Программа курса по краеведению "Новгородика"
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему

Программа «Новгородика» разработана для учащихся пятого класса. В пятом классе изучается история древнего мира. Там не рассматривается история родной страны, что делает для ученика предмет оторванным от реальной жизни, бесполезным с их точки зрения. Данная программа, раскрывая события истории Новгородской земли и Крестец, приближает историю к ученику, позволяет показать важность науки для учеников, понять, зачем мы изучаем события давно минувших дней, повышает интерес к предмету. Это делает программу актуальной и нужной для учащихся.

Программа рассчитана на 35 часов  из расчёта 1 час в неделю. Сроки реализации программы – 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_5kl.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа «Новгородика» разработана для учащихся пятого класса. В пятом классе изучается история древнего мира. Там не рассматривается история родной страны, что делает для ученика предмет оторванным от реальной жизни, бесполезным с их точки зрения. Данная программа, раскрывая события истории Новгородской земли и Крестец, приближает историю к ученику, позволяет показать важность науки для учеников, понять, зачем мы изучаем события давно минувших дней, повышает интерес к предмету. Это делает программу актуальной и нужной для учащихся.

Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. 

В соответствии с базисным учебным планом школы на изучение краеведения отведен один час в неделю.

Курс «Новгородика» для 5 класса разработан  учителем  истории высшей  категории МАОУ «СОШ №2» п. Крестцы Васильевой Л.В. Программа рассчитана на 35 часов  из расчёта 1 час в неделю. Сроки реализации программы – 1 год.

На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.

Цели курса:

  • воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
  • развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
  • способствовать воспитанию патриотического сознания, готовность к активному участию в жизни региона;         

Задачи курса:

  • пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
  • дать представление об историческом, природном, хозяйственном, культурном  своеобразии родного края;
  • расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
  • организовать  поисковую, исследовательскую деятельность, изучение многообразных источников по истории края.

Для реализации  программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются  нетрадиционные формы организации учебной деятельности: урок в музее. Используются современные педагогические технологии:

  • проблемное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • использование исследовательского метода в обучении;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.

  • Итоговая контрольная  работа:  по теме «Новгородский край в древности».

 Практические  работы:

  • знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.
  • Составление генеалогического древа «моей семьи».

Творческие работы (проекты):по темам «Памятники моей Малой Родины».«Герои моего края». «Одежда Новгородцев» и тд.

  • «Рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии.

Требования к уровню подготовки выпускников

основной общей школы

В результате изучения курса ученик должен

знать, понимать:

-основные этапы и ключевые события истории родного края в древности ; исторических деятелей края;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

-основные источники информации по истории  края;

-историю возникновения народных ремесел, основные этапы развития истории архитектуры и художественного развития края

-особенности развития народного декоративно-прикладного искусства области;

-основные виды и жанры изобразительного искусства края;

-образный язык архитектурного искусства;

-особенности конструктивного строения храмов;

уметь:

показывать

-на карте границу области, города, районы, крупные сельские населенные пункты и другие географические объекты, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, имен, терминов;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по изученным темам, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

выделять, описывать и объяснять:

-особенности природных условий, главные черты населения отраслевой и территориальной структуры хозяйства области и своего  района

-своеобразие ландшафтов родного края;

-смысл изученных исторических понятий и терминов;

-давать описание событий истории края и памятников культуры па основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников: использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

определять (измерять):

-на основе учебного материала причины и следствия событий по истории края;

-главные черты географического положения своего населенного пункта, района и области, их влияние на историю заселения и экономическое развитие;

-особенности условий жизни, работы и быта человека на территории области;

-природные и исторические предпосылки развития хозяйства;

-тенденции в структуре занятости населения;

-соотносить даты событий истории родного края и отечественной истории; определять последовательность и длительность важнейших событий истории родного края;

-соотносить и сравнивать общие исторические процессы и факты по истории края, выявлять их существенные черты;

-группировать их по заданному признаку; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры края;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику урока

-анализировать произведения архитектуры; видеть в их произведениях единство функционального и художественно – образных начал и их социальной роли;

находить и анализировать информацию об условиях жизнедеятельности людей в области и влияния производства на конкретные условия жизнедеятельности человека

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края, России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет);

-определения архитектурного стиля зданий своего города, села, деревни;

-активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия;

Содержание курса

Тема

Содержание

УУД

Дата

1

Введение. Исторические источники

Что изучает предмет Новгородика.

Понятие исторического источника. Источники по истории Новгородской  земли.

Знать основные источники информации по истории  края;

уметь

давать описание исторических источников истории  на основе текста и иллюстративного материала и т. д.

2

Имя и родословная.

Твое имя, его значение и история возникновения. Родословная.

Знать историю своего имени, его значение, анализировать черты своей личности. Понимать и объяснять свою родословную, уметь строить родовое древо.

3

Мой дом, моя улица.

История улиц поселка. История твоей улицы. Облик твоего дома, дом твоей мечты. Заочное путешествие  по улицам Крестец.

Уметь подготовить и защитить проект на заданную тему.

Уметь взаимодействовать в ходе групповой работы.

определять архитектурный стиль зданий своего поселка.

4

Крестцы- городок на большой дороге.

История возникновения Крестец, где были древние Крестцы.

Характеризовать территорию расселения, природные условия, и занятия населения Крестец..

5

Крестецкий погост.

Как возник Крестецкий погост. Почему Крестцы так называются.

Знать историю возникновения Крестец и названия поселка. Уметь

давать описание событий истории края и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников.

6

Знаменитые земляки. В. Хлебников.

Знаменитые люди Крестецкого района.  Экскурсия в музей Хлебникова.

Знать знаменитых людей района.

Уметь характеризовать их деятельность, давать оценку их вклада в культурное наследие страны.

7

Знаменитые земляки.  Ф. Сологуб.

Знаменитые люди Крестецкого района. Встреча с ветераном педагогического труда А.А. Алексеевой, исследующей творчество Ф. Сологуба (школьный музей).

Знать знаменитых людей района.

Уметь характеризовать их деятельность

Край мой древний- земля Новгородская.

8

Внешний облик славянина.

Славяне по свидетельству современников греков, материалов летописей (облик, нравы, занятия).

Описыватьвнешний облик, жизнь и быт славян.

Уметь работать с различными источниками информации.

9

Язычество древних славян.

Религия древних славян, славянские Боги, места молений.

Знать и описыватьверования славян.

10

Родное гнездо. Семья

Семьи древних новгородцев, состав, семейные  порядки.

Знать состав семьи древних новгородцев.

Уметь описывать и характеризовать семейные  порядки.

11

Типы домов древних новгородцев.

Типы домов на северо-западе, летние и зимние избы. Внутреннее убранство избы.

Знать типы домов на северо-западе, летние и зимние избы. Сравнивать с типами домов в других регионах страны. Внутреннее убранство избы.

12

Одежда древних новгородцев.

Основные компоненты женского и мужского костюмов в древнем Новгороде. Отношение к одежде, связь поведения и одежды, детская одежда.

Знать

 Основные компоненты женского и мужского костюмов в древнем Новгороде. Отношение к одежде, связь поведения и одежды, детская одежда.

Уметь изобразить или изготовить женский и мужской костюм. Подготовить и защитить проект.

13

Промыслы. Основные занятия крестьян.

Система земледелия. Виды пахотных орудий, основные земледельческие культуры, новгородской земли. Какими промыслами занимались, почему.

«Крестецкая строчка» -гордость земли Крестецкой. (посещение краеведческого музея, зала крестецкой строчки)

Знать

историю возникновения народных ремесел и промыслов, -особенности развития народного декоративно-прикладного искусства области;

понимать значение трудовой деятельности для общества.

14

Подготовка проекта «Край мой древний- земля Новгородская».

Темы: «Одежда древних новгородцев». «Внутреннее убранство избы»

« Семьи древних новгородцев»

«Новгородская изба»

«Промыслы новгородцев»

Подготовить и защитить проект на заданную тему.

Уметь взаимодействовать в ходе групповой работы.

Участвовать в диалоге по изученным темам, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

15

Защита проектов.

Темы: «Одежда древних новгородцев». «Внутреннее убранство избы»

« Семьи древних новгородцев»

«Новгородская изба»

«Промыслы новгородцев»

«Промыслы Крестецкого района»

Владеть различными видами публичных выступлений. Уметь разъяснять и доказывать свою т.з.

Мир народной культуры

16

Календарные обряды и обрядовый фольклор.

Посиделки, масленица, праздники в разные времена года.

Знать календарные обряды и обрядовый фольклор славян.

Уметь продемонстрировать наглядно один из обрядов.

Уметь анализировать и давать оценку значения обрядов в жизни.

Сравнивать прошлые и современные обряды.

17

Семейно-бытовые обряды.

Жизненный круг, свадебные обряды, погребение.

Знать семейно-бытовые обряды.

Уметь продемонстрировать наглядно один из обрядов.

18

Верования и поверья.

Суеверия, старинные народные бывальщины, сказки. Народная медицина.

Знать материал урока.

Уметь инсценировать и пересказать старинные народные бывальщины, сказки. Приводить примеры.

19

«Домострой».

Правила поведения на Руси.

Знать правила поведения Древней Руси.

Уметь сравнивать с современными. Объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения;

20

Фольклорный праздник

Народный фольклор

Уметь публично выступать. Показать знание фольклора славян. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Великий Новгород

21

Откуда пошла Русская земля.

Проблема происхождения Новгорода. Возникновение государства у восточных славян, роль Новгорода в этом процессе.

Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, признаки государственности, роль новгородцев в этом процессе.

