Урок истории в 5 классе "Расцвет империи во 2 веке"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Седова Эмма Львовна

Цель:  ознакомление  учащихся с расцветом Римской империи во 2 веке н.э., повторение и обобщение знаний учащихся о рабстве.

 

Задачи:

Образовательная:  формирование представления о правлении Траяна, влияние рабства на формирование личности человека.

Развивающая:  развитие  умения работать с историческими источниками, обучение анализа исторического материала, развитие навыков коллективного учебного труда.

Воспитательная:: воспитание уважительного отношения к истории и воспитания личностных качеств учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»

Килемарского муниципального района

Республики Марий Эл

Урок по истории в 5 классе

«Расцвет империи во втором веке».

(конспект открытого урока, проведенного в рамках дня общественной экспертизы школы 17 мая  2013 г. )

                                                        Выполнила учитель истории

                                                                                   МОУ «Визимьярская средняя                                                                 общеобразовательная школа»:

                                                               Седова Э.Л.

                                                           

Визимьяры, 2013 г.

Цель:  ознакомление  учащихся с расцветом Римской империи во 2 веке н.э., повторение и обобщение знаний учащихся о рабстве.

Задачи:

Образовательная:  формирование представления о правлении Траяна, влияние рабства на формирование личности человека.

Развивающая:  развитие  умения работать с историческими источниками, обучение анализа исторического материала, развитие навыков коллективного учебного труда.

Воспитательная:: воспитание уважительного отношения к истории и воспитания личностных качеств учащихся.

Оборудование: учебные картины, карта Древнего Рима, атласы по истории Древнего мира, аппликации, компьютер с проектором.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

    1)    Истинным или ложным является утверждение.

  1.             Италия находится на Балканском полуострове.
  2. Большое и боеспособное войско римлян делилось на легионы.
  3. Противником Рима был богатейший город Азии – Карфаген.
  4. Во главе карфагенских войск стоял Ганнибал.
  5. В битве при Каннах римляне победили карфагенян.
  6. В 202 г. до н.э. близ города Сиракузы произошел разгром войск Ганнибала.
  7. Триумф – это торжественный въезд в Рим полководца-победителя.
  8. В дни триумфа полководец носил почетное прозвище консул.
  9. Разрушить Карфаген призывал римлян сенатор Катон.
  10. В результате захватнических войн Рим установил свою власть над всей Азией.

2) Работа с карточками.

Заполните в правом и левом столбиках пропущенные столбики:

1. Веста                                                           …

2….                                                                Потомки древнейших жителей Рима

3. Республика                                               …

4. …                                                               Главная площадь Рима

5. Имения                                                      …

6….                                                               Около четверти гектара

7. Август                                                       …

3) Сценка о положении рабов.

Вопросы: Как относились к рабам?

                  Источники рабства в Древнем Риме и применение труда рабов.

4) Вывод. оценки.

3. Изучение новой темы:

                            План урока:

  1. Отказ от использования рабов.
  2. Правление Траяна ( 98 – 117 г. )
  3. Римляне строили на века.

1)  Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.

( сл. 3)  Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого.

( сл. 4)  Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ. Как изменить положение?

В крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей падала, поголовье скота уменьшалось. ( сл. 5) Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки окрестным беднякам. За пользование полученным участком полагалось отдавать часть урожая (обычно одну треть).

Запишем определение ( сл. 6)  Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались колоны.

( сл. 7 ) Подумайте, почему колоны были заинтересованы в хорошем урожае, а рабы – нет?

( Колоны были заинтересованы в том, чтобы вырастить хороший урожай) . А землевладельцы стремились удержать их у себя на длительный срок. Добивались этого с помощью различных поощрений. Например, если колон разводил на заброшенном участке виноградник, то первые пять сборов урожая он мог забрать себе целиком. Если же он сажал оливковые деревья, то брал себе первые десять сборов оливок.

( сл. 8) Многие владельцы имений стали и рабам давать участки земли, рабочий скот и орудия труда. Такие рабы строили себе на участке хижину и заводили семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая, оставляя себе все остальное. Если «рабов с хижинами» продавали, то только вместе с участками, которые они обрабатывали.

                2) Правление Траяна.

«Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98—117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,— любил говорить он,— какого сам бы желал себе, если бы был подданным».

