Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Лексическое значение слова"
Русский язык в 5 классе
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_fgos.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Лексическое значение слова
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;
- сформировать способность определять ЛЗ слова;
- развивать умение работать с толковым словарём
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех» - Распределите слова высказывания по группам - Оцените работу соседа по парте - По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех) - Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? - Запишите смысл высказывания в виде схемы - Обсудите результат в группе по 4 человека - Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? - Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?) - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? | Распределяют слова и осуществляют самопроверку Дают ответ Выделяют признак Составляют схему Работают в группе по заданию Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф) Формулируют тему урока (Лексическое значение слова) Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова) Научиться определять ЛЗ слова | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения | ||
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. - Какое слово получилось? - Что такое лексика? - Сколько слов в русском языке? - А конкретнее? - Почему же? - Например - Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ? - Что такое ЛЗ слова? - Объясните разными способами ЛЗ слова, указанного на карточке. - Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы - Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод Предоставляет слово каждой группе - Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова? - Оцените свою работу? - Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль? - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?) Обращается к выставке толковых словарей Чтение стихотворения И.Токмаковой - Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?) | Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом. Лексика Словарный состав языка Много Нельзя сказать Какие-то слова появляются, какие-то исчезают Приводят примеры слов Лексикология, лексикон, лексикография Проговаривают ЛЗ терминов То что обозначает слово Работа в группах по 4 человека Анализ работ и вывод внутри группы Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно Оценивают при помощи смайликов Индивидуальная работа Не знаю значение слова… Обратиться к толковому словарю Слушают Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ) | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
- Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.
- Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу. - Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? - Что для вас эта победа? Игра «Угадай-ка» - Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. | Выполняют задание в парах Проверяют и оценивают Темой ВОВ. Скоро праздник День Победы Краткий ответ Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи Оценивают свою работу | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? - Дома выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся) | Дают ответы на вопросы Не забыть о девизе урока и толковом словаре Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение к уроку
- Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»
- Проблемное объяснение нового знания III этап урока
Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.
Кроссворд
1) | л | е | к | с | и | к | о | л | о | г | и | я | ||
2) | ф | о | н | е | т | и | к | а | ||||||
3) | г | р | а | ф | и | к | а | |||||||
4) | л | е | к | с | и | к | о | н | ||||||
5) | о | р | ф | о | г | р | а | ф | и | я | ||||
6) | с | и | н | т | а | к | с | и | с | |||||
7) | л | е | к | с | и | к | о | г | р | а | ф | и | я |
1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).
2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).
3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.
4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.
5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.
7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
Стихотворение И.Токмаковой
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова -
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка И ничего не значит -
Оделся и пошел. Плим, плим, плим…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.
Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....
Лабораторная работа «Язык – зеркало культуры» Класс: 10 Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
все этапы урока, УУД и приложения...
План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС c использованием современных образовательных технологий – онлайн ресурса «MyGrammarLab»
Технологическая карта урока открытия нового знания в соответствии с требованиями стандартов второго поколения c использованием современных образовательных технологий – онлайн ресурса «MyGr...
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Жизнь египетского вельможи". 5 класс
Технологическая карта урока истории в 5 классе. Тема урока: "Жизнь египетского вельможи"....
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Военные походы фараонов". 5 класс
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Военные походы фараонов". 5 класс...
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс...
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Владимир Святославович. Принятие христианства». 6 класс
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Владимир Святославович. Принятие христианства». 6 класс...