Педагогические технологии
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему
Традиционные и современные педагогические технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedtehnologii.docx | 62.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на семинар
ТРАДИЦОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Ц е л ь: сформировать представления о современных педагогических технологиях.
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
К ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Теоретическое обоснование проблемы
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению, использованию новшеств, осуществленио нововведений.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы выбрали педагогические технологии.
Причинами выбора являются следующие:
1. В условиях существующей классно-урочной системы занятий они легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит каким бы то ни было серьезным коррективам.
2. Педагогические технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
3. Педагогические технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно ориентированного подхода.
4. Они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, ориентируют на развитие творческой деятельности.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогическая технология.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Педагогическая технология - это научно обоснованный выбор характера операционного воздействия в процессе организуемого учителем взаимоотношения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности (Т И. Шамова).
Анализируя различные определения, можно выделить существенные черты современных трактовок понятия «педагогическая технология».
Педагогическая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежат определенные ценностные ориентации и целевые установки автора или коллектива, которые должны воплотиться в ожидаемом результате.
Можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
• однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
• должно способствовать:
- отбору и структуре содержания (что);
- оптимальной организации учебного процесса (как);
-методам, приемам, средствам обучения (с помощью чего);
• а также учитывать:
- необходимый реальный уровень квалификации учителя (кто);
- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы разные авторы подходят по-своему.
В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
• традиционные, относя к ним различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организация учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетную основу и многое другое;
• развивающие;
• игровые;
• тестовые;
• модульно-блочные;
• интегральные, как одна из них - проектная.
Хотя на сегодняшний день многие педагоги используют в своей практике элементы новых, интерактивных, технологий, однако стоит признать, что большая часть учителей применяет более привычные - традиционные технологии обучения.
Представляем вашему вниманию сопоставление сильных и слабых сторон данных технологий, что, может быть, поможет вам пересмотреть свое отношение к использованию данных педагогических технологий в вашей работе.
Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, обучения по ранее приятому образцу. В основе этих технологий - информирование, просвещение учащихся и организациях репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Основные признаки традиционных технологий обучения
1. Просвещение обучающихся (трансляция готового учебного содержания; изложение нового материала в основном через монолог учителя, диалог между учащимися нормативно исключен; нужно отметить, что данные технологии практически не способствуют формированию уровня навыков общения у учащихся).
2. Доминирование обучения над учением (три основные функции учителя - информирующая, контролирующая и оценивающая).
З. Единообразие в содержании и формах ученической деятельности.
4. Регламентированное исполнительство (ученик - объект воздействия учителя).
5. Ориентация на формирование личности заданными свойствами.
6. Превознесение внешних показателей (процент успеваемости; обеспеченность учебного процесса сопутствующими дидактическими атрибутами; при этом не берутся во внимание внутренние показатели, связанные с изменениями, происходящими в сознании школьника, с развитием его интеллектуальных способностей).
Слабые стороны традиционной технологии
1. Преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников.
2. Превалирование фронтальных форм работы, уравнительный подход к школьникам (ориентация на «среднего ученика».)
3. Как правило, шаблонное построение урока.
4. Организация действий в основном репродуктивного характера, отсутствие условий для развития творческого потенциала личности.
5. Субъект-объектный характер отношений между учителем и учениками.
6. Доминирование монологической формы обучения, отсутствие возможностей для организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых.
7. Чрезмерно большой объем домашних заданий.
Сильные стороны традиционной технологии
1. Организационная четкость педагогического процесса.
2. Систематический характер обучения.
З. Идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся.
4. Разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
Таким образом, если учесть слабые стороны традиционной технологии и больше уделить внимания сильным сторонам, то элементы традиционной технологии в совокупности с другими можно использовать в обучении школьников.
Основные группы педагогических технологий
Весьма распространенным среди практиков является разделение педтехнологий на «новые» и «неновые». Здесь следует заметить, что, когда речь идет о «новых» педтехнологиях, имеется в виду не временной аспект: новые как только что или недавно появившиеся (хотя в определенной степени и этот смысл тоже), а несколько иное: новые как отличающиеся от привычных, традиционных педтехнологий.
К так называемым «новым» относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся (прежде всего это личностно ориентированные технологии).
Далее в таблице показано многообразие педагогических технологий в современном образовании.
Группа педтехнологий | Педагогическая технология | Авторы |
Традиционные педтехнологии | Объяснительно-иллюстративные технологии обучения | В основе - дидактические принципы Я.А Коменского |
Педтехнологии на основе личност -ной ориентации педагогического процесса | «Педагогика сотрудничества» | Педагоги-новаторы |
Гуммано-личностная технология | Ш.А.Амонашвили | |
Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека. | Е.Н.Ильин | |
Педтехнологии на основе активи- зации и интенси- фикации деятедь ности учащихся | Игровые технологии | Б.П.Никитин |
Проблемное обучение | Дж.Дьюи | |
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре | Е.И.Пассов | |
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых модулей учебного материала | В.Ф.Шаталов | |
Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса | Технология перспективно-опережающего с использованием опорных схем при комментируемом управлении | С.Н.Лысенкова |
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов | В.В.Фирсов | |
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей | И.Н.Закатова | |
Технология индивидуализации обучения | И.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков | |
Коллективный способ обучения | А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко | |
Групповые технологии | - | |
Компьютерные (новые информационные ) технологии обучения | - | |
Педтехнологий на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала | «Экология и диалектика» | Л.В. Тарасов. |
«Диалог культур» | В.С. Библер | |
Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) | П.М.Эрдниев | |
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий | М.Б. Воволич | |
Частнопредметные педтехнологии | Технология раннего и интенсивного обучения грамоте | Н.А. Зайцев |
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе | В.Н. Зайцев | |
Технология обучения математике на основе решения задач | Р.Г. Хазанкин | |
Педтехнологии на основе системы «Эффективных уроков» | А.А. Окунев | |
Система поэтапного обучения физике | Н.Н. Пальтышев | |
Альтернативные педтехнологии | Вальдорфская педагогика | Р. Шнайтер |
Технология свободного труда | С.Френе | |
Технология вероятного образования | А.М. Лобок | |
Технология мастерских (близки к ним студии А.Н. Тубельского, цикловой метод) | - | |
Природосообразные педтехнологии | Природообразное воспитание грамотности | А.М.Кушнир |
Технология саморазвития | М.Монтессори | |
Педтехнологии развивающего обучения | Система развивающего обучения Занкова | Л.В.Занков |
Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова | Д.Б. Эльконин В.В.Давыдов | |
Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности | И.П. Волков Г.С. Альтшуллер И.П. Иванов | |
Личностно ориентированное развивающее обучение | И.С.Якиманская | |
Технология саморазвивающего обучения | Г.К. Селевко | |
Педтехнологии авторских школ | Школа адаптирующей педагогики | Е.А. Ямбург Б.А. Бройде |
Модель «Русская школа» | И.Ф. Гончаров Л.Н. Погодина и др. | |
Школа самоопределения | А.И.Тубельский | |
Школа-парк | М.А. Балаьан | |
Агрошкола | А.А. Католиков и др. | |
Школа завтрашнего дня | Д. Ховард |
Личностно ориентированные технологии обучения
Личностно ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
Организация личностно ориентированного урока
Личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.
Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содёржание («окультурить»).
Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных прёдставлений, относящихся к различным областям знания, переводя ЭТОТ ОПЫТ на научно-значимые Образцы.
Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их Предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Основные особенности личностно ориентированного урока
Ц ел ь: создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения учителем этой цели:
1. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.
2. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
З. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
4. Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
5. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения.
6. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
7. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков представлены в таблице (с. 39).
Подходы к разработке дидактического обеспечения
личностно ориентированного урока
1. Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.
2. Изложение знаний в учебнике (учитёлем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.
3. В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием даваемых знаний.
4. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
5. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.
6. Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения.
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного
и личностно ориентированного уроков ( разработано С.В. Зайцевым)
Цели традиционного урока | Цели личностно ориентированного урока |
1.Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков | 1.Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий | 2.Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам | 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними материала |
4. Проводит индивидуальные занятия с соответствующими или наиболее подготовленными детьми | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком |
5. Планирует и направляет детскую деятельность | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути из разрешения |
Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока
Критериальная база для оценки работы учителя на традиционном и личностно ориентированном уроках может быть единой. Ниже обозначены те критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью:
1. Использование проблемных творческих заданий.
2. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
З. Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока.
4. Сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности.
5. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «яового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
б. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся.
7. Оценка определяется по ряду параметров: конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
Критёрии анализа урока с позиции личностно ориентированного образования
1. Использование субъектного опыта учеников.
2. Применение учителем на уроке специально разработанного дидактического материала.
З. Характер педагогического общения на уроке.
4. Активация способов учебной работы.
5. Проявление учителем гибкости в ходе проведения урока.
Возможности решения проблемы в педагогической практике
Основные идеи апробированных и получивших признание прогрессивных цедтехнологии.
Технология полного усвоения знаний (авторы: Дж. Кэрролл, Б. Блум - США)
Суть идеи - все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.
Критерии полного усвоения задаются таксономией целей обучения Б. Блума.
• 3 н а н и е: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру).
• По н им а н и е: ученик преобразует учебный материал (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий).
• Пр и м е н е ни е: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации.
• Ан ади з: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого.
• С ин т е з: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной».
• О ц е н к а ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели.
Технология разноуровневого обучения (дж. Кэрролл, Б. Блум, 3. И. Казмыкова).
Теоретическое обоснование: различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.
Уровневая дифференциация осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных. образовательных областях на следующих уровнях:
1 минимальном (госстандарт);
2 - базовом;
З - вариативном (творческом).
Основные принципы данной педагогической технологии:
1) всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, есть люди, занятые не своим делом,
2) взаимное превосходство если у кого-то одно дело получается хуже, чем у других, значит, другое должно получаться лучше, это «другое» нужно искать педагогу,
З) неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Система психолого-педагогической диагностики развития личности в обучении учитывает следующие элементы • воспитанность,
• познавательный интерес,
• общеучебные умения и навыки,
• фонд действенных знаний (по уровням),
• мышление,
• память;
• тревожность;
• темперамент.
Организационная модель школы включает три варианта дифференциации обучения:
1) комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;
2) внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения. на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку; при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами. с углубленным изучением отдельных предметов;
З) профильное обучёние в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.
Технология коллективного взаимообучения (А. Г. Ривин)
В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения - «организованный диалог»; «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».
При реализации данной технология могут использоваться три вида парной работы:
• статическая пара, которая объёдиняет по желанию двух учеников, меняющихся ролями, «учитель» - «ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» - при условии взаимного расположений);
• динамическая четверка: четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, теми и т. п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
• вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по описанной схеме (смотри описание работы динамической четверки). В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.
Основные преимущества данной технологии:
• В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
• В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
• Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.
• У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
• Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
• Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
• Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно обеспечивает более прочное усвоение.
Технология модульного обучения
Сущность технологии состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с учебным модулем.
Модуль - это целевой функциональный учебный блок, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью модуля. Дидактическая цель, которая формулируется для обучаемого, содержит в себе указание не только на объем знания, но и на уровень его усвоения.
Преимущества данной технологии: модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика. Учитель разрабатывает учебную программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач. При этом обеспечивается входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с педагогом осуществлять управление процессом обучения.
Технологии развивающего учения(Л. В. Занков; Д. Б. Эльконин - В. В. Давьщов;
В. С. Библер; Ш. А. Амонашвили)
В основе технологии - способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся, и интеллектуальных способностей. Это обучение способам самостоятельного постижения знаний по различным учебным предметам.
Суть концепций развивающего обучения заключается в создании условий, при которых содержание, методы и формы организации обучения на прямую ориентированы на всестороннее развитие ребенка.
Стержневой идеей технологий развивающего обучения в процессе их применения является идея об опережающем развитии мышления, ведущим за собой умственное развитие ребенка в целом. При этом высший уровень развития человека характеризует творческое мышление.
Особенности творческого мышления:
• получение результата, которого раньше никто не добивался;
• возможность действовать различными путями в ситуации, когда не известно, какой из них может привести к желаемому итогу;
• многообразие способов, применяемых для достижения результата;
• отсутствие достаточного опыта решения подобных задач; • необходимость действовать без подсказки.
Главная цель развивающего обучения - развитие у обучаемых теоретического мышления как наиболее высокого уровня сознания. Для этого необходимо обеспечить усвоение системы научных понятий.
