План профессионального развития и авторская программа.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Представлен материал по самообразованию педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_programma.docx | 44.67 КБ |
retsenziya_halikovoy_pravilnaya.doc | 38.5 КБ |
plan_samorazvitiya_halikova_2018-2022.doc | 82 КБ |
konspekt_otkrytogo_uroka_istorii_volzhskaya_bulgariya.docx | 51.98 КБ |
prezentatsiya_volzhskaya_bulgariya.ppt | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «ПРОСТОР»
НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«УТВЕРЖДЕНА»
педагогическим советом
ДДЮТиЭ «Простор»
_______________20____г.
Директор ДДЮТиЭ «Простор»
_____________Р.М. Фазлиев
ПРОГРАММА
«Историческое краеведение»
(Срок обучения 3 года, рассчитана на детей от 12-15 лет)
Автор программы:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
ДДЮТиЭ «Простор»
Ново-Савиновского района
ХАЛИКОВА Гульназ Габбасовна
г. Казань
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главным направлением деятельности системы образования Республики Татарстан является осуществление новой государственной политики, основой которой является Закон «Об образовании» Российской Федерации. Основная часть мероприятий, направленных на реализацию этого закона, предусматривает интенсификацию инновационных процессов в системе образования, в том числе и в учреждениях дополнительного образования.
В соответствии с Законом «О языках народов Республики Татарстан» разработана программа развития национальной системы образования. В ней предусматривается создание условий для изучения, функционируя и развития языков народов республики, обновления содержания образования и воспитания, приобщение учащихся к национальным традициям.
Ценность исторического краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Туризм и краеведение в системе дополнительного образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания учащихся России и Татарстана. Она реализуется в туристско-краеведческой деятельности (ТКД) движении «Моя родина - Россия», направленная на всестороннее развитие учащихся, является комплексная цель, обеспечивающая оздоровительное, воспитательное и образовательное воздействие на личность учащихся:
-познание окружающей среды и действительности (истории, культуры, литературы, природы, экологии);
-освоение окружающего мира по принципу «спирали»- от своего дома («родного гнезда») школы, родного края до соседних краёв, областей, различных концов своего Отечества, зарубежных стран.
Программа рассчитана на 144 часа в год по 4 часа в неделю. Использовать программу рекомендуется в объединениях дополнительного образования, а также на занятиях по краеведению.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку участвовать в поисково-исследовательской работе и выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Историческое краеведение в школе и внешкольных учреждениях развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами современной школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня нравственного, патриотического, гражданского, трудового воспитания.
Историческое краеведение, как дополнительное образование школьников, способствует более глубокому изучению исторического наследия страны. Школьное краеведение расширяет кругозор учащихся, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого. Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, и даже небольшого открытия, исследования. Работа юных историков, изучающих родной край, создает условия для широкого применения умений, полученных на занятиях в учебных группах, на экскурсиях.
В зависимости от содержания занятий формы работы в кружке могут быть лекция, беседа, экскурсия, экспедиция, литературно-творческие, игровые, литературно-музыкальные вечера, встречи с писателями, викторины, выставки, участие в творческих конкурсах.
Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 6-9 классов. Образовательная программа построена так, что помогает учащимся закрепить, расширить и углубить знания, получаемые на уроках истории. Большое воспитательное значение имеет работа по собиранию конкретных сведений о настоящем и прошлом края, поиск пропавших без вести на войне солдат и изучение боевого пути ветеранов.
Основная цель программы: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;
- внедрение и реализация принципа самоуправления детского объединения;
- формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;
- развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
-развитие творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания;
- профессиональная ориентация подростков.
3адачи данной программы определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся.
Программа имеет концентрическое построение. Педагогическая эффективность туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения соответствующим его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам должностей (ролей): организационно-хозяйственных и познавательно-краеведческих. При этом необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм.
При реализации программы необходимо отдавать преимущество активным формам работы, предусматривать организацию краеведческих викторин, экскурсионных поездок, подготовку учащимися докладов, исследовательских работ, разнообразной наглядности (альбомы, раскладушки, плакаты), а так же участие кружковцев в различных культурно-массовых мероприятиях, проводимых на базе школьного музея (экскурсии, музейные часы, вечера встреч). На практике необходимо реализовать принцип свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, уровня усвоения материала, формирование чувства ответственности за результат своего выбора. Процесс успешного развития навыков неразрывно связан с активной умственной деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в объединении. Воспитанники должны быть призваны активно соучаствовать в выработке, анализе и реализации действий по решению стоящих задач.
Предлагаемая программа рассчитана на 144 часа. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, изучение широкого круга тем и вопросов. Ряд теоретических и практических занятий целесообразно проводить на базе музеев, библиотек, в архивах. Проведение дискуссий, свободных обсуждений, деловых игр - неотъемлемая условие плодотворного развития кружка, залог его долголетия.
Программа составлена с учетом:
1. Положение об учреждении дополнительного образования.
2. Школьная программа курса «История Татарстана и татарского народа».
3. Перспективный план работы отдела и ДДТ.
4. Закон об Образовании РФ.
5. Конвенция о правах ребенка (1989г.).
6. Гражданский, семейный, уголовный кодекс РФ.
7. Конституция РФ, РТ.
8. Письма, Приказы, Положения МО и науки РФ, РТ.
9. Инструктажи, памятки по работе с детьми в системе доп. образования.
10. Книга Памяти.
Совместная работа с институтами, предприятиями, творческими союзами.
1. Государственные и народные музеи г. Казани и РТ - проведение экскурсий.
2. Библиотеки, архивы - организация поисковой работы.
3. Интернет- ресурсы.
4. Музей ВОВ - лекции.
5. Интервью знаменитых людей города.
6. МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» Ново-Савиновского района г.Казани.
Тематический план
№ | Название темы | Всего часов | Теория | Практика | |
1 | Вводное занятие. Ознакомление с программой курса. | 4 | 4 | ||
2 | Краеведение в системе дополнительного образования. | 2 | 2 | ||
3 | Растим патриотов России. Изучение гос.символики РТ и РФ.(герб, флаг,гимн) | 4 | 4 | ||
4 | История возникновения города Казани. | 30 | 10 | 20 | |
5 | Архитектурные памятники Казани. | 20 | 10 | 10 | |
6 | Музеи Казани. | 20 | 10 | 10 | |
7 | История физической культуры и спорта в Казани. | 30 | 10 | 20 | |
8 | Земляки-соотечественники выдающиеся и интересные люди Казани. | 20 | 10 | 10 | |
9 | Великой победе посвящается… | 8 | 2 | 6 | |
10 | Наблюдение, зарисовка и фотографирование. | 4 | 2 | 2 | |
11 | Подведение итогов за год работы | 2 | 2 | ||
Всего | 144 | 66 | 78 |
Программа.
1.Вводное занятие. Ознакомление с программой курса Историческое краеведение. Обсуждение плана подготовки к районным и городским конкурсам и мероприятиям. Инструктаж по технике безопасности. Выбор инициативной группы-совета кружка: поисковая группа, отдел по учету и хранению поступлений, группа оформителей, экскурсоводы.
Теоретические занятия 4 часа.
2.Краеведение в системе дополнительного образования.
