бревен рассмотрим в виде арифметической прогрессии, где а1= 1, а2= 2, аn= 12,

d = 2 – 1 = 1,

an = a1+ d(n - 1),

12 = 1 + n – 1,

n = 12.

Сумма 12 членов арифметической прогрессии

Сумма 12 членов арифметической прогрессии равна

Ответ: 78 бревен.

- Отвечают устно на вопросы,

- один из учащихся выходит к интерактивной доске и решает задачу 5

3. Это интересно (1 мин)

Знаете ли вы, что такое магический квадрат?

Квадрат, состоящий из 9 клеток, в него вписывают числа, так чтобы сумма чисел по вертикали, горизонтали диагонали была одним и тем же числом- constanta.

Замечание об арифметической прогрессии само по себе очень интересно. Дело в том, что из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат

Учащиеся слушают

IV. Психологическая разгрузка

У Вас на столах лежат листы, на которых написаны цифры от 1 до 9. Теперь раскрасьте один ряд двумя разными цветами в любом порядке. Как я это сделала, показано на слайде.

А пока Вы раскрашиваете, я расскажу про замечательного математика по фамилии Рамсей. Он жил в начале ХХ века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. Вспомните, когда Вы смотрите на звезды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но еще в древности люди увидели там созвездия Рыб и Кассиопеи, Льва и Ориона.

И вот на ваших карточках, казалось бы, цифры раскрашены в случайном порядке. Но Рамсей доказал, что это не так, доказав следующий факт: что хотя бы три каких – либо числа одного цвета обязательно составляют арифметическую прогрессию. Назовите эти числа.

Учащиеся раскрашивают  цифры и слушают учителя

V. Закрепление.

1) Работа в парах

2)Индивидуальная работа более подготовленных учащихся с проверкой на доске.

А сейчас решаем задачи в тетрадях (15 мин).

Учащиеся получают карточки К-3 с заданиями для работы на уроке. Задания дифференцированы: (1 – 4 для слабоуспевающих учащихся, после их выполнения им предлагается самостоятельная работа).А более подготовленные учащиеся решают индивидуально задания 5-8.

Задания 1-4 решаются в паре сильный+слабый.

Учитель помогает, даёт рекомендации по мере необходимости.

Решения и ответы первых 5 заданий демонстрируются на слайдах. Решение 6-7 задания оформляется на доске. 7 задание проверяется и по слайду.

- Работа в парах: выполнение заданий по карточкам

- Работа у доски: 2 учащихся оформляют решения на доске.

3)Самостоятельная работа для слабоуспевающих учащихся

После решения задания 1-4 по К-3 и их проверки, учащимся со слабой математической подготовкой предлагается самостоятельная работа (карточки К-4). В конце урока тетради сдаются на проверку.

- решают самостоятельную работу

VI. Итог урока

Какая была цель нашего урока?

Мы её достигли?

Ответьте на вопросы:

*        Сегодня я узнал…

*        Было интересно…

*        Было трудно…

*        Я выполнял задания…

*        Я понял, что…

*        Теперь я могу…

*        Я научился…

На слайде демонстрируются формулы. Учащимся ещё раз предлагается назвать их.

Выставление оценок за работу на уроке.

«Прогрессио – движение вперёд».  Желаю вам не останавливаться на достигнутом, а упорно двигаться вперёд к новым вершинам!!!

- Рассуждают о пройденном уроке

- Ответы учащихся

VII. Постановка домашнего задания

Домашнее задание на карточках К-3. Задания дифференцированы 1-2 для слабоуспевающих учащихся; 1-4 для более подготовленных.

- записывают в дневники

Урок сегодня завершён, но

Каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К прогрессу в жизни приведут!

Спасибо за урок, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились!

Список рекомендованной литературы:

  1. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики).-М.: Просвещение, 1996.
  2. Глазков Ю.А.и др. Тесты по алгебре: 9 класс: к учебнику Ю.Н. Макрычева и др. «Алгебра. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс (учебник для средней школы). - М.: Просвещение, 2011.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет:

  1. http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/progressii/obzornyy-urok-po-teme-arifmeticheskaya-progressiya
  2. http://www.fipi.ru/
  3. http://mirurokov.ru/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F.html
  4. http://unimath.ru/?mode=0&idstructure=100280
  5. http://www.zavuch.info/methodlib/361/55641/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

п а р а б о л а т е о р е м а к о о р д и н а т а а л г е б р а п р я м а я и н т е р в а л а к с и о м а с у м м а о р д и н а т а В и е т

Слайд 2

«Арифметическая Прогрессия » Тема урока:

Слайд 3

Определение арифметической прогрессии Формула п –го члена арифметической прогрессии Характеристическое свойство членов арифметической прогрессии Сумма первых п членов арифметической прогрессии Формула для нахождения разности арифметической прогрессии Запомните, друзья, соль истины такой: Теория мертва без практики живой.

Слайд 4

Практические устные задания 1. Являются ли следующие последовательности арифметической прогрессией? Почему? а) 1; 3; 5; 7; 9;…. б) 1; 4; 9; 16; 25; ….. в) 1; 3; 5; 7; 11; 13; 17; ….. 2. Найти разность арифметической прогрессии: а) 1; 5; 9… б) 105; 100…. в) -13; -15; -17 г) 11; а 2 ; 19,…. 3. ГИА. Из арифметических прогрессий выберите ту, среди членов которой есть число – 10. а) a n = 2 n +10 ; б) a n = – 3 n ; в) a n = – 3n + 2 ; г) a n = – 4 n – 8; 4. ГИА. Какое число не является членом арифметической прогрессии 4; 8; 12; 16? а) 60; б) 64; в) 66; г) 68

Слайд 5

5. При хранении брёвен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в её основании положено 12 брёвен?

Слайд 6

Знаете ли вы, что такое магический квадрат? Квадрат, состоящий из 9 клеток, в него вписывают числа, так чтобы сумма чисел по вертикали, горизонтали диагонали была одним и тем же числом- constanta . Замечание об арифметической прогрессии само по себе очень интересно. Дело в том, что из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат. 9 19 5 7 11 15 17 3 13

Слайд 7

Рамсей жил в начале ХХ века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. Вспомните, когда Вы смотрите на звезды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но еще в древности люди увидели там созвездия Рыб и Касеопеи, Льва и Ориона. Психологическая разгрузка 1 6 9 5 3 2 4 8 7

Слайд 8

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ КАРТОЧКИ: 5. 10 дней / 105 = 15 + 10( n – 1) 6 . 6 дней / 15 заявок 7. 5400 8. 34

Слайд 9

7 . Найдите сумму всех натуральных чисел, не превосходящих 120, которые не делятся на 4. Пусть S — искомая сумма; S = S 1 - S2, где S 1 —сумма всех натуральных чисел, не превосходящих 120, S 2 - сумма всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 120. Найдем S 1 : S 1 = 1+ 120 2 • 120 = 12 1 • 60 Найдем число членов этой последовательности. Так как она задается формулой а п = 4 n , то 4 п = 120, п = 30 . Найдем S 2 : S 2 = 4+ 120 2 • 3 0 = 12 4 • 15 S= S 1 - S2 В последовательности (а п ) чисел, кратных 4 и не превосходящих 120, а 1 = 4, а п = 120. Получим: S = S 1 - S2 = 121•60 - 124•15 = 121•60 - 31 •4•15 = 60(121- 31) = 5400.

Слайд 10

Ответы самостоятельной работы I вариант II вариант 2 ― 4 ― 2 8 37 37 250 125

Слайд 11

Итог урока * Сегодня я узнал… * Было интересно… * Было трудно… * Я выполнял задания… * Я понял, что… * Теперь я могу… * Я научился…

Слайд 12

Итог урока Что выражают эти формулы?