Вот что говорит Аврелий Виктор( сл. 10) в своем произведении «О цезарях»:

Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку: (именно) бани, именуемые Суранскими. (9) Он так доверял искренности людей, что, вручая, по обычаю, префекту претория по имени Субуран знак его власти — кинжал, неоднократно ему напоминал: «Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня». Ведь тому, кто управляет другими, нельзя допускать в себе даже малейшей ошибки. Мало того, своей выдержкой он смягчал и свойственное ему пристрастие к вину, которым страдал также и Нерва: он не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров.-

-  ( сл .11)

( сл. 12)  При Траяне прекратились казни по ложным доносам. Римляне хорошо помнили, как в недавние времена доносчики из корысти или зависти губили ни в чем неповинных людей. Достаточно было намекнуть императору, что любимый солдатами полководец может поднять мятеж, и того лишали жизни. Доносчикам доставалась часть имущества казненного. Они быстро продвигались по службе, становились консулами, сенаторами, наместниками провинций. Рабы же доносили на своих господ, желая получить от императора свободу.

Траян приказал схватить известных всему Риму доносчиков, посадить их на наскоро сколоченные корабли. Эти суда вывели в открытое море и предоставили волнам и ветру. Дальнейшая их судьба неизвестна.
При Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. Живший в то время Тацит писал( сл. 13)  «о годах редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает».

Траян был выдающимся полководцем. При нем были сделаны последние в истории Рима завоевания. ( сл. 14) Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на Восток против Парфянского царства. Римлянам удалось захватить все Междуречье вплоть до Персидского залива. Но вскоре в тылу римских войск восстали покоренные народы. Траян вынужден был повернуть назад, на обратном пути он умер. Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ.

3) Римляне строили на века.

( сл. 15) В провинциях римляне основали много городов ( например, города, позднее название которых Париж, Лондон, Вена, Кёльн)

В городах возводились: а) амфитеатры    б) театры      в) храмы    г) портики

  д) бани

( сл. 16)  В провинциях они основали много городов. Для снабжения Рима и других городов водой строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. ( сл. 17) Для перевода труб через низины и реки возводили мосты со многими арками. В разных странах сохранились остатки римских водопроводов.

( сл. 18) Римляне изобрели бетон. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном: смесью мелких камешков и песка с раствором извести.

Через некоторое время бетон затвердевал и получалась прочная стена. Применение бетона позволяло строить быстро и дешево.

( сл. 19 – 22) Во всех городах империи возводились бесчисленные амфитеатры, храмы, портики. Строительство шло под контролем римских властей: даже на постройку бани в провинциальном городе однажды потребовалось разрешение самого Траяна.

( сл. 23)  В Риме по его приказу перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. В центре этой красивейшей площади находилась колонна, поставленная в честь побед императора над даками. Сверху донизу ее покрывают рельефы, изображающие военные сцены. Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.

4 . Подведём итог урока.

                Тестирование:

1.  Лучшим из римских императоров римляне считали:
а)   Цезаря;                     в) Траяна; 
б)  Октавиана Августа;   г) Нерона.

2.  В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:
                 а)   Египет;                                   в) Финикия;
                  б)  Парфянское царство;          г) Македония.

3.   Колоны — это:
           а)  земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;
           б)  греки, выходцы из причерноморских колоний;
            в)  пленники, участвующие в триумфальном шествии.
           г)   рабы, получившие от хозяина участок земли.

4.   Колоны хорошо работали, потому что:

        А) им за это платили деньги

        Б) их били палками за невыполнение работы

        В) были заинтересованы в своём труде

5.   В годы правления Траяна:

а)   усилился гнёт людей
б)  прекратились казни по ложным доносам
в)  продолжились завоевания римлян
г)   римляне потеряли огромные территории


6.  Годы правление Траяна:
а)   98-117 г.

б) 92 – 115 г.;

в)   90 – 110 г. 

 г) 85-112 г.


7.   Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
 а) Нероне;

 б) Цезаре;

в) Траяне;

г) Октавиане  Августе.


8.   Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:
а) Нерон;

б) Траян;

 в) Антоний;

г) Октавиан Август.


9.   Рабы с хижинами — это рабы:
а)   получившие от хозяина в пользование участок земли;
б)  ставшие свободными земледельцами после указа Траяна;
в)  составившие основу римского войска;
г)  земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.


10.  Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что:
а)  рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот;
б)  прекратились завоевания, и рабов стало меньше;
в)  невозможно было уследить за работой рабов;
г)   их стало выгодно продавать по высокой цене.

 Ответы:

1  - в, 2 – в, 3 – а, 4 –в, 5 –б, 6 – а, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – в.

5. Домашнее задание:

        Параграф 57, вопросы, записи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « Расцвет империи во 2-м веке.»

Слайд 2

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ! Что означают термины? Триумф Легион Раб Консул Император

Слайд 3

Он молод и талантлив был И смельчаком для всех прослыл. И с Римом храбро воевал – То карфагенский……….. ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ...

Слайд 4

Его прозвали император В те дни, когда он в Рим въезжал. Другие царства побеждал. И храбростью и силой Он право зваться так снискал. Как римляне тот въезд назвали, когда все консулы кричали: «Наш повелитель, наш герой, Наш император, вот какой!» ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ...