Основные идеи дидактической системы Л. В. Занкова
(дидактическая система для начальной школы)
Основные принципы:
• высокий уровень трудности обучения;
• ведущая роль теоретических знаний при ориентации на развитие эмпирического мышления;
• быстрый темп продвижения при изучёнии материала;
• осознание школьниками хода своих умственных действий; включение эмоциональной сферы в процесс обучения;
• внимание учителя сосредоточивается на каждом обучающемся.
Особенности организации учебного процесса:
• гибкая структура урока;
• выстраивание процесса познания «от ученика»;
• интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями;
• коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации объектов, выяснения закономерностей;
• самостоятельное формулирование выводов;
• создание педагогических ситуаций, которые требуют интенсивного общения.
Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
(В массовой практике применяется в первом - шестом классах, экспериментально вводится в седьмом - одиннадцатом классах, в классах КРО, в системе высшего и последипломного образования.)
Цель: развитие теоретического мышления обучающихся.
Суть данной системы - овладение теоретическими знаниями в их философско-логическом понимании.
Основные принципы организации обучения:
• дедукция на основе содержательных обобщений;
• содержательный анализ;
•. содержательное абстрагирование;• теоретическое содержательное обобщение;
• восхождение от абстрактного к конкретному;
• содержательная рефлексия. . ..
Особенности содержания учебного предмета: .
• его специальное построение, моделирующее. содержание и методы научной области знаний;
• содержание ориентировано как на обучение научным понятиям, так и на развитие образного мышления;
• в процессе обучения значительное место отводится овладению нравственными ценностями.
Особенности урока:
• диалог;
• дискуссия;
• деловое общение детей;
• проблемное изложение знаний учителем.
Основные условия реализации учебной деятельности в тёхнологии
развивающего обучения Д. Б.Эльконина - В. В. Давыдова
1. Развертывание учебной деятельности с целью формирования у школьников учебной потребности всегда происходит на основе дискуссии.
2. В процессе поиска и осмысления научного знания у школьника не может быть ошибок, а могут быть только пробы и затруднения.
З. Суть учебной деятельности состоит в разделении поиска способов решения задачи и самого ее решения.
Условия развертывания учебной деятельности:
1. Учитель ищет учебный материал, задания которого позволяют ввести школьников в историю происхождения и сущность того или иного явления (события).
2. Школьники с помощью учителя, опробуя различные способы деятельности, пытаются найти пути решения учебной задачи.
З. Нужный способ решения учебной задачи школьник должен находить в дискуссии со сверстниками и самим учителем.
Специфика технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Построение учебной деятельности | Содержание и принципы организации учебной деятельности | Формы взаимодействия и характер общения учителя с учеником в ходе различных этапов учебной деятельности |
1.Формирование учебной потребности. 2. Осознание цели предстоящей деятельности. 3. Осмысление и внутреннее принятие мотивов познавательной деятельности. 4. Представление возможности выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности. 5. Обеспечение возможности самостоятельного выполнения учебного действия. 6. Создание условий для самооценки индивидуального результата. 7.Самоконтроль | 1. Выделение основных содержательных блоков программы, позволяющих выстроить теоретические обобщение. 2. Обучение учащихся общим принципам решения учебных задач, построения понятий. 3. Изложение научных знаний от абстрактного к конкретному. 4. Обучение способом построения понятий, образов, ценностей и норм для усвоения содержания теоретических знаний. 5. Модельное изображение выводов. | 1. Коллективно-распределительная деятельность - коллективное размышление, дискуссия и совместные поиски. 2. Диалоговое общение между учителем и учащимися, между обучающимися. 3. Общение по типу «учитель - ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки. 5. Групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи ( учитель играет роль консультанта) 6. Межгрупповое взаимодействие при обобщении, выведении общих закономерностей, формировании выводов. 7. Работа ученика с родителями во время выполнения домашнего задания (обсуждение той или иной задачи) 8. Индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ. |
Система Л.В. Занкова | Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова |
Используется в начальной школе | Используется в массовой практике на первом этапе школьного обучения ( 1-6 классы), экспериментально вводится в 7-11 классах, в классах КРЮ, в системе образования |
Развитие эмпирического мышления | Развитие теоретического мышления |
Высокий уровень трудности обучения для учащихся всего класса | Уровень трудности индивидуален, его нелегко измерить |
Ведущая роль теоретических знаний | |
Быстрый темп продвижения в изучении материала | На изучение материала тратится столько времени, сколько потребуется для его осмысления на необходимом теоретическом уровне |
Практическая часть
Творческая группа разбивается на пары. Каждой паре предоставляется возможность обсудить особенности традиционного и инновационного обучения и составить сравнительные характеристики по заданным параметрам.
