Конспект урока по истории "Перемены в повседневной жизни российских сословий" 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)

Голубкова Татьяна Алексеевна

Этот материал помогает провести урок в 8 классе по истории России начала 18 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii._8_kl.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

История России 8 класс

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Перемены в повседневной жизни российских сословий

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи; развивать навыки самостоятельной работы, умения определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; способствовать созданию условий для формирования знаний о культурном пространстве Российской империи в XVIII веке.

Задачи урока: 

уметь воссоздать исторический образ;

сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.

Планируемые результаты:

-предметные: 

овладеют целостным представлением о культурном пространстве Российской империи в XVIII веке; получат возможность высказывать и обосновывать суждения для расширения опыта историко-антропологического подхода к изучению истории страны.

-метапредметные УУД: познавательные:

ставят цель и формулируют задачи на урок, осознано и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, творческого и исследовательского характера; 

коммуникативные: 

участвуют в коллективном обсуждении проблем, понимают позицию партнёра;

регулятивные:

формулируют свою точку зрения, составляют план и последовательность действий

-личностные УУД: 

выражают положительное отношение к процессу познания.

Техническое обеспечение урока: приложения.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Система ожидаемых результатов.

1 Организационный момент

Учитель входит в класс. Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку.

Дети встают.

Проверяют свою готовность к уроку.

Дети успокаиваются, сосредотачиваются.

2. Актуализация опорных знаний

Сейчас я попрошу подойти ко мне 6 человек. Учитель вызывает 6 учеников.

Я вам выдам карточки. У каждого на карточке записано своё слово. Ваша задача, попробовать объяснить одноклассникам значение этого слова, не называя его. В свою очередь, одноклассники должны отгадать это слово.

Слова на карточках: жилище, одежда, питание, досуг, чтение, путешествия.

По мере того, как ученики отгадывают слова, учитель записывает их на доске.

6 человек объясняют значение слов. Остальные ребята отгадывают эти слова.

У учеников получается объяснить значение слов, у других ребят получается отгадать эти слова.

2 Сообщение темы и целей урока.

Формулирование темы и целей урока.

О чем же мы будем сегодня говорить на уроке?

Какие цели поставим перед собой?

Дети слушают.

Определяют тему урока. Формулируют цели.

Усвоение темы и целей урока.

3 Получение новой информации

Учении делятся на 6 групп. Каждая из которых изучат материал и заполняет таблицу по своему критерию повседневной жизни сословий.

Приложение 1.

Далее каждая группа рассказывает о полученных знаниях.

 

Ученики работают в группах.

Делятся полученной информацией друг с другом.

Формирование умений:

- проводить поиск необходимой информации и рассказывать её.

- соотносить факты и общие явления.

- объяснять смысл и значение исторических понятий;

- формировать критическое мышление;

- уметь различать разные сословия по одежде, жилищу, питанию, времяпровождению.

4. Закрепление материала.

Учитель предлагает подвести итоги урока.

Ученики выполняют тест в группах. Приложение 2.

Ученики делают выводы по новой теме.

Подводят итоги перемен в быту основных сословий населения.

Получают домашнее задание.

Развитие способности анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять новое с ранее изученным

Приложение 1.

Жилище.

Изучи информацию в учебнике на стр. 105-106. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.

Императоры

Фавориты

Знать

Простые горожане и крестьяне

Современные жилые постройки

Название жилища

Внутренние особенности

Подумай, чего не хватает в жилищах простых горожан и крестьян? Что бы Вы могли добавить? Для чего это было бы необходимо?

Одежда.

Изучи информацию в учебнике на стр. 106-107. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.

Мужской наряд

Дамский наряд

Наряд простого человека

Современная одежда

Подумай, как можно было бы разнообразить одежду простого человека? Куда он мог бы в ней ходить?

Питание.

Изучи информацию в учебнике на стр. 107. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.

Питание до XVIII века

Питание XVIII века

Какие блюда смогли бы приготовить вы из тех продуктов, которые были в то время?

Досуг.

Изучи информацию в учебнике на стр. 107-108. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.

Досуг крестьян

Досуг высшего слоя населения

Если бы у крестьян было больше свободного времени, какой досуг мог бы быть у них?

Чтение.

Изучи информацию в учебнике на стр. 108. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.

Чтение в XVIII  веке.

Современная литература

Подумай, какие книги из современной литературы пришлись бы в пору жителям XVIII века?

Путешествия.

Изучи информацию в учебнике на стр. 108-109. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.

Путешествия в XVIII веке.

Цель

Путешествия в современном мире.

Цель

Подумай, для чего приезжали иностранцы в Россию.

Приложение 2.

Тема «Быт и обычаи в конце XVIII века»

Выберите один вариант ответа.

1. Для какого вельможи был выстроен Мраморный дворец в Санкт-Петербурге?

а) Г. А. Потёмкина

б) П. А. Зубова

в) А. М. Дмитриева-Мамонова

г) Г. Г. Орлова

2. Жилища какой социальной группы подверглись наибольшим изменениям в XVIII в.?

а) крестьян

б) духовенства

в) дворянства

г) посадского населения

3. Что представляла собой одежда большинства населения России в XVIII в.?

а) западноевропейскую одежду

б) традиционную русскую одежду

в) смешение русского и западноевропейского стилей в одежде

4. Укажите обычные формы досуга знати в XVIII в.

а) колядки

б) кулачные бои

в) званые обеды

г) карнавалы

д) игра в карты

е) балы

5. Какие изменения произошли в жилищном строительстве в XVIII в.?

а) повсеместно на смену слюде в окнах пришло стекло

б) появилась поуличная нумерация домов

в) увеличилось количество этажей

г) изменилась планировка жилого дома

д) дома стали строиться только из камня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К уроку "Профилактика пожаров в повседневной жизни" 8 класс

Огонь становится врагом человека, когда вырывается из-под контроля, следовательно, основные усилия человека должны быть направлены на выработку мер пожарной безопасности....

Урок кубановедения в 7 классе «Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре».

В папке урок по кубановедению, который знакомит учащихся  с повседневной жизнью российских укреплений на Кубани, о их песенном фольклоре. Так же дополнительный материал для учителя, карточки для ...

Конспект урока по теме "Проценты в жизни человека" 5 класс

Когда и с какой целью человек использует проценты в своей жизни?...

Презентация к уроку "Архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке"

Презентация у уроку "Архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке", история России, 7 класс по учебнику Пчелова Е. В. В презентации наглядно представлены архитектурные сооружения, иконыС. Ф....

Конспект урока по истории Санкт-Петербурга по теме "Повседневная жизнь петербуржцев" (8 класс)

Конспект составлен в соответствии с планом параграфа № 13 учебника "История и культура Санкт-Петербурга", 8 класс (автор: Л.К. Ермолаева и др.)...

Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре

Разработка урока по кубановедению Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре...

Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре

Презентация к уроку Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре...