Духовно- нравственное воспитание на уроках истории
классный час по истории (7,8,9,10,11 класс) по теме
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории
Шевченко С.А.
г. Белгород
«История- это могучая и вечно живая сила,
которая творит Патриота, Гражданина.»
Это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.»
Сама специфика таких предметов как история и обществознание предполагает значительное внимание, уделяемое развитию ценностно-смысловой компетенции обучающихся. На этих уроках в значительной степени осуществляется формирование основных нравственных качеств личности. Здесь не бывает мелочей, здесь воспитывает всё.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для этого дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник Отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал : «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.»
Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Любви к родине нельзя научить, но можно создать на уроках и внеурочной деятельности такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Нельзя воспитать не заинтересовав. Это - аксиома.
Много лет назад, выступавший по телевидению педагог-новатор Амонашвили говорил: «Если вы ... учитель истории, нестрашно, что ваши ученики забудут дату Куликовской битвы. Но, если вы сумеете рассказать о ней так, чтобы они кожей почувствовали напряжение воинов перед этой битвой, услышали, как колышется ковыль, увидели, как поднимается над полем туман, поверьте, ваши ученики запомнят это на всю жизнь, и не просто запомнят, а гордиться будут, что выстояли, что победили».
Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.
В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как «Отечественная война 1812 г.», «Великая Отечественная война» и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.
Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы. Как на уроках о войне 1812 года обойтись без Толстого? Как не процитировать лермонтовское «Бородино»? Например, можно ограничиться сухой фразой из учебника: «в армии усиливается недовольство затянувшимся отступлением». А можно и так: «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, ворчали старики: «Что ж мы, на зимние квартиры? Не смеют что - ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» Не надобояться брать себе в помощники поэтов и писателей, великих и не очень. И тогда уроки истории станут образными, а значит, и более запоминающимися и воспитывающими. В наше время большим подспорьем при выборе материала является разнообразная кино, видео и мультимедийная продукция. Порой, никакой рассказ не в состоянии передать то, что могут сделать кинокадры и музыка. Слова о войне могут дойти не до каждого сердца. Попробуйте показать детям фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» или кино эпопею «Они сражались за Родину», «Иди и смотри» и вы не увидите в классе равнодушных лиц.
Всем известно что самый благодатный материал по патриотическому , духовно- нравственному воспитанию содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы нужно создать определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. На уроках можно использовать грамзаписи песни «Священная война», стихи, посвященные военной теме, грамзапись голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации.
Богатейший иллюстративный материал, документы, музыка могут сделать эти уроки важнейшими с точки зрения формирования гражданственности и патриотизма. Когда ученики видят кадры немецкой военной кинохроники с весело марширующими по советской земле немецкими солдатами, звучит бодрый немецкий марш, а через несколько секунд - кадры наших разбомблённых городов, и мать, рыдающую над телом убитого ребёнка, это способно заменить десятки лекций о том, что нужно любить и беречь свою Родину.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года» и «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.
В своей работе по патриотическому воспитанию каждый учитель имеет возможность использовать и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Духовно- нравственное, патриотическое воспитание строится на конкретной исторической почве.
Знаменитая белгородская засечная черта – это южные рубежи Руси, это слава Русской Земли! Прохоровское поле - третье ратное поле России. Это наша Белгородская область. Изучая тему «Курская битва», можно использовать материалы музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». Фотографии, буклеты, книги, открытки, которые используются во время урока- все это помогает зрительно представить картину боя.
Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели.
Работая над темой «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» учащиеся разыскивают материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Такая работа напрямую влияет на формирование гражданских качеств личности, ведь война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма.
На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры. Учитель, умело создающий на урезках проблемные ситуации,способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. В конечном счёте, все эти формы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.
Несомненно, что возможные памятные мероприятия 2012 года в честь 400-летнего юбилея со дня народного ополчения под предводительством К. Минина и Д. Пожарского, в честь 200-летия победы в Отечественной войне над армией Наполеона, а так же мероприятия, направленные на исполнение Указа Президента Российской Федерации о праздновании в 2012 году 1150-летия зарождения российской государственности будут иметь весомое значение в работе по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию граждан, сплочению людей, пробуждению гордости к подвигам и достижениям нашего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно- нравственное воспитание на уроках истории
Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящ...
Духовно- нравственное воспитание на уроках истории
Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории
«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»- писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.Сегодня на историю, как учебный пред...
« Духовно-нравственное воспитание на уроках истории .
Историческому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, ег...
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории.
Работу написал учитель истории ЧОУРО "Православная гимназия им. А. Невского" - Павлычев С.В....
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
Эссе на тему духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности в основной школе....
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет лучшую практику по вопросам воспитания лбучающихся СПО....