Конспект урока по истории России "Традиции и обычаи наших предков - восточных славян" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Конспект по теме "Традиции и обычаи наших предков - восточных славян" может быть использован учителем как при подготовке к уроку истории в 6 классе, так при организации внеклассного мероприятия или занятия в рамках внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАШИХ ПРЕДКОВ - СЛАВЯН.
1 чтец
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли:
2 чтец:
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
- Место, где человек родился, он называет своей Родиной. Землю, на которой жили отцы и деды, именует Отечеством, Отчизной, Отчим краем.
- Но, живя на русской земле, считая её своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто обитал на ней раньше нас, и для кого она тоже была родной?
I. ОДЕЖДА СЛАВЯН
1. Сегодня мы познакомим Вас с жизнью наших предков – славян, вы узнаете много интересного о секретах одежды, о вере в богов и духов, о веселых праздниках.
2. Знаете ли вы какой костюм могла носить ваша пропробабушка?
А как выглядели повседневные и праздничные наряды? Давайте узнаем.
(Презентация на экране).
- Взгляните на эти костюмы. Они яркие, красочные. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе.
- Основой женского костюма была рубаха. Её шили из белого льняного полотна. Рукава у неё были длинные и обладали колдовской силой. Вспомните Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись озеро, лебеди. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но и оберегала, защищала женщину. Особенно тщательно украшали ворот, ведь именно через него в случае смерти вылетала душа и в случае колдовства вселялась нечисть. Вот и старались беречь люди свою душу. Много узоров было на груди и подоле рубахи. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее её владелица.
- Поверх рубахи девушки надевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали серебряным кружевом, вышивкой.
- Обратите внимание на вышивку. Она имеет магическую символику. Человек пытался разобраться как устроен мир. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И свои понятия о мире человек выражал знаками: горизонтальная линия – земля, волнистая – вода, круги и ромбы – символы солнца. Часто можно увидеть узор – разветвленное растение с крупными цветами и птицами на ветках. Это древо жизни. Символ плодородия и богатства.
- Голову украшала лента-повязка, а по праздникам надевали коруну или венец. Юная девушка могла ходить с распущенными волосами. После замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. Женщины прятали волосы под кокошник. Головные уборы были связаны с небесами. Свисающие нити жемчуга, бусы, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку.
- Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Мужчины также носили широкие длинные штаны – порты. Они заправлялись в сапоги или обертывались широкими лентами – онучами и поверх надевали лапти, плетенные из лыка.
- Чтобы защитить тело от злых духов и отпугнуть их, славяне вешали на пояс или к левому плечу бубенчики, фигурки коня, уточки, ложечки и гребешки. Это обереги, защищавшие людей от злых чар.
- А вот свадебный наряд. Он богато украшен, несет в себе волшебную магию красоты. Хотите узнать как проходят свадебные обряды? Так давайте его проведем.
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД.
(Проводят Синицина Л и Дегтярева Н)
Кирпичева: Полюбилась наша Дарьюшка соседскому парню Егорушке. Решил он к ней свататься. Ребята, а что значит свататься? (Рассуждения детей.)
Ивлева: Нарядился Егорушка, а сам волнуется. Как пришел свататься к Дарьюшке , так и вовсе оробел.
Синицина Лера: Растет в вашем доме цветочек аленький, а у нас садовник славный отыскался.
Дегтярева Н: Это вы про кого, про нашу Дарьюшку, что ли? Э, нет, найдите для вашего садовника другой садочек.
Синицина: Что так, аль он жених плохой?
Дегтярева: Нет, соседушки, это у нас невеста никудышная! Такая красавица, что как в окно глянет – конь на дыбки встает, как во двор выйдет – три дня собаки лают! У неё глаза как лукошки, на голове рожки, рот до ушей, хоть звездочки пришей! Но зато на обе ножки прихрамывает, горбом туда – сюда покачивает.
Синицина: Ой, уморила, мать! А Дарьюшка-то у тебя загляденье! Да и жених у нас хоть куда – руки золотые! Да! Богатство большое: два веника в коробке да мышки в мешке! Это правда! Денег у нас ни гроша, зато слова хорошие. Сам ведь знаешь, какой у нас Егор мастер. Были б руки, а богатство придет!
(ХОРОМ): На том и порешили – быть свадьбе!
Ивлева: После всего этого обе стороны начинали готовиться к свадьбе. И очень много уделяли внимания свадебным нарядам и украшениям. Так как одежда имела большое значение для человека, народ посвятил ей загадки. Попробуйте их разгадать!
Викторина с участниками
- С одной стороны лес, а с другой поле. Что это? (Шуба, тулуп)
- 5 мальчиков, 5 чуланчиков:
Разошлись мальчики в тёмные чуланчики
Каждый мальчик в свой чуланчик. (перчатки)
- Две холщёвые трубы
Сверху с пояском они
Называются………….. (штаны)
4. Конь стальной, хвост льняной (иголка и нитка)
Это не одежда, но без неё не обойтись.
