Работа с электронными источниками как этап формирования логического мышления учеников 9-10-х классов.
презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Для современного общества одной из важных проблем является развитие мыслительных способностей подрастающего поколения. Данной проблеме посвящены труды отечественных и зарубежных ученых (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори и др.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ «Стратегия 2020» определено, что развитие человека - это основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Будущее российской политической системы определено стремлением современного человека, миллионов наших граждан к индивидуальной свободе и социальной справедливости.

В образовательных стандартах второго поколения указано, что при отборе содержания образования происходит обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общество и государства. Главная цель образовательного процесса воспитание человека - гражданина России. В основе разработки новых стандартов положена концепция многокультурного плюрализма - все нации и народы, проживающие на территории Российской Федерации, равны между собой и имеют равные права на развитие своей культуры, своего языка и т.д. в рамках одной российской культуры. Кроме того, формируется личностная позиция («Я - гражданин России!») с предметной направленностью на уроках обществознания и истории России. Тем самым определяется значимость изучения исторических документов. В разделе «Преемственность и инновационность» стандартов второго поколения выделяется на инновационная направленность в структуре Базисного образовательного плана, в нем выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся. В рамках образовательного процесса ученики получают возможность выбора широкого выбора спектра занятий, направленных на их развитие экскурсии, кружки, «круглые столы», конференции, диспуты, олимпиады, исследования.

Каждый ученик, включенный в процесс работы с источниками обогащает свои знания, и в дальнейшем сможет применить их в реальной жизни. Умение критического сопоставления какие-либо данных, сравнение и обобщение необходимы для личностного роста каждого школьника. Работа с историческими документами как раз и предоставляет такую возможность. Весь процесс работы с учениками базируется на двух основных определениях мышление и логическое мышление. Исходя из обществоведческого определения мышление — это познавательная деятельность человека итогом, которой является некая мысль, идея. Логическое мышление - это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Для достижения лучших результатов в развитии логического мышления учеников необходимо использовать нестандартные уроки. Это одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона.

Нетрадиционные формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

Возможны уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарии, рецензия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, напоминающие публичные формы общения: диалог, «живая газета».

Изучение исторического наследия является обязательным условие в реализации программ в образовательных учреждениях. Данный элемент работы является важным этапом в формировании личности учеников. Позволяет им расширять имеющиеся навыки и умения, основанные на логическом мышлении.

Цели:

1.    Повысить значимость исторического факта для учеников

2.    Расширить знания учеников при работе с первоисточниками

3.    Формирование позиции «Я - Гражданин»

Задачи:

1.    Создать необходимые условия для учащихся для работы с источниками

2.    Обучить учеников методикам работы с источниками

3.    Сформировать у учеников навыки работы с источниками

4.    Выработать у учеников навыки самостоятельной работы с источникам исторических знаний.

Этапы работы:

1.    Составление учителем плана и описание основ работы с историческими документами

2.    Привлечение учащихся к решению частных задач с документами под руководством учителя

3.    Самостоятельный анализ учениками исторических документов по вопросам.

4.    Формирование критического мышления учеников на основе обсуждения проблемных вопросов

5.    Самостоятельное критическое сравнение учениками исторических документов

Реализация:

Проведение уроков истории и внеклассных мероприятий с учениками на параллели 9-10 классов. Урочные формы: урок-лекция, анализ источников диспут, экскурсия, проблемный урок, семинар. Внеурочные формы: организация исследовательских работ учеников по истории. Применяются элементы не традиционных форм уроков.

Используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые, исследовательские, дискуссия. Источником знаний в данной области стали исторические документы, справочники, электронные звуковые записи, кино-фото - документы, интернет ресурсы. На уроках используются различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Применяются различные приемы работы с источниками, например, составление плана текста, цитирование, аннотирование, рецензирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon google_nikitenko_v.b.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с электронными источниками как этап формирования логического мышления учеников 9-10-х классов. . автор: Никитенко Валерий Борисович учитель истории и обществознания МБОУ «Общеобразовательная гимназия №6» г. Архангельск

Слайд 2

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство. Марк Аврелий (римский император II в.)

Слайд 3

Для современного общества одной из важных проблем является развитие мыслительных способностей подрастающего поколения. Данной проблеме посвящены труды отечественных и зарубежных ученых (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори и др. Актуализация

Слайд 4

Раздел «Развитие человека» Развитие человека- это основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Раздел «Политическая система» Будущее российской политической системы определено стремлением современного человека, миллионов наших граждан к индивидуальной свободе и социальной справедливости. Стратегия 2020

Слайд 5

Основные принципы Обеспечение социальной и духовной консолидации нации. Воспитание гражданина России. Концепция многокультурного плюрализма. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Слайд 6

Мышление — это познавательная деятельность человека итогом которой является некая мысль, идея. Логическое мышление - это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок. Определения

Слайд 7

Изучение исторического наследия является обязательным условие в реализации программ в образовательных учреждениях. Данный элемент работы является важным этапом в формировании личности учеников. Позволяет им расширять имеющиеся навыки и умения основанные на логическом мышлении. Вывод

Слайд 8

Повысить значимость исторического факта для учеников Расширить знания учеников при работе с первоисточниками Формирование позиции Я-Гражданин Цели

Слайд 9

Создать необходимые условия для учащихся для работы с источниками Обучить учеников методикам работы с источниками Сформировать у учеников навыки работы с источниками Выработать у учеников навыки самостоятельной работы с источникам исторических знаний Задачи

Слайд 10

Составление учителем плана и описание основ работы с историческими документами из Академии культуры Google Привлечение учащихся к решению частных задач с документами под руководством учителя Самостоятельный анализ учениками исторических документов по вопросам. Формирование критического мышления учеников на основе обсуждения проблемных вопросов. Самостоятельное критическое сравнение учениками представленных работ. Этапы работы

Слайд 11

Проведение уроков истории с учениками на параллели 9-10 классов с использованием сервисов Google . На уроках в формах: урок-лекция, анализ источников, экскурсия, проблемный урок, семинар. Внеурочная в форме: организация исследовательских работ учеников по истории с использованием сервисов Google . Реализация

Слайд 12

Методы объяснительно-иллюстративные, частично поисковые, исследовательские, дискуссия. Источники знаний Исторические документы, справочники, электронные звуковые записи, кино-фото- документы ( YouTube ), интернет ресурсы (Академия культуры Google ). Формы работы групповая, парная, индивидуальная. На уроке

Слайд 13

Составление плана ответа Цитирование (Академия культуры Google , Google поиск) Рецензирование представленных работ Приемы работы с электронным ресурсом Академия культуры Google

Слайд 14

Учебный год 2014-2015 Проведение уроков истории на основе анализа источников на параллели 9-10-х классов согласно учебно-тематическому планированию. Для 10-х классов ведется спецкурс по теме «Методология научного исследования» Для 9-10 классов проведение научно-исследовательская конференция на базе МБОУ ОГ №6 (секция гуманитарных наук) Результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логического мышления на уроках математики.

О формировании логического мышления  учащихся 5-ых классов на уроках математики. (Учебник: Математика-5, Автор- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и Якир М.С....

Статья "Формирование логического мышления учащихся при обучении математики"

Данная статья опубликована в сборнике статей V МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ, посвященной 75-летию образования физико-математического факультета ПГУ...

Развитие логического мышления ученика на уроках русского языка и литературы.

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...

Применение электронных обучающих материалов для развития логического мышления по теме "Табличные информационные модели" в рамках ФГОС

Статья по теме "Применение электронных обучающих материалов для развития логического мышления по теме "Табличные информационные модели" в рамках ФГОС" расчитана на достижение поста...

Этапы развития логического мышления

Памятка разработана в кратком сжатом виде, что позволяет использовать ее в работе с родителями....

Формирование логического мышления на уроках информатики в 5-6 классе

Статья на тему  Формирования логического мышления на уроках информатики в 5-6 классе....