Духовно-нравственное воспитание на уроках истории.
статья по истории на тему

Работу написал учитель истории ЧОУРО "Православная гимназия им. А. Невского" - Павлычев С.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_istorii.zip1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории.

учитель истории

Павлычев С.В.

Цель православной гимназии, четко определена Стандартом православного компонента: формирование православного мировоззрения, национального самосознания и гражданской ответственности. Важнейшая роль в достижении этой цели принадлежит истории.

В традиции гимназии обращение к истории происходит на всех уроках и во внеурочное время. Годовым гимназическим кругом закреплены общегимназические конференции: «Земная и небесная жизнь Александра Невского» (2 четверть) и «Улицы нашего города» (3 четверть). Готовясь к выступлению на конференциях, юные исследователи  работают с историческими источниками (письменными, археологическими, архитектурными, экспонатами музея); учатся формулировать вопросы, видеть проблемы, выдвигать гипотезы и аргументированно их доказывать. Невозможно понять историю страны, не зная истории своего края, поэтому, темы конференций определены так, чтобы ребенок учился быть внимательным к тому, что рядом и через это постигал сложные исторические законы и закономерности. Александр Невский – небесный покровитель гимназии, именно он пример, на который ориентирована модель выпускника, именно такими  педагогический коллектив хочет видеть своих учеников, поэтому первая конференция связана с именем Александра Невского.

 Вторая гимназическая конференция, которая переросла в Епархиальную,  ориентирует гимназистов на  историю родного города, района. Многим улицам подарили свои фамилии интересные люди; многие дома бережно хранят память о прежних владельцах: купцах – благотворителях. Изучая судьбы строителей ГЭС, архитекторов, священников, старообрядцев, героев войн, дети не только привыкают внимательно, с рассуждением, относится к месту, в котором живут, но и впечатляются подвигом служения, примером жизни ради других людей.

В 2014-2015 учебном году  тема гимназической, а затем районной конференции, организуемой гимназией, была определена так «Моя семья в истории моей страны». Все гимназисты среднего звена составили своё родословное древо, отметив на нем участников войн. Кроме того, каждый ученик подготовил рассказ о своем родственнике, воевавшем в 1941-1945 гг или работавшем в эти годы в тылу. Важно было не только собрать воспоминания родных о герое войны, но и, поработав с историческими источниками, соотнести сведения о том или ином сражении с данными семейных преданий.

Исследуя судьбы  своих предков, ребята лучше понимают события, происходившие в родном крае, стране и мире. Они с гордостью осознают вклад своих близких в развитие Отчизны. Таким образом, формируется  «семьянин» - человек, который знает и хранит традиции рода.

Мотивацию к изучению истории поддерживают и традиционные гимназические игры «Колесо истории», которые проходят в середине каждой четверти и посвящены актуальной теме этого периода. Разновозрастные команды двигаются по определенному маршруту, отгадывают исторические загадки, ориентируются по картам, узнают личности полководцев, правителей, людей искусства, вспоминают ключевые даты и события.

Безусловно, уклад гимназии способствует формированию историчности мышления, и чувств патриотизма и гражданственности, однако, не менее значимы здесь уроки истории.

Важно из урока в урок учить ребят воспринимать исторический процесс не как набор случайных фактов, а как живой процесс развития народов по замыслу Творца. В понимании православного человека мир развивается по промыслу Божиему, но вместе с тем и свободной воле каждого из нас. Рассуждая с учениками об этом, мы воспитываем в них качество ответственности за свои поступки,  учим быть не наблюдателями, а активными участниками исторического процесса, то есть иметь решимость сделать мир лучше. В конечном итоге формируется закрепленное в модели выпускника качество «гражданин».

Также важно  изучать проблему личности в истории. Нашей державой управляли как Богопоставленные правители, так и слабые личности. Были великие полководцы и предатели. Необходимо анализировать их жизнь, рассуждать об их влиянии на судьбу страны. Часто причины взлетов и падений кроются в духовно-нравственных факторах: отношениях человека с Богом, принципах воспитания в его семье.

На примерах жизни святых земли Русской, героев родного края, правителей, ученых, воинов, пожертвовавших своей жизнью за Отчество, мы надеемся, что формируются в детях качества «патриот» и «воин».

Изучая историю в православной гимназии, легче, чем в общеобразовательной школе, показать важность симфонии Церкви и государства. Цивилизационный выбор князя Владимира определил вектор развития для нашей страны. Многие столетия Русь росла и крепла благодаря крепкой вере князя. Даже летописи ни что иное как список дел князя, который велся в монастыре монахом. Именно этот список должен был предъявить князь на Страшном суде. Лишь в советское время ударение с временных лет переместили на временных. Смысл повести и заключался в напоминании князю о том, что его жизнь на земле недолгая, временная, а вечная жизнь будет зависеть от того какие дела он делал на земле. Об этом детям напоминает вся Древнерусская литература. Отступление князя от закона Бога приводило к губительным последствиям – ордынское иго, сожжение городов, смерть. Царь – помазанник Божий (через таинство Миропомазания наследнику престола сообщалась благодать Святого Духа), люди были послушны ему. Таким образом, соблюдалась иерархия послушания: дети послушны родителям, жена – мужу, народ послушен правителю и все послушны Богу.

В современном мире иерархия нарушена, в обществе высоких информационных технологий наступил духовный кризис, проявлением которого являются глобальные проблемы современности, конфликты и войны. Задача школы формировать в мировоззрении ребенка, а значит восстанавливать  в сознании народа иерархию ценностей, не навязываемых Западом, так называемых общечеловеческих, а традиционных русских: веру в Бога, готовность отдать жизнь за Отечество, почитание родителей, помощь нуждающимся, в том числе соседним странам и народам.

Много в истории дискуссионных вопросов, важно не скрывать от ребенка ту или иную точку зрения. Принципиальным подходом к изучению любого даже самого спорного вопроса является рассмотрение всех существующих позиций ученых, историков, политологов. Важно научить ребенка видеть правду, критически относится к любой идеи, задавать вопросы, сомневаться, удивляться, возрастая в добродетелях и любви к Богу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно- нравственное воспитание на уроках истории

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящ...

Духовно- нравственное воспитание на уроках истории

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящ...

Духовно- нравственное воспитание на уроках истории

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории Шевченко С.А.г. Белгород«История- это могучая и вечно живая сила,которая творит Патриота, Гражданина.» Это особенно важ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории

«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»- писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.Сегодня на историю, как учебный пред...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории.

От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа (Дж. Локк)....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....