Политические центры Руси
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 6А
Предмет: история
Дата: 18.02.2015 г.
Тема и номер урока в теме: «Главные политические центры Руси», урок 2.
Учебник: Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.,Просвещение,2013г.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: охарактеризовать и сравнить экономическое и политическое развитие Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества.
Формы работы обучающихся: формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-фронтальная, индивидуальная, парная.
Технологии, используемые на уроке: системно - деятельностного метода обучения, информационно – коммуникативные, здоровье сберегающие, обучение в сотрудничестве.
Планируемые результаты:
Предметные: характеризуют и сравнивают экономическое и политическое развитие русских княжеств, устанавливают закономерности в развитии княжеств, применяют понятийный аппарат исторического знания, дают оценку деятельности личностей.
Мета предметные : воспринимают и анализируют текст учебника, исторический документ, обобщают учебный материал в виде таблицы, схемы, презентации.
принимают и сохраняют учебную цель, задачу, планируют ее реализацию.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимания, активность, желание больше узнать; способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности; осознание своей гражданской и национальной принадлежности.
Оборудование: ноутбук, проектор, доска, историческая карта «Русь в XII - начало XIII века».
Дидактический и раздаточный материал: листы, на которых напечатан текст с ошибками, презентация с правильным текстом
Характеристика этапов урока
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Используемые ЭОР |
1)Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативов учебной деятельности. | Учитель приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой, мотивирует их к уроку. Предлагает вспомнить тему, которую изучаем. Учитель предлагает обучающимся сформулировать понятие «политическая раздробленность» Учитель задает вопросы: 1) Когда на Руси началась политическая раздробленность? 2) На сколько княжеств распалась Русь?
| Обучающиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок; называют изучаемую тему: Политическая раздробленность Руси. Обучающиеся дают определение понятию «Политическая раздробленность» - это распад государства на крупные независимые друг от друга части. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя: 1) В середине XII века 2) На 15 крупных княжеств. | Личностные: самоопределение к деятельности Познавательные: целеполагание
| |
2)Актуализация знаний | Подготовить мышление обучающихся к восприятию нового материала. Повторить ранее изученный учебный материал.
| Учитель предлагает учащимся показать на карте границы Владимиро-Суздальского княжества. Учитель актуализирует знания обучающихся через текст учебника и таблицу в тетради «Главные политические центры Руси»: 1) Какие географические и природно-климатические особенности северо-восточной Руси способствовали ее успешному развитию? 2)Каковы политические особенности княжества? 3) Почему именно здесь князья имели почти неограниченную власть? 4) Можно ли назвать северо-восточных князей монархами? Учитель предлагает обучающимся назвать владимиро-суздальских князей, и ответить на вопрос: какие цели они преследовали в своей политике? Учитель предлагает обучающимся, используя карту, назвать самое большое княжество, граничившее с Владимиро-Суздальским княжеством? Ребята, а что мы уже знаем о Новгородской земле из ранее изученного? Ребята, наверное, вам будет интересно узнать о Новгороде в период политической раздробленности. Давайте вместе определим тему и цели нашего урока. | Обучающиеся, работают с картой учебника на стр.82, один – у доски на настенной карте. Обучающиеся характеризуют географические и природно-климатические особенности, используя записи в таблице, текст учебника на стр.84. 1) Северо-восток Руси, реки – торговые пути, леса, ополья, мягкий климат. 2)Сильная, почти безграничная власть князя. 3)Русский северо-восток осваивался по инициативе уже существовавшей княжеской власти, следовательно, крупные собственники земли,раздавали землю дружинникам, церкви, переселенцам, следовательно, могли ограничивать свободу этих людей. Эксплуатация населения. 4)Да, так как они были полноправными властителями в своих землях, власть передавали по наследству. Обучающиеся называют Ю. Долгорукого, А.Боголюбского, В. Большое Гнездо, и отвечают на вопрос: расширение своих владений, укрепление и возвышение княжества. Обучающиеся находят на карте Новгородскую землю.