Краеведение-наука прошлого и настоящего края, города. Краеведение-изучение художественных ремесел, народных промыслов, фольклора. Первые краеведы, которые изучали Казанский край.
Теоретические занятия 2 часа.
3. Растим патриотов России. Изучение государственной символики России и Татарстана (герб, флаг, гимн). Символы РТ, РФ - это не только история государственности нашего народа, но и зримый образ духовного достояния и традиций, дошедших до нас из глубины веков. Флаг Казанского ханства, символика ТАССР 1937г.,1954г. Государственный флаг РТ принят 29.11.91г. автор Т.Г.Хазиахметов. Герб принят 7.02.92, утверждает общечеловеческие, нравственные ценности как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс. Изучение военной символики, создание звеньев членов клуба воинской славы.
Теоретические занятия 4 часа.
4.История возникновения города Казани. Легенды о возникновении Казани: Зилант, кипящий котел. Археологические раскопки на территории города. Находки, которые доказывают 1000-летие города. Казань древняя, его жители, занятия, обычаи, культура.
Теоретические занятия 10часов, практические занятия 20часов.
5.Архитектурные памятники Казани. Понятие архитектура. Казанский Кремль - как памятник архитектуры и истории. Исторический ансамбль Старотатарской слободы (жилые усадьбы, купеческие особняки, мечети и медресе, здания издательства газет, журналов).
Теоретические занятия 10 часов, практические занятия 10часов.
6.Музеи Казани. Что такое музей? Музей как средство изучения истории родного края. Национальный музей РТ, музей ИЗО, музей Эрмитаж. А.Ф.Лихачев и его коллекция. Коллекция Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс.
Теоретические занятия 10часов,практические занятия10 часов.
7. История физической культуры и спорта в Казани. Стадионы, спортивные площадки, школы. Новые спортивные здания: Баскет-холл, Татнефтьарена, Казань Арена и тд. Подготовка Универсиады и чемпионата мира по водным видам спорта. Здоровый образ жизни.
Теоретические занятия 10часов, практические занятия 20 часов.
8.Земляки-соотечественники, выдающиеся и интересные люди Казани. Города - это люди. Люди формируют облик города, передают ему свой характер, создают и приумножают его славу. Биографии людей – это зачастую и биография города. Казани везло на знаменитости: в ее истории запечатлены десятки имен, которые могли бы составить славу не одного города. Бутлеров, Державин, Зинин, Лобачевский, Фукс, Шаляпин, Шишкин… За ними–всероссийская, мировая известность.
Теоретические занятия 10 часов, практические 10часов.
9.Великой Победе посвящается… В2015 году мы отмечали 70-летие Великой Отечественной войны. В рамках подготовки праздника изучаем историю ВОВ, ищем ветеранов, изучаем их боевой путь, устраиваем встречи с ними, ищем пропавших без вести. Предусматривается участие в конференциях посвященных победе.
Теоретические занятия 2часа, практические занятия 6 часов.
10.Наблюдение, зарисовка и фотографирование. Умение наблюдать очень важно при изучении родного края. Некоторые моменты лучше зарисовать, чтобы не забыть, но еще лучше сфотографировать.
Теоретические занятия 2часа, практические занятия 2часа.
11.Подведение итогов за год работы. Обсуждение итогов работы. Отчеты групп. Обработка материалов. Проведение анализа просмотренных экскурсионных объектов.
Теоретические занятия 2часа.
Календарно-тематическое планирование.
Сентябрь.
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при проведении пешеходных и автобусных экскурсий – 2 часа.
2.Ознакомление с программой курса. Цели и задачи краеведения. Планирование коллективных мероприятий на год – 2 часа.
3.Краеведение в системе дополнительного образования – 2 часа.
4.История Татарстанской символики и Российской символики (герб, флаг, гимн) –
5. Военная символика-2 часа
6. Создание звеньев членов клуба «Воинской славы»-2 часа
7.Легенды о возникновении Казани –2 часа
Октябрь.
1.Археологические раскопки на территории города – 4 часа.
2.Казань древняя – 4 часа.
3.Казань в Булгарскую и Золотоордынскую эпоху – 2 часа.
4.Казань в эпоху Казанского ханства – 2 часа.
5.Архитектура Казани в период Казанского ханства – 2 часа.
6.Хозяйственная жизнь - 2 часа.
2.Казань в18веке – 2 часа.
3.Казань в 19веке – часа.
4.Казань в событиях 20 века – 2 часа.
5 .Архитектурные памятники Казани – 2 часа.
6.Понятие архитектуры – 2 часа.
7.Казанский Кремль - как памятник архитектуры и истории – 4 часа.
Декабрь.
1.Башня Сююмбике – 2 часа.
2.Исторический ансамбль Старотатарской слободы – 2 часа.
3.Купеческие особняки – 2 часа.
4.Мечеть «Марджани»-2 часа.
5.МечетьАпанаевская, Азимовская и др. – 2 часа.
6. Здания издательств газет, журналов – 2 часа.
7.Музеи Казани – 2 часа.
8.Что такое музей? – 2 часа.
Январь.
1.Музей как средство изучения истории родного края – 2 часа .
2.Национальный музей РТ – 4 часа.
3.Экскурсия в музей ВОВ - 4 часа.
4. Музей Эрмитаж – 2 часа.
5.Музей НКЦ «Казань» - 2 часа.
6.Виртуальная экскурсия по Казанским музеям – 2 часа.
Февраль.
1.История физической культуры и спорта в Казани – 2 часа.
2.Стадионы города – 2 часа.
3.Спортивные школы Казани – 2 часа.
4.Новые спортивные здания: Баскет–холл – 4 часа.
5.Татнефтьарена и другие объекты– 2 часа.
6.Строительство новых спортивных объектов – 2.
7.Казанцы в олимпийских играх – 2.
Март.
1.Татарстанские спортсмены в Пекине – 2 часа.
2.Подготовка и проведение Универсиады и чемпионата мира по водным видам спорта в Казани – 4 часа.
3.Почему выбрали наш город? – 2 часа.
4. Здоровый образ жизни– 2.
5.Роль экскурсовода во время проведения Универсиады и чемпионата мира по водным видам спорта– 4.
6.Земляки-соотечественники, выдающиеся и знаменитые, интересные люди Казани – 2.
Апрель.
1.Державин и Казань – 2.
2 И. Хальфин и его роль в развитии науки – 2.
3.Казанский университет и Лобачевский – 4.
4.К.Ф.Фукс и Казанцы – 4.
5.Шаляпин в Казани – 2.
6.Рудольф Нуриев и фестиваль – 2.
Май.
1. Подвиг Газинура Гафиятуллина– 2.
2. Начальный этап ВОВ– 2.
3. Перелом в ходе войны– 2.
4. Заключительный этап войны– 2.
5 Герои ВОВ – 2.
6.Наблюдение для изучения и анализа событий – 2.
7.Зарисовка и фотографирование – 2.
8.Подведение итогов за год – 2.
Методическое обеспечение программы
Разделы | Форма занятий | Специальное снаряжение и дидактический материал | Используемая литература | Проверка знаний и умений |
Основы первой помощи | Беседа, практика | Литература, медицинская аптечка | 7, 11, 16, 18, 21, 25 | Выполнение заданий |
Общая туристская подготовка | Беседа, игра, практика, соревнования | Литература, спортивная карта, компас, специальное туристское снаряжение | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28 | Устный ответ, тесты, показ, выполнение специальных заданий, тесты |
Список использованной литературы.
- Айдаров И.Национальный музей РТ.- К.2007
- Ашурков В.Н. Историческое краеведение. -М.; Просвещение, 1980
- Бикбулатов Р., Мустафин Р. Казань и ее слободы.-К.;Заман,2001
- Бикбулатов Р.М.Казань изнаменитые люди.-К.;Заман,2003
- Гилязов И.А., Пискарев В.И.,Султанбеков Б.Ф.,Хузин Ф.Ш. Казаневедение.-К.;Тамга.2006
- Город «на славу имени своему».Персоналии:по страницам словаря Брокгуза и Ефрона.-К.;2003
- Девятых Л.И. Казань.Времен связующая нить.-К.;Титул,2000.
- Из глубины столетий.-К.;ТКИ,2000
- История Казани.-К.;ТКИ,1991
- Познавательный путеводитель по Казани.- К.;2003
- Прокофьев А.М.Тысячелетняя Казань глазами историка,краеведа и культуролога.-К.;2005.
- Татарские интеллектуалы.Исторические портреты.-К.;Магариф,2005
- Хайрутдинов Р.Р, Салихов Р.Р.Памятники истории и культуры татарского народа.-К.;Фест,1995
- Халитов Н.Х. Памятники архитектуры Казани 18-го начала 19 века.-М.;Стройиздат.1989
- Харис Р.Символы Татарстана.-К.;Магариф,2005
Достижения кружковцев на конкурсах, мероприятиях:
Районный конкурс «Юный экскурсовод»2008г. -1 место в районе;
Районный конкурс «Юный экскурсовод»2009 г.- 1 место в районе;
Городской конкурс «Юный экскурсовод»2009г.- 2 место в городе;
Районный конкурс «Юный экскурсовод»2010г.- 2 место в районе;
Районный конкурс «Юный экскурсовод»2011г.- 1 место в районе экскурсия на татарском языке, 1 место в районе экскурсия на русском языке;
Городской конкурс «Юный экскурсовод» 2011 г 1 место в городе (экскурсия на татарском языке),3 место экскурсия на русском языке;
Районный конкурс «Юный экскурсовод»2012г 2 место в районе (экскурсия на татарском языке), 3 место в районе ( экскурсия на русском языке);
Районный конкурс «Юный экскурсовод» -3 место,2013 г.(экскурсия на татарском языке),
2 место(экскурсия на русском языке);
Районный конкурс «Юный экскурсовод»- 2 место (экскурсия на татарском языке),
1 место (экскурсия на русском языке),3 место (экскурсия на английском языке), 2014 г.
Городской конкурс «Юный экскурсовод»- сертификат участника, 2014 г.
Районный конкурс «Юный экскурсовод»,1 место (экскурсия на татарском языке),2 место –(экскурсия на русском языке), Почетная грамота -экскурсия на английском языке, 2015 год.
Городской конкурс «Юный экскурсовод»,3 место (экскурсия на татарском языке),2015 год.
Районный конкурс «Юный краевед»- Почетные грамоты -2009 г,2010г,2011 г
Районный конкурс краеведов «Добро пожаловать в Казань» 3 место,2012 г.
Районный конкурс «Юный краевед»,1 место в интеллектуальном туре,2 место в номинации «Песни военных лет»,3 место в общекомандном зачете, грамота за активное участие,2014 год
Республиканский конкурс «Путешествие к истокам»-диплом.2011
Районный конкурс «Мы создаем школьный музей», 2 место,2012 г.
Районный конкурс «Мы создаем школьный музей»,1 место в номинации «История музейного экспоната»,2014 год.
Районный конкурс «Мы создаем школьный музей»,2 место в номинации «Знатоки истории Отечества»,2014 год.
Районный конкурс «Мы создаем школьный музей»,3 место в номинации «Презентация школьного музея»,2014 год
Районный слет поисковых отрядов «Юные патриоты России» грамота 2013 г.
Районный слет поисковых отрядов «Юные патриоты России»,1 место,2014г.
Районный слет поисковых отрядов «Юные патриоты России», грамота в номинации «Песня о России»
Районный слет поисковых отрядов «Юные патриоты России», грамота в номинации «Презентация о героях Советского Союза»
Всероссийский краеведческий конкурс «Красота родного края», благодарственное письмо,2015 год.
Всероссийский краеведческий конкурс «Красота родного края», диплом лауреата 3 степени,2015год.
Республиканские парламентские дебаты «Наше мнение», удостоверение участника, 2015 год
Всероссийский конкурс «Растим патриотов России»,2 место республиканского этапа,2015 год.
Всероссийский конкурс «Растим патриотов России», сертификат участника,2015 год.
Участие кружковцев на научно-практических конференциях:
2009г.- Выступление на 62-й научной конференция студентов ГОУ ВПО ТГГПУ по теме «История родного села»;
2009г.- Выступление на НПК, посвященной 65-летию Великой Победы «Знамя Победы над рейхстагом»
2013г. Выступление в I-х городских открытых педагогических чтениях, посвященных татарскому просветителю, педагогу и общественному деятелю Мухлисе Буби.
2014г. Выступление во II-х республиканских педагогических чтениях, посвященных татарскому просветителю, педагогу и общественному деятелю Мухлисе Буби,1 место.
2015г. Выступление в III-х республиканских педагогических чтениях, посвященных татарскому просветителю, педагогу и общественному деятелю Мухлисе Буби,2 место.
2010г.Выступление на Республиканском семинаре, организованном ТГГПУ по теме «Современные педагогические технологии в обучении татарскому языку и литературе»
2013г. Выступление на Республиканском семинаре школьных правоохранительных отрядов, организованном Республиканским центром «ФОРПОСТ» по теме «Гражданское становление личности»
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на авторскую программу кружка «Историческое краеведение»
Составитель: учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МБОУ «Школа №71 »
Ново-Савиновского района Г. Казани
Халикова Гульназ Габбасовна
Предоставленная на рецензию авторская программа кружка «Историческое краеведение» актуальна и востребована на современном этапе обучения в учреждениях дополнительного образования и направлена на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта.
В программе представлены: пояснительная записка, учебно-тематический план, основное содержание программы, основные формы и методы работы, литература.
Программа сформулирована в соответствии с концептуальными требованиями, предъявляемыми основами образовательного стандарта качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования обучающихся, раскрывает все цели и задачи, заявленные в пояснительной записке.
Цель программы: создание условий для изучения и анализа исторических фактов и событий в истории Отечества; формирование и развитие у учащихся уважения к историческому прошлому и культуре народов края, чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, толерантности, умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на занятиях в кружке; развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций.
Данная программа адресована для обучающихся 5-11 классов и рассчитана на 144 часов. Она призвана формировать у учащихся правовые компетенции, обеспечивающие адаптацию и успешность в обществе, способности к анализу исторических событий, умения и навыки публичных выступлений, способствовать учебно-исследовательской деятельности учащихся, прививать навыки работы в группе.
