Урок в 10 классе по теме "Российское государство при Иване III"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Данный урок имеет своей целью проследить процесс завершения объединения Северо - Восточной Руси вокруг Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_otechestva_v_10_klasse.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА В 10 КЛАССЕ
ТЕМА : «Российское государство при Иване III».
ЦЕЛИ УРОКА :
1. Проследить процесс завершения объединения Северо - Восточной Руси вокруг Москвы, рассмотреть основные этапы объединения, роль исторических личностей (Ивана III и Василия III) в завершении объединения русских земель. Отметить, что централизованное Российское государство с самого начала складывалось как многонациональное, раскрыть историческое значение единого государства.
2. Развивать навыки в решении поставленной проблемы, умения давать аналитические выводы, находить причинно - следственные связи по проблеме урока, умения работать с картой и текстом.
3. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, национального самосознания.
ТИП УРОКА : исследование и решение проблемы.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Боярская дума, приказы, пожилое, кормление, местничество, централизованное государство, герб.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1 .Карамзин Н.М. «История государства Российского».
2.Соловьев С. И. «История Древней России».
З.Костомаров Н.Н. «История России в жизнеописании великих людей».
4.Иловатский Н. «Краткий курс в истории России».
5.Вернадский М. «Московское царство».
б.Послание старца Елезаровского монастыря Филофея к Великому князю Василию
Ивановичу.
7.Судебник 1497 г. «Хрестоматия по истории России».
8.Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России» учебник.
9.Карта «Образование централизованного государства».
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, карта «Завершение объединения русских земель в xv веке».
ХОД УРОКА
1 .Оргмомент.
а) самостоятельное формулирование уч-ся целей и задач урока, постановка проблемы.
б) вопросы уч-ся:
- что способствовало завершению объединения русских земель в конце 15-первой трети 16 в?
- с именами каких государственных деятелей, политических и духовных лидеров связан процесс образования Российского государства?
ЭПИГРАФ: «Иван III оставил после себя государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнее духом правления».
Н. М. Карамзин.
В) О том, как складывалось централизованное государство и об итогах деятельности Ивана III и Василия III мы и поговорим.
2. Историческая разминка.
А) Что такое государство? Назовите признаки государства.
Б) Чем отличается централизованное государство от раздробленного?
В) Когда процесс централизации завершился в странах Европы?
Г) В каком состоянии находилась наша страна в этот период? Почему?
Д) Была ли необходимость объединения русских земель?
Е) Назовите хронологические рамки 1 и 2 этапов объединения Русского централизованного государства.
Давайте, опираясь на различные источники знаний, исследуем, как проходил завершающий этап объединения.
Класс делится на 5 групп и работает на основании полученного заранее творческого задания.
3. ПЛАН РАБОТЫ.
1 - ая группа: Раскройте роль исторических личностей Ивана III и Василия III в
завершении объединения русских земель, оцените их деятельность по созданию государства.
2-ая группа: Решить историческую задачу: справедливо ли мнение, что идея « Москва - третий Рим» есть претензия России на мировое господство.
3-ья группа: Проследите территориальное расширение Российского государства. Какие территории вошли в состав Русского государства при Иване III и Василии III.
4 -ая группа: Какие выводы о характере общественных отношений, о государстве,
о жизни людей можно сделать на основании содержания Судебника 1497 г.
5 -ая группа: Начертите схему управления Российского государства к началу
16 в. Укажите, какие произошли изменения в управлении страной.
3.ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП, запись выводов в тетрадь.
А) Работа над основными понятиями. 4. ОБОБЩЕНИЕ.
Подведем итоги нашей работы. Сделайте вывод, что способствовало завершению объединения русских земель в конце 15 - первой трети 16 в.? Каковы предпосылки образования Российского государства? В чем историческое значение образования централизованного государства?
Завершая урок, я хочу обратиться к эпиграфу и продолжить мысль Карамзина, который, оценивая личность Ивана III, сказал о нем, что он создал нынешнюю Россию. Согласны ли вы с ним?
5.Домашнее задание.
А) параграфы 21 -23 повторить.
Б) выполнить творческое задание (по выбору уч-ся):
- 10 тестовых вопросов.
- Составить кроссворд.
- Работа над текстом с ошибками.
- Реферат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок МХК в 11 классе по теме "Александр Андреевич Иванов. Явление Христа народу" (презентация)
Материал к уроку по творчеству А.А. Иванова...
Презентация "Российское государство при Иване Грозном"
Презентация "Российское государство при Иване Грозном"...
Открытый урок по истории в 6 классе на тему "Московское государство при Иване III"
Цель урока: сформировать представление учащихся о Московском государстве времён Ивана IIIЗадачи:образовательная: познакомить учащихся с изменениями, произошед...
2 класс " М.И. Глинка опера "Иван Сусанин""
Конспект урока...
Технологическая карта урока истории в 9 классе "Образование единого государства в Италии. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи"
Технологическая карта урока истории в 9 классе...
Этапы создания единого Русского государства при Иване III
Цель урока: Анализ представлений о складывании единого государства при Иване IIIЗадачи:Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение ...
Основной закон государства ВИКТОРИНА для 10-11 класса «Основной закон государства»
викторина по бществознанию...