Методическая разработка урока алгебры (с презентацией) по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по теме "Арифметическая прогрессия".
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) на тему
Методическая разработка урока алгебры (с презентацией) по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по теме "Арифметическая прогрессия". К данному уроку предлагается презентация и карточки с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_arifmeticheskaya_progressiya.docx | 34.33 КБ |
arifmeticheskaya_progressiya.pptx | 409.24 КБ |
k-1sootnesite_termin_i_formulu.docx | 27.05 КБ |
k-2_ustnye_zadaniya_.docx | 329.23 КБ |
k-3.docx | 23.85 КБ |
k-4_sr_.docx | 49.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
Методическая разработка урока алгебры (с презентацией) по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по теме "Арифметическая прогрессия".
Автор: Козина Наталья Александровна,
Должность: учитель математики.
Место работы: МБУОШИ «Новопортовская школа – интернат среднего (полного) общего образования».
с. Новый Порт, 2014
Тема урока: Арифметическая прогрессия.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Форма проведения: урок-практикум.
Класс: 9
Цели урока:
I. Обучающие:
- Систематизировать теоретические сведения по теме «Арифметическая прогрессия»; повторить изученные формулы; совершенствовать навыки применения формул при решении задач для подготовки учащихся к государственной аттестации.
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению учебного материала «Арифметическая прогрессия».
Знания, умения, навыки:
- Отрабатывать навыки учащихся рациональному решению задач.
- Знание понятийного аппарата учащихся по теме «Арифметическая последовательность»
- Уметь применять полученные знания в процессе решения задач.
II. Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в выполнении работ.
- Воспитывать личностные качества: взаимопомощи, целеустремленности, находчивости.
- Продолжать формировать навыки работы у доски, в тетради.
- Преодоление неуверенности в своих силах.
- Продолжить воспитание потребности в знаниях, самостоятельности.
III. Развивающие:
- Развивать у учащихся интерес к предмету с помощью разнообразных видов деятельности на уроке.
- Формирование наблюдательности, внимания.
- Развивать устную и письменную речь.
- Помочь развить познавательный интерес к математике.
- Продолжить развитие логического мышления учащихсяв ходе применения формул в нестандартных ситуациях.
Задачи:
1. Организация деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при закреплении умения решать задачи;
2. Развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
3. Показать учащимся связь математики с жизнью и бытом человека.
Оборудование урока: Карточки – задания (папка Приложения), презентация, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, обычная доска, цветные карандаши.
Структура урока:
1. | Организационный момент. | 5 мин. |
2. | Сообщение темы и целей урока. | 2 мин. |
3. | Повторение. Систематизация знаний. | 10 мин. |
1) Работа в парах. | 4 мин. | |
2) Выполнение устных упражнений. | 5 мин. | |
3) Это интересно. | 1 мин. | |
4. | Психологическая разгрузка. | 4 мин. |
5. | Закрепление. | 16 мин. |
1) Работа в парах. | 6 мин. | |
2)Индивидуальная работа более подготовленных учащихся с проверкой на доске. | 10 мин | |
3)Самостоятельная работа для слабоуспевающих учащихся с проверкой по презентации. | ||
6. | Итог урока | 2 мин. |
7. | Постановка домашнего задания | 1 мин. |
Ход урока.
