Урок истории "Русское общество в XI веке"
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему

Горошенкина Наталья Геннадьевна

Урок истории "Русское общество в XI веке"

Автор: учитель истории и обществознания высшей категории Горошенкина Наталья Геннадьевна, МБОУ "СОШ№27"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала

Учитель истории и обществознания высшей категории Горошенкина Наталья Геннадьевна

План-конспект урока

Тема: Русское общество в XI веке

Цель: Сформировать у учащихся 6 класса самостоятельное представление об основных чертах развития русского общества к XI веку

Задачи:

Образовательные:

- Изучить новые термины: вотчина, закупы, рядовичи, феодал;

- Изучить основные характеристики русского общества XI века;

- Сформировать представление о социальной структуре русского общества.

Развивающие:

- Развить умение анализировать историческую ситуацию, выявлять причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;

- Закрепить навык формулирования и публичной защиты собственных мыслей;

- Развить навык работы в парах;

Воспитательные:

- воспитать уважение к людям, вне зависимости от их места в социальной структуре;

- воспитать уважение к различным точкам зрения.

Тип урока: изучения нового материала

Вид урока: Урок-дискуссия

Средства обучения: раздаточный материал, мультимедийная установка (компьютер, проектор)

Оформление доски: карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-начале XII века»

Словарь терминов:

Вотчина- земля, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования

Закупы – люди, получившие «купу» - заем и обязанные за это работать на господина, предоставившего «купу»

Рядовичи –люди, заключившие «ряд» (договор) на выполнение определенной работы

Феодал – владелец земли с зависимым населением.

План урока:

  1. Организационный момент (проверка внешнего вида, присутствия, готовности к уроку) – 2 минуты

      2.Изучение нового материала по теме Русское общество в XI веке         -30 минут

  1. Закрепление изученного материала / рефлексия                        - 3 минуты
  2. Домашнее задание – Подготовка к проверочной работе по всей изученной терминологии.
  3. Задание для закрепления: Учащимся предлагается в своих тетрадях написать 5 предложений на тему «Основные черты русского общества в 11 веке» - 5 минут
  4. Задание для домашней работы: Подготовка к проверочной работе по всей изученной терминологии.

Ход урока

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

  1. Орг.момент: проверка готовности к уроку, присутствия

Приветствуют учителя, занимают свои места

  1. Объяснение нового материала:

- для того, чтобы лучше понять изучаемый материал, перед Вами на доске главные термины урока:

- Великий князь

- Удельные князья

- Местные бояре

  - Дружинники

- «дворские», «дети боярские»

- Наместники

- Закупы

- Рядовичи

- Холопы

- Рядовичи

- Закупы

- Митрополит Киевский

- Монах Иларион

- Вече


- Житель города

-  Кремль

- Купцы


- Как Вы считаете, ребята, к чему я поместила на доску эти слова? О чем они могут говорить?



- Правильно, все эти термины принадлежат к 11 веку, а это значит, что тема сегодняшнего урока «Русское общество в 11 веке».

- Итак, на доске перед Вами висят термины, они перепутаны, в течении 5 минут распределите их по группам (1. – Термины, касающиеся управления страной

2. Феодализм (землевладения)

3. Термины, относящиеся к городу

4. Церковные термины)



- Кто готов озвучить свои предположения?





- Учитель демонстрирует собственную версию

- Таким образом, чтобы изучить русское общество в XI веке необходимо изучить эти составляющие и запомнить термины


- Мы с Вами говорили о правлении Ярослава мудрого, и говорили, что князь стал после смерти брата Мстислава фактически единственным правителем на Руси, а как Вы считаете, легко ли было одному человеку следить за всей страной? Кто помогал князю?


- А чем князь мог наградить за поддержку? Что считалось главной ценностью?


- Князь(как великий,  так и удельные) могли забирать себе земли соседских общин, а что делали с людьми, которые жили на данных территориях?

- Мог ли князь сам обработать всю землю?

- А какие земли могли интересовать князей?



- То есть, для того, чтобы прокормить, например, животное требовалось уплатить дань князю, т.е. люди были зависимы от ЗЕМЛИ, так стала формироваться поземельная зависимость


- Мы говорили, что бояре и дружинники были опорой князя, поэтому огромные земельные территории стали даваться в дар.


- Земли эти передавались от отца к сыну, появился термин ВОТЧИНА, как вы думаете, что он значит?


- Посмотрите, раньше, была земля общины, теперь складывается совершенно особенная земельная система. В Европе такие участи назывались «феод», а люди, владевшие землями стали именоваться феодалами, этот термин иногда применяют и к российской истории.


- А как Вы считаете, что было выгоднее продолжать платить налоги государству и феодалу или пойти работать в его хозяйство?


- Многие понимали, что не справятся сами, поэтому шли к феодалу. Мы с Вами выделили термины, которые относятся к феодально-зависимому населению, Вам предстоит узнать их значения.


- Но то сельская местность, а каким на Ваш взгляд был город?

- Откройте учебники на странице 57 и прочитайте, как описывает автор учебника описывает город того времени.


- В каком году произошло крещение Руси?

- и поскольку Русь приняла крещение от Византии, долгое время киевский митрополит подчинялся константинопольскому патриарху. Да и сами митрополиты были греками.

- в 1051 (дата для запоминания) впервые был избран русский человек (Иларион)

- Просмотр фильма «Киево-Печерский монастырь»

- Ребята смотрят на доску, читают терминологию.













- Учащиеся высказывают свои предположения


- Учащиеся записывают тему урока в тетради





Учащиеся выполняют задание




Учащиеся при помощи учителя распределяют слова по группам.





- Сохранившееся вече

- Совет старцев

- Дружина

- Наместники

- Удельные князья




-Конечно земля!



- нет, территория была большой





- Лучше пахотные, те, которые необходимы были всем людям












- От слова отец «отчая земля» - земля отца












- Учащиеся высказывают свои точки зрения:

 - плюсы и минусы








- Учащиеся делают свои предположения






- 988 год

  1. Закрепление:

Учащимся предлагается в своих тетрадях написать 5 предложений на тему «Основные черты русского общества в 11 веке»

Учащиеся выполняют задание и сдают тетради учителю на проверку

  1. Рефлексия: «Свободный микрофон»

Учащимся предлагается высказаться о форме урока, о том, кто может быть выбран «историком дня» по итогам урока

 Урок подготовлен по учебнику: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М.:-2010.с.240


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что непонятно у классиков или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов

"Что непонятно у классиков" или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного элективного  курса для учащихся 8-9  классов...

План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"

План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"Автор: Горошенкина Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ№27" г.ПермиУрок подготовлен по учебнику: Сахаров А.Н. История...

План-конспект урока истории в 7 классе на тему "Основные сословия российского общества в 17 веке"

Данная разработка предназначена для 7 класса и содержит все необходимые материалы для проведения урока по данной теме....

Основные сословия российского общества в XVII веке.

Характеристика основных сословий: состав, права и обязанности феодалов, крестьян, городского населения, духовенства, казачества....