Слайд 5

Отказ от использования рабов. Правление Траяна ( 98 – 117 г. ) Римляне строили на века. План урока:

Слайд 6

Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве Во времена империи выросли размеры имений в Италии, провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные участки, в каждом из которых трудилось огромное количество рабов. Но за ними очень трудно было уследить.

Слайд 7

Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ. Работали плохо, из-под палки. Уследить за ними было трудно, а нанимать надсмотрщиков – дорого. В крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей, а также поголовье скота уменьшалось Как изменить положение?

Слайд 8

Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки свободным беднякам, которые должны были отдавать 1/3 урожая. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве 1 /3

Слайд 9

Колоны – земледельцы, которые брали землю для обработки на несколько лет. Запишем определение:

Слайд 10

Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве Подумайте, почему колоны были заинтересованы в хорошем урожае, а рабы – нет? Колоны работали на себя, а рабы – на хозяина

Слайд 11

Рабы с хижинами - рабы, которые получали от своего хозяина участки земли, рабочий скот, и орудия труда и отдав за это часть урожая Запишем определение:

Слайд 12

Дион Кассий писал: « Он выделялся среди всех справедливостью, храбростью и непритязательностью привычек…Он никому не завидовал и никого не убивал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения, не испытывая к ним ненависти или страха…»

Слайд 13

«Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку …» Аврелий Виктор писал:

Слайд 14

Траян происходил из испанского рода. В правление Нерона отец Траяна вошёл в состав сената. Карьеру он начал при Домициане, который в 96 году назначил его наместником Верхней Германии. Спустя год после солдатского мятежа преемник Домициана Нерва усыновил популярного среди армии Траяна, а после смерти Нервы в 98 году Траян стал первым римским императором из провинции. Правление Траяна ( 98-117 г.) Марк Ульпий Нерва Траян

Слайд 15

При нём прекратились казни по ложным доносам. Он приказал схватить самых известных доносчиков Рима, посадить их на корабль и отправить в открытое море. Правление Траяна. « Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным»

Слайд 16

Правление Траяна Историк Публий Тацит « ...это были годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает»

Слайд 17

Траян был выдающимся полководцем, при нём сделаны последние завоевания римлян, подчинил племена даков. Правление Траяна Битва с даками. Рельефное изображение

Слайд 18

Римляне строили на века. Париж Современный Лондон. Великобритания Современная Австрия. Вена. Кёльн. Германия.

Слайд 19

Римляне строили на века. Для снабжения Рима и других городов водой строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым текла вода.

Слайд 20

Для перевода труб через низины и реки возводились мосты со многими полукруглыми арками. Римляне строили на века. Римский мост в Галлии ( нынешней Франции)

Слайд 21

Римляне строили на века. Римляне изобрели бетон. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня, которые заливались смесью из мелких камешков, песка и извести

Слайд 22

Римляне строили на века. Форум Траяна 300 м в длину, и 185 м в высоту

Слайд 23

Римляне строили на века. Римские термы ( бани)

Слайд 24

Римляне строили на века. Храм Пантеон в Риме Храм Сатурна

Слайд 25

Римляне строили на века. Театр в Древнем Риме

Слайд 26

Римляне строили на века. В Риме по его приказу перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. В центре этой красивейшей площади находилась колонна, поставленная в честь побед императора над даками. Сверху донизу ее покрывают рельефы, изображающие военные сцены. Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.

Слайд 27

Подведём итог. Вопросы на стр. 265

Слайд 28

Домашнее задание: Параграф 57, вопросы, записи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Русское общество в XI веке"

Урок истории "Русское общество в XI веке"Автор: учитель истории и обществознания высшей категории Горошенкина Наталья Геннадьевна, МБОУ "СОШ№27"...

Интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"

Данная презентация представляет интегрированный урок история + обществознание по теме "Средние века"...

Урок истории "Сословия в России 17 века"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ:« ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСЛОВИЯ В РОССИИ XVIIв.»Организационная информацияТема урока"Сословия в России  17 века"ПредметИстория РоссииКласс7Авторы у...

8 класс. Урок истории. Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;определить значим...

Презентация к уроку истории "Общественные движения в 19 веке"

Презентация к уроку истории "Общественные движения в 19 веке"...

Разработка урока истории. Исламский мир в Средние века

урок истории в 10 классеУМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015Тема: Исламский мир в Средние векаИспользуемая педагогическая технология: здоровьесберегающие т...

Технологическая карта урока истории «Музей русской культуры XVIII века» 8 класс

Урок посвящен интересной, но сложной по фактической насыщенности теме культуры 18в. Форма урока - презентация "Музея" - ученических проектов....