Актуальность данной программы заключается в том, что знания обучающихся кружка «Историческое краеведение» через поисковую, исследовательскую деятельность по истории и культуры народов родного края, через изучение традиций, обрядов, ритуалов, устного народного творчества и под влиянием изменившихся условий в изучении истории и краеведения логически приводит к возникновению новых направлений в поисково-исследовательской работе. Предваряя на практике образовательную программу «Историческое краеведение», обучающиеся изучают историю Отечества, его боевые, трудовые и культурные традиции. Особое внимание уделяется военной истории, изучению жизни и подвигов защитников Отечества родного края.
На базе кружка был создан отряд «Юные патриоты России», члены которого стали активными участниками мероприятий, посвященных Великой Победе, участниками Маршей Памяти по городам и районам Республики Татарстан, Всероссийском общественном движении «Бессмертный полк» на базе мемориального комплекса «Электронная книга Памяти» в Парке Победы города Казани РТ. на экспериментальной площадке городского Клуба «Воинской Славы» музея-Мемориала Великой Отечественной войны в Казанском Кремле.
Материалы, собранные Халиковой Г.Г., используются в учебной программе по истории, при организации внешкольной деятельности детей, для оформления тематических выставок , обновления экспозиций школьного музея. Опыт Гульназ Габбасовны был изучен, обобщен и рекомендован для работы учителей истории и педагогов дополнительного образования Республики Татарстан.
Программа Халиковой Г.Г. позволяет решать одновременно в комплексе вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации, формирования нового исторического мышления, в процессе которых формируется система ценностей и установок, социально ответственной, самостоятельной, творческой личности, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Созданная Халиковой Г.Г. экспериментальная программа играет связывающую роль между «урочным» и внешкольным краеведением, а ее содержание позволяет дать учащимся более широкие, по сравнению с уроком, представление о региональной истории и культуры народов края.
В ходе реализации данной программы будут выполняться следующие условия:
1. Формирование мотивации;
2.Стимулирование познавательного интереса обучающихся, формирование коммуникативных навыков;
3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому обучающемуся.
При работе будут использоваться современные эффективные методы обучения: метод проектов, ролевые игры, информационно-коммуникационные, поисковые, исследовательские технологии и использование интернет ресурсов .
Содержание программы взаимосвязано и логически связано. Обучающимся будут предложены интересные интерактивные формы деятельности: создание проектов, медиапроектов.
Программа содержит все необходимые структурные элементы и соответствует требованиям, предъявляемым к документам такого рода. Материал изложен грамотно, логично, аргументированно.
На основании вышеизложенного считаем, что программа учителя истории и обществознания и педагога дополнительного образования Халиковой Гульназ Габбасовны имеет практическую значимость для обучающихся, способствует развитию социальной активности и адаптации обучающихся в современном социуме.
Учитывая методическую ценность программы «Историческое краеведение», полагаем, что данная программа может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.
Заведующий отделом патриотического
Воспитания и туризма РЦВР
кандидат педагогических наук И.Р. Насибуллов
Заведующий музеем-Мемориалом
Великой Отечественной Войны в Казанском Кремле,
член-корреспондент Академии военно-исторических наук,
Заслуженный работник культуры РТ,
лауреат Государственной премии РТ по науке В.М.Черепанов
Заведующая экскурсионно-музейным отделом
МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий
«Простор»» член-корреспондент Международной академии
туризма и краеведения имени А..А. Остабца-Свешникова З.Н.Зяблова
Методист МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма
и экскурсий «Простор»»,Заслуженный работник физической культуры РТ,
Почетный работник общего образования РФ,
Академик Международной академии туризма и краеведения
имени А..А. Остабца-Свешникова И.В.Замалетдинов
Предварительный просмотр:
МБОУ « Школа № 71» Ново-Савиновского района г.Казани
Индивидуальный план профессионального развития учителя
истории и обществознания Халиковой Гульназ Габбасовны
на 2018-2022 годы.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
I. Тема работы методического объединения учителей истории и обществознания МБОУ « Школа № 71» Ново-Савиновского района г.Казани:
«Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.
Задачи:
-Внедрение инновационных методов и технологий обучения;
-Расширение сферы применения информационно-коммуникационных технологий;
- Формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
- Совершенствование работы учителей МО на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов в условиях внедрения ФГОС;
II. Тема по самообразованию:
«Развитие коммуникативно-информационных технологий и формирование УУД учащихся на уроках истории и обществознания»
Курсовая подготовка:
1)НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ»168час., по проблеме «Экскурсоведение» (свидетельство №4791,2008 год);
2)Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ,2012г. 108 часов, по проблеме «Обновление содержания и методики преподавания предмета «История» в условиях ФГОС ОО» (свидетельство №000758,19.10.2012)
3) Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан», 2016 г. 108 часов, по проблеме: «Актуальные проблемы развития исторического и обществоведческого образования в условиях введения ФГОС ОО и историко-культурного стандарта».
Аттестация: 2017-2018 учебный год.
Категория: первая. (планируемая категория после аттестации –первая)
Цель:
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности учителя; совершенствование работы с одаренными детьми и наиболее подготовленными учащимися через конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции; уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе; обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла; через работу по самообразованию - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей,
способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
Задачи:
- изучить современную литературу по теме самообразования;
- ознакомиться с инновационными методами преподавания истории и обществознания учителей города и республики;
- продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории, обществознания;
-разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;
- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;
- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
- создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в
процессе обучения истории и обществознания;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития
детей.
- разработать и внедрить в практику программы по работе профильных и предпрфильных уроков с применением ИКТ
- изучить психологические и возрастные особенности школьников
Предполагаемые результаты:
-формирование УУД учащихся на уроках истории и обществознания
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- Поиск материала и составление пакета материалов сценариев уроков с применением информационных технологий,
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
- разработка новых форм, методов и приемов обучения
- доклады, выступления
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
- создание комплектов педагогических разработок
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Основные направления самообразования:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
- Психолого - педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
- Охрана здоровья,
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
- Правовое,
- Эстетическое (гуманитарное).
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного методического
объединения учителей математики, а также через участие в жизни школы.
Пояснительная записка
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -
слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно- коммуникативных технологий в области образования учителя МО ставят перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы.
Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1.Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования
мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm
7. http://www.iteach.ru/index/news.html
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
2. План работы по самообразованию:
№ | Разделы плана | Содержание деятельности | Сроки | Форма результатов |
1 | Изучение психолого- педагогической, методической литературы | 1.Чтение научно-методической литературы. 2. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии, инновационным технологиям. | Системати чески | Конспекты Памятки Рекомендации |
2 | Изучение информационно- коммуникационных технологий. | 1.Изучение методов и способов применения информационных технологий. 2. Поиск материала и составление пакета материалов в электронном виде. | В течение 2018-2022 гг | Конспекты уроков. Методико- дидактические материалы. |
3 | Участие в методическом школьном объединении, в жизни школы. | 1.Выполнение работы руководителя ШМО (планы, протоколы заседаний, пополнение папки МО, разработка предметной недели, анализ работы МО за год и т.д.) 2.Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, недели истории. 3. Выступления на заседаниях школьного МО, педагогических советах. 4. Общение с коллегами своей школы, школ города. | В течение года, по плану ШМО, по плану школы МБОУ «СОШ №71»,по плану РМО учителей истории и обществознания | 1.Планы заседаний МО, предметной недели; протоколы заседаний МО, папка ШМО. 2.Анализ открытых уроков, внеклассных мероприятий. 3. Конспекты выступлений. |
4 | Самообобщение опыта | 1. Разработка конспектов уроков. 2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 3.Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и тестов. 4.Разработка комплекта олимпиадных задач. 5.Участие в открытых мероприятиях школы МБОУ «СОШ №71». | В течение 2018-2022 гг | Комплекты методико- дидактических материалов. |
5 | Работа с одарёнными детьми | 1. Определение уровня развития личности ученика при помощи психологического мониторинга и мониторинга обученности и деятельности по истории и обществознанию; 2. Выявление траектории развития личности ученика; 3. Составление индивидуального плана самообразования; 4. Создание ситуации успеха; 5. Индивидуальный прогресс ученика. | В течение 2018-2022 гг | 1.Структурно-логические схемы с выявленными индивидуальными траекториями развития способностей отдельно взятых учащихся. 2.Индивидуальный план развития. |
6 | Инновационная деятельность. | 1. Продолжение внедрения в работу Решу ЕГЭ, как одного из видов современного получения информации и дистанционного обучения через сеть интернет. 2.Электронный документооборот 3. Внедрение курса «Историческое краеведение» в 5-11 классах. | В течение 2018-2022 гг | 1.Увеличение количества пользователей Решу ЕГЭ. 2.Сдача отчетов в электронном виде. 3.Конспекты, задачи, индивидуальный материал |
7 | Повышение квалификации по истории и обществознанию. | 1. Решение задач, тестов и других заданий по истории и обществознанию повышенной сложности или нестандартной формы. 2. Посещение уроков своих коллег. 3. Прохождение предметных курсов по истории и обществознанию. | В течение 2018-2022 гг | Конспекты, анализы уроков и мероприятий, удостоверения, справки |
8 | Аттестация учителя | 1. Подготовить результативность освоения обучающимися образовательных программ и динамику их достижений за последние 5лет . 2. Создать программу по формированию универсальных учебных действий. 3. Пройти аттестацию на первую категорию. | В течение 2018-2022 гг 2017-2018 учебный год | 1.В печатном виде для аттестации. 2.В печатном виде для аттестации. 3. Папка со всеми материалами для аттестации |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока | Волжская Булгария: города, международные связи, культура | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||
Цель урока | Рассказать о соседях славян-волжских булгарах, их местонахождении, занятиях, культуре, городах и уровне развития и отношениях со славянами используя возможности школьного музея. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Татарстана с древнейших времен до середины 16 в», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты, карточки-тесты для проверки домашнего задания , музейные экспонаты, Ресурс: http://nsportal.ru/node/1379248 | ||
План урока | 1. История возникновения Волжской Булгарии 2.Принятие ислама на территории Волжской Булгарии 3. Основные занятия жителей Волжской Булгарии 4. Города и культура Волжской Булгарии 5.Международные связи Волжской Булгарии | ||
Личностно значимая проблема | Каково значение развития городов, культуры и международных связей Волжской Булгарии в истории России? | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода | ||
Основные понятия | городище, каган, ислам, мектебе, мечеть. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с музейными экспонатами; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников, музейных экспонатов сформировать представление у учащихся о соседях славян- Волжских Булгарах; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки с помощью музейной педагогики. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа фронтальный опрос | 1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения
| 1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение Слушают. А)Восточные славяне Б)Торговый путь идет от Балтийского моря через территории восточных славян и дальше до Черного моря В)В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад Г)Соседи: Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь), булгары Д) из Таманского полуострова, после распада Великой Болгарии Е) им нужна была питьевая вода | Фронтальная работа. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Работа в школьном музее-экскурсия Работа с презентацией Работа с терминами Работа с терминами Работа с презентацией Работа с документом Работа с презентацией Работа с презентацией Работа с презентацией Работа с картой Работа с экспонатами музея Работа с презентацией Работа с презентацией Вывод | Работа ведется по школьному музею. Коротко проводится обзорная экскурсия по школьному музею. Год создания музея 1999. В музее экспозиции расположены в хронологическом порядке, есть и тематические. Хранятся как экспонаты оригиналы, так и копии Знакомство с соседями славян- волжскими булгарами мы начнем с рассмотрения презентации. Первые болгары появились на Средней Волге в конце VII - начало VIII веков. Отправиться в столь долгий путь их вынудил разгром Великой Болгарии хазарами. Придя в наши края, болгары принесли с собой традиции полукочевого образа жизни.(вопрос учителя: что такое полукочевой образ жизни) Занимались они в основном пастушеским скотоводством. Через сто лет крупное поражение от арабов терпят хазары, в зависимости от которых оказались приазовские болгары. Теснимые хазарами, болгары большими группами вновь уходят на Среднюю Волгу. Последнее переселение болгар в наши края было вызвано мощным наступлением на Хазарский каганат печенегов. Произошло это в конце IX - начало X веков. Задолго до прихода болгар в Среднем Поволжье жили поволжско-финские племена.(вопрос учителя:кого называли мадьярами?) То были предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Волжские булгары (в современной науке их принято писать через "у") быстро заняли среди местных племен лидирующее положение. Они активно осваивали пашенное (плужное) земледелие, новые ремесла, что ускорило нарастание имущественного неравенства в булгарской среде. Волжская Булгария занимала обширные земли. К XII веку границы государства раздвинулись ещё больше. На севере они доходили до реки Казанки, на юге - до Самарской Луки. Западными пределами Булгарского государства служила река Зай. Соседями булгар были древние марийские, удмуртские, мордовские и другие племена. Булгары жили по обеим сторонам Волги и на землях, примыкающих к Каме с севера. Крунпные города Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау находились на волжском левобережье. Десятки городских, сельских поселений, и среди них знаменитый Ошель, располагались на правобережье Волги. Здесь среди городов наиболее известны Кашан и Чаллы. На реке Казанке в самом начале XI столетия возникает военная крепость и торговое поселение Казань - будущая столица нашей республики. Вопросы к презентации: - Какие сведения мы можем получить из этого слайда о занятиях волжских булгар? Булгарское государство славилось как страна городов. Один из путешественников XIII века так и писал: "Булгария - великое и могущественное царство с богатыми городами". Крупнейшим городом всей средневековой Европы являлся Биляр. По своей територии он был в полтора раза больше Парижа и два раза больше Киева и Рима. Русские летописцы называли его Великим городом. Теперь у села Билярска Алексеевского района Республики Татарстан мы можем видеть только остатки города. Биляр был столицей государства. Булгарскую столицу окружали земляные валы и широкие стены с башнями по углам. Оборонительные сооружения делили Биляр на внутренний и внешний город. Во внутреннем городе было много кирпичных и каменных зданий. Иметь такие дома могли только богатые и знатные люди. В центре цитатели находился дворец эмира. Рядом с ним стояла белокаменная Соборная мечеть. Внешний город сильно отличался от внутреннего. Здесь стояли неказистые бревенчатые дома. В них жили ремесленники и мелкие купцы. Металлурги и кузнецы, а также гончары селились слободами. Посмотрите на схеме как выглядел город Булгар Обратите внимание на укрепления города. Вот перед вами экспонаты нашего музея. Здесь есть серп, осколки черепков, наконечники стрел, ключ, ножи. Все они найдены археологами и моими учениками на территории городов Волжской Булгарии. Около ворот, ведущий во внутренний город, располагался большой караван-сарай. Чужеземные купцы могли здесь сложить свои товары, переночевать, отдохнуть перед дальней дорогой, сходить в баню. Нигде не было столько купцов, как в Болгаре. Этот небольшой город на Волге стоял на пересечении торговых путей. И потому сюда приезжали купцы (гости) со всех концов мира. Здесь почти круглый год шумели многочисленные базары. Вторым после Биляра крупным городом страны был Сувар. Он также имел мощные укрепления. На вершине наружных валов стояла деревянная стена из толстых столбов с заострёнными концами. За валами шел глубокий ров с водой. Со дна его торчали остро заточенные колья. Наверху внутренних валов были возведены дубовые стены с башнями. И в Суваре было немало кирпичных домов. Простые горожане, ремесленники строили себе одноэтажные деревянные дома. И жили они вдали от центральной части города. Главным городом булгар на правом берегу Волги являлся Ошель. Это был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов страны. Остатки Ошеля сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино. Знаменитым булгарским городом был и Джукетау. Он стоял на берегу Камы, там, где сейчас находится западная окраина г. Чистополя. Что вы узнали о культуре Волжской Булгарии? Просмотрите слайд «Связи с другими народами и странами» и сделайте выводы о связях Волжской Булгарии с другими народами Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур. | Читают текст презентации, делают комментарии по новому материал Объясняют что такое полукочевой образ жизни Это современные венгры, которых в древности в наших краях называли мадьярами Путешественник Ибн Фадлан описал историю принятия ислама в Волжской Булгарии(читают документ, подготовленный как опережающее задание ) Основными занятиями булгар были сельское хозяйство и торговля. В лесах также было много диких пчел, носивших в дупла деревьев дикий мед. Собирали этот мед булгары один-два раза за лето и делали из него свои любимые напитки набиз и суджув. Реки, богатые рыбой, привлекали рыболовов. Здесь в изобилии водились осетры, стерлядь, сом, сазан. Городское население занималось ремеслом и торговлей. Каких ремесленников только не было: металлурги и кузнецы, ювелиры и косторезы, кожевенники и гончары .... Булгарские ремесленники были большими мастерами. Глиняные сосуды, кожа "булгари", ювелирные изделия расходились далеко за пределы страны. Славу Булгарии приумножали купцы. Развитию торговли благоприятствовало выгодное географическое положение страны. На булгарской земле сходились многие караванные пути. Один из них вел в Киев, другой - в Итиль, третий - в Хозерм. В крупных городах для иноземных купцов строились караван-сараи. Правители страны поощряли торговое дело. Смотрят на карте булгарские города Смотрят на рисунки города в презентации Смотрят схему города Рассматривают экспонаты витрины № 2 Принятие ислама Волжской Булгарией имело еще одно важное значение. Был дан сильный толчок развитию просвещения, литературы, науки. Первоначально булгары пользовались рунической письменностью. С принятием ислама они переходят к письменности на основе арабского алфавита. Со временем арабская письменность получила широкое распространение. На ней делали надписи на многочисленных памятниках, ювелирных изделиях, бытовых вещах. Многие образцы этих надписей являются настоящими произведениями каллиграфии. Чаще всего писали на бересте и на досках, покрытых слоем воска. Орудием письма было костяное писало. Но в ход уже пошла и бумага. Ее привозили из Самарканда. Писали на ней чернилами и перьями. Арабской письменности, основам религиозных знаний обучали в мектебах. Это были начальные школы при мечетях, которые строились в булгарских городах и селах. Высшее образование булгарские юноши получали, обучаясь у среднеазиатских ученых. Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся ученых, поэтов Востока того времени. Это способствовало развитию в Волжской Булгарии разных наук и литературы. Булгары достигли немалых успехов в математике и астрономии, химии и медицине, географии и истории. Общий вывод: Со всеми этими народами и странами булгары мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с другими обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из презентации; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты презентации и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют устный план Коммуникативные: читают вслух текст документа и при этом ведут «диалог с автором» | Устные ответы. Устные ответы. Устное задание Устные ответы. Устные ответы. Устные ответы Устные ответы Устные ответы Устные ответы Устные ответы Устные ответы Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах Работа по карте | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Организация работы в парах или в группах. На карте находим города Волжской Булгарии Учитель: Каково значение развития городов, культуры и международных связей Волжской Булгарии в истории России? | 1. Выполнение заданий в устной форме 2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы В Волжской Булгарии культура достигла высокого уровня развития. Она развивалась как часть восточной культуры. Болгары создали в Средние века одну из ярких цивилизаций Европы | 1.Индивидуальная работа. 2.Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Решение тестов | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание § 4, подготовить дополнительные материалы по культуре Волжской Булгарии | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Документ №1
Из дневника арабского путешественника, секретаря посольства багдадского халифа Ибн Фадлана, побывавшего в Волжской Булгарии в 922 г.
Когда же мы были от царя сакалибов(булгар),к которому мы направлялись, на расстоянии дня и ночи пути, он послал для нашей встречи четырех царей, находившихся под его властью, своих братьев и своих сыновей. Они встретили нас, неся с собой хлеб, мясо, просо, и поехали вместе с нами. Когда же мы были от него на(расстоянии) двух фарсахов(примерно 12-14 км),он нас встретил сам, и когда он увидел нас, он сошел(с лошади) и пал ниц… В рукаве унего были дирхемы, и он рассыпал их на нас. Он поставил для нас юрты. И мы поселились в них.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Волжская Булгария: возникновение Первые болгары появились на Средней Волге в конце VII - начало VIII веков. Отправиться в столь долгий путь их вынудил разгром Великой Болгарии хазарами. Придя в наши края, болгары принесли с собой традиции полукочевого образа жизни. Занимались они в основном пастушеским скотоводством. Через сто лет крупное поражение от арабов терпят хазары, в зависимости от которых оказались приазовские болгары. Теснимые хазарами, болгары большими группами вновь уходят на Среднюю Волгу. Последнее переселение болгар в наши края было вызвано мощным наступлением на Хазарский каганат печенегов. Произошло это в конце IX - начало X веков.
Задолго до прихода болгар в Среднем Поволжье жили поволжско-финские племена. То были предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Волжские булгары (в современной науке их принято писать через "у") быстро заняли среди местных племен лидирующее положение. Они активно осваивали пашенное (плужное) земледелие, новые ремесла, что ускорило нарастание имущественного неравенства в булгарской среде. У военно-племенной булгарской знати была сильная военная дружина. Дружинники совершали походы и набеги на соседние земли. При их помощи с населения собирались налоги. Завершающим этапом в образовании Булгарского государства явилось начало X века. Тогда на берегах Волги и Камы, в нашем крае, строятся города и крепости. Появляются первые булгарские монеты. В поисках союзников для борьбы с хазарами булгары приглашают к себе посольство багдадского халифа аль-Муктадира. Булгары получают поддержку арабов и принимают новую религию. В 922 г. ислам становится государственной религией Волжской Булгарии.
