Сравнительный анализ методических подходов к формированию логического мышления обучающихся 5-6 классов на уроках математики
опыты и эксперименты
Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно).
На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, т.е. учатся мыслить логически.
Если организовать обучение учащихся 5-6 классов решению развивающих заданий по специально разработанной методике, то это будет способствовать развитию у них логического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz_metodicheskih_podhodov.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
(Семинар для учителей математики общеобразовательных учреждений г. Орска)
Лазарева М. С., учитель математики
МОАУ «СОШ № 38 г. Орска»
Развитие мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности. При этом важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приемы, которые необходимы для решения творческих задач, применение знаний в новых ситуациях, доказательства высказываемых утверждений.
Процесс обучения предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Чтобы развить мышление учащихся, нужно показать им как функционирует мышление на практике. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Как результат – ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения.
Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно).
На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, т.е. учатся мыслить логически.
Если организовать обучение учащихся 5-6 классов решению развивающих заданий по специально разработанной методике, то это будет способствовать развитию у них логического мышления, а именно:
- повышению уровня развития комбинаторного мышления;
- овладению наиболее употребительными приемами рассуждения и доказательства: рассуждением по аналогии, обоснованием или опровержением на примере, дедуктивным рассуждением,
- формированию мыслительных операций;
- формированию умения проводить логический анализ при решении задачи;
- формированию умения организовывать поиск решения таким образом, чтобы ни одно решение не потерять;
- формированию умения анализировать чертеж, повышению уровня развития «геометрического зрения»;
- формированию умения выявлять логические закономерности;
При этом можно выделить два подхода к формированию и становлению логико-математического мышления:
- подход, основанный на традиционном обучении, приводящем в зависимости от воздействия и других объективных причин к формированию либо эмпирического, либо теоретического мышления.
- Подход, основанный на специально организованном обучении, ориентированном на формирование учебной деятельности, приводящее к становлению теоретического мышления.
Для формирования логического мышления приоритетным является второй подход, который и был положен в основу формирования технологии. Проблема развития свойств личности, входящих в понятие «логическое мышление», требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Развивающие задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмысливанием и кончая операциями логического и творческого мышления.
С целью проведения сравнительного анализа методических подходов к формированию логического мышления обучающихся была организована экспериментальная работа.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: если целенаправленно включать в процесс обучения математике развивающие задачи в рамках второго методического подхода, то это будет способствовать формированию логического мышления обучающихся.
Для проверки гипотезы был организован и проведен педагогический эксперимент, который проходил на базе МОАУ «СОШ № 38 г. Орска». Традиционное обучение математике организовывалось в 6В классе в 2020-2021 учебном году. Специально организованное обучение проводилось в 6Г классе в 2021-2022 учебном году. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, обучающего и контрольного.
В ходе констатирующего эксперимента был изучен уровень математической подготовки обучающихся: в 2020-2021 учебном году качество в 6В классе – 72%, в 5Г классе – 56%. Отмечу, что развитие логического мышления обучающихся 6В класса в 2020-2021 учебном году проводилось в рамках первого методического подхода. При этом никакой специальной работы по данному направлению в 6В классе в 2020-2021 учебном году не проводилось, а использовались лишь те логические задачи, которые встречались в учебнике. В мае 2021 года по окончанию изучения математики за курс 5-6 класса была предложена работа.
Номер задания | Качества мыслительной деятельности | Формулировка задания |
1 | Гибкость ума | Сколько имеется двузначных чисел, у которых среди цифр есть хотя бы одна пятерка? |
2 | Математический стиль мышления | Вдоль всей траектории забега поставили 15 столбов. После начала забега спортсмен был у третьего столба через три минуты. За сколько минут он пробежит весь путь? (Скорость спортсмена считать постоянной). |
3 | Логическая речь | Восьмилитровый бидон наполнен водой. Как с помощью трехлитровой и пятилитровой банок отлить 1л воды? |
4 | Умение искать решение задачи | По какому признаку можно объединить следующие числа: 121, 40, 31, 22 2, 9, 20 1,5,7 |
5 | Пространственное воображение | Деревянный куб покрасили со всех сторон, потом распилили на 27 одинаковых кубиков. Сколько кубиков имеют 3 окрашенные грани, 2 окрашенные грани? Сколько кубиков не окрашено? |
Результаты выполнения работы представлены в таблице.
