Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на уроках истории и обществознания.
статья по теме

Алексеева Ирина Викторовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstennoe_vospitanie.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  духовно-нравственных  ценностей  школьников на уроках истории и обществознания.

                                                                   

Проблема формирования общечеловеческих ценностей в современных социокультурных условиях приобрела актуальный характер, ибо ценности являются основой содержания воспитания. Возвратить человеку понимание смысла жизни, веру в свое уникальное предназначение, научить достойно встречать грядущие радости и трудности, с готовностью самосовершенствоваться – вот задачи, стоящие перед образованием сегодня.

    Воспитание гражданина России, защитника и ценителя культуры – это основа духовно-нравственного воспитания каждой школы, социума, предназначение которых состоит в приобщении детей к высшим духовным ценностям: Честности, Справедливости, Доброте, Свободе, Толерантности, Ответственности. Интерес к проблеме ценностей, ценностных ориентаций и их осмысление приобретает особую остроту в переломные моменты истории. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций. Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования.

    Мы все прекрасно осознаем, что воспитать настоящего человека, личность совсем не просто, особенно в период смены ценностных ориентиров и идеалов.

           Духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость.

          В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей

              Я не верю, что отдельно можно учить, отдельно воспитывать, да ещё отдельно внедрять в жизнь опыт учёбы и воспитания. За годы работы в школе, мною была создана система  по формированию ценностных ориентиров через духовно- нравственное воспитание. Она  предполагает наличие особых методов и приёмов, которые  помогли бы заинтересовать школьников, заставить их мыслить, рассуждать, делать выводы.

         Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.

               На уроках истории школьники сопереживают судьбам людей, которые созидали Отечество, приумножая его духовные и материальные богатства. Учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте. На любом этапе работы с текстом учебника, документами уместны вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? Объясните почему? Отвечая на такие вопросы на материале уже свершившихся исторических событий, школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности.

Урок обладает  уникальными возможностями влиять  на становление очень многих качеств личности учащихся.

        В педагогической среде главной и определяющей  силой формирующей личность ребёнка, является педагог.

        Ещё Сухомлинский, очень давно сказал, что   у педагога особое творение- человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Формирование базовых национальных ценностей обучающихся на уроках истории и обществознания, с помощью дискуссии.

Важнейшая цель современного образования и одна из приорететных задачь общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и комперентного гражданина России.В этой связи пр...