Этапы урока I. Орг. момент | Слайды | Действия учителя | Действия учащихся |
В начале урока приветствие ребят и учителя. «Тему сегодняшнего урока мы узнаем, разгадав кроссворд» Вопросы к кроссворду: 1. Как называется график квадратичной функции? 2. Математическое предложение, справедливость которого доказывается. 3. Упорядоченная пара чисел, задающая положение точки на плоскости. 4. Наука, возникшая в глубокой древности в Вавилоне и Египте, а учащиеся начинают её изучать с 7 класса. 5. Линия на плоскости, задаваемая уравнением у=кх+b. 6. Числовой промежуток. 7. Предложение, принимаемое без доказательства. 8. Результат сложения 9. Название второй координаты на плоскости. 10. Французский математик 19 века, «отец» алгебры, юрист, разгадал шифр, применяемый испанцами в войне с французами, а нам помог в быстром решении квадратных уравнений. - Попробуйте сами сформулировать тему урока. | - Отгадывают кроссворд, - формулируют тему урока. | ||
II. Сообщение темы и целей урока. | - Итак, тема урока «Арифметическая прогрессия». Мы завершаем изучение темы «Арифметическая прогрессия». Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по этой теме. Его цель: обобщить и систематизировать знания, повторить формулы, развивать навыки применения формул для выполнения заданий на экзамене в форме ГИА, а также учиться применять знания в нестандартных ситуациях. | -Открывают тетради и записывают тему урока. | |
III. Повторение. Систематизация знаний. | 1. Работа в парах. (3-4 мин) На столах карточка К-1 с формулами и их названиями. Нужно соотнести названия формул и сами формулы, соединив их стрелочками. Задания такого типа есть в КИМах ГИА. Кто закончит раньше, повторите правила, определения. Проверка. | Учащиеся работают по карточкам в парах, проверяют правильность выполненного задания по слайду | |
А сейчас ответим на вопросы: Вопросы: Сформулировать:
После проверки – АНИМАЦИЯ:Запомните, друзья, соль истины такой: Теория мертва без практики живой. Поэтому переходим к выполнению практических заданий. Сначала устно. | Отвечают на вопросы устно | ||
2. Выполнение устных упражнений.(5-6 мин) На столе у каждого лежат карточки с заданием. По необходимости краткое решение можно записать в тетрадь. Задачу про брёвна решает ученик на интерактивной доске. Устные задания (карточка К-2) 1. Является ли следующие последовательности арифметической прогрессией? а) 1; 3; 5; 7; 9;….. б) 1; 4; 9; 16; 25; ….. в) 1; 3; 5; 7; 11; 13; 17; ….. 2. Найти разность арифметической прогрессии: 1; 5; 9……… 105; 100…. -13; -15; -17…… 11; а2; 19,…. 3. Из арифметических прогрессий выберите ту, среди членов которой есть число – 10. а) an = 2n +10; б) an= – 3n ; в) an= – 3n +2; г) an = – 4n– 8; 4. Какое число не является членом арифметической прогрессии 4; 8; 12; 16? а) 60; б) 64; в) 66; г) 68 5. При хранении брёвен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в её основанииположено 12 брёвен? Решение. Кладку бревен рассмотрим в виде арифметической прогрессии, где а1= 1, а2= 2, аn= 12, d = 2 – 1 = 1, an = a1+ d(n - 1), 12 = 1 + n – 1, n = 12. Ответ: 78 бревен. | - Отвечают устно на вопросы, - один из учащихся выходит к интерактивной доске и решает задачу 5 | ||
3. Это интересно (1 мин) Знаете ли вы, что такое магический квадрат? Квадрат, состоящий из 9 клеток, в него вписывают числа, так чтобы сумма чисел по вертикали, горизонтали диагонали была одним и тем же числом- constanta. Замечание об арифметической прогрессии само по себе очень интересно. Дело в том, что из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат | Учащиеся слушают | ||
IV. Психологическая разгрузка | У Вас на столах лежат листы, на которых написаны цифры от 1 до 9. Теперь раскрасьте один ряд двумя разными цветами в любом порядке. Как я это сделала, показано на слайде. А пока Вы раскрашиваете, я расскажу про замечательного математика по фамилии Рамсей. Он жил в начале ХХ века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. Вспомните, когда Вы смотрите на звезды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но еще в древности люди увидели там созвездия Рыб и Кассиопеи, Льва и Ориона. И вот на ваших карточках, казалось бы, цифры раскрашены в случайном порядке. Но Рамсей доказал, что это не так, доказав следующий факт: что хотя бы три каких – либо числа одного цвета обязательно составляют арифметическую прогрессию. Назовите эти числа. | Учащиеся раскрашивают цифры и слушают учителя | |
V. Закрепление. 1) Работа в парах 2)Индивидуальная работа более подготовленных учащихся с проверкой на доске. | А сейчас решаем задачи в тетрадях (15 мин). Учащиеся получают карточки К-3 с заданиями для работы на уроке. Задания дифференцированы: (1 – 4 для слабоуспевающих учащихся, после их выполнения им предлагается самостоятельная работа).А более подготовленные учащиеся решают индивидуально задания 5-8. Задания 1-4 решаются в паре сильный+слабый. Учитель помогает, даёт рекомендации по мере необходимости. Решения и ответы первых 5 заданий демонстрируются на слайдах. Решение 6-7 задания оформляется на доске. 7 задание проверяется и по слайду. | - Работа в парах: выполнение заданий по карточкам - Работа у доски: 2 учащихся оформляют решения на доске. | |
3)Самостоятельная работа для слабоуспевающих учащихся | После решения задания 1-4 по К-3 и их проверки, учащимся со слабой математической подготовкой предлагается самостоятельная работа (карточки К-4). В конце урока тетради сдаются на проверку. | - решают самостоятельную работу | |
VI. Итог урока | Какая была цель нашего урока? Мы её достигли? Ответьте на вопросы: * Сегодня я узнал… * Было интересно… * Было трудно… * Я выполнял задания… * Я понял, что… * Теперь я могу… * Я научился… На слайде демонстрируются формулы. Учащимся ещё раз предлагается назвать их. Выставление оценок за работу на уроке. «Прогрессио – движение вперёд». Желаю вам не останавливаться на достигнутом, а упорно двигаться вперёд к новым вершинам!!! | - Рассуждают о пройденном уроке - Ответы учащихся | |
VII. Постановка домашнего задания | Домашнее задание на карточках К-3. Задания дифференцированы 1-2 для слабоуспевающих учащихся; 1-4 для более подготовленных. | - записывают в дневники | |
Урок сегодня завершён, но Каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут! Спасибо за урок, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились! |
Список рекомендованной литературы:
- Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики).-М.: Просвещение, 1996.