Волжская Булгария: территория и население страны Волжская Булгария занимала обширные земли. К XII веку границы государства раздвинулись ещё больше. На севере они доходили до реки Казанки, на юге - до Самарской Луки. Западными пределами Булгарского государства служила река Зай. Соседями булгар были древние марийские, удмуртские, мордовские и другие племена. Булгары жили по обеим сторонам Волги и на землях, примыкающих к Каме с севера. Крунпные города Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау находились на волжском левобережье. Десятки городских, сельских поселений, и среди них знаменитый Ошель, располагались на правобережье Волги. Здесь среди городов наиболее известны Кашан и Чаллы. На реке Казанке в самом начале XI столетия возникает военная крепость и торговое поселение Казань - будущая столица нашей республики. Г.КАЗАНЬ
Население страны было разноплеменным. Булгарские племена нам хорошо известны. Но были еще сувары, барсилы, баранджары, а также билеры и эсенгелы. Во второй половине X века из них сложились единая булгарская народность . Общим именем населения страны стало имя "булгары". БУЛГАРСКИЙ ДОМ Реконструкция. XI век
Управление Волжской Булгарией Волжская Булгария управлялась, как и все раннефеодальные государства. Во главе стоял правитель. В Булгарии это был эмир. Его раньше называли эльтебер. Первым эмиром страны был Алмуш, князь города Болгара. Именно Алмуш отправил посольство булгар в Бухару и Багдад и принимал у себя посольство багдадского халифа. После обращения в новую веру он стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. Эмиру подчинялись правители отдельных земель - областей. Это был высший слой знати. К правящей верхушке принадлежали и предводители боевых дружин, беки, представители высшего духовенства. БУЛГАРСКИЙ ПРАВИТЕЛЬ АЛМУШ Худ. Рушан Шамсутдинов
В роли управляемых находились земледельцы, ремесленники, торговцы. Они выполняли различные феодальные повинности в пользу государства, но зависимыми от феодалов не были.
Основные занятия булгар Основными занятиями булгар были сельское хозяйство и торговля. Земледелием и скотоводством занимались сельские жители. Их было большинство. Арабский географ начало X века Ибн Русте писал: "Болгары - народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие". Кроме того, они сеяли полбу, чечевицу, горох. Хлеб убирали серпами и косами. Земледелие у булгар было пашенным. Хлеба было много, и булгары могли оказать помощь русским княжествам в голодные годы. Булгары не забывали свое традиционное занятие - скотоводство. Скот они держали крупный, породистый, а потому были с мясом и молоком. Булгары разводили также боевых и скаковых коней. Почти в каждом хозяйстве имелись овцы и козы, из домашней птицы - куры.
Земледелие у булгар было пашенным. Хлеба было много, и булгары могли оказать помощь русским княжествам в голодные годы. Булгары не забывали свое традиционное занятие - скотоводство. Скот они держали крупный, породистый, а потому были с мясои и молоком. Булгары разводили также боевых и скаковых коней. Почти в каждом хозяйстве имелись овцы и козы, из домашней птицы - куры. В местах, богатых лесами, булгары ходили на охоту. Особый интерес вызывали пышные звери - соболи, белки и лисы. В лесах также было много диких пчел, носивших в дупла деревьев дикий мед. Собирали этот мед булгары один-два раза за лето и делали из него свои любимые напитки набиз и суджув . Реки, богатые рыбой, привлекали рыболовов. Здесь в изобилии водились осетры, стерлядь, сом, сазан. Городское население занималось ремеслом и торговлей. Каких ремесленников только не было: металлурги и кузнецы, ювелиры и косторезы, кожевенники и гончары .... Булгарские ремесленники были большими мастерами. Глиняные сосуды, кожа "булгари", ювелирные изделия расходились далеко за пределы страны. Славу Булгарии приумножали купцы. Развитию торговли благоприятствовало выгодное географическое положение страны. На булгарской земле сходились многие караванные пути. Один из них вел в Киев, другой - в Итиль, третий - в Хозерм. В крупных городах для иноземных купцов строились караван-сараи. Правители страны поощряли торговое дело.
Города Волжской Булгарии Булгарское государство славилоськак страна городов. Один из путешественников XIII века так и писал: "Булгария - великое и могущественное царство с богатыми городами". Крупнейшим городом всей средневековой Европы являлся Биляр. По своей територии он был в полтора раза больше Парижа и два раза больше Киева и Рима. Русские летописцы называли его Великим городом. Теперь у села Билярска Алексеевского района Республики Татарстан мы можем видеть только остатки города.
Биляр был столицей государства. Булгарскую столицу окружали земляные валы и широкие стены с башнями по углам. Оборонительные сооружения делили Биляр на внутренний и внешний город. Во внутреннем городе было много кирпичных и каменных зданий. Иметь такие дома могли только богатые и знатные люди. В центре цитатели находился дворец эмира. Рядом с ним стояла белокаменная Соборная мечеть. Внешний город сильно отличался от внутреннего. Здесь стояли неказистые бревенчатые дома. В них жили ремесленники и мелкие купцы. Металлурги и кузнецы, а также гончары селились слободами. ОБЩИЙ ПЛАН БИЛЯРСКОГО ГОРОДИЩА
БИЛЯР. СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ.X век КАРАВАН-САРАЙ БИЛЯРА Реконструкция А.А.Мазанова по раскопкам А.Х.Халикова АГА-БАЗАР В Г.БОЛГАР Худ. Рушан Шамсутдинов
Около ворот, ведущий во внутренний город, располагался большой караван-сарай. Чужеземные купцы могли здесь сложить свои товары, переночевать, отдохнуть перед дальней дорогой, сходить в баню. Нигде не было столько купцов, как в Болгаре. Этот небольшой город на Волге стоял на пересечении торговых путей. И потому сюда приезжали купцы (гости) со всех концов мира. Здесь почти круглый год шумели многочисленные базары. Вторым после Биляра крупным городом страны был Сувар. Он также имел мощные укрепления. На вершине наружных валов стояла деревянная стена из толстых столбов с заострёнными концами. За валами шел глубокий ров с водой. Со дна его торчали остро заточенные колья. Наверху внутренних валов были возведены дубовые стены с башнями. И в Суваре было немало кирпичных домов. Простые горожане, ремесленники строили себе одноэтажные деревянные дома. И жили они вдали от центральной части города. Главным городом булгар на правом берегу Волги являлся Ошель. Это был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов страны. Остатки Ошеля сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино. Знаменитым булгарским городом был и Джукетау. Он стоял на берегу Камы, там, где сейчас находится западная окраина г. Чистополя.
На рубеже X-XI столетий недалеко от места слияния Волги и Казанки возникла небольшая булгарская крепость, названная Казанью. Вскоре она стала одним из крупных центров международной торговли. На булгарской земле стояло более пятидесяти больших и малых городов. Это были центры ремесла, торговли и культуры.
Культура Принятие ислама Волжской Булгарией имело еще одно важное значение. Был дан сильный толчок развитию просвещения, литературы, науки. Первоначально булгары пользовались рунической письменностью. С принятием ислама они переходят к письменности на основе арабского алфавита . Со временем арабская письменность получила широкое распространение. На ней делали надписи на многочисленных памятниках, ювелирных изделиях, бытовых вещах. Многие образцы этих надписей являются настоящими произведениями каллиграфии. Чаще всего писали на бересте и на досках, покрытых слоем воска. Орудием письма было костяное писало. Но в ход уже пошла и бумага. Ее привозили из Самарканда. Писали на ней чернилами и перьями. Арабской письменности, основам религиозных знаний обучали в мектебах . Это были начальные школы при мечетях, которые строились в булгарских городах и селах. Высшее образование булгарские юноши получали, обучаясь у среднеазиатских ученых. Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся ученых, поэтов Востока того времени. Это способствовало развитию в Волжской Булгарии разных наук и литературы.
Булгары достигли немалых успехов в математике и астрономии, химии и медицине, географии и истории. В странах Востока был очень популярен труд Таджеддина аль-Булгари "Лучшие лекарства от отравления". Поэты прославляли в стихах булгарского ученого, врачевателя Ходжи Булгари. Булгарский судья Йакуб ибн Нугман написал книгу "История Булгара". Значительное развитие в Волжской Булгарии получили художественная литература и поэтическое народное творчество. Лучшим произведением стала поэма Кул Гали "Кыйсса-и Йусуф" ("Сказание о Йусуфе"). Поэт Кул Гали жил в конце XII-первой половине XIII веков. Он создавал свои произведения в Биляре. Здесь Кул Гали и написал свою поэму. В ней он создал образ идеального правителя и идеального государства. Правитель, по его мысли, должен быть мудрым, справедливым, нравственно безупречным. Государство же должно обеспечивать мирную, счастливую жизнь народа. Счастье Кул Гали не представлял без верной и чистой любви, без крепкой и дружной семьи. КУЛ ГАЛИ ПОЭМА "КЫЙССА-И ЙУСУФ"
Замечательным воплощением культуры Волжской Булгарии являюся работы ее архитекторов, строителей и ремесленников. Общественные сооружения, мечети, дома знатных людей украшались изразцовыми кирпичами и плитами, каменной резьбой. Произведениями архитектуры были булгарские бани. АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ В Г. БОЛГАР
Большим художественным вкусом отмечены многие изделия булгарских ремесленников. В западных и восточных странах были известны работы ювелиров из Булгарии под названием "булгарская филигрань". ЗОЛОТОЕ ВИСОЧНОЕ КОЛЬЦО С ПОДВЕСКАМИ В Волжской Булгарии культура достигла высокого уровня развития. Она развивалась как часть восточной культуры. Болгары создали в Средние века одну из ярких цивилизации Европы .
Связи с другими народами и странами Волжская Булгария наладила и поддерживала тесные связи со многими странами и народами. Это были прежде всего торговые отношения. Активно торговали булгары со своими ближними соседями - предками современных удмуртов, марийцев, чувашей, мордвы. Центрами их торговых отношений с ближними соседями были фактории, основанные по берегам рек. В поисках дорогих мехов булгары дошли до народов Прикамья и далекого Севера. С предками современных ханты и манси велась меновая, или "немая" торговля. При такой торговле одна вешь просто обменивалась на другую. На юге основным торговым партнером Волжской Булгарии был Хазарский каганат. Булгары торговали также с иранскими, среднеазиатскими, византийскими городами. Они поддерживали торговые связи с Прибалтикой, скандинавскими странами, Индией.
Торговля занимала важное место в булгаро-русских отношениях. На Русь вывозились скот, мех и хлеб, глиняная посуда, бронзовые замки в виде животных. Из Руси поступали меха, стеклянные бусы и браслеты, посуда, железные замки и ключи, костяные и глиняные поделки. После принятия ислама укрепились связи Булгарского государства со странами Востока. Булгария стала частью исламского мира. Булгарские эмиры поддерживали отношения с правителями мусульманских государств, обменивались подарками. Широкими были торговые связи. Жители страны начали совершать хадж в Мекку. ГЛИНЯНЫЕ ГОНЧАРНЫЕ КУВШИНЫ
Вопросы и задания для повторения 1. Откуда пришли болгары на Среднюю Волгу? Что привело их в наши края? 2. Кто был первым правителем Волжской Булгарии? 3. Закончите предложение: "Во второй половине X века из разных племен Волжской Булгарии...". 4. Когда ислам стал государственной религией Волжской Булгарии? 5. В учебнике нам уже встречалось утверждение арабского географа Ибн Русте о том, что "болгары - народ земледельческий". Выдающийся российский историк С.М.Соловьев писал, что "болгары - торговый и промышленный народ". Кто прав? Попробуйте рассудить этих авторов, подыскивая аргументы в пользу каждого утверждения. Запишите эти аргументы в таблицу. Сформулируйте свой вывод. "Болгары – народ земледельческий" "Болгары - торговый и промышленный народ"
Тест по теме "Волжская Булгария: возникновение, территория, население, управление, занятия 1. Ранние булгары на Средней Волге изначально вели: А) кочевой образ жизни б) полукочевой образ жизни в)оседлый образ жизни 2. Одним из исследователей жизни Волжской Булгарии начала X века был: А) византийский император Константин Багрянородный Б) русский путешественник Афанасий Никитин В) арабский географ Ибн Русте Г)местный богослов Ахмед ал-Булгари 3. Основой экономики Волжской Булгарии являлось: А) земледелие б)скотоводство в) ремесло Г)торговое дело 4. Аборигенами (т.е. коренным населением) Волго-Камья можно считать: А)финно-угорские племена Б) тюркоязычные племена В) восточнославянские племена Г) мадьярские племена
5. Волжская Булгария приняла ислам: А) в 922 году Б) в 1236 году В) в 988 году Г) в 1047 году 6. Принятие Волжской Булгарией ислама связано с именем тогдашнего булгарского эмира: А) Абдуллы ибн Микаила Б) Алмуша В) Микаила ибн Джафара Г) Мумина ибн Хасана 7. Принято считать, что единая народность с общим названием "булгары" возникла: А) в X веке Б) в XI веке В) в XII веке Г) в XIII веке 8. Государство волжских булгар окончательно сложилось: А) в VIII веке Б) в начале IX века В) в начале X века Г) к концу X века 9. Какое из утверждений вы считаете неверным? А) булгары добывали пушных зверей и использовали меха для собственных нужд Б) булгары продавали пушнину за границу В) булгары покупали пушнину у своих соседей Г) булгары не занимались промыслом пушнины 10. Правитель Волжской Булгарии в разные периоды назывался: А) султан Б) халиф В) эмир Г) король Д) хан Е)эльтебер Ж)царь
Проверь себя! 1-Б 2-В 3-А 4-А 5-А 6-Б 7-А 8-В 9-Г 10-В,Е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация плана профессионального развития как одно из условий подготовки к аттестации
Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием.Вот как определяет понятие «сам...
Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2008 – 2012 г
Цели профессионального развития:1. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для...
Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.)
Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.) ФИО:Ничкова Татьяна АнатольевнаДолжность:зам. директора по МР, учитель русского языка и литературыМесто работы:Муниц...
Перспективный план профессионального развития учителя информатики и ИКТ МБОУСОШ с.Нижняя Елюзань Керженовой М.З
Перспективный планпрофессионального развития учителя информатики и ИКТМБОУСОШ с.Нижняя Елюзань Керженовой М.З...
Индивидуальный план профессионального развития учителя
План содержит цели профессионального развития, связанные с освоением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Разделы плана: изучение литературы, связанной с проблем...
Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период
Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...