Ленд-лиз: маршрутки и поставки
проект по истории (8 класс) на тему
Данное исследование помогает нам разобраться в сущности "ленд-лиза".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ленд-лиз: маршрутки и поставки | 184.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации
Муниципального образования «Город Саратов»
МКУ «Городской методический центр»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 84»
Заводского района г. Саратова
Ленд-лиз: маршрутки и поставки
Секция: История России
МОУ «СОШ № 84»
автор проекта:
Гусева Валерия
учащаяся 8 «А» класса
средней общеобразовательной школы № 84
г. Саратова
Руководитель: Тумаков С.В.
учитель английского языка
Саратов – 2015
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность ленд-лиза
1.1. История возникновения
1.2. Помощь, оказанная СССР по Ленд-лизу
Глава 2. Маршруты поставок
Заключение
Приложения
Список литературы
Введение
В 2015 г. весь мир будет отмечать 70-летие Победы во Второй мировой войне, тогда, как и сейчас между Советским Союзом и странами Запада существовали политические и идеологические противоречия. Несмотря на это они объединились в борьбе с общим врагом – фашистской Германией.
Воплощением этого единения стали поставки оружия, техники и продовольствия из США в Советский Союз, Великобританию, Францию и Китай – ленд-лиз. В данной работе будут рассмотрены только поставки, которые осуществлялись в Советский Союз.
Актуальность данной работы обусловлена различными точками зрениями по вопросу о вкладе этой помощи в Победу Советского Союза над фашистской Германией.
Цель: выяснить значимость поставок по ленд-лизу для Красной Армии.
Исходя из целей будут поставлены следующие задачи:
- рассмотреть причины возникновения ленд-лиза;
- выявить объёмы поставок Советскому Союзу;
- исследовать пути поставок на территорию СССР.
При написании данной работы были использованы опубликованные документальные материалы военного периода. Работа состоит из введения двух глав, в каждой из которых содержится по два раздела, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущность Ленд-лиза.
1.1. История возникновения.
Данная работа, поможет нам определить важность поставок для СССР, а в данной главе, мы определим, что такое Ленд-лиз и раскроем его сущность.
Само определение Ленд-лиз произошло от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду. Своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов[1].
О предоставлении американского оружия во временное пользование впервые попросил президента США Франклина Рузвельта британский премьер-министр Уинстон Черчилль 15 мая 1940 г., предложивший временно передать Великобритании 40–50 старых эсминцев в обмен на британские военно-морские и воздушные базы в Атлантическом океане. Сделка состоялась в августе 1940 г., однако на ее основе возникла идея более широкой программы.
По распоряжению Рузвельта, в министерстве финансов США осенью 1940 г. была образована рабочая группа по подготовке соответствующего законопроекта. Юрисконсульты министерства Э. Фоли и О. Кокс предложили опереться на закон 1892 г., который позволял военному министру, «когда по его усмотрению это будет в интересах государства», сдавать «в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». К работе над проектом были подключены также сотрудники военного и военно-морского министерств. Закон (акт) о ленд-лизе был подписан 11 марта и по нему было выделено 7 млрд. долл. На закупку продукции и военной техники.
Согласно утвержденным принципам, в законе было прописано:
« а) Несмотря на положения любого другого закона, президент может по мере необходимости, когда он сочтет это отвечающим интересам национальной обороны, уполномочивать министра обороны, министра военно-морского флота пли руководителей любого другого правительственною ведомства или агентства:
1) производить в арсеналах, на заводах и судоверфях, находящихся в их юрисдикции, или иным образом заготавливать в пределах, определяемых выделенными на эти цели финансовыми средствами, любой оборонный материал, предназначаемый для правительства любой страны, чью оборону президент считает жизненно важной для именных Штатов;
2) продавать, передавать в собственность, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом такому правительства любой оборонный материал, но ни один оборонный материал, не произведенный или не заготовленный в соответствии с параграфом 1 настоящего подраздела, не может быть каким-либо образом передан по настоящему параграфу без консультации с начальником штаба армии, или командующим военно-морскими операциями или с ними обоими».
