Публичное представление собственного иновационного педагогического опыта
статья по истории по теме
«Формирование духовно-нравственных ценностей при ФГОС на уроках истории и обществознания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._opyt.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта учителя истории МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск
Аверкина Михаила Геннадьевича
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Методическая проблема, над которой работаю «Формирование духовно-нравственных ценностей при ФГОС на уроках истории и обществознания».
1. Актуальность и перспективность
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым учителем, обществом и государством в целом.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Целью моего опыта является развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотизма, гражданственности, социальной солидарности и культурно-исторических традиций России.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы патриотизму, гражданственности как одному из важнейших средств раскрытия нравственного потенциала личности, стимулирования его развития. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках истории и обществознания.
Отсюда вытекают основные задачи уроков истории и обществознании:
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно - нравственное воспитание на уроках истории и обществознания.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
3. Формирование личностных основ российской гражданской идентичности.
4. Развитие у учеников социальной ответственности и приверженность к общечеловеческим ценностям.
Гипотеза - Развитие духовно-нравственных ценностей на уроках истории и обществознания должно способствовать формированию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Практическая значимость. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов исторического образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Таким образом, ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная работа по формированию духовно-нравственных ориентиров школьников на уроках истории и обществознания.
Мотивом для постановки педагогической проблемы стали: низкий уровень гражданской позиции современных молодых людей; конфликты, возникающие на национальной и религиозной почве; низкий уровень культуры общения и поведения; отсутствие исторической памяти многих молодых людей по важнейшим историческим событиям предыдущих эпох; отсутствие интереса к образованию, труду и к самореализации.
Теоретическая база педагогического опыта: гуманистическая концепция о человеке как главной ценности (Н.А. Бердяев, Д. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); теории развития личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.); теоретические положения о личностно-ориентированном обучении (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.Ю., И.С. Якиманская и др.); А.Л.Журавлёв, А.Б.Купрейченко и др.); концептуальные идеи педагогической поддержки (О.С. Газман, Е.А. Александрова, А.В. Мудрик, Т.В. Фролова, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская и др);
Концептуальность. Основой разработки и реализации моего опыта стало изучение федерального государственного образовательного стандарта общего образования, где ведущей является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.
Что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации.
Для современного школьника базовыми являются компетенции:
– информационная (готовность к работе с информацией);
– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми);
– проблемная (готовность к решению проблем).
Иными словами, необходима интегрированность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На моих уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой, необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться высказывать свою позицию и слушать своего товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, помогать и принимать помощь. На уроках школьники переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед собой я ставил задачу обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций на уроках истории и обществознания.
Самостоятельная работа учащихся на уроках истории является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; работа с раздаточным материалом; работа со схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках.
Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т. д. Выдвижение проблемы в данном случае осуществляется с целью активизации мышления школьников в процессе восприятия нового материала.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим также использую ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей, личностно-развивающей ситуации.
Образование должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия личности человека, а предметы история и обществознание помогают маленькому человеку найти собственную позицию в обществе, определить свое место в жизни, сформулировать свое собственное отношение к таким понятиям как «толерантность», «общечеловеческие ценности».
Результативность опыта
В результате работы над формированием духовно-нравственных ценностей учащихся, результатами формирования личности каждого ребенка стали:
- желание и умение учиться;
- доброжелательное отношение друг к другу и ко всем людям;
- умение культурно общаться;
- стремление аргументировать свои решения;
- умение брать ответственность за поступки на себя;
- активность учащихся – «слабые» должны чувствовать уверенность в своих силах; «сильные» ощущать необходимость и пользу в помощи товарищу.
Главная проблема при использовании данного опыта – между необходимостью возрождения духовно-нравственного воспитания школьников и недостаточной разработанностью системы такого воспитания в учебном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...
Представление собственного иновационного педагогического опыта
Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС...