Урок путешествие "Древняя Эллада"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок закрепления знаний по теме "Древняя Греция". На уроке используются различные формы работы учащихся. Работая с маршрутными листами ученики совершают путешествие в древнегреческую школу, участвуют в олимпийских играх, разгадывают загадочные послания эллинов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl_drevnyaya_gretsiya.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - путешествие (итоговое повторение)
«Древняя Греция»
Цель: закрепить знания, полученные при изучении темы. Проверить знания учащихся об основных событиях, процессах Древней Греции.
Развивать умение работать в группах, выполнять задания, аргументировано представлять свою точку зрения на события, вести интересный рассказ, работать с картой, историческими понятиями.
Способствовать воспитанию взаимоуважения, интереса к истории.
Оборудование.
Карта « Древняя Греция в Vв. до н. э.»
Маршрутные листы для групп, вещественные памятники истории вырезанные из бумаги ( сосуды, , шлемы, карточки с историческими понятиями), столы расставлены для работы пяти групп.
Ход урока.
- Организационный этап.
За высокими горами,
За далекими морями,
Раскинулась страна дивная.
Зевс с Посейдоном ее охраняют
Всем эллинам добра желают.
Учитель:
Дорогие ребята! Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Совершенно верно! Ваши предположения верны. Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию.
Что мы узнали об истории Древней Греции?
I Этап.
Я предлагаю вам совершить путешествие на земли Древней Эллады. Давайте отправимся в эту страну на ракете « Временных лет», которая перенесет нас в далекие века за считанные секунды. Я прошу вас сесть удобнее, пристигнуть ремни, закрыть глаза и произнести волшебные слова «Крибля, крабля, бумс!»
Вот мы и в Древней Греции как вы долетели? Добро пожаловать на землю Древней Эллады.
Входят два экскурсовода (ими являются ученики данного класса, на их головах блестящие шлемы)
Экскурсоводы:
Мы дети Эллады, посланцы величественной Афины приветствуем вас на нашей красивейшей земле. Позвольте напомнить вам, что Греция расположена в Юго-Восточной Европе, на юге Балканского полуострова, значительную часть страны покрывают горы, которые изолируют друг от друга Северную, Среднюю и Южную части страны. Пролетая вы, конечно же, увидели Эгейское, Ионическое, Средиземное моря, которые омывают страну. Здесь вы увидите красивейшие города мира: Афины, Микены, Фивы, Спарту, Марафон и другие (свой рассказ они сопровождают показом на карте).
Учитель.
Чтобы ваше путешествие было интересным, предлагаю вам самостоятельно создать несколько туристических агентств. У каждой группы на столе есть подсказка, которая вам поможет дать название своему агентству и определить маршрут своего путешествия на столах находятся: 1 – маска; 2 – статуэтка; 3 – кувшин или ваза; 4 – атлас; 5 – дощечка, стиль. Ваша задача дать название своему агентству. За 5 минут, вы создадите проект, рекламирующий Древнюю Грецию. Требования к нему таковы:
1. Он должен быть убедительным настолько, чтобы, даже самому закоренелому скептику захотелось побывать в Древней Элладе!
2. Вы должны проявить всю свою находчивость, смекалку, знания и фантазию. На ваших столах вы найдете все необходимое: бумагу, маркеры, карандаши. На презентацию проекта предоставляется 3 минуты. Реклама может быть в форме плаката, частушки, песни, стихотворения, научного сообщения. Итак, желаем удачи! (Включить музыку, засечь время).
И так, вам слово. Давайте поприветствуем агентства: «Театралы», «Олимпия», «Археологи», «Полководец», «Философы».
Презентацию готовит все команды, вместе и защищают.
II Этап. Защита презентации.
Учитель:
-Спасибо! Я вижу, вы славно поработали! Мы готовы продолжить путешествие! Прошу всех участников круиза во времени получить маршрутные листы, выполнить задания указанные в них и провести интересные экскурсии, желаю удачи. Через 5 минут каждое агентство начнет свою экскурсию по заданному маршруту.
Перед каждой группой стоит задача коллективно определить, к каким событиям и пунктам относятся иллюстрации, затем каждый из участников группы по желанию рассказывают об одном из событий. В рассказе должны соблюдаться хронологическая последовательность.
Маршрут №1. « К древним на праздник». На маршрутном листе четыре иллюстрации «На представлении в древнем театре», «Здание греческого театра», «Праздничное шествие на Акрополь», «Сцена из «Антигоны». Задание: определить, к каким празднествам древних относятся иллюстрации, где они происходили, рассказать о каждом из праздников.
Маршрут №2. « К памятникам архитектуры». На маршрутном листе четыре иллюстрации: «Световой колодец в царском дворце на Крите», «Парфенон. Храм Афины», «Олимпия», «Статуя Афродиты». Задание: определить архитектурные памятники, найти на карте места, где они находились, дать краткое описание, указать дальнейшую судьбу.
Маршрут №3 «По местам археологических раскопок». На маршрутном листе четыре иллюстрации: «Крепостная стена с Львиными воротами», «Фаросский маяк», «Раскопки Трои», «Древнегреческий стадион». Задание: определить к каким раскопкам относится каждая их них, найти на карте место раскопок, указать к какому времени относится раскопанные сооружения, дать им краткую характеристику.
Маршрут №4. «Вслед за полководцами» На маршрутном листе четыре схемы сражений: Марафонского, Фермопильского, Саламинского, при Гавгамелах. Задание: определить схему каждого сражения, найти на карте его место, назвать враждующие стороны и кто из полководцев командовал войсками, кратко рассказать о ходе сражения и его результатах.
Маршрут №5 « Кому принадлежат слова?». На маршрутном листе тексты: « Знай же, циклоп, что тебя ослепил … знаменитый властитель Итаки!», « Врага бояться меньше, чем собственных сограждан», «Мать черная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы…», «Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявлять свою личность в различных условиях». Задание: определить, кому принадлежат слова и какому событию они адресованы.
III Этап. Отчет о проделанной работе.
Экскурсоводы:
Уважаемые пассажиры, вы показали хорошие знания по истории Древней Эллады, и мы вас приглашаем в древнегреческую школу, куда спешат в рассветный час городские и сельские мальчишки. Там начинается урок истории.
IV Этап. В гимнасии.
Ученик ( костюм: кусок ткани поверх рубахи)
Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные! Сегодня, я, учитель Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите - розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть и шалить, потому что священные стены храма знаний – любят слушать мудрые речи, ибо «Невежда - самое дикое из существ на земле». А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов - педагогов, сядьте прямо и начнем урок.
На амфорах, вырезанных из цветной бумаги, написаны вопросы. Их можно расположить в виде веера, как билеты. По желанию ученики выходят к доске вытягивают «амфору - билет» и отвечают на вопрос (в зависимости от времени предлагается определенное количество вопросов).
- Какие чудеса света появились в Греции?
- Какие науки были известны грекам?
- В честь кого проводились олимпийские игры?
- Какие представления показывали в древнегреческом театре?
- У кого греки переняли алфавит и как они его усовершенствовали?
- Почему слова «библиотека», «музей», «театр» стали международными?
- Что олицетворяли богини: Ника, Афина?
- Назовите знаменитого философа, учителя А.Македонского.
- Назовите знаменитого врача, в честь которого названа клятва врачей в
наши дни.
10. Назовите знаменитого скульптора, создавшего скульптуры Зевса,
Афины.
11. Кого греки называли лучшим оратором?
12. Назовите имя слепого поэта, написавшего два замечательных произведения.
13. Когда были проведены первые олимпийские игры?
V Этап. Олимпийские игры.
Первый атлет.
Уважаемые туристы! Мы вам предлагаем провести Олимпийские игры, но они необычные и заключаются в том, кто быстрее и точнее ответит на вопросы, которые на камнях записали древние мастера. Этими удивительными «камнями загадками» мы будем мостить дорогу к вершине Олимпа. Если вы правильно даете определение историческому понятию, то помещайте свой «камень» на доске по стрелкам ( на доске вверху иллюстрация Зевса к нему с низу доски идут стрелки). Исторические понятия: Стратег. Демократия. Стиль. Ареопаг. Ипподром. Фаланга. Илоты. Триера. Оратор. Долговой камень. Лаконичная речь. Гражданин.
Второй атлет.
А сейчас я скажу вам фразу, которую вы должны выразить одним словом и объяснить, почему это именно так?
1. Самовлюбленный человек (Нарцисс).
2. Долгие странствия, приключения, рассказ о них (Одиссея).
3. Бдительный сторож (Цербер).
VI Этап. Рефлексия.
Учитель:
Вот и подошло концу наше путешествие по Древней Греции. Что вам больше всего запомнилось. Понравилось? Чему вы научились у древних греков? Как вы оцениваете свою работу?
Подведение итогов работы.
А сейчас я попрошу вас сесть удобнее в нашу ракету, пожелать всем хорошей дороги (звучит музыка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Города Эллады подчиняются Македонии"
Презентация к уроку истории 5 класс по теме "Города Эллады подчиняются Македонии"...
"Искусство Древней Эллады. Краснофигурная и чёрнофигурная вазопись" комбинированный урок ИЗО и МХК 7 класс
"Искусство Древней Эллады. Краснофигурная и чёрнофигурная вазопись", комбинированный урок для 7-х классов по предметам "Изобразительное искусство" и "Мировая художественная культура". Разработка урока...
урок истории Древнего мира в 5 классе по теме "Боги и герои Эллады"
Урок истории Древнего мира по теме "Боги и герои Эллады". Урок изучения нового материала, сопровождается мультимедийной презентацией.Используется на уроке дополнительный материал, подготовленный учащи...
Презентация к уроку "Города Эллады подчиняются Македонии"
Презентация к уроку истории, 5 класс...
Разработка урока "Города Эллады подчиняются Македонии"
Разработка урока и презентация...
4 класс 27 урок "Искусство Эллады"
Урок изобразительного искусства для 4 класса по программе Б.М. Неменского по теме "Искусство Эллады"...
Тема урока: Города Эллады подчиняются Македонии.
Цели: - объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией; сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филипп...