- Глазков Ю.А.и др. Тесты по алгебре: 9 класс: к учебнику Ю.Н. Макрычева и др. «Алгебра. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс (учебник для средней школы). - М.: Просвещение, 2011.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет:
- http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/progressii/obzornyy-urok-po-teme-arifmeticheskaya-progressiya
- http://www.fipi.ru/
- http://mirurokov.ru/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F.html
- http://unimath.ru/?mode=0&idstructure=100280
- http://www.zavuch.info/methodlib/361/55641/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Арифметическая Прогрессия » Тема урока:
Определение арифметической прогрессии Формула п –го члена арифметической прогрессии Характеристическое свойство членов арифметической прогрессии Сумма первых п членов арифметической прогрессии Формула для нахождения разности арифметической прогрессии Запомните, друзья, соль истины такой: Теория мертва без практики живой.
Практические устные задания 1. Являются ли следующие последовательности арифметической прогрессией? Почему? а) 1; 3; 5; 7; 9;…. б) 1; 4; 9; 16; 25; ….. в) 1; 3; 5; 7; 11; 13; 17; ….. 2. Найти разность арифметической прогрессии: а) 1; 5; 9… б) 105; 100…. в) -13; -15; -17 г) 11; а 2 ; 19,…. 3. ГИА. Из арифметических прогрессий выберите ту, среди членов которой есть число – 10. а) a n = 2 n +10 ; б) a n = – 3 n ; в) a n = – 3n + 2 ; г) a n = – 4 n – 8; 4. ГИА. Какое число не является членом арифметической прогрессии 4; 8; 12; 16? а) 60; б) 64; в) 66; г) 68
5. При хранении брёвен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в её основании положено 12 брёвен?
Знаете ли вы, что такое магический квадрат? Квадрат, состоящий из 9 клеток, в него вписывают числа, так чтобы сумма чисел по вертикали, горизонтали диагонали была одним и тем же числом- constanta . Замечание об арифметической прогрессии само по себе очень интересно. Дело в том, что из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат. 9 19 5 7 11 15 17 3 13
Рамсей жил в начале ХХ века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. Вспомните, когда Вы смотрите на звезды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но еще в древности люди увидели там созвездия Рыб и Касеопеи, Льва и Ориона. Психологическая разгрузка 1 6 9 5 3 2 4 8 7
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ КАРТОЧКИ: 5. 10 дней / 105 = 15 + 10( n – 1) 6 . 6 дней / 15 заявок 7. 5400 8. 34
7 . Найдите сумму всех натуральных чисел, не превосходящих 120, которые не делятся на 4. Пусть S — искомая сумма; S = S 1 - S2, где S 1 —сумма всех натуральных чисел, не превосходящих 120, S 2 - сумма всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 120. Найдем S 1 : S 1 = 1+ 120 2 • 120 = 12 1 • 60 Найдем число членов этой последовательности. Так как она задается формулой а п = 4 n , то 4 п = 120, п = 30 . Найдем S 2 : S 2 = 4+ 120 2 • 3 0 = 12 4 • 15 S= S 1 - S2 В последовательности (а п ) чисел, кратных 4 и не превосходящих 120, а 1 = 4, а п = 120. Получим: S = S 1 - S2 = 121•60 - 124•15 = 121•60 - 31 •4•15 = 60(121- 31) = 5400.
Ответы самостоятельной работы I вариант II вариант 2 ― 4 ― 2 8 37 37 250 125
Итог урока * Сегодня я узнал… * Было интересно… * Было трудно… * Я выполнял задания… * Я понял, что… * Теперь я могу… * Я научился…
Итог урока Что выражают эти формулы?
«Прогрессио – движение вперёд» Желаю вам не останавливаться на достигнутом, а упорно двигаться вперёд к новым вершинам!!!
Предварительный просмотр:
К-1
Соотнесите термин и формулу, ему соответствующую
Предварительный просмотр:
К-2
Устные задания
1. Является ли следующие последовательности арифметической прогрессией?
а) 1; 3; 5; 7; 9;…..
б) 1; 4; 9; 16; 25; …..
в) 1; 3; 5; 7; 11; 13; 17; …..
2. Найти разность арифметической прогрессии:
1; 5; 9………
105; 100….
-13; -15; -17……
11; а2; 19,….
3. Из арифметических прогрессий выберите ту, среди членов которой есть число – 10.
а) an = 2n +10; б) an = – 3n ; в) an = – 3n +2; г) an = – 4n – 8;
4. Какое число не является членом арифметической прогрессии 4; 8; 12; 16?
а) 60; б) 64; в) 66; г) 68
5. При хранении брёвен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько брёвен находиться в одной кладке, если в её основании положено 12 брёвен?
К-2
Устные задания
1. Является ли следующие последовательности арифметической прогрессией?
а) 1; 3; 5; 7; 9;…..
б) 1; 4; 9; 16; 25; …..
в) 1; 3; 5; 7; 11; 13; 17; …..
2. Найти разность арифметической прогрессии:
1; 5; 9………
105; 100….
-13; -15; -17……
11; а2; 19,….
3. Из арифметических прогрессий выберите ту, среди членов которой есть число – 10.
а) an = 2n +10; б) an = – 3n ; в) an = – 3n +2; г) an = – 4n – 8;
4. Какое число не является членом арифметической прогрессии 4; 8; 12; 16?
а) 60; б) 64; в) 66; г) 68
5. При хранении брёвен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько брёвен находиться в одной кладке, если в её основании положено 12 брёвен?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
К-4
А – 9 Самостоятельная работа Вариант1
1. Дано: - арифметическая прогрессия, Найти d.
2. Дана арифметическая прогрессия 6; 2; …. Найдите.
3. Дано: - арифметическая прогрессия, Найти
4. Дано: - арифметическая прогрессия,. Найти
А – 9 Самостоятельная работа Вариант2
1. Дано: - арифметическая прогрессия, Найти d.
2. Дана арифметическая прогрессия 4; 6; …. Найдите.
3. Дано: - арифметическая прогрессия, Найти
4. Дано: - арифметическая прогрессия,. Найти
А – 9 Самостоятельная работа Вариант1
1. Дано: - арифметическая прогрессия, Найти d.
2. Дана арифметическая прогрессия 6; 2; …. Найдите.
3. Дано: - арифметическая прогрессия, Найти
4. Дано: - арифметическая прогрессия,. Найти
А – 9 Самостоятельная работа Вариант2
1. Дано: - арифметическая прогрессия, Найти d.
2. Дана арифметическая прогрессия 4; 6; …. Найдите.
3. Дано: - арифметическая прогрессия, Найти
4. Дано: - арифметическая прогрессия,. Найти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе.
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе. "Понятие производной"...
Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "Решение нестандартных показательных уравнений"
Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творчески способностей учеников при решении задач, содержащих параметры, углубле...
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе "Исследование функций. Чтение графика"
Презентация к уроку на тему: Исследование функций. Чтение графика. Программа: государственная базовая "Алгебра и начала математического анализа - 11". Автор учебника Ш.А. Алимов и др., 2010г...
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Логарифмические уравнения"
Логарифмические уравнения...
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Логарифмические уравнения"
quot;Логарифмические уравнения"...
Методическая разработка урока по физической культуре Лыжная подготовка 5 класс
План-конспект урока по физической культуре Лыжная подготовка 5 класс по теме: "Подъём на склон ёлочкой. Спуск со склона в средней стойке"...