Далее работа строится по принципу динамической пары ( осуществляется переход).
Результат работы: у каждого оказывается полная характеристика традиционного и инновационного обучения.
проходит общая дискуссия.
Т е м а: ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК:
КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИАГНОСТIИКА
Ц е л ь: создать целостную картину личностно ориентированного урока, определить условия его качественной реализации
План работы семинара:
1. Теоретическая часть.
- Психолого-дидактические характеристики личностно ориентировочного образования.
- Психолого-дидактические характеристики, обеспечивающие личностно ориентированного направленность урока.
- Сущностные характеристики личностно ориентированного урока как структурные компоненты его анализа и самоанализа.
- Способы диагностики развития обучающихся в учебном процессе.
2. Практическая часть.
Проведение дискуссий и участие в изучении тренинговой методики личностного развития.
Материал, представленный на семинаре-практикуме, поможет достичь аксиологических, когнитивных, деятельностно - творческих и личностных результатов образования. Личностно ориентированный урок, построенный на данном материале, обеспечивает: самопознание учащихся, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования собственной жизненной позиции; введение учащихся в. мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций; приобщение учащихся к системе научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития; формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей. .
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
К ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ СЕМШIАРА
Психолого-дидактическая характеристика личностно ориентированного урока
Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.
Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Исходя из данной трактовки цели личностно ориентированного образования определяются его основные человекообразующие функции. Назовем эти функции:
• гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней, лячностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средством (механизмами) реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество;
• культуросозидательная, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация данной функции позволяет приобщить человека к миру культуры, дает ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой (в том числе и национальной) культуры. Механизмом реализации данной функции является культурная идентификация как установлёние духовной взаимосвязи между человеком и его народом, как переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие ее ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
• социализации, которая предполагает обеспечение усвоен14$ и воспроизводства ш-щивкдом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхоищейия человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностныё смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоэзренческие ценности и отношения. Социатшзация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной средё. Соответственно механизмами рёайизации данной функции являются рефлексия, сохранение индивiщуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Характеристика личностно ориентированного образования не может быть полной, если не раскрыты его содержательные аспекты. Содержание личностно ориентированного образования определяется его направленностью на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования:, свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество. Содержание личностно ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного («Я» и научиться управлять им. В соответствии с этим содержание личностно ориентированного образования должно включать в себя следующие компоненты:
1) аксиологический (имеет целью введениё учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций);
52
2) когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);
З) деятельностно-творческий (имёет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей);
4) личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения формирования жизненной позиции.
Содержательные аспекты личностно :ориентированного образования, прежде всего, акцентируют внимания на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфёрё интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования возможных решений познавательных и практических задач. При этом основным условием выступает вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания и процесса образования.
Объектом педагогической 'деятельности является не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые ,необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика (его активности, самостоятельности, инициативы, интересов), для формирования его субъективной позиции и организации способствующей этому образовательной среды.
Можно выделить несколько групп таких условий:
• межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит ученика в конкретном образовательном учреждении: педагогами, одноклассниками, другими учащимися;
• направленность и особенности организации учебного процесса, в значительной степени опрёделяющей характёр взаимодействия между частниками' образовательного процесса в их деятельности (учебной и педагогической). Здесь важными являются приоритетные методы преподавания учения, ориентация на коллективные/индивидуальные способы обучения, степень учета интересов и способностей учащихся, способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и, учениками, реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;
степень профессиональной компетентности педагогов школы;.
• материальные условия реализации образовательного процесса.
Подчеркнем, что личностно. ориентированными можно считать в образовании лишь те изменения, в которых доминирующим выступает «личностное измерение», то есть те аспекты образоватёльного процесса, которые непосредственно соотносятся с личностным развитием учащихся, а также других участников образовательного процесса. Таким образом, изменения содержания и организации образовательного процесса должны быть ориентированы прежде всего на личностное развитие учащихся и других участников образовательного процесса.
Психолого-дидакгические характеристики, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока:
1. Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся:
• инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика; • создание ситуации выбора;
• организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
• стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;
• приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.
