Урок в соответствии с требованиями ФГОС ООО
статья по истории на тему
Выступление на семинаре учителей истории, главной темой которого было введение ФГОС ООО второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos_ooo_soobshchenie.docx | 24.67 КБ |
opornaya_tablitsa_postroenie_uchebnogo_zanyatiya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре учителей истории и обществознания
«Современный урок в преддверии внедрения ФГОС II поколения»
“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.
В.А.Сухомлинский
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; в то время как Стандарты второго поколения ориентированы на результат.
В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.
Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание), то сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы:
Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.
Проблематизация прежнего опыта его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата.
Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способностями.
Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный контроль и коррекция.
Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.
Ученик в ходе учения, должен изменять себя, приобретать новые знания, умения и способности – именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, умение учиться – это значит самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и оценивать.
Попытаемся в этом разобраться, сравнив традиционный урок и тот, который должен быть в соответствии с требованиями Стандарта (сопоставление предложено образовательной системой «Школа 2100»)
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Оценивание обучающихся | Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся.
Например, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения обучающимися границ знания – незнания.
Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.
Работа в группах на этапе урока по закреплению обучающимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение обучающимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.
Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение практической работы и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю.
Процесс реализации нового стандарта будет проявляться главным образом в перестройке содержания уроков и организации деятельности обучающихся. Поэтому моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал.
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта.
Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Я представила вам два варианта технологической карты (они есть в ваших буклетах). Но на сегодняшний день существует намного большее количество вариантов.
Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
- урок, содержащий разные виды деятельности;
- урок, на котором ученику должно быть комфортно;
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
- современный урок развивает у детей креативное мышление;
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Предварительный просмотр:
Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Этапы учебного занятия | Образовательные задачи | УУД, формирующиеся на данном этапе | Возможные методы и приёмы выполнения |
1. Организационный момент | 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Рапорт дежурного, приветствие учителя музыкальное, стихотворное, психологический настрой. |
2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. | 1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. 2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил). 3. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам). 4. Организовать обобщение актуализированных способов действий. Мотивировать у уч-ся интерес к учебному действию. 5. Организовать выполнение уч-ся учебного действия. 6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное) | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | -Тесты -Дополнительные вопросы -Продолжи ответ уч-ся -Вызов к доске нескольких уч-ся -Опрос по отдельному пункту плана -Сообщение темы и цели в виде проблемного задания -Сообщение темы в виде эвристического вопроса -составление карты мыслей деятельности - составление кластера |
3. Усвоение новых знаний и способов действия. | Организовать построение проекта изучения нового знания: 1. уч-ся ставят цель проекта (что является целью - тема). 2. уч-ся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...) 3. уч-ся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Работа с определением вводных понятий Использование бытовых аналогий Представление основного материала в словесных и знаково-символических формах. Представление основного материала в сравнительных и классификационных таблицах, модульное обучение, проектное обучение. |
4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. | 1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3. Организовать фиксацию нового действия в знаках. 4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа. 5. Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи ( в парах или группах, фронтально) | 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения | Составление карты мысли деятельности Вопросно-ответное общение Групповая работа |
5. Контроль и самооценка знаний и способов действия | 1. Организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия. 2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. 3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности. | 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. | - тесты - разноуровневые работы - задания по конструированию несколькими способами решения - задания на выделение существенных признаков |
6. Коррекция знаний и способов действий | 1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | 1) Регулятивные: прогнозирование | - применение спец. заданий, разделённых на мелкие этапы - структурно-логические схемы - задания с избыточными, противоречивыми данными |
7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. | 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | 3 уровня домашнего задания: идеальное д.з. сообщение учителя о работе класса подведение итогов самими уч-ся |
8. Рефлексия | 1. Организовать рефлексию уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния, Мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности | 1) Я ... 2) Мы... 3) Дело ... |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Лексическое значение слова"Русский язык в 5 классеТип урока: открытие нового знания...
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.
Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....
Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»
Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...
Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)
Учитель химии Якимчик Е.Е. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...
Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.
Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: русский языкКласс: 5Тема урока: Лексика. Культура речи. ...