Обучающиеся говорят о варягах, Рюрике, основателе города и княжеской династии. Обучающиеся называют тему урока: «Новгородская земля», и формируют цели, используя сравнительную таблицу в тетради: « Главные политические центры Руси» - определить географическое положение, природно-климатические условия, занятия населения, политические особенности. | Познавательные: воспринимать, использовать, анализировать знаково-символические средства. Познавательные: логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом явлении. Личностные: оценивать поступки исторических личностей. Познавательные: использовать знаково-символические средства. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. | |
3) Усвоение содержания нового материала | Помочь обучающимся достичь цели урока: охарактеризовать и сравнить экономическое и политическое развитие Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества | Учитель ставит перед обучающимися задачу: ответить на вопрос – Как географическое положение и природно - климатические условия Новгородской земли повлияли на занятия населения? Ребята что бы ответить на этот вопрос, вы должны прочитать текст на стр. 89-90 и заполнить таблицы «главные политические центры Руси» 1-4 вопрос. Учитель помогает тем кто затрудняется. Ребята,я предлагаю вам конкретизировать и расширить наш учебный материал дополнительной информацией. Максим, используя интернет, подготовил нам небольшое сообщение по репродукции картины А.Васнецова «Новгородский торг» Саша, подготовил слайды с изображением берестяных грамот. Посмотрите и подумайте, какой вывод о жителях города можно сделать Новгород был, одним из крупнейших городов не только Руси, но и Европы и население его обладало высоким для своего времени уровнем грамотности. Ребята, а каким было управление в Новгороде? (стр. 90 учебника) Учитель предлагает вспомнить, каковы главные черты республиканского строя?(при затруднении можно использовать словарь на стр. 95) Ребята, давайте посмотрим, как эта форма правления проявилась в Новгороде. (см. текст учебника на стр. 91) Учитель обращает внимание учащихся на особенности княжеской власти в Новгороде и просит их назвать (стр. 91, стр 95, ист. Документ) Учитель предлагает обучающимся сделать вывод: используя заполненную в течении урока таблицу «Главные политические центры Руси» назвать различные и общие черты княжеств. | Обучающиеся читают соответствующий текст учебника, работают с картой «Русь в XII -начале XIII в.» и заполняют вторую колонку сравнительной таблицы «Главные политические центры Руси». Работают в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Отвечают на вопрос: северо-западная Русь перекресток торговых путей по многочисленным рекам, выход к морям, суровый климат, следовательно, главные занятия-ремесло и торговля. Демонстрация на экране репродукции картины А. Васнецова «Новгородский торг» и рассказ Максима Демонстрация на экране берестяных грамот , найденных археологами во время раскопок в Новгороде и комментарии к ним. Обучающиеся делают вывод о том, что население Новгорода было грамотным.
Обучающиеся отвечают на вопрос используя учебник стр. 90: Республика. о бучающиеся дают определение понятию «республика», перечисляя основные черты этого строя (стр. 95) Республика-это форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям. Заполняют таблицу. Обучающиеся работают с текстом называют высших должностных лиц новгородской республики: вече, посадник, тысяцкий, владыка, князь. Обучающиеся ,используя соответствующую информацию в учебнике, называют особенности княжеской власти в Новгороде: вече приглашало князя с дружиной как начальника вооруженных сил в случае войны. Обучающиеся называют различие в главных занятиях населения, в управлении княжеством; общие-торговые пути, высокий уровень развития, наличие князя | Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, исторического документа, интернета; - осуществлять запись выборочной информации; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение - обобщать информацию в виде таблицы и схемы Коммуникативные: -формулировать собственное мнение и позицию; Личностные: -формированные чувства прекрасного на основе знакомства с репродукциями картин; Регулятивные: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем - различать способы и результаты действия
| Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 |
4) Обеспечение осознанности сформированных знаний | Включить новый способ действий в систему знаний, проверить и закрепить полученные знания. | Учитель раздает обучающимся листы с текстом о Новгороде, в котором есть ошибки. Их надо найти и исправить. Учитель демонстрирует на экране правильный текст и предлагает обучающимся проверить свою работу. | Обучающиеся работают в парах и исправляют ошибки в тексте. Обучающиеся осуществляют самопроверку и озвучивают свои результаты. | Познавательные: -осуществлять синтез составления общего из частей Коммуникативные: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве - договариваться и приходить к общему решению -строить понятные для партнера высказывания -задавать вопросы; Личностные: - способность к самооценке своих действий Регулятивные: -осуществлять итоговой контроль по результату; -адекватно воспринимать предложение и оценку учителя и одноклассников; | Слайд №9 |
5) Рефлексия деятельности | Оценить обучающимися собственную учебную деятельность, осознать методы получения нового материала и границы его применения. | Ребята, что необходимо сделать прежде, чем мы закончим урок? Какую цель вы ставили в начале урока? Вы достигли поставленной цели? Докажите. Ребята, а как вы думаете, знания, полученные сегодня на уроке, вам в жизни пригодятся ? Как? Д.з. 1) Заполнить третью колонку в таблице «Главные политические центры Руси» Галицко-Волынское княжество стр. 92-94 2) Придумайте и нарисуйте герб Великого Новгорода периода политической раздробленности. | Подвести итог нашей работы. Обучающиеся соотносят цели и результат учебной деятельности. Обучающиеся высказывают разные точки зрения. |
Заместитель руководителя ОО:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока : Главные политические центры Руси
план - конспект урока составлен в соответствии с требованиями предъявляемыми к уроку и использоанием ЭОР...
Первые политические центры Руси
Тест охватывает период правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо....
Главные политические центры Руси
Показать особенности развития крупных русских княжествРассказать о борьбе за Киев, о выдающихся русских князьяхПлан:Владимиро-Суздальское княжествоЮ.ДолгорукийА.Боголюбский...
Главные политические центры Руси.
Урок по истории России "Главные политические центры Руси" в 6 классе. Ребята, работая в группах по плану, выясняли сущность проблемы: Какие формы государственного правления формировались в...
Главные политические центры Руси
Кондаурова Любовь ИвановнаТема: Главные политические центры Руси6 класс Цели: познакомить учащихся с особенностями развития основных удельных княжеств Древней Руси.Выдающиеся личности: Юрий Долго...
Урок истории в 6 классе "Главные политические центры Руси"
Урок истории в 6 классе "Главные политические центры Руси"....