Класс | Всего | Писали | Верно выполнили задание | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |||
6В | 25 | 25 | 18 | 20 | 14 | 19 | 22 |
Для проведения количественного анализа эксперимента найдем уровень сформированности качеств мыслительной деятельности обучающихся 6В класса.
Для этого воспользуемся формулой
,
где k – коэффициент сформированности, n – число выделенных качеств,
- число учащихся, у которых сформировано качество, N – число учащихся, принимавших участие в эксперименте.
Заранее отметим, что если , то уровень сформированности умений низкий; если - уровень средний, если - уровень высокий.
Учитывая, что получим
- уровень средний.
Таким образом, уровень сформированности качеств мыслительной деятельности обучающихся 6В класса, обучение которых проводилось по первому методическому подходу, составляет 74%.
Следующим этапом экспериментальной проверки был обучающий эксперимент, организованный в 6Г классе в 2021-2022 учебном году и направленный на включение системы развивающих задач в процесс изучения математики. Поэтому для формирования логического мышления обучающихся 6Г класса была составлена система развивающих заданий по темам:
- аналогия;
- исключение лишнего;
- «в худшем случае»;
- классификация;
- логические задачи;
- перебор;
- задачи с геометрическим содержанием;
- задачи «на переливание»;
- задачи-шутки;
- ребусы;
- занимательные задания;
- частично-поисковые задачи.
Мною осуществлялось логическое включение данного типа заданий в течение всего учебного года при изучении математики в 6Г классе.
Заключительным этапом экспериментальной проверки явился контрольный эксперимент, который состоял в проверке уровня сформированности логического мышления обучающихся 6Г классе с целью сравнения.
В ходе контрольного эксперимента обучающимся 6Г класса в мае 2022 года были предложены те же развивающие задания, что и обучающимся 6В класса в мае 2021 года.
Результаты выполнения работы представлены в таблице.
Класс | Всего | Писали | Верно выполнили задание | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |||
6Г | 24 | 24 | 20 | 21 | 21 | 20 | 23 |
Учитывая, что получим
- уровень высокий.
Таким образом, уровень сформированности качеств мыслительной деятельности обучающихся 6Г класса, обучение которых проводилось по второму методическому подходу, составляет 87%.
Сравнивая результаты проведенного педагогического эксперимента, можно заключить, что при специально организованном обучении, направленном на развитие логического мышления, уровень сформированности качеств мыслительной деятельности обучающихся 6 классов выше (на 13%), чем при традиционном подходе к развитию критического мышления обучающихся. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Кроме того, представляется необходимым сравнить и динамику качества обучения в данных классах за период с 2020-2021 по 2021-2022учебный год: рост качества в 6Г классе составил 7%, в 7В остался неизменным – 72%, что косвенно свидетельствует о влиянии развивающих задач на общую математическую подготовку школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование толерантного сознания обучающихся 10-11 классов на уроках обществознания"
Работа посвящена теме толерантности, о которой сегодня не рассуждает только ленивый да ребенок, которому это понятие незнако...
Деятельностный подход при изучении темы Объемы в 5-6 классе на уроках математики
задачи по теме Объемы на местном материале ....
Формирование культуроведческой компетенции обучающихся 7-8 классов на уроках русского языка средствами технологии проектного обучения
Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 7-8 классах...
Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики
Из опыта работы Система нестандартных задач как средство развития логического мышления учащихся 5-6 классов на уроках математики...
Задачи на формирование функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики
Задачи на формирование функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики...
ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. (обобщение опыта)
В статье рассматриваются способы формирования картографической грамотноcти обучающихся как части информационной компетенции. Систематизируется личный опыт по применению конкретных практических задач, ...
Методические рекомендации "Использование информационно-коммуникационных технологий для развития словесно-логического мышления обучающихся с нарушением слуха на уроках русского языка"
В методических рекомендациях описаны принципы, формы и виды использования информационно-коммуникационных технологий для развития словесно-логического мышления неслышащих обучающихся, приведены п...