Программа курса по краеведению "Новгородика"
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
Программа «Новгородика» разработана для учащихся пятого класса. В пятом классе изучается история древнего мира. Там не рассматривается история родной страны, что делает для ученика предмет оторванным от реальной жизни, бесполезным с их точки зрения. Данная программа, раскрывая события истории Новгородской земли и Крестец, приближает историю к ученику, позволяет показать важность науки для учеников, понять, зачем мы изучаем события давно минувших дней, повышает интерес к предмету. Это делает программу актуальной и нужной для учащихся.
Программа рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю. Сроки реализации программы – 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_5kl.docx | 40.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа «Новгородика» разработана для учащихся пятого класса. В пятом классе изучается история древнего мира. Там не рассматривается история родной страны, что делает для ученика предмет оторванным от реальной жизни, бесполезным с их точки зрения. Данная программа, раскрывая события истории Новгородской земли и Крестец, приближает историю к ученику, позволяет показать важность науки для учеников, понять, зачем мы изучаем события давно минувших дней, повышает интерес к предмету. Это делает программу актуальной и нужной для учащихся.
Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.
В соответствии с базисным учебным планом школы на изучение краеведения отведен один час в неделю.
Курс «Новгородика» для 5 класса разработан учителем истории высшей категории МАОУ «СОШ №2» п. Крестцы Васильевой Л.В. Программа рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю. Сроки реализации программы – 1 год.
На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.
Цели курса:
- воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
- развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
- способствовать воспитанию патриотического сознания, готовность к активному участию в жизни региона;
Задачи курса:
- пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
- дать представление об историческом, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;
- расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
- организовать поисковую, исследовательскую деятельность, изучение многообразных источников по истории края.
Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: урок в музее. Используются современные педагогические технологии:
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- использование исследовательского метода в обучении;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.
- Итоговая контрольная работа: по теме «Новгородский край в древности».
Практические работы:
- знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.
- Составление генеалогического древа «моей семьи».
Творческие работы (проекты):по темам «Памятники моей Малой Родины».«Герои моего края». «Одежда Новгородцев» и тд.
- «Рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии.
Требования к уровню подготовки выпускников
основной общей школы
В результате изучения курса ученик должен
знать, понимать:
-основные этапы и ключевые события истории родного края в древности ; исторических деятелей края;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
-основные источники информации по истории края;
-историю возникновения народных ремесел, основные этапы развития истории архитектуры и художественного развития края
-особенности развития народного декоративно-прикладного искусства области;
-основные виды и жанры изобразительного искусства края;
-образный язык архитектурного искусства;
-особенности конструктивного строения храмов;
уметь:
показывать
-на карте границу области, города, районы, крупные сельские населенные пункты и другие географические объекты, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, имен, терминов;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по изученным темам, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
выделять, описывать и объяснять:
-особенности природных условий, главные черты населения отраслевой и территориальной структуры хозяйства области и своего района
-своеобразие ландшафтов родного края;
-смысл изученных исторических понятий и терминов;
-давать описание событий истории края и памятников культуры па основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников: использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
определять (измерять):
-на основе учебного материала причины и следствия событий по истории края;
-главные черты географического положения своего населенного пункта, района и области, их влияние на историю заселения и экономическое развитие;
-особенности условий жизни, работы и быта человека на территории области;
-природные и исторические предпосылки развития хозяйства;
-тенденции в структуре занятости населения;
-соотносить даты событий истории родного края и отечественной истории; определять последовательность и длительность важнейших событий истории родного края;
-соотносить и сравнивать общие исторические процессы и факты по истории края, выявлять их существенные черты;
-группировать их по заданному признаку; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры края;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику урока
-анализировать произведения архитектуры; видеть в их произведениях единство функционального и художественно – образных начал и их социальной роли;
находить и анализировать информацию об условиях жизнедеятельности людей в области и влияния производства на конкретные условия жизнедеятельности человека
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края, России и мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет);
-определения архитектурного стиля зданий своего города, села, деревни;
-активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия;
Содержание курса
№ | Тема | Содержание | УУД | Дата | |
1 | Введение. Исторические источники | Что изучает предмет Новгородика. Понятие исторического источника. Источники по истории Новгородской земли. | Знать основные источники информации по истории края; уметь давать описание исторических источников истории на основе текста и иллюстративного материала и т. д. | ||
2 | Имя и родословная. | Твое имя, его значение и история возникновения. Родословная. | Знать историю своего имени, его значение, анализировать черты своей личности. Понимать и объяснять свою родословную, уметь строить родовое древо. | ||
3 | Мой дом, моя улица. | История улиц поселка. История твоей улицы. Облик твоего дома, дом твоей мечты. Заочное путешествие по улицам Крестец. | Уметь подготовить и защитить проект на заданную тему. Уметь взаимодействовать в ходе групповой работы. определять архитектурный стиль зданий своего поселка. | ||
4 | Крестцы- городок на большой дороге. | История возникновения Крестец, где были древние Крестцы. | Характеризовать территорию расселения, природные условия, и занятия населения Крестец.. | ||
5 | Крестецкий погост. | Как возник Крестецкий погост. Почему Крестцы так называются. | Знать историю возникновения Крестец и названия поселка. Уметь давать описание событий истории края и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников. | ||
6 | Знаменитые земляки. В. Хлебников. | Знаменитые люди Крестецкого района. Экскурсия в музей Хлебникова. | Знать знаменитых людей района. Уметь характеризовать их деятельность, давать оценку их вклада в культурное наследие страны. | ||
7 | Знаменитые земляки. Ф. Сологуб. | Знаменитые люди Крестецкого района. Встреча с ветераном педагогического труда А.А. Алексеевой, исследующей творчество Ф. Сологуба (школьный музей). | Знать знаменитых людей района. Уметь характеризовать их деятельность | ||
Край мой древний- земля Новгородская. | |||||
8 | Внешний облик славянина. | Славяне по свидетельству современников греков, материалов летописей (облик, нравы, занятия). | Описыватьвнешний облик, жизнь и быт славян. Уметь работать с различными источниками информации. | ||
9 | Язычество древних славян. | Религия древних славян, славянские Боги, места молений. | Знать и описыватьверования славян. | ||
10 | Родное гнездо. Семья | Семьи древних новгородцев, состав, семейные порядки. | Знать состав семьи древних новгородцев. Уметь описывать и характеризовать семейные порядки. | ||
11 | Типы домов древних новгородцев. | Типы домов на северо-западе, летние и зимние избы. Внутреннее убранство избы. | Знать типы домов на северо-западе, летние и зимние избы. Сравнивать с типами домов в других регионах страны. Внутреннее убранство избы. | ||
12 | Одежда древних новгородцев. | Основные компоненты женского и мужского костюмов в древнем Новгороде. Отношение к одежде, связь поведения и одежды, детская одежда. | Знать Основные компоненты женского и мужского костюмов в древнем Новгороде. Отношение к одежде, связь поведения и одежды, детская одежда. Уметь изобразить или изготовить женский и мужской костюм. Подготовить и защитить проект. | ||
13 | Промыслы. Основные занятия крестьян. | Система земледелия. Виды пахотных орудий, основные земледельческие культуры, новгородской земли. Какими промыслами занимались, почему. «Крестецкая строчка» -гордость земли Крестецкой. (посещение краеведческого музея, зала крестецкой строчки) | Знать историю возникновения народных ремесел и промыслов, -особенности развития народного декоративно-прикладного искусства области; понимать значение трудовой деятельности для общества. | ||
14 | Подготовка проекта «Край мой древний- земля Новгородская». | Темы: «Одежда древних новгородцев». «Внутреннее убранство избы» « Семьи древних новгородцев» «Новгородская изба» «Промыслы новгородцев» | Подготовить и защитить проект на заданную тему. Уметь взаимодействовать в ходе групповой работы. Участвовать в диалоге по изученным темам, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; | ||
15 | Защита проектов. | Темы: «Одежда древних новгородцев». «Внутреннее убранство избы» « Семьи древних новгородцев» «Новгородская изба» «Промыслы новгородцев» «Промыслы Крестецкого района» | Владеть различными видами публичных выступлений. Уметь разъяснять и доказывать свою т.з. | ||
Мир народной культуры | |||||
16 | Календарные обряды и обрядовый фольклор. | Посиделки, масленица, праздники в разные времена года. | Знать календарные обряды и обрядовый фольклор славян. Уметь продемонстрировать наглядно один из обрядов. Уметь анализировать и давать оценку значения обрядов в жизни. Сравнивать прошлые и современные обряды. | ||
17 | Семейно-бытовые обряды. | Жизненный круг, свадебные обряды, погребение. | Знать семейно-бытовые обряды. Уметь продемонстрировать наглядно один из обрядов. | ||
18 | Верования и поверья. | Суеверия, старинные народные бывальщины, сказки. Народная медицина. | Знать материал урока. Уметь инсценировать и пересказать старинные народные бывальщины, сказки. Приводить примеры. | ||
19 | «Домострой». | Правила поведения на Руси. | Знать правила поведения Древней Руси. Уметь сравнивать с современными. Объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения; | ||
20 | Фольклорный праздник | Народный фольклор | Уметь публично выступать. Показать знание фольклора славян. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||
Великий Новгород | |||||
21 | Откуда пошла Русская земля. | Проблема происхождения Новгорода. Возникновение государства у восточных славян, роль Новгорода в этом процессе. | Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, признаки государственности, роль новгородцев в этом процессе. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. | ||
22 | Новгород в составе Древнерусского государства. | Новгород –боярская республика. Территория, природно-хозяйственные особенности, особенности социальной структуры и политического устройства. | Характеризовать особенности политического строя Древнего Новгорода, территорию, природно-хозяйственные особенности. Уметь выполнять познавательные и практические задания. | ||
23 | Новгород- крупнейший торговый центр. | Ремесла, торговля, торговые связи Новгорода. | Характеризовать ремесла, торговлю, торговые связи Новгорода. Приводить примеры взаимоотношений Древнего Новгорода с соседними племенами и государствами. | ||
24 | Крещение Новгорода. | Знать исторических деятелей Уметь давать их характеристику | |||
25 | Великие люди новгородской земли. | Знаменитые личности земли Новгородской. | Знать исторических деятелей края. Уметь давать их характеристику. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности новгородских князей. | ||
26 | Повторно- обобщающее занятие «Великий Новгород». | Особенности Новгородской земли, форма правления, исторические личности. | Высказывать собственные суждения об историческом наследии народов края. Знать основные этапы и ключевые события истории родного края в древности ; исторических деятелей края; Уметь формулировать вопрос, оценивать ответы. | ||
Культура Новгорода | |||||
27 | Просвещение в Новгороде. | Распространение грамотности в Новгороде. Берестяные грамоты, граффити, вид письма, миниатюра, библиотека Софийского собора. | знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края; | ||
28 | Архитектура Новгорода. | Особенности архитектуры Новгорода. Типы храмов. Наиболее известные сооружения и их значение, памятники регионального и федерального значения. Храмы Святой Троицы и Екатерининский собор в Крестцах. | основные этапы развития истории архитектуры и художественного развития края, образный язык архитектурного искусства, особенности конструктивного строения храмов; Сравнивать различные типы храмов. | ||
29 | Оборонительные сооружения Великого Новгорода. | Новгородский Кремль. Значение оборонительных сооружений | Знать основные этапы развития истории архитектуры. Описывать оборонительные сооружения Великого Новгорода. | ||
30 | Живопись В. Новгорода | Фресковая живопись. Иконопись. Живопись Феофана Грека. Особенности живописи в Новгороде. | Знать основные этапы развития истории архитектуры и художественного развития края основные виды и жанры изобразительного искусства края. | ||
31 | Где Святая София –там и Новгород. | Особенности архитектурного строения храма. Значение храма для новгородцев. | Знать особенности строения храма; Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские собор в Новгороде). Определять значение Софии для новгородцев и Россиян. | ||
32 | Монастыри земли Новгородской. | Монастыри Новгородской земли. Юрьев монастырь, Иверский монастырь. (экскурсия в Иверский монастырь) | Знать монастыри Новгородской земли. Уметь составлять рассказ об одном из них. | ||
33 | Быт новгородцев. | Особенности питания новгородцев. Повседневные занятия и развлечения. Борьба с эпидемиями. | Объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения; Описывать быт новгородцев, особенности условий жизни, работы человека на территории области. | ||
34 | Экскурсия в Великий Новгород. | Обзорная экскурсия по историческому центру города. Посещение храма Святой Софии, краеведческого музея, музея деревянного зодчества. | Закрепить теоретический материал. Высказывать собственные суждения об историческом наследии народов края. | ||
35 | Итоговый тест «Новгородский край в древности». Защита проектов. | Культура земли Новгородской. Проекты по теме «Культура земли Новгородской» | Высказывать собственные суждения об историческом наследии народов края. Применять полученные знания на практике. Знать основные этапы и ключевые события истории родного края в древности ; исторических деятелей края. Владеть различными видами публичных выступлений. Уметь разъяснять и доказывать свою т.з. |
Рекомендуемая литература:
Андреев В.Ф. Северный страж Руси. – Л., 1989.
Алексеев Ю.Г. К Москве хотим. Закат боярской республики в Новгороде. – Л., 1991.
Алешковский М.Х. Каменные стражи. – Л., 1971.
Где Святая София, там и Новгород. – СПб., 1998.
Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. Л., 1991.
Лихачев Д.С. Новгород Великий. Очерк истории культуры Новгорода XI-XVII вв.- М., 1959.
Пашуто В.Т. Александр Невский. – М.,1974.
Петрухин В. Славяне. – М., 1997.
Рабинович М.Г. Судьбы вещей. – М., 1963.
Северинов В.Д. Быт средневекового гражданина. – Новгород, 1998.
Янин В.Л. Я послал тебе бересту. – М., 1975.
Варнаева Н.В., Семенова И.Е. История и культура Новгородской земли с древнейших времен до конца XV века Учебное пособие для основной общеобразовательной школы 6 (7) класс Санкт – Петербург Издательство « Первый класс» 2008
Минутин К.В. Крестцы Лениздат. 1983
Всеволод Абрамов Крестцы – городок на Большой дороге (историко – краеведческие очерки) Великий Новгород 2007 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Рабочая программа курса «Английский язык» для 4 класса на основе программы курса Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. 3 год обучения (2 часа в неделю, 66 часов в год).
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Рабочая программа курса Математика (I и II курс)
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...