3) испытывать, проверять, ремонтировать, оборудовать, переделывать или иным образом приводить в хорошее рабочее состояние в той мере, в какой это обеспечивается выделенными настоящим законом средствами или контрактами, одобренными в то или иное время конгрессом, или же и тем и другим способом, любой оборонный материал, предназначенный любому такому правительству, или же обеспечить какой-либо или все виды такого обслуживания по частному контракту;
4) передавать любому такому правительству любую оборонную информацию, относящуюся к любому оборонному материалу, поставленному такому правительству в соответствии с параграфом 2 настоящего полраздела;
5) разрешить экспорт любого оборонного материала, передаваемого любым образом любому такому правительству в соответствии с настоящим подразделом.
6) Сроки и условия, на которых любое такое правительство получает любую помощь в соответствии с подразделом «а», должны определяться президентом как удовлетворительные, подобно тому как должна определяться выгода для Соединенных Штатов в форме оплаты, или в форме выплаты в натуральной форме либо в виде собственности, или же в любой иной форме прямой или косвенной выгоды, которая будет сочтена президентом удовлетворительной»[2].
По сути эта норма закона свидетельствовала о предоставлении различных видов имущества в долгосрочную аренду (на период войны) в одних случаях – по первоначальной, а в других по остаточной стоимости, т. е с учётом износа. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.
В приложении 1, нами показаны объемы поставок из США по ленд-лизу, странам-союзникам (получательницам) в млрд. долларов[3].
1.2. Помощь, оказанная СССР по Ленд-лизу.
Конечно же, что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 г. 1 октября 1941 года в Москве был подписан первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 г., в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 г. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна»[4].
Ленд-лиз имел обратную сторону, заключавшие с США договор о поставках продукции и техники страны, обязывались не только защищать интересы Америки, но и поставлять в США стратегические материалы. Данные поставки учитывались при окончательных расчётах.
В ходе войны, в СССР были поставлены миллионы тонн грузов, но большинство историков больше интересует, военная техника союзников.
По данным, показанным в приложении 2 видно, что Советская промышленность не могла в должной степени удовлетворить нужды Красной Армии, по следующим видам продукции: автомобили, паровозы, алюминий, медь, взрывчатые вещества и т.д.[5]
Если посчитать в процентах общее количество произведенной и поставленной в СССР продукции, то мы получаем результат, показанный в таблице:
Таблица 1. Доля поставленной в СССР продукции по ленд-лизу (%) отношении к произведённой советской промышленностью в 1941-1945 гг.
Танки | 12,8 % | 87,2% | 100% |
САУ | 7,8% | 92,2% | 100% |
Орудия и миномёты | 2,7% | 97,3 | 100% |
Корабли | 22,4% | 77,6% | 100% |
Автомобили | 64% | 36% | 100% |
Стрелковое вооружение | 0, 75% | 99,25% | 100% |
Автомобильный бензин | 2,7 % | 97,3 % | 100% |
Авиационный бензин | 40% | 60% | 100% |
Рельсы | 36% | 64% | 100% |
Паровозы | 72% | 28% | 100% |
Взрывчатые вещества | 36,6% | 63,4% | 100% |
Алюминий | 55% | 45% | 100% |
Медь | 45% | 55% | 100% |
Автопокрышки | 30% | 70% | 100% |
Сахар | 29,5% | 70,5% | 100% |
Хлопок | 6 % | 94% | 100% |
Металлорежущие станки и прессы | 24% | 76% | 100% |
Таким образом, исходя из приложения 2, получается, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%.[6]
Мы можем заявить, что ленд-лиз не оказал решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производства таковых в СССР, но Советский союз вполне мог бы перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы.
Конечно же, не стоит забывать еще о некоторых интересных фактах.
Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом.
Хотелось бы отметить, что многих историков смущает маленькое количество поставок, но и это вполне объясняемо. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. Как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.
Мы считаем важным добавить высказывания Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова и Наркома внешней торговли СССР в годы Великой Отечественной войны Анастаса Ивановича Микояна о помощи союзников. Г.К. Жуков говорил: «Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии».
Аналогично оценивает роль поставок и А.И. Микоян, который говорил: «Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность, и заметно возросли темпы наступления»[7].
Глава 2. Маршруты поставок.
Как известно, поставки попадали в СССР пятью путями: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику[8].
Один из наиболее известных этих маршрутов, безусловно, мурманский. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями.