Слайд 13

«Прогрессио – движение вперёд» Желаю вам не останавливаться на достигнутом, а упорно двигаться вперёд к новым вершинам!!!



Предварительный просмотр:

К-1

Соотнесите термин и формулу, ему соответствующую



Предварительный просмотр:

К-2

Устные задания

1. Является ли следующие последовательности арифметической прогрессией?

   а)    1; 3; 5; 7; 9;…..

   б)    1; 4; 9; 16; 25; …..

   в)     1; 3; 5; 7; 11; 13; 17; …..

2. Найти разность арифметической прогрессии:

        1; 5; 9………

        105; 100….

        -13; -15; -17……

        11;  а2; 19,….

3. Из арифметических прогрессий выберите ту, среди членов которой есть число  – 10.

а) an = 2n +10;    б) an =  – 3n ;      в) an =  – 3n +2;    г) an =  – 4n – 8;

4. Какое число не является членом арифметической прогрессии 4; 8; 12; 16?

        а) 60;                б) 64;                в) 66;                г) 68

5. При хранении брёвен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке.  Сколько брёвен находиться в одной кладке, если в её основании положено 12 брёвен?

К-2

Устные задания

1. Является ли следующие последовательности арифметической прогрессией?

   а)    1; 3; 5; 7; 9;…..

   б)    1; 4; 9; 16; 25; …..

   в)     1; 3; 5; 7; 11; 13; 17; …..

2. Найти разность арифметической прогрессии:

        1; 5; 9………

        105; 100….

        -13; -15; -17……

        11;  а2; 19,….

3. Из арифметических прогрессий выберите ту, среди членов которой есть число  – 10.

а) an = 2n +10;    б) an =  – 3n ;      в) an =  – 3n +2;    г) an =  – 4n – 8;

4. Какое число не является членом арифметической прогрессии 4; 8; 12; 16?

        а) 60;                б) 64;                в) 66;                г) 68

5. При хранении брёвен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке.  Сколько брёвен находиться в одной кладке, если в её основании положено 12 брёвен?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

К-4

А – 9 Самостоятельная работа Вариант1

1. Дано:  - арифметическая прогрессия,  Найти d.

2. Дана арифметическая прогрессия  6; 2; …. Найдите.

3. Дано:  - арифметическая прогрессия,  Найти

4. Дано:  - арифметическая прогрессия,. Найти

А – 9 Самостоятельная работа Вариант2

 

1. Дано:  - арифметическая прогрессия,  Найти d.

2. Дана арифметическая прогрессия   4; 6; …. Найдите.

3. Дано:  - арифметическая прогрессия,  Найти

4. Дано:  - арифметическая прогрессия,. Найти

А – 9 Самостоятельная работа Вариант1

1. Дано:  - арифметическая прогрессия,  Найти d.

2. Дана арифметическая прогрессия  6; 2; …. Найдите.

3. Дано:  - арифметическая прогрессия,  Найти

4. Дано:  - арифметическая прогрессия,. Найти

А – 9 Самостоятельная работа Вариант2

 

1. Дано:  - арифметическая прогрессия,  Найти d.

2. Дана арифметическая прогрессия   4; 6; …. Найдите.

3. Дано:  - арифметическая прогрессия,  Найти

4. Дано:  - арифметическая прогрессия,. Найти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"

Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...

Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе.

Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе. "Понятие производной"...

Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "Решение нестандартных показательных уравнений"

Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творчески способностей учеников при решении задач, содержащих параметры, углубле...

Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе "Исследование функций. Чтение графика"

Презентация к уроку на тему: Исследование функций. Чтение графика. Программа: государственная базовая "Алгебра и начала математического анализа - 11". Автор учебника Ш.А. Алимов и др., 2010г...

Методическая разработка урока по физической культуре Лыжная подготовка 5 класс

План-конспект урока по физической культуре Лыжная подготовка 5 класс по теме: "Подъём на склон ёлочкой. Спуск со склона в средней стойке"...