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

22

Новгород в составе Древнерусского государства.

Новгород –боярская республика. Территория, природно-хозяйственные особенности, особенности социальной структуры и политического устройства.

Характеризовать особенности политического строя Древнего Новгорода, территорию, природно-хозяйственные особенности.

Уметь выполнять познавательные и практические задания.

23

Новгород- крупнейший торговый центр.

Ремесла, торговля, торговые связи Новгорода.

Характеризовать ремесла, торговлю, торговые связи Новгорода.

Приводить примеры взаимоотношений Древнего Новгорода с соседними племенами и государствами.

24

Крещение Новгорода.

Знать  исторических деятелей Уметь давать их характеристику

25

Великие люди новгородской земли.

Знаменитые личности земли Новгородской.

Знать  исторических деятелей края.

Уметь давать их характеристику.

Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности новгородских князей.

26

Повторно- обобщающее занятие «Великий Новгород».

Особенности Новгородской земли, форма правления, исторические личности.

Высказывать собственные суждения об историческом наследии народов края.

Знать  основные этапы и ключевые события истории родного края в древности ; исторических деятелей края;

Уметь формулировать вопрос, оценивать ответы.

Культура Новгорода

27

Просвещение в Новгороде.

Распространение грамотности в Новгороде. Берестяные грамоты, граффити, вид письма, миниатюра, библиотека Софийского собора.

знать

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

28

Архитектура Новгорода.

Особенности архитектуры Новгорода. Типы храмов. Наиболее известные сооружения и их значение, памятники регионального и федерального значения.

Храмы Святой Троицы  и Екатерининский собор в Крестцах.

основные этапы развития истории архитектуры и художественного развития края, образный язык архитектурного искусства, особенности конструктивного строения храмов; Сравнивать различные типы храмов.

29

Оборонительные сооружения Великого Новгорода.

Новгородский Кремль. Значение оборонительных сооружений

Знать основные этапы развития истории архитектуры.

Описывать оборонительные сооружения Великого Новгорода.

30

Живопись В. Новгорода

Фресковая живопись.

Иконопись. Живопись Феофана Грека. Особенности живописи в Новгороде.

Знать основные этапы развития истории архитектуры и художественного развития края основные виды и жанры изобразительного искусства края.

31

Где  Святая София –там и Новгород.

Особенности архитектурного строения храма. Значение храма для новгородцев.

Знать особенности строения храма;

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские собор в Новгороде).

Определять значение Софии для новгородцев и Россиян.

32

Монастыри земли Новгородской.

Монастыри Новгородской земли.

Юрьев монастырь, Иверский монастырь.

(экскурсия в Иверский монастырь)

Знать монастыри Новгородской земли.

Уметь составлять рассказ об одном из них.

33

Быт новгородцев.

Особенности питания новгородцев.

Повседневные занятия и развлечения.

Борьба с эпидемиями.

Объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения;

Описывать быт новгородцев, особенности условий жизни, работы человека на территории области.

34

Экскурсия в Великий Новгород.

Обзорная экскурсия по историческому центру города. Посещение храма Святой Софии, краеведческого музея, музея деревянного зодчества.

Закрепить теоретический материал. Высказывать собственные суждения об историческом наследии народов края.

35

 Итоговый тест «Новгородский край в древности».

Защита проектов.

Культура земли Новгородской. Проекты по теме «Культура земли Новгородской»

Высказывать собственные суждения об историческом наследии народов края. Применять полученные знания на практике.

Знать основные этапы и ключевые события истории родного края в древности ; исторических деятелей края. Владеть различными видами публичных выступлений. Уметь разъяснять и доказывать свою т.з.

Рекомендуемая литература:

Андреев В.Ф. Северный страж Руси. – Л., 1989.

Алексеев Ю.Г. К Москве хотим. Закат боярской республики в Новгороде. – Л., 1991.

Алешковский М.Х. Каменные стражи. – Л., 1971.

Где Святая София, там и Новгород. – СПб., 1998.

Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. Л., 1991.

Лихачев Д.С. Новгород Великий. Очерк истории культуры Новгорода XI-XVII вв.- М., 1959.

Пашуто В.Т. Александр Невский. – М.,1974.

Петрухин В. Славяне. – М., 1997.

Рабинович М.Г. Судьбы вещей. – М., 1963.

Северинов В.Д. Быт средневекового гражданина. – Новгород, 1998.

Янин В.Л. Я послал тебе бересту. – М., 1975.

Варнаева Н.В., Семенова И.Е. История и культура Новгородской земли с древнейших времен до конца XV века Учебное пособие для основной общеобразовательной школы 6 (7) класс Санкт – Петербург Издательство « Первый класс» 2008

Минутин К.В. Крестцы Лениздат. 1983

Всеволод Абрамов Крестцы – городок на Большой дороге (историко – краеведческие очерки) Великий Новгород 2007 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...