С помощью приложения 3 мы можем увидеть соотношение объема грузоперевозок по различным маршрутам в тоннах. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев.
В приложении 4 мы можем увидеть, насколько эффективно действовали Люфтваффе и Кригсмарине по арктическим конвоям.
Однако наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток (46% от общего объема поставок) или через Северный Ледовитый океан в арктические порты (3%). В основном ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США, само собой, морем. Однако большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом (тот самый АлСиб). Тем не менее, и на этом пути возникали свои трудности, на этот раз связанные уже с Японией. В 1941 – 1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах[9].
Заключение
В ходе данного исследования, нами были рассмотрены поставки оборудования и сырья из США в страны-союзницы по антигитлеровской коалиции, которые в науке получили название ленд-лиз. Первоначально Закон о ленд-лизе действовал только в отношении Великобритании, которая вела борьбу с Германией, но постепенно положения закона стали распространяться и на другие страны, в том числе и на Советский Союз.
Значимость этих поставок и их вклад оценивается по-разному. На основе представленного в работе материала можно сделать следующие выводы:
- по представленной в диаграммах и таблице номенклатуре, поставляемых промышленных и военных товаров отчётливо видно, что в общем объёме произведённой в СССР за годы войны продукции, они составляют небольшой процент;
- есть группа товаров или продукции, сыгравшей несравненно значимую роль в победе СССР над Германией – автомобили и паровозы, которые повысили манёвренность частей и соединений Красной Армии, которой ей не хватало в самый тяжёлый начальный период Великой Отечественной войны, сюда же следует отнести взрывчатые вещества.
Второе положение выводов, подкрепляется мнениями Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова и Наркома внешней торговли СССР в годы Великой Отечественной войны Анастаса Ивановича Микояна о помощи союзников. Г.К. Жуков говорил: «Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии».
Аналогично оценивает роль поставок и А.И. Микоян, который говорил: «Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления» (3).
Поставлявшаяся по ленд-лизу продукция, доставлялась в Советский Союз несколькими путями. Самым безопасным был так называемый Тихоокеанский маршрут, который, несмотря на провокации со стороны Японии, обладал тем преимуществом, что был удалён от театра военных действий.
Таким образом, к вопросу о значимости помощи союзников стоит подходить дифференцировано, оценивая не общие объёмы поставляемой продукции и техники, а её отдельные категории. В целом советская промышленность справлялась с задачей обеспечения Красной Армии всем необходимым.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Список литературы
1. Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность. http://statehistory.ru/35/Lend-liz--Mify-i-realnost/
2. Закон о ленд-лизе от 11 марта 1941 года. http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/zakon-o-lend-lize.php
3. Ленд-лиз. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%ED%E4-%EB%E8%E7
[1] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.
[2] Закон о ленд-лизе от 11 марта 1941 года.
[3] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.
[4] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.
[5] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.
[6] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.
[7] Ленд-лиз.
[8] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.
[9] Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нет!" маршруткам-убийцам!"
Классный час "Нет!" маршруткам-убийцам!" был проведен в 7 классе....
ОП.08 Использование ПП для торговых операций, презентация "Отличия двух вариантов поставки. Назначение конфигурации"
Презентация содержит структурированный материал по теме "Назначение и основные функциональные особенности прикладного решения 1С:Управление торговлей"...
Проект "Мультимедиа - ленд"
Актуальность данного проекта продиктована тем, что современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Про...
Презентация к уроку "Антигитлеровская коалиция и ленд-лиз"
Урок посвящен событиям Второй мировой войны и значению поставок в СССР из Америки и Англии. Представлена презентация к уроку.; дополнительным материалом по каждому слайду. 1 слайд -название темы, 2--...
Театрик-ленд
Организация театрализованной деятельности...
План по самообразованию по теме: "Коррекция речи детей подготовительной группы средствами игровой технологии "Паровозик из Игро-ленда"
Цель: повысить свой профессиональный уровень.Задачи:1. Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного ...
Ленд-лиз – государственный акт США в годы Второй Мировой войны. История 9 класс.
В этой презентации содержится информация о помощи для СССР от США, Великобритании и их союзников в годы Второй Мировой войны. В том числе, есть изображения образцов военной техники. поставляемой стран...