План-конспект урока по истории России Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.» Класс: 8
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
План-конспект урока по истории России
Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.»
Класс: 8
Учитель: Кузнецова Мария Александровна
Школа: МОУ Удельнинская гимназия
Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 8 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.
Тема урока: Цель урока: сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.; уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права. План урока:
■ I. Личность императора Александра II.
■ II. Причины отмены крепостного права.
■ III. Подготовка реформы. Основные положения реформы.
■ IV. Значение отмены крепостного права.
Основные знания: причины проведения реформы отмены крепостного права; роль Александра II в подготовке реформы; основные положения крестьянской реформы; значение отмены крепостного права.
Основные понятия: временнообязанные крестьяне; отрезки; уставные грамоты; мировые посредники.
Основные даты: 19 февраля 1861 г. — отмена крепостного права в России.
Персоналии: Александр II, Н. А. Милютин; Я. И. Ростовцев.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век.— М., 2006; 1. Изучение нового материала.
1.1. Мотивационный этап
Вопрос: При каких условиях Александр II взошел на престол? Обобщая ответы, учитель отмечает, что Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г. «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику.
1.2. Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с личностью нового императора. Задание классу: Слушая выступление одноклассника, ответьте на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Ответ выпишите в тетрадь.
Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В. А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспитатели отмечали в нем любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.
С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.
ответ на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?
· Высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум. – 1 балл
· разностороннее образование. – 1 балл
· Любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. – 1 балл
· главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. – 1 балл
· Стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей. – 1 балл
Обобщая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на необходимость решения крестьянского вопроса и создания нового Секретного комитета в 1857 г. по обсуждению крестьянского вопроса.
II. Причины отмены крепостного права
· Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства.
· Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.
· Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне.
· В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.
· На рубеже 50—60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.
III. Подготовка реформы. Основные положения.
1. Вопрос о подготовке крестьянской реформы учитель излагает сам. Свое объяснение он может предварить постановкой проблемы: прослушав новый материал, определите, какова была роль Александра II в отмене крепостного права.
IV. Значение отмены крепостного права.
Вопрос может быть изучен путем коллективного обсуждения вопросов: каковы прогрессивные черты реформы 1861 г. Какие «крепостнические черты» она сохранила? В ходе обсуждения этих проблем учащиеся могут заполнять таблицу «Отмена крепостного права»: Прогрессивные черты реформы 1861 г. Сохранение крепостнических пережитков 1. Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок экономическому развитию страны. 2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости проведения других реформ.
Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне.
V. Закрепление материала.
Домашнее задание: Составьте два предложения со словами : отрезки, временнообязанные; § 17 учебника
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_2.odt | 12.37 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по истории России
Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.»
Класс: 8
Учитель: Кузнецова Мария Александровна
Школа: МОУ Удельнинская гимназия
Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 8 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.
Тема урока: Цель урока: сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.; уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права. План урока:
■ I. Личность императора Александра II.
■ II. Причины отмены крепостного права.
■ III. Подготовка реформы. Основные положения реформы.
■ IV. Значение отмены крепостного права.
Основные знания: причины проведения реформы отмены крепостного права; роль Александра II в подготовке реформы; основные положения крестьянской реформы; значение отмены крепостного права.
Основные понятия: временнообязанные крестьяне; отрезки; уставные грамоты; мировые посредники.
Основные даты: 19 февраля 1861 г. — отмена крепостного права в России.
Персоналии: Александр II, Н. А. Милютин; Я. И. Ростовцев.
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век.— М., 2006; 1. Изучение нового материала.
1.1. Мотивационный этап
Вопрос: При каких условиях Александр II взошел на престол? Обобщая ответы, учитель отмечает, что Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г. «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику.
1.2. Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с личностью нового императора. Задание классу: Слушая выступление одноклассника, ответьте на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности? Ответ выпишите в тетрадь.
Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В. А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспитатели отмечали в нем любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.
С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.
ответ на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?
· Высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум. – 1 балл
· разностороннее образование. – 1 балл
· Любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. – 1 балл
· главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. – 1 балл
· Стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей. – 1 балл
Обобщая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на необходимость решения крестьянского вопроса и создания нового Секретного комитета в 1857 г. по обсуждению крестьянского вопроса.
II. Причины отмены крепостного права
· Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства.
· Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.
· Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне.
· В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.
· На рубеже 50—60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.
III. Подготовка реформы. Основные положения.
1. Вопрос о подготовке крестьянской реформы учитель излагает сам. Свое объяснение он может предварить постановкой проблемы: прослушав новый материал, определите, какова была роль Александра II в отмене крепостного права.
IV. Значение отмены крепостного права.
Вопрос может быть изучен путем коллективного обсуждения вопросов: каковы прогрессивные черты реформы 1861 г. Какие «крепостнические черты» она сохранила? В ходе обсуждения этих проблем учащиеся могут заполнять таблицу «Отмена крепостного права»: Прогрессивные черты реформы 1861 г. Сохранение крепостнических пережитков 1. Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок экономическому развитию страны. 2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости проведения других реформ.
Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне.
V. Закрепление материала.
Домашнее задание: Составьте два предложения со словами : отрезки, временнообязанные; § 17 учебника
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе
“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....
План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»
План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского» Учитель: Кузнецова М...
План-конспект урока по истории России Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: Аграрная реформа П.А. СтолыпинаКласс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый уч...
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
Технологическая карта урока по теме "Александр II. Отмена крепостного права"
Технологическая карта урока по теме "Александр II. Отмена крепостного права"...