Ивлева: Молодцы, ребята! Все загадки разгадали. Много нового узнали.
А теперь Елена Александровна посвятит вас в священную тайну верований древних славян
II. Славянские боги и праздники
Учитель: Большинство из нас – люди верующие. Мы верим в бога, в приметы, в добрые и злые силы. И эта вера пришла к нам из далекого прошлого – от наших славных предков – древних славян. Именно у них зародилась вера в духов, богов, сверхъестественные силы природы, в борьбу добра со злом. Но ничего на земле не бывает просто так, без причины.
Ученые историки долго думали над вопросом: «Откуда появилась вера в могущественных богов и духов? Почему славяне любили и боялись богов, старались их задобрить?». Они предлагают вам тоже над ним поразмышлять. В этом конверте (на доске) лежит ответ ученых. Давайте проведём собственное расследование и постараемся тоже найти разгадку этой тайны. А в конце урока сравним наши ответы. Согласны?
Сейчас мы познакомимся с духами, в которых верили славяне и которых очень боялись. Они обитали повсюду: в жилищах, в водоёмах, в лесу. Какие были духи? Чем занимались? Подумайте в группе и подготовьте небольшой рассказ.
Детям, в 3-х группах раздают конверты с заданиями:
- Составить на доске картинку из пазлов, лежащих в конверте.
- Составить небольшой рассказ о духе, ответив на вопросы и используя слова- подсказки
На работу (3-4 минуты)
Выступление ребят по группам, демонстрация презентации.
Комментарии учителя:
- Вы правы, славяне верили, что в каждом доме живет домовой. Он друг семьи и покровитель. (показывают игрушку). Обычно его представляли в образе маленького старичка, обросшего шерстью, доброй улыбкой и лукавыми глазками. Он охраняет дом, помогает по хозяйству. Домового кормили, оставляли на ночь ужин. Иначе он рассердится и начнет шалить: скрипеть половицами, прятать вещи, стучать посудой.
- Кто-нибудь встречался с домовыми? Значит они вас любят и заботятся о вас. Прямо как в мультфильме «Про домовенка Кузьку». Смотрели?
- Вот так дружно жила девочка с домовым. Но если вы вдруг, однажды, надумали переезжать в другую квартиру, не забудьте положить в печку тапочек на ночь и сказать: «Домовой, домовой, садись в сани, поезжай вслед за нами». И будет всегда мир вашему дому! Так говорили наши предки славяне.
- ЛЕШИЙ
Кроме домового был ещё хозяин леса – леший- косматый, зеленый, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Ножки у него козлиные, а на пальцах рук – длинные когти. Леший любит качаться на деревьях. Он ухает, хохочет, пугает людей, заблудившихся в лесу. Чтобы благополучно выйти из чащи, нужно вывернуть одежду наизнанку. Славяне задабривали лешего, обещая ему первую добычу на охоте или клали на пенек что-нибудь вкусненькое.
- ВОДЯНОЙ
А на реках и болотах жил водяной . Голова у него косматая, вся в тине, с выпуклыми зелеными глазами, живот толстый. В какой сказке можно увидеть водяного? (Летучий корабль) А помогал водяному жертву заманить в воду злобный АНЧУТКА. Мордочка у него утиная, глазки шаловливые, а вместо лапок – крылышки. Свистит Анчутка в камышах, путников пугает да к себе зазывает.
Это духи злые. Они затаскивали людей в воду и топили. Рыбаки старались их задобрить: топили перед рыбной ловлей пойманную лошадь.
Но духи – это низшие божества, а главными для славян были могущественные боги. Их было много. Мы познакомимся лишь с несколькими.
Слово предоставим нашим ведущим Лере и Нине.
3 ведущий: Славяне считали, что боги внешне похожи на людей. Бог солнца – ДАЖДЬ БОГ каждый день выезжает из терема на огненных конях. Своими лучами-стрелами он прогоняет ночь, весною плавит лёд и снег. Солнце греет и кормит человека.
4 ведущий. Но вот загремел гром, черные тучи покрыли небо, молнии пронизывают небо и землю. Это бог грома и молний – ПЕРУН разбушевался. Он посылает на Землю бури и ливни, бьёт градом хлеб на полях, поджигает жилища людей.
3 ведущий: а вот и МОКОШЬ – богиня плодородия – Мать сыра земля. Представляли её в длинном сарафане с золотой вышивкой. Макошь по земле идет, где подолом сарафана коснется, там и урожаю быть богатым.
4 ведущий: А чтоб в семье был мир и любовь, славяне поклонялись богине ЛАДЕ. Отсюда и выражение: «Живём мирком да ладком».
3 ведущий: Много было и других богов, в которых верили наши предки. В честь них они устраивали праздники.
Летом праздновали День Ивана Купала. Днем устраивали гуляние, а в полночь шли в лес и искали цветущий папоротник. Кто его найдет, тот на всю жизнь счастливым станет. Но мы то с вами люди современные и образованные знаем, что папоротники в природе не цветут. Но кто знает, может кому – то и везло??!! А еще в этот день плели веночки из цветов и пускали на воду в реке, а вечером прыгали через костёр, чтобы очиститься от грехов. Много пели, водили хороводы и играли в игры.
Хотите поиграть в старославянскую игру? Ну тогда прошу всех встать.
А называется она «У дядюшки Трофима»
(У дядюшки Трофима 10 сыновей, 10 сыновей и 10 дочерей. Они не пили и не ели, всё на дядюшку смотрели: правая рука, левая рука и т.д.)
(Дети играют в игру)
4 ведущий: В честь бога солнца было много праздников. В конце декабря КАЛЯДА, когда солнце поворачивает на весну. В этот день ходили по домам, пели славные песенки и получали от хозяев угощение, чтобы принести богу в жертву. Этот языческий обряд сохранился до наших дней: колядуют в Рождественский сочельник с 6 на 7 января.
3 ведущий: В конце зимы «Масленица» - проводы зимы и встреча весны.
- А как празднуют Масленицу? (дети отвечают). А какое угощение – главное на масленичном столе? (блины) А вы знаете почему блины имеют круглую форму? (символ солнца).
Вот какая интересная была жизнь у наших древних предков – славян. Они много трудились, были сильными и смелыми, веселыми и очень гостеприимными людьми.
Учитель: Многие традиции и обычаи пережили тысячелетия и дошли до нас. Вы согласны с нами? (Да) Какие же? Назовите их. (песни, игры, праздники, пословицы и поговорки, загадки, вера в духов)
Изучением жизни наших предков и занимается наука история. А помогают историкам археологи, которые проводят раскопки древних поселений и находят разные старинные предметы: одежду, украшения, посуду и многое другое. И по этим предметам узнают, как жили наши далёкие предки.
Так давайте и мы как исследователи тоже ответим на наш главный вопрос «Откуда появилась вера в могущественных богов и духов? Почему славяне любили и боялись богов, старались их задобрить?». – ВЫВОД: Наши далекие предки не могли объяснять многие явления в природе: почему идет дождь или снег, почему днем солнышко светит, а ночью становится темно. Славяне стали верить в сверхъестественные силы и придумали богов и духов. Хороший урожай, здоровый скот, благополучие в доме – всё это зависит от богов. Злых духов надо задабривать и склонять на свою сторону. Для этого люди молились богам и духам, угощали их хлебом, мясом и даже убивали для них животных (приносили в жертву).
Учитель: А это вам подарок от археологов и историков.
КРОССВОРД. Готовы его разгадать?
Составьте небольшой рассказ о домовом, используя вопросы:
- Где живёт?
- Чем занимается?
- Это добрый или злой дух?
- Как люди старались его задобрить?
Слова-подсказки: печка, старичок, ночь, стук, порядок, тишина
Составьте небольшой рассказ о домовом, используя вопросы:
- Где живёт?
- Чем занимается?
- Это добрый или злой дух?
- Как люди старались его задобрить?
Слова-подсказки: озеро, ночь, свист, рыбий хвост, утопленник
Составьте небольшой рассказ о домовом, используя вопросы:
- Где живёт?
- Чем занимается?
- Это добрый или злой дух?
- Как люди старались его задобрить?
Слова-подсказки: чаща леса, шерсть, хруст, вой, путник, пугает, путает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России к учебнику А.Ф. Киселева, 6 класс "Куликовская битва""
Учебники этого автора проходят опрабацию в школах России. Данное учебное пособие отличается полнотой содержания учебного материала, но по изложению тексты доступны восприятию учащихся, хорошо подобран...
План-конспект урока по истории России Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: Аграрная реформа П.А. СтолыпинаКласс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый уч...
План-конспект урока по истории России Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Александр II. Отмена крепостного права.»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия ...
Конспект открытого урока по истории Отечества 7 класс."Наши предки-восточные славяне"
повторить и обобщить знания обучающихся о жизни восточных славян- развитие элементов анал...
Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»" 8 класс
Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»"для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями....
Конспект урока по истории на тему "Внутренняя политика Алексея Михайловича " (7 класс)
Комбинированный урок по истории России с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ и технологии критического мышления....
Конспект урока по истории "Перемены в повседневной жизни российских сословий" 8 класс
Этот материал помогает провести урок в 8 классе по истории России начала 18 века....