2. Создан е условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся:
• опора на субъектный личностный опыт учеников;
• активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и учеников, их выводов и оценок;
• применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тнп, вид, действия с учебным материалом;
• формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других;
• создание ситуаций, позволяющих ученикам проявить собственные способности, возможности, интересы.
З. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации):
• развитие мотивационной сферы учащихся;
• создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности: учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;
• повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
• поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.
4. Знание и у ч е т психофизиологических особенностей учащихся:
• использование приемов внешней и внутренней дифференциации;
• выбор методических приемов, типа (вида) урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
• использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;
•' обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития).
5. Ор и е н та ц и я на развитие внутренних мотивов учения стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:
• ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не стремление заданным извне результатам;
• обучение целепологанию (приемам, последовательности классификации);
• создание ситуации успеха;
• помощь в осознании мотивов собственных дёйствий, поведения, деятельности;
• создание ситуации нравственного выбора.
6. О р г а ни з а ц и я развивающего пространства; ориентации на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей: • постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
• поощрение творческой активности учащихся;
• ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не толь ко на запоминание учебной информации;
• использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга анализ ситуаций и/или их моделей;
• разнообразие используемых методов и приемов деятельности
• повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера.
7. ф о р м и р о в а н и е эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:
• создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
• формирование опыта и стремления определять собственно отношение к явлениям, событиям, людям;
• стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность благоприятный психологический климат и т. д.);
• формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач; ..
• создание ситуаций включенности учеников. общественно-полезную деятельность, их практичность к процессам и явлениям, значимым для них, коллектива, общества.
8. О р г а н и з а ц и я равноправного партнерского, общения в ходе учебного взаимодействия:
•.приоритет диалогических фёрм учебной деятельности; • организация сотрудничества учителя и учеников;
• организация сотрудничества учеников между собой'(в том
числе обеспечение взаимопомощи организация групповых самостоятельных работ);
• оптимальное соотношение фронтальных индивидуальных форм организации учебной. деятельности;
• доброжелательность в общении.
9. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:
• поощрение инициативы и активности учащихся;
• акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;
• использование вариантов организации учебной работы, обеспечивающий зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнеров;
• подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности;
• поощрение познавательной активности детей. .
10. Об е с п е ч н не обратной связи в педагогическом процессе:
• «считывание» учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее;
обучение венного исторического познания. В рамках этого подхода ученик ценен воспроизводством не столько общественного сколько индивидуального опыта. Следовательно, образование - это не только обучение (воспитание), но и учение как особая индивидуальная деятельность ученика.
Включенность субъективного опыта в процёсс познания (усвоения) определяет различие таких понятий, как «обученность» и «образованность». Обучить в принципе можно всем и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, должен сам, путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устрёмлений, ис пользуя индивидуально выработанные способы учебной работы и руководствуясь личностным отношением к ней.
Обезличенных знаний не бывает. Следует различать знания информацию. Научная информация дается через содержании учебного материала. При усвоении этой информации учению «пропускает» ее через свой субъективный опыт и превращает в индивидуальное знание. Иного пути формирования знанию просто нет. Кроме того, учитель, сообщая научную информацию, Выражает свое отношение к ее содержано, использует] собственный субъективный опыт. Происходит сложное согласование двух носителей знания - ученика и учителя - как равно. равных партнеров образовательного процесса.
Личностного ориентированная система обучения предполагает:
• признание ученика основным субъектом процесса обучения; признание основной целью развитие индивидуальных способностей ученика; .
• определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.
Цель личностно ориентированного урока создание условия для проявления познаватёльной активности учеников.
Средства достижения цели учителем
1. Использование разнообразных форм и методов организации учебноi4 деятёльности, позволяющий раскрыть субъектный опыт учащихся,
2. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
З. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ
4. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
5. Оценка деятельности ученика не только по конечному результата (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
6. Поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
7. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии эффективности проведения урока
с личностно ориентированной направленностью
1. Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса.
2. Использование проблемных творческих заданий.
З. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех-учеников в ходе урока. -
5. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
б Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладел), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сдёлать по-другому.
7. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.
8. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся.
9. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров правильности, самостоятельности, оригинальности.
10. При задании а дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...