Представление собственного иновационного педагогического опыта
методическая разработка по истории на тему
Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._opyt.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта учителя истории МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск
Аверкина Михаила Геннадьевича
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Методическая проблема, над которой работаю «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС».
1. Актуальность и перспективность
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым учителем, обществом и государством в целом.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Целью моего опыта является развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотизма, гражданственности, социальной солидарности и культурно-исторических традиций России.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы патриотизму, гражданственности как одному из важнейших средств раскрытия нравственного потенциала личности, стимулирования его развития. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках истории и обществознания.
Отсюда вытекают основные задачи уроков истории и обществознании:
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно - нравственное воспитание на уроках истории и обществознания.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
3. Формирование личностных основ российской гражданской идентичности.
4. Развитие у учеников социальной ответственности и приверженность к общечеловеческим ценностям.
Гипотеза - Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках истории и обществознания должно способствовать формированию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Практическая значимость. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов исторического образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Таким образом, ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная работа по формированию духовно-нравственных ориентиров школьников на уроках истории и обществознания.
Мотивом для постановки педагогической проблемы стали: низкий уровень гражданской позиции современных молодых людей; конфликты, возникающие на национальной и религиозной почве; низкий уровень культуры общения и поведения; отсутствие исторической памяти многих молодых людей по важнейшим историческим событиям предыдущих эпох; отсутствие интереса к образованию, труду и к самореализации.
Теоретическая база педагогического опыта: гуманистическая концепция о человеке как главной ценности (Н.А. Бердяев, Д. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); теории развития личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.); теоретические положения о личностно-ориентированном обучении (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.Ю., И.С. Якиманская и др.); А.Л.Журавлёв, А.Б.Купрейченко и др.); концептуальные идеи педагогической поддержки (О.С. Газман, Е.А. Александрова, А.В. Мудрик, Т.В. Фролова, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская и др);
Концептуальность. Основой разработки и реализации моего опыта стало изучение федерального государственного образовательного стандарта общего образования, где ведущей является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.
Что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации.
Для современного школьника базовыми являются компетенции:
– информационная (готовность к работе с информацией);
– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми);
– проблемная (готовность к решению проблем).
Иными словами, необходима интегрированность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На моих уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой, необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться высказывать свою позицию и слушать своего товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, помогать и принимать помощь. На уроках школьники переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед собой я ставил задачу обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций на уроках истории и обществознания.
Самостоятельная работа учащихся на уроках истории является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; работа с раздаточным материалом; работа со схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках.
Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т. д. Выдвижение проблемы в данном случае осуществляется с целью активизации мышления школьников в процессе восприятия нового материала.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим также использую ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей, личностно-развивающей ситуации.
Образование должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия личности человека, а предметы история и обществознание помогают маленькому человеку найти собственную позицию в обществе, определить свое место в жизни, сформулировать свое собственное отношение к таким понятиям как «толерантность», «общечеловеческие ценности».
Результативность опыта
В результате работы над формированием духовно-нравственных ценностей учащихся, результатами формирования личности каждого ребенка стали:
- желание и умение учиться;
- доброжелательное отношение друг к другу и ко всем людям;
- умение культурно общаться;
- стремление аргументировать свои решения;
- умение брать ответственность за поступки на себя;
- активность учащихся – «слабые» должны чувствовать уверенность в своих силах; «сильные» ощущать необходимость и пользу в помощи товарищу.
Главная проблема при использовании данного опыта – между необходимостью возрождения духовно-нравственного воспитания школьников и недостаточной разработанностью системы такого воспитания в учебном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Интеграция на уроках истории и обществознания....
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...
Публичное представление собственного иновационного педагогического опыта
«Формирование духовно-нравственных ценностей при ФГОС на уроках истории и обществознания»....