Открытый урок по истории в 6 классе на тему "Московское государство при Иване III"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Цель урока: сформировать представление учащихся о Московском государстве времён Ивана III
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в управлении страной во время правления Ивана III
развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать необходимую информацию, способствовать формированию ИКТ - компетентности
воспитательная: в процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории своего Отечества
Основные понятия: государь, единое государство, Боярская дума, кормление, местничество, Судебник
Тип урока: комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_istorii_6_klass.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 6 классе
Тема: Московское государство при Иване III
Цель урока: сформировать представление учащихся о Московском государстве времён Ивана III
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в управлении страной во время правления Ивана III
развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать необходимую информацию, способствовать формированию ИКТ - компетентности
воспитательная: в процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории своего Отечества
Основные понятия: государь, единое государство, Боярская дума, кормление, местничество, Судебник
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца 16 века, компьютер, мультимедиапроектор, ноутбуки, карта «Образование русского централизованного государства»
Ход урока.
1. Организационный этап.
1. Повторение и проверка знаний.
- На прошлом уроке вы узнали много нового. Давайте вспомним, какую тему вы изучали? (создание единого русского государства, окончание ордынского владычества)
- Чтобы узнать, как вы поняли тему, я предлагаю вам выполнить следующее задание: за 1 минуту запишите в тетради, как можно больше слов по вопросу «Ликвидация ордынского владычества».
(примерные ответы учащихся: Ахмат, стояние на Угре, Казимир IV, Золотая Орда, союз, дань, Иван III, Москва, 240 лет)
- Давайте проверим
- А теперь ответьте на такие вопросы: (вопросы по теме) (5 минут)
- назовите годы правления Ивана 3 (1462-1505гг)
- кто такая Марфа Борецкая? (новгородская боярыня, возглавлявшая группировку бояр, желающих заключить союз с Литовским княжеством)
- какое событие произошло в июле 1471 года? (битва на р. Шелони)
- кем приходится Иван 3 Дмитрию Донскому? (внуком)
- когда к Москве присоединилась Тверь? (1485 г.)
- назовите сына Ивана 3 (Василий 3)
- что значило для Новгорода потеря самостоятельности? (вече было распущено, вечевой колокол увезен в Москву, выборных посадников заменили московские наместники)
- в честь какого события в 1524 году был построен Новодевичий монастырь (в память взятия Смоленска)
- С именами каких князей связано объединение русских земель и создание единого государства? (Иван 3 и Василий 3)
2. Изучение нового материала
- Ребята, мы с вами изучаем историю своего отечества, нашей родины. Какие синонимы мы можем подобрать к слову Родина?
( Ответы учеников: Русь, государство, Российская Федерация, страна, Россия)
А вы знаете, что впервые слово Россия встречается в летописях 15 века. С 1462 по 1505 год Российским государством правит внук Дмитрия Донского – Иван III. Это был умный и дальновидный человек, отличавшийся большим упорством в достижении своих целей. И это он доказал за то время, что правил русской землёй. На прошлом уроке мы сказали с вами, что именно Иван 3 вошел в историю как собиратель русских земель. А произошли ли на Руси еще какие-то изменения, кроме того, что расширились ее пределы? Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, о чем мы должны сказать?
(Учитель обобщает ответы учеников и записывает на доске тему урока: «Московское государство при Иване III»)
Работать мы будем по плану (на экране) слайд 2
План.
- Возвышение великокняжеской власти.
- Органы государственной власти.
- Перестройка Кремля
- Изменения в порядке владения землей.
- Судебник 1497 года.
- Во времена Ивана 3 Русь окрепла, расширились её пределы. Москва объединяла вокруг себя многие земли. Давайте вспомним какие. (Ученик работает с картой)
- Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель - единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей. Иван 3 всячески стремился подчеркнуть свое особое положение.
- Рассказ учителя о возвышении княжеской власти сопровождается презентацией и
сообщением ученика (описание печати Ивана 3) слайды 3-7
- Подумайте и скажите, какие первостепенные проблемы предстояло решить
Ивану 3
- как организовать управление
- как собрать налоги и пополнить казну
- как создать большое и надежное войско
- Работа со схемой «Органы управления государством» (сообщения учащихся о Боярской думе, Дворце и Казне) слайд 8
- Работа в рабочей тетради, задание 2, стр.59 (5 мин.). Проверка.
- Рассказ учителя о территориальном устройстве страны (найти в тексте учебника определения: кормление, местничество и записать в тетрадь) слайд 9
3. Закрепление
- О каких же изменениях, произошедших в Российском государстве при Иване 3 мы сегодня узнали? (ответы учеников)
Давайте закрепим наши знания, выполнив небольшой тест (проводится тестовая работа на ноутбуках)
4 Рефлексия
И в заключении я хочу, чтобы вы оценили свое участие на уроке
- кто считает, что был сегодня активным участником урока?
- а кто был простым слушателем?
5. Домашнее задание п. 21, термины в тетради,
6. Подведение итогов урока, выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по истории (10 класс) по теме: Иван III.
Урок дает возможность понять как происходило образование единого государства, как рождалось русское самодержавие....
Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."
Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...
Урок в 10 классе по теме "Российское государство при Иване III"
Данный урок имеет своей целью проследить процесс завершения объединения Северо - Восточной Руси вокруг Москвы....
Тестовые задания по истории 7 класс на тему:«Российское государство в XVI- начале XVII в.»
Тестовые задания помогут учителям истории провести тест для учеников...
Открытый урок по истории 5 класс ( по теме: "Древний Восток")
laquo;Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть ро...
Тест 6 класс по теме «Московское государство и его соседи во второй половине XV»
Тест 6 класспо теме «Московское государство и его соседи во второй половине XV»...
Открытый урок по истории 5 класс на Тему Древний Египет
Пояснительная записка Применение игровых технологий на уроках истории Современный